?

Log in

No account? Create an account
Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X

Меня попросили подробней рассказать об упомянутых в посте про первичные ис­точ­ни­ки формах послеполётной отчётности американских пилотов. Поскольку о са­мих бланках писать не особо интересно, я решил попробовать убить сразу двух зайцев: привести перевод такого отчёта на соответствующем бланке, но не первого попавшегося, а опи­сы­ва­ю­щего первое боевое применение известного любителям авиации тактического при­ё­ма «Thach Weave», которое состоялось 4 июня 1942 г. над японским авианосным со­е­ди­не­нием во время сражения при Мидуэе. А заодно рас­ска­зать об истории создания данного приёма, тем более, что это тот редкий слу­чай, когда точно известны и время, и автор. Итак, для начала собственно отчёт, со­с­та­в­лен­ный через несколько часов после описываемых событий.  Read more...Collapse )
U. S. Navy, U. S. Marine Corps, U. S. Army Air Force.

Американские первичные источники по сражению при Мидуэе.
Подборка основных документов, освещающих как планирование, так
и ход сражения с точки зрения участников с американской стороны.

Читать онлайн в оцифрованном виде у меня на сайте.  Read more...Collapse )
Samuel Eliot Morison, Rear Admiral, USNR.

History of United States Naval Operations in World War II, Vol 4.
Coral Sea, Midway, and Submarine Actions, May 1942 - August 1942.
Первое издание: Little, Brown & Company, Boston, 1949.

купить книгу (www.amazon.com)

Самуэль Элиот Морисон.

Американский ВМФ во Второй мировой войне.
Коралловое море, Мидуэй и действия подводных лодок, весна-лето 1942.

АСТ, М. – Terra Fantastica, СПб, 2003. Серия: «Военно-историческая библиотека».

скачать цифровую версию (найти бумажную книгу нынче уже сложно).  Read more...Collapse )
В дополнение к тезисам, обсуждаемым сейчас у А. В. Исаева, хотелось бы добавить немного иллюстративного материала. При оценке действий того или иного командира многие действительно допускают распространённую ошибку – судят о них с по­зи­ции послезнания. Это вызвано тем, что исследователи, описывая какое-то сражение, в большинстве случаев имеют на руках да­н­ные с обеих сторон, а также уже знают, чем это всё закончилось. В результате, хотя сами они и представляют события «из­ну­т­ри», но читатель получает уже интегрированную картинку, взгляд «снаружи». В качестве примера, вот как выглядит при­вы­ч­ная стандартная схема критических часов моего любимого сражения при Мидуэе:  Read more...Collapse )
В результате понижения при проектировании стандартного водоизмещения двух пре­ды­дущих авианосцев с 20 700 т до 20 000 т, остававшийся у США лимит уве­ли­чил­ся до 15 200 т. Однако изменения в конструкции строящегося «Рейнджера» – в частности, добавление надстройки – увеличило его водоизмещение на 700 т, ко­то­рые пришлось вычитать из лимита. Таким образом, в распоряжении кон­струк­то­ров из Отдела предварительного проектирования, приступавших летом 1934 г. к разработке последнего «вашингтонского» типа американских авианосцев, ос­та­ва­лось лишь 14 500 т. И в очередной раз перед ними была поставлена крайне слож­ная задача – вместить чуть ли не все возможности крупного авианосца в явно не­до­ста­точ­ное для этого водоизмещение.  Read more...Collapse )
Для проверки одной идеи потребовалось набросать диаграммки по межвоенному строительству авианосцев в США и Японии. Однозначного подтверждения та идея в результате не получила, но вместо этого стали заметны некоторые закономерности, на которые ранее как-то не обращал внимания:   Read more...Collapse )
По заявкам радиослушателей в таблицу добавлены звания Королевского флота Ит­а­ли­и, а адмиральская часть переформатирована с тем, чтобы германские контр-ад­ми­ра­лы находились на одном уровне со своими коллегами. Ещё раз напоминаю, что нахождение в од­н­ой строке не обязательно означает полное соответствие зва­ний, та­б­ли­ца лишь показывает какие звания имелись в каждой из категорий во­ен­но­слу­жа­щих того или иного флота. «Кандидаты в офицеры» в таблице рас­по­ло­же­ны не­по­с­ре­д­ственно за действующими офицерами лишь для удобства, в дей­с­т­ви­те­ль­но­сти их статус был ниже или приравнивался к уоррент-офицерам. Звания ВМС Японии при­ве­дены на состояние после реформы ноября 1942 г.  Read more...Collapse )
Предыдущую часть мы закончили на промежуточной парковке севшего самолёта в носовой части полётной палубы. На этом работа данной команды «синих» по да­н­но­му самолёту была пока завершена, и они возвращались на исходные позиции на галереях по бортам полётной палубы дожидаться следующей машины. А всё то вр­е­мя, что они занимались предыдущей, другие команды «синих» проделывали те же самые операции с продолжающими садиться самолётами. Скорость работы этого «конвейера» и определяла интервал между посадками – в штатном режиме он составлял около 90 с. Тем временем другие члены палубной команды также вк­лю­чались в работу, теперь уже по обслуживанию севших машин.   Read more...Collapse )
Office of Naval Intelligence.

Combat Narratives: The Battle of Midway, June 3-6, 1942.
Publications Section of the Combat Intelligence Branch,
Office of Naval Intelligence, Navy Department, Washington, D. C., 1943.

Читать онлайн в оцифрованном виде у меня на сайте, или смотреть скан оригинала. Read more...Collapse )
Richard Waller Bates, Captain, USN.

The Battle of Midway Including the Aleutian Phase, June 3 to June 14, 1942.
Strategical and Tactical Analysis. (NAVPERS 91067)

Department of Research and Analysis, U.S. Naval War College, Newport, R.I., 1948.

Читать онлайн в оцифрованном виде у меня на сайте, или скачать скан оригинала.   Read more...Collapse )
После того, как мы ознакомились с предысторией, самое время познакомиться с собственно организаций работы палубной команды американского авианосца. В ка­че­стве иллюстраций использованы кадры из учебных фильмов ВМС США из се­рии «Палубная команда» (Flight Deck Crews): «Landing and Re-spotting Aircraft» и «Launching Aircraft», снятых в 1943 г. на борту задействованного в тот момент в ка­че­с­тве тре­ни­ровочного эскортного авианосца типа «Касабланка» (скорей всего, это был CVE-58 «Коррехидор»), а также гораздо более качественные фотографии, что были сде­ла­ны при съёмке этих фильмов. Итак, попробуем совершить посадку на американский авианосец времён Второй Мировой...   Read more...Collapse )

Мидуэй: Награды

Так получилось, что раньше я как-то не интересовался практикой награждения го­су­дар­с­т­вен­ными наградами в ВМС и Корпусе морской пехоты США во время Вто­рой Мировой. В смысле, я знал, какие награды там в тот период имелись, знал чем были награждены особо выдающиеся деятели, но не более того. Но недавно мне за­да­ли вопрос про награды за мой любимый Мидуэй, и я удивился, почему не до­га­да­л­ся поинтересоваться данным аспектом этого сражения ранее. Взял спи­с­ки лё­т­но­го состава авиаподразделений, принимавших участие в боевых де­й­с­т­виях при Ми­ду­эе (всего около 500 человек) и прогнал их через американскую на­г­ра­д­ную ба­зу. Сказать, что очень удивился результату – ничего не сказать.   Read more...Collapse )
Поскольку были вопросы на тему как эта ранняя американская схема работала, сделал небольшую нарезку из фильма «The Attack Carrier. From U.S.S. Langley CV-1 to U.S.S. Enterprise CVAN-65» со съёмками посадок. От самых первых на «Лэнгли» до более поздних на «Лексингтоне». Напоминаю, что за самые ранние кадры мы должны быть благодарны капитану 2-го ранга Кеннету Уайтингу, который снимал их на личную кинокамеру.   Read more...Collapse )
В августе 1926 года в центральной части полётной палубы «Лэнгли» был ус­та­но­в­лен аварийный барьер нового типа. Он состоял из стоек по бортам и натянутых между ними поперёк полётной палубы стальныых тросов, находившихся на вы­со­те фюзеляжа самолёта. Барьер был снабжён гидравлической системой, поз­во­ля­в­шей быстро поднимать и опускать стойки. Его назначением было уже не пре­до­твра­ще­ние выката самолётов с полётной палубы, а разделение её на две зоны – по­са­до­ч­ную в кормовой части и безопасную парковочную в остальной части па­лу­бы. По­с­ле посадки самолёт отцепляли от тросов аэрофинишёра, перекатывали за опу­ще­н­ный аварийный барьер, затем барьер поднимался, и авианосец был готов к посадке следующей машины без риска повредить уже севшие...   Read more...Collapse )
Судя по недавно опубликованным фото- и видеоматериалам с борта первого ки­тай­с­ко­го авианосца «Ляонин» (достроенный советский ТАКР «Рига»/«Варяг» про­е­к­та 1143.6), в Военно-морском флоте Народно-освободительной армии Китая ре­ши­ли не изобретать велосипед и по­за­и­м­ствовали отработанную многими де­ся­ти­ле­ти­ями американскую систему вз­лёт­но-посадочных операций палубной авиации. Цветовая «кодировка» спе­ци­а­ль­ностей палубной команды была также по­за­и­м­с­т­вована без каких-либо изменений. В связи с этим небезынтересно вспомнить, как за­рож­да­лась и как первоначально работала эта система. А её история, обя­за­нн­ая своим возникновением весьма сво­е­об­раз­ной конструкции первого аме­ри­кан­с­кого авианосца, началась в далёкие 20-е го­ды прошлого века...   Read more...Collapse )
Поскольку у народа, боюсь, сложилось впечатление, что на пресловутой Тор­пед­ной станции ВМС в Ньюпорте служили ис­клю­чи­тель­но криворукие вредители, ме­с­то которым в американском Гулаге, то хочу их немного «реабилитировать». По­лез­ны­ми делами они тоже занимались. На фотографиях ниже – проводившиеся там ис­пы­та­ния мер по улучшению параметров сброса ави­а­тор­пед Mark 13, в виде объ­е­ди­нён­ных кадров скоростной кинокамеры. Здесь надо заметить, что «за­чёт­ны­ми», естественно, считались лишь те сбросы, после которых у торпеды запускался дви­га­тель, она не рикошетила от воды или, наоборот, не уходила вниз (или в цир­ку­ля­цию), а выходила на выставленную глубину хода и про­дол­жа­ла движение не меняя курса: «runs hot, straight and normal  Read more...Collapse )

UPD: По заявкам радиослушателей, про скорость «Авенджера» :)

Наученный горьким опытом, командующий подводными силами Тихоокеанского флота контр-адмирал Локвуд решил не дожидаться предложений конструкторов Торпедной станции в Ньюпорте, а найти решение проблемы на месте, соб­с­т­вен­ными силами. Поэтому в начале сентября 1943 года специалисты всех торпедных мастерских главной базы Тихоокеанского флота в Пёрл-Харборе (не забываем, что кроме подлодок торпеды применяли и надводные корабли, а также палубная ави­а­ция) начали искать максимально простой и, что немаловажно, быстрый способ ус­т­ра­не­ния выявленных недостатков контактного взрывателя Mark 6. Было пред­ло­же­но несколько вариантов решения проблемы, но самыми простыми и оче­вид­ны­ми стали два из них...   Читать полностью на портале Warspot ›››

UPD. Ну и для тех, кто не видит там заглавную картинку целиком :) Read more...Collapse )
Ещё одна диагрммка из последней части торпедной опу­пеи. Теперь на тему кем и чем были по­то­плены ко­ра­б­ли и суда, потерянные японцами на Ти­хо­о­ке­ан­с­ком ТВД, но на этот раз взято уже не количество, а общий тон­наж в миллионах «длинных тонн». Как и в про­ш­лый раз, кра­с­ный цвет обо­зна­ча­ет тоннаж ко­ра­б­лей и судов из со­с­та­ва армии и флота, а синим – торгового флота.

На базе диаграммы из отчёта Joint Army–Navy As­s­es­s­ment Committee, “Japanese Naval and Mer­ch­ant Shipping Losses During World War II by All Causes”, 1947.
Как справедливо заметил ijn_myoko, несколько странно было включить в сводную диаграмму не все боевые корабли, по­то­п­лен­ные американскими подлодками, а лишь определённые классы. Поэтому я ручками сделал список уже всех кораблей в хро­но­ло­ги­чес­ком порядке. Включая подлодки, гидроавианосцы, минзаги, эскортники, а также всякую экзотику вроде ар­мей­ско­го авианосца, десантных кораблей-доков и т. д. А ещё мой любимый танкер-авианосец «Хаясуи» :) Всего 86.   Read more...Collapse )

UPD. При помощи всё того же ijn_myoko добавлена «мелочь», то есть корабли с в/и < 1000 т (миноносцы, старые эс­мин­цы, сторожевики и эскортники). Таким образом список увеличился до 110 единиц. Соответственно скорректирована и диаграмма.
UPD 1. Для полной красоты :) добавлены 2 немецкие подлодки. Спасибо blackabdulla, что напомнил.
UPD 2. Добавлены минзаги и «номерные» охотники за ПЛ. Список увеличился до 127 единиц. Диаграмма пока не обновляется.
UPD 3. Добавлены тральщики и вспомогательные крейсеры. Также при помощи ijn_myoko добавлены «номерные» де­сан­т­ные и эскортные корабли. Общий список увеличился до 172 единиц. Внесены изменения в диаграмму.
Спустя ровно месяц после приказа Главкома Тихоокеанского флота США о за­пре­те использования магнитных взрывателей произошло событие, максимально на­гляд­но продемонстрировавшее, что с проблемами торпед Mark 14 ещё далеко не по­кон­че­но. И до этого многие командиры подлодок уже неоднократно до­кла­ды­вали, что с простыми и, казалось бы, на 100% надёжными контактными взры­ва­те­ля­ми тоже не всё в порядке. Но данный инцидент был просто вопиющим. Лучше всего ознакомиться с ним по рапорту капитана 3-го ранга Лоуренса «Дэна» Дэ­с­пи­та, командира подводной лодки SS-283 «Тиноза». Это как раз один из тех слу­ча­ев, ко­гда сухие формулировки документа передают происходящее гораздо ярче, чем лю­бой художественный пересказ.   Читать полностью на портале Warspot ›››
Для заключительной части опупеи про «Большой торпедный скандал» понадобилась диаграмка по японским кораблям и су­дам, потопленным американскими подводными лодками на Тихоокеанском ТВД, причём с помесячной разбивкой. Для пу­щей наглядности. Поскольку готовой не нашёл, пришлось набросать самому. В результате и сам удивился.  Read more...Collapse )
Между тем контр-адмирал Локвуд принял дела и совершил ин­спек­ци­он­ную по­ез­д­ку по удалённым базам подлодок Тихоокеанского флота, а также про­ин­спек­ти­ро­вал судоремонтные мощности на западном побережье США, откуда 13 апреля 1943 г. был вызван в Вашингтон. Там он встретился с Главкомом ВМС США адмиралом Эр­не­с­том Кингом, а затем принял участие в большом совещании в Министерстве фло­та, посвящённом повышению эффективности подводных сил. Как впо­след­с­т­вии вспо­ми­нал сам Локвуд: «ничего хорошего из этого не вышло, так как я не сте­с­нял­ся в вы­ра­же­ни­ях», однако один из пассажей его выступления впоследствии во­шёл в большинство работ, посвящённых действиям американских подводных ло­док во Вто­рой Мировой войне:   Читать полностью на портале Warspot ›››
Можно долго гадать, почему выбор пал именно на капитана Флеминга, притом, что чего-чего, а примеров героизма и самопожертвования в ходе сражения при Ми­ду­эе хватало с избытком – достаточно вспомнить ту же 8-ю эскадрилью тор­пе­до­нос­цев, погибшую почти в полном составе. Но, подозреваю, всё было предельно просто: под­тверж­дён­ный свидетелями подвиг пилота, который всё-таки довёл го­ря­щую машину до точки сброса, наиболее точно соответствовал критериям на­граж­де­ния этой медалью: «For extraordinary heroism and conspicuous intrepidity abo­ve and beyond the call of duty». Я привёл формулировку в оригинале, так как в русском переводе оно выглядит уже не так органично:  Read more...Collapse )
Сообщение командующего подводными силами юго-западного сектора Тихого оке­а­на контр-адмирала Локвуда о проведённых испытаниях было получено Уп­рав­ле­ни­ем вооружений ВМС США 22 июня 1942 г. Раз­ра­бот­чи­кам торпед Mark 14 по­тре­бо­ва­лась всего неделя на то, чтобы составить достойный ответ. Суть его сво­ди­лась к тому, что поскольку испытания проводились людьми, не имевшими спе­ци­аль­ной подготовки, и без соблюдения должных методик, то их результаты и бли­з­ко не от­ра­жа­ют действительного положения вещей, а посему «не представляют ни­ка­ко­го практического интереса». На логичное предложение Локвуда про­ве­с­ти свои испытания уже «по науке» специалисты Торпедной станции в Ньюпорте от­ве­ти­ли гордым молчанием...   Читать полностью на портале Warspot ›››
mikuma.jpgВ 00.15, 5 июня 1942 г. находившиеся в районе Мидуэя японские соединения по­лу­чи­ли секретную директиву Глав­но­ко­ман­дующего Объединённым флотом Японии адмирала Исороку Ямамото за номером 303. Практически всем боеспособным ко­ра­б­лям пред­пи­сы­ва­лось изменить курс и двигаться в точку рандеву с основными силами. В 02.55 директива была подкреплена опе­ра­тив­ным приказом Главкома №161, на­чи­нав­шим­ся со слов «Операция по захвату AF [Мидуэя] отменяется». По большому счёту, пере­лом­ное сражение Тихоокеанской войны, в ходе которого япо­н­цы уже потеряли четыре эскадренных авианосца, на этом можно было считать за­кон­чив­шим­ся. Но обе стороны об этом пока не знали.  Read more...Collapse )
От позавчерашнего обсуждения взрывателей меня слегка вштырило, так что я решил не лениться и набросать более или менее подробную схему работы того самого злополучного американского инерционного взрывателя. Наслаждаемся...  Read more...Collapse )

А вот в какое убожество всё это механическое великолепие превратилось в следующей версии Mark 6 Mod. 5 :)  Read more...Collapse )

И об источниках...

За что я люблю работу непосредственно с документами (а не с их пу­б­ли­ка­ци­я­ми или, тем более, изложениями), так это ещё и за то, что там имеется чисто слу­жеб­ная информация, которая, зачастую, говорит не меньше, чем текст самого до­ку­мен­та. В данном случае на фотке фрагмент со «списком доставки». То бишь, ко­му контр-адмирал Ч. Локвуд счёл необходимым отправить копии рапорта ко­ман­ди­ра SS-283 «Тиноса», цитата из которого была в передыдущем посте. Если коротко, там все, начиная от Главкома ВМС США и заканчивая командирами всех подлодок ТФ. Если кого и нет в этом списке, так это Господа Бога, президента США и... на­чаль­ни­ка одной конторы в структуре Министерства флота, которого эта информация, казалось бы, касалась напрямую... И это даёт такую пищу к размышлению :)
Этот милый интеллигентный дяденька с контр-адмиральскими погонами, Лоурэнс «Дэн» Дэспит, в 1943 г. в звании капитана 3-го ранга командовал подлодкой SS-283 «Ти­но­са». В книге бывшего командующего подводными силами ТФ США вице-ад­ми­ра­ла Ч. Локвуда ему посвящены следующие строки: «Я ожидал потока ру­га­ни и проклятий, как в свой адрес, так и в адрес Управления вооружений, Тор­пед­ной станции в Нью­пор­те, минно-торпедной мастерской базы... И я не смог бы его за это винить – 19 000-тон­ные танкеры на деревьях не растут. Но, думаю, Дэн к тому времени уже дошёл до та­ко­го градуса ярости, что у него просто не ос­та­ва­лось слов.» Я тоже восхищаюсь вы­дер­ж­кой офицера – на его месте я бы точно разнёс все эти богадельни вдребезги и на­по­по­лам. Речь о со­бы­тии, ставшем про­ло­гом к третьему акту «Большого торпедного скан­да­ла», и это тот случай, когда документ намного ярче любого изложения.  Read more...Collapse )
Поскольку кое-кто :) в упор не желает видеть, где именно соврал глу­бо­ко­ува­жа­е­мый американский историк флота С. Э. Морисон в том пресловутом примечании, что вызвало возмущение бывшего Главкома Азиатского флота США адмирала Т. Харта, то попробуем разобраться предметно и по пунктам. Итак, ниже опять текст того примечания (в моём переводе, оригинал приводился в предыдущем посте). На этот раз в сомнительных, мягко говоря, местах я ставлю не восклицательные знаки, а циферки уже для своих примечаний. Хотя, мне почему-то казалось, что про­чи­тав­шие статью могли заметить все эти «неувязочки» и сами.  Read more...Collapse )

Tags:

Недавно у vova_modelist случилась очередная дискуссия о том, стремились ли США (точней, администрация президента Ф. Д. Рузвельта) вступить во Вторую Ми­ро­вую войну, или их больше «ус­тра­ивало положение невоюющей страны». Я слабо разбираюсь в политической и ди­пло­ма­ти­чес­кой ис­то­рии, поэтому про ситуацию с тем же «ультиматумом Хал­ла» от 26 ноября 1941 г., на ровном месте накалившим аме­ри­ка­но-японские отношения до то­ч­ки кипения (если не до точки невозврата), вам, наверное, лучше рас­ска­жет тот же panzer_papa, а меня все­гда сильней ин­те­ре­со­ва­ло как вся эта высокая по­ли­ти­ка ре­а­ли­зо­вы­ва­лась уже на более при­зем­лён­ном уровне военно-морской конкретики.  Читать на портале Warspot ›››
И бонус для тех, кого заинтересовал эпиграф (и предыдущий пост)  Read more...Collapse )

Tags:

Очередное обострение известного срача у меня странным образом совпало с написанием статьи вот с таким эпиграфом:

Примечание [20] должно быть либо переписано так, чтобы
соответствовать фактам, либо следует убрать его вообще;
это не та часть нашей истории, которой следует гордиться.
Из замечаний адмирала Т. Ч. Харта к 3-му тому «Истории
военно-морских операций США во Второй Мировой войне»


P.S. Кстати, к рекомендации адмирала нифига не прислушались и решили быть до конца верны генеральной линии партии. По крайней мере, в моём 2001 года переиздании (а там практически репринт) оное примечание [20] присутствует в своём пер­во­здан­ном виде образца 1949 г. Особо нетерпеливые могут посмотреть его на стр. 57, но без контекста оно мало чего даст.

И о секретности.

Забавно, раньше не обращал внимания. В оперативных документах ВМС США (приказы, оперативные планы, рапорты о бо­е­вых действиях и т. д.) названия оперативных соединений везде пишутся с указанием их номера, например Task Force SIXTEEN, Task Force SEVENTEEN и т. д. В то время как в обзорных работах времён войны, типа “Combat Narratives, Battle of Midway, June 3-6, 1942”, Office of Naval Intelligence U.S. Navy, March 13, 1943. (тоже с грифом «Секретно», кстати) задним числом эти номера ши­фро­ва­ли. Номер заменялся первой буквой фамилии командира соединения, точней её заменой в «радиоалфавите». Со­от­вет­ственно 16-е ОС превращалось в Task Force SUGAR (Спрюэнс), а 17-е в Task Force FOX (Флетчер) и т. д.

Теперь сижу и пытаюсь понять, что же суперсекретного было именно в этих двух номерах. Потому как всё остальное – номера дивизионов, авиагрупп, эскадрилий, имена кораблей и командиров этих частей и подразделений – даётся открытым текстом.

UPD. И что ещё интересно, ни в указанной выше работе, ни в большинстве других, уже послевоенных, когда всё это давно рас­се­кре­тили, не указываются номера других ОС, участвовавших в Мидуэе. В смысле, не номера даже секретят, а вообще не упо­ми­на­ет­ся об их существовании. Пишут про три группы подлодок с перечислением поимённо, но почти нигде не встретишь, что согласно «Оперативному плану № 29-42» они составляли 7-е ОС. А уж про то, что гарнизоны атоллов Мидуэй, Джонстон и мелких островков – это 4-е ОС, или все эскадрильи патрульных «Каталин» – это 9-е ОС, вообще нигде не упоминается.

И опять про «чугунки»...

Сиречь, про свободнопадающие авиабомбы, для разнообразия – про современные. Я, несомненно, разделяю чрезвычайно свежую и оригинальную мысль, что лучше быть богатым, но здоровым, чем бедным, но больным. В том смысле, что каждый си­рий­ский сарай с парой-тройкой вооружённых бабаев внутри должен по­ра­жать­ся исключительно корректируемой авиабомбой (и непременно модификации «С», потому как это круче), а каждая полуубитая «Тойота» с тем же содержимым – ра­ке­той «воздух-поверхность» с лазерной ГСН или, на худой конец, кассетным бое­при­па­сом с самонаводящимися противотанковыми боевыми элементами. А ещё луч­ше совсем убрать оттуда авиацию, и завалить всё, на фиг, «Калибрами» – «во-первых, это красиво!», и вообще у нас же их девать некуда.  Read more...Collapse )

«Когда гигантская Красная Армия испытала в 2008 г. серьёзные проблемы в войне с крохотной Грузией, чьи не­мно­го­чи­слен­ные, но высокомотивированные войска готовились по методикам НАТО, даже Путину стало очевидно, что его монстр на гли­ня­ных ногах тоже нуждается в срочном реформировании.»

Все те семь лет, что я периодически читаю подобные пассажи, мне первым делом вспоминаются слова из одной из лучших книг по моему лю­би­мо­му Мидуэю, а именно из «Сломанного меча» Паршалла и Талли (цитата по памяти): «А главные силы адмирала Яма­мо­то, включающие в себя его флагман «Ямато», в тот момент находились всего в пятистах милях к западу. С тем же ус­пе­хом они могли находиться хоть на Луне.»

Но вряд ли что-то заставит «военных аналитиков» хоть иногда бросать хоть беглый взгляд на карту...

Испытания взрывателей

Как многие правильно догадались, самый простой, дешёвый и, главное, самый на­дёж­ный способ стабильно разгонять объёкты до одной и той же скорости, это про­сто ронять их с одной и той же высоты. Как, опять же, правильно посчитали, в данном случае для разгона до скорости 46 узлов требовалась высота сброса 28,53 м или около 92 футов (сопротивлением воздуха в данном случае можно пренебречь). Ещё правильно вспомнили, что Пёрл-Харбор был крупной военно-морской базой, где имелись мощные портальные краны, но кроме кранов там были ещё и сухие доки, в том числе и большие «линкорные», с глубиной камеры в 14 м – уже по­ло­ви­на требуемой высоты. В одном из таких доков и провели испытания, ис­поль­зуя в качестве «мишени» уложенную на дно стальную плиту.  Read more...Collapse )
Три торпеды Mark 14 неслись к горящему авианосцу, одна из них двигалась точно в центр правого борта, казалось, в то самое место, где на верхнем срезе про­ти­во­тор­пед­ного буля юти­лись спасшиеся из горящего ангара «Ка­га». Находившийся среди них капитан-лей­те­нант Ёсио Кунисада отдал команду прыгать в воду и пытаться от­плыть по­даль­ше от корабля. Уже в воде он услышал глухой подводный удар, но шли секунды, а взрыва так и не последовало. Наконец офицер обернулся и увидел удивительную картину: около борта «Кага» мирно покачивался на волнах по­кра­шен­ный в серо-голубой цвет пятиметровой длины ци­линдр. Ни Кунисада, ни его подчинённые не знали тогда, что их чудесное спа­се­ние было не счастливой слу­чай­но­стью, а скорей закономерностью.   Читать полностью на портале Warspot ›››
Первые тяжёлые противокорабельные авиабомбы калибра 500-кг были приняты на вооружение Императорского флота в 1930 г., а в 1937 г. была раз­ра­бо­та­на мо­дель калибра 800-кг. Но хотя эти бомбы и именовались про­ти­во­ко­ра­бель­ны­ми, точней цюдзё, т. е. «стандартными» – в отличие от «наземных» фугасных – пол­но­цен­ными бронебойными они не являлись. [...] В 1939 г. Управление авиации ми­ни­стер­ства флота заказало разработку новой ли­ней­ки противокорабельных авиа­бомб на замену при­ня­тых на вооружение в начале 1930-х. С учётом по­вы­ше­ния точности го­ри­зон­таль­ных бомбардировщиков, в новую линейку было решено включить уже пол­но­цен­ную бронебойную ави­а­бомбу калибра 800-кг, предназначенную для борь­бы с тя­жё­лы­ми кораблями.    Читать полностью на портале Warspot ›››

Tags:

Командир ПЛ «Скипджек» вызвал писаря и отдал ему черновик ответа с при­ло­же­ни­я­ми к нему. Старшина сел за пишущую машинку, отпечатал необходимое ко­ли­чес­тво копий, но вместо регистрации и вызова посыльного отправился с этими бу­ма­га­ми к стар­ше­му помощнику. История умалчивает, что именно он ему сказал. Судя по всему что-то вроде: «Сэр, вам не кажется, что наш «старик» окончательно того… ну… вы понимаете, сэр?» Видимо, старпому «показалось», потому что он в свою очередь вы­з­вал уже вахтенного офицера. Перечитав документ все трое от­пра­ви­лись к командиру и поинтересовались, уверен ли он, что это действительно стó­ит офи­ци­аль­но отправлять по назначению...  Читать всю историю на Warspot ›››.
Насладиться шедевром военно-эпистолярного жанра в оригинале:  Read more...Collapse )

Tags:

Подгорело...

«Приуроченное к 70-летию победы над Японией мероприятие, которое проходит в Пекине 3 сентября, полно лжи, основанной на искажении истории. И лидер КНР Си Цзиньпин, который проводит мероприятие, и президент Южной Кореи Пак Кын Хе, которая принимает в нем участие, занимаются фальсификацией. Ком­му­ни­сти­ческая партия Китая не принимала участия в антияпонской войне. Однако она фальсифицирует победу и говорит, что будет праздновать ее 70-летие. По пло­ща­ди пройдут 12 тысяч солдат, танки, ракеты, пролетят военные самолеты. По слу­хам, 84% вооружений, которые будут показаны на параде, — китайского про­из­вод­ства, которое будет открыто публике впервые. Если это так, то это не празднование победы над Японией, а демонстрация военной мощи.  Read more...Collapse )
Основной урон американским кораблям, находившимся в гавани Пёрл-Харбор ут­ром 7 декабря 1941 г. был нанесён входившими в «первую волну» атаки удар­ны­ми самолётами «Накадзима» B5N2, выступавшими в роли как торпедных, так и «го­ри­зон­таль­ных» бомбардировщиков. Столь впечатляющие результаты были вызваны не только внезапностью атаки и отменной подготовкой японских пилотов и бом­бар­ди­ров, но и высокой эффективностью применявшихся ими боеприпасов: 450-мм торпед обр. 91 и 800-кг авиабомб обр. 99. Поэтому неудивительно, что со вре­ме­нем появились версии, что данные боеприпасы были в сжатые сроки созданы или мо­ди­фи­ци­ро­ваны специально под «Гавайскую операцию» адмирала Ямамото, од­на­ко это было не совсем так...   Читать полностью на портале Warspot ›››

Tags:

И про союзников

Наверное, многие, читавшие «По ком звонит колокол», обратили внимание на та­мош­нее описание И-16: «русские переделки "Боинг" Р-32, которые испанцы на­зы­ва­ли Moscas». Эрнест Хэмингуэй, конечно, прожил многие годы в Европе, что со­вер­шен­но не мешало ему оставаться 100% американцем. Соответственно, в данном случае он лишь транслировал то, что считалось у него на родине аксиомой: откуда ещё технологически отсталым странам черпать удачные идеи в области са­мо­лё­то­стро­ения, кроме как с родины авиации? Поэтому крайне любопытно, как аме­ри­кан­ская авиационная пресса характеризовала машины внезапно об­ре­тён­ного со­юз­ни­ка по борьбе с «осью» Берлин-Рим-Токио в лице СССР. Особенно на фоне того, как они оценивали технологический уровень японской авиации.  Read more...Collapse )
Я уже как-то писал о том, что накануне Тихоокеанской войны в американских ави­а­ци­он­ных журналах – как популярных, так и профессиональных – японская ави­а­ция рассматривалась исключительно в шапкозакидательских статьях с на­зва­ни­я­ми вроде «Япония НЕ является военно-воздушной державой», где японцы изо­бра­жа­лись неумелыми под­ра­жа­те­лями, в лучшем случае способными строить ухуд­шен­ные кло­ны ус­та­рев­ших западных самолётов. Некоторые авторы до­пи­сы­ва­лись до того, что «ази­а­ты» не могут быть нормальными пилотами в силу «фи­зи­о­ло­ги­чес­ких недостатков, свой­ствен­ных этой расе», вроде близорукости и неправильного ус­трой­ства среднего уха. Казалось бы, после Пёрл-Харбора, Кларк-Филда и по­сле­ду­ю­ще­го дол­жно было наступить хотя бы минимальное отрезвление.  Read more...Collapse )

Снайперы

Потребовалось прикинуть эффективность 89 ударных самолётов «Накадзима» B5N из первой волны атаки на Пёрл-Харбор. Свёл данные по всем пострадавшим от них кораблям в одну таблицу. По прямым попаданиям взяты минимальные ци­ф­ры. Близкие промахи бомб, также наносившие серьёзные повреждения, не учи­ты­ва­лись, равно как и торпедные попадания с несработавшими взрывателями. По­том посчитал проценты и впечатлился. Я и раньше примерно пред­став­лял, что эф­фек­тив­ность там была очень высокой, но не предствлял, что на­столь­ко. Особенно впе­чат­ляют цифры по горизонтальным бомбардировщикам, работавшим с 3000 м и одиночными бомбами, причём безо всяких «Норденов».  Read more...Collapse )
Хочу обратить ваше внимание, что это выдержки не из сочинения на тему «Как я про­вёл весну» и не из какого-то личного послания, а из вполне официального до­ку­мен­та, рапорта о третьем боевом походе подводной лодки SS-184 «Скипджек», подписанного её командиром, капитаном 3-го ранга Джеймсом Коу. В ходе этого похода, продолжавшегося 51 день, подлодкой было проведено 7 атак, выпущена 21 торпеда и потоплено 3 японских транспорта, ещё один серьёзно повреждён. За­яв­ки подтверждаются японскими данными. Читая этот документ, я искренне со­чув­ство­вал его автору, которому очень хотелось донести до любимого начальства всё, что он думает об этом военно-морском бардаке, а использовать нецензурные вы­ра­же­ния он не мог. В его распоряжении оставался лишь сарказм.  Read more...Collapse )
Командир 6-го батальона береговой обороны, полковник морской пехоты Гарольд Шэннон был ветераном Первой Мировой и его реакция на информацию о готовящейся высадке японских кол­лег на вверенный ему атолл Мидуэй была совершенно предсказуемой: он решил превратить два островка в некое подобие Западного фронта образца 1918 г., благо для окапывания в его рас­по­ря­же­нии имелось полторы тысячи личного состава, шанцевый инструмент, плюс техника, ис­поль­зо­ва­вша­я­ся при строительстве авиабазы флота. Масштабы его заявки на колючую проволоку вызвали оторопь у интендантов в Пёрл-Харборе, однако удовлетворена она была в полном объёме. На­зем­ные про­во­лоч­ные заграждения были дополнены подводными, сымпровизированными из имев­шей­ся на атолле строительной арматуры. Единственное, чего не хватало для полного счастья, были мины – тут пришлось задействовать запасы строителей и штатную смекалку.  Read more...Collapse )

B-17 против кораблей.

Набивая документы по действиям армейской авиации при Мидуэе набросал ста­ти­сти­ку по «Летающим крепостям». В сражении приняли участие в общей слож­нос­ти 33 тяжёлых бомбардировщика B-17E, как базировавшихся на самом Мидуэе, так и летавших из Пёрл-Харбора. В период 3-6 июня 1942 г. ими было проведено 65 самолёто-вылетов, закончившихся атакой кораблей про­тив­ни­ка. Всего ими было сброшено 332 бомбы: 20×1000-фн, 60×600-фн, 236×500-фн, 16×300-фн, то есть около 80 тонн бомб. Заявлено 19 прямых попаданий (5,7%) по следующим целям: 2 АВ, 1 ЛКР, 5 КРТ, 1 ЭМ, 2 ТР. Собственные потери составили 2 самолёта (вынужденная посадка на воду) и 11 человек лётного состава.
А теперь попробуем с трёх раз угадать сколько попаданий было на самом деле :)
«Эффективное использование языка – один из необходимых инструментов профессии военного моряка. В боевых условиях оно может означать разницу между успехом и катастрофой. Мой са­мый ценный предмет в этих стенах именовался „Умение писать приказы“. Упор в нём делался на ясность. На уроке каждый курсант тащил билет с изложением ситуации и его должности – ко­ман­ду­ю­щий соединением, командир корабля, кто угодно. У него было не­сколь­ко минут, чтобы об­ду­мать задание, после чего от него требовалось написать на доске со­от­вет­ству­ю­щий при­каз. А затем по бедняге открывали огонь со всех сторон. Никаких переписываний, никаких „вторых попыток“ – если преподаватель или любой курсант из его группы нашёл бла­го­вид­ный предлог неправильно истолковать твой приказ, получай ноль, если нет – четвёрку. Про­ме­жу­точ­ных оценок не было.»

Ст. лейтенант в отставке Роберт Э. Хайнлайн, лекция в военно-морском училище в Аннаполисе, 1973 г.


Поскольку в последнее время я опять погрузился в оцифровку всякого рода околомидуэйской отчётности и ранних ис­сле­до­ва­ний, то неоднократно вспоминал эту цитату. Учили данному предмету в Аннаполисе, судя по всему, на совесть – тому сви­де­тель­ством не только творчество Р. Э. Хайнлайна, но и заметная невооружённым глазом разница в стилистике до­ку­мен­тов, написанных кадровыми офицерами флота и офицерами-резервистами (или офицерами морской пехоты). Да и сам Хайнлайн так до конца жизни и не сумел избавиться от вредной привычки излагать ясно и недвусмысленно, даже когда весьма смело экс­пе­ри­мен­ти­ровал с языком – например, написал целый роман без использования артикля «the». Типа, завидую. :)

Знаки различия адмиралов и офицеров Императорского флота времён Второй Ми­ро­вой войны состояли из нарукавных знаков, петлиц и погон, носимых в раз­лич­ных комбинациях в зависимости от вида формы. Принадлежность к службам обозначалась цветными вставками тех же расцветок что и у матросов и старшин, плюс дополнительный цвет для офицеров юридической службы. Одной из осо­бен­но­стей японской системы было наличие отдельных знаков различия для «офи­це­ров специальной службы», то есть не имевших специального образования, а про­из­ве­дён­ных из мичманов, что подчёркивалась добавлением мичманской сим­во­ли­ки к нарукавным знакам и использованием мичманского же узкого галуна на по­го­нах. Знаки различия для парадной формы* в таблицу не включены.  Read more...Collapse )
В ноябре 1942 г. системы воинских званий и знаков различия Императорского фло­та претерпели серьёзную реорганизацию. В наибольшей степени эти изменения коснулись матросов и старшин. Изменились звания неофицерского состава, си­с­те­ма знаков различия была также полностью преобразована в сторону упрощения и унификации. Круглые нашивки с символикой служб были заменены еди­но­об­раз­ны­ми пятиугольными, где принадлежность к определённой службе обо­зна­ча­лась лишь цветом эмалевой заливки съёмной латунной эмблемы «цве­ток са­ку­ры». Ква­ли­фи­ка­ци­он­ные нашивки теперь показывали лишь один из двух уровней под­го­тов­ки, без при­вяз­ки к конкретной специальности. Варианты нашивок для раз­лич­ных форм одежды были также упразднены.  Read more...Collapse )
Кроме знаков различия и принадлежности к определённой службе стар­ши­ны и ма­тро­сы Императорского флота начала Второй Ми­ро­вой войны могли также но­сить знаки своей специальности и уровня подготовки. Они также представляли из себя нашивки круглой формы, но носились уже на левом ру­ка­ве. Для большинства специальностей предполагалось два уровня подготовки: базовый (фуцу) и углуб­лён­ный (кото), но для ряда специальностей существовал и более высокий, «спе­ци­аль­ный» уровень (токусю). Эти нашивки также как и знаки различия су­ще­ство­ва­ли в трёх вариантах: для чёрной, белой и цвета хаки формы. В но­яб­ре 1942 г. ква­ли­фи­ка­ци­он­ные знаки были отменены вместе со всей «старой» системой званий и зна­ков различия старшин и матросов.  Read more...Collapse )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Page Summary

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com