Midway chronic's notes (midnike) wrote,
Midway chronic's notes
midnike

Categories:

Глава 3. «Хиномару» над океаном. (Часть IV)

С 1 января 1937 г. развитие Императорского флота уже не сдерживалось ни­ка­ки­ми международными договорами. 31 марта того же года японский пар­ла­мент ут­вер­дил «3-ю программу пополнения флота». Рассчитанная на шесть лет про­грам­ма с общим бюджетом почти 882 млн. иен включала в себя стро­и­тель­ство 66 ко­раб­лей и подлодок, а также более 800 самолётов. Более половины этой суммы выделялось на два лин­ко­ра типа «Ямато», но в списке присутствовало и два авианосца. Ещё во вре­мя раз­ра­бот­ки про­грам­мы, «авиационное лоб­би», возглавляемое адмиралами Та­ка­ха­си и Яма­мо­то, пы­та­лось убедить Ген­штаб флота, что огромные средства, вы­де­ля­емые на лин­ко­ры, было бы гораздо по­лез­ней направить на стро­и­тель­ство до­пол­ни­тель­ных авиа­нос­цев1, но их мнение услышано не было.  

Журавлиная песня: «Сёкаку» и «Дзуйкаку»

Задача, поставленная перед конструкторами, разрабатывавшими новые авианосцы, была сформулирована предельно про­сто: сохранить всё лучшее из, безусловно, удачного проекта «Хирю», нарастив при этом авиагруппу, возможности ак­тив­ной и пассивной защиты, а также дальность – до уровня «Кага». Реалистичное техническое задание и отсутствие жёст­ких ог­ра­ни­че­ний по водоизмещению позволили японским конструкторам не жертвовать, как раньше, одними по­ка­за­те­ля­ми ради других. В результате, им удалось создать на редкость сбалансированный проект, сочетавший в себе высокую ско­рость, хорошую море­ход­ность, мощную авиагруппу, приличную броневую защиту, сильную ПВО, а также неплохую жи­ву­честь.


Первый корабль нового проекта, получивший имя «Сёкаку» («Летящий журавль»), был заложен 12 декабря 1937 г. на вер­фи военно-морского арсенала в г. Йокосука. 1 августа 1939 г. корпус был спущен на воду, а 8 августа 1941 г. новый авиа­носец был принят в состав Императорского флота. Спустя полгода после закладки «Сёкаку», 25 июня 1938 г. на верфи «Ка­ва­саки» в г. Кобэ началось строительство второго корабля проекта, «Дзуйкаку» («Счастливый (приносящий удачу) журавль»), он был спущен на воду 27 ноября 1939 г. и вступил в состав флота незадолго до начала войны, 25 сентября 1941 г.



«Сёкаку» (翔鶴) вскоре после вступления в строй, 23 августа 1941 г.

Оба авианосца отличались друг от друга очень незначительно, поэтому для знакомства с ними будет достаточно опи­са­ния лишь одного «Сёкаку». Внешне корабль напоминал увеличенный «Хирю», максимальная длина нового авианосца сос­тав­ляла 257,5 м, на 30 м больше, чем у «Хирю», ширина – 26 м (+3,7 м). Водоизмещение выросло более чем на 8000 т., до 25 675 т. стандартного и 32 105 т. полного, таким образом, эти корабли стали на тот момент самыми крупными в мире авианосцами специальной постройки. Ещё одним отличием от «Хирю» стал увеличенный на одну палубу борт по всей длине корабля, что, в сочетании с ещё более скруглённой носовой оконечностью с увеличенным развалом шпангоутов, на­мно­го уменьшило за­ли­ва­е­мость и сделало новые авианосцы одними из самых «сухих» кораблей Императорского флота. Не менее важные отличия находились и ниже ватерлинии – корабли получили снижавший гидродинамическое сопротивление бульб, однако, в отличие от снабжённых таким же новшеством кораблей типа «Ямато», у новых авианосцев он не выдавался за пределы форштевня.

Силовая установка из восьми котлов и четырёх турбин, унаследованная от предшественников, была модернизирована, что позволило на 8000 лс увеличить максимальную мощность, достигшую 160 000 лс – абсолютный рекорд для кораблей Императорского флота.2 Этой мощности оказалось достаточно, чтобы обеспечить авианосцам максимальную скорость, лишь немногим уступающую той, что развивали имевшие намного меньшие водоизмещение и осадку предшественники – 34,5 узла [63,9 км/ч]. Увеличенный запас топлива обеспечивал повышение дальности плавания до 9700 миль [18 000 км] экономическим ходом. Схема отвода дыма полностью повторяла применявшуюся на «Сорю» и «Хирю» и состояла из двух одинакового размера труб по правому борту, имевших изгиб вниз и назад.



«Дзуйкаку» (瑞鶴) в день вступления в строй, 25 сентября 1941 г.

Как и «Хирю», новые авианосцы имели двухъярусный ангар, нижний ярус которого был интегрирован в корпус ко­раб­ля. Вместимость ангаров увеличилась, штатные авиагруппы кораблей насчитывали по 84 самолёта, включая 12 резервных, однако, в отличие от предыдущих авианосцев, ангары «Сёкаку» и «Дзуйкаку» позволяли хранить резервные машины в боеготовом виде, без демонтажа плоскостей.  Полётная палуба была несколько короче, чем у гигантов «Акаги» и «Кага», и составляла 242 м в длину и 29 м в ширину в средней части. Палуба была оборудована тремя самолётоподъёмниками и девятью авиа­фини­шё­рами, основным отличием стал третий стационарный аварийный барьер. Эксперименты с переносом надстройки на левый борт были признаны неудачными, поэтому надстройки на обоих кораблях располагались по правому борту перед дымовыми трубами. По обоим бортам кормовой части полётной палубы рас­по­ла­гался стандартный комплект из двух пар мачт ра­ди­о­ан­тенн, снабжённых механизмом перевода в горизонтальное положение при проведении взлётно-посадочных операций.

Значительная доля прироста водоизмещения пришлась на усиление пассивной защиты. Если у «Хирю» вес броневых лис­тов составлял 1600 т, то на новых авианосцах он достигал уже 2993 т. Корабли получили 150 мм броневой пояс, уси­лен­ный в районе машинного отделения до 215 мм. Горизонтальное бронирование критических зон на уровне главной палубы также составляло 215 мм. Кроме того, авианосцы получили интегрированную противоторпедную защиту уровня новейших тяжёлых крейсеров, доказавшую впоследствии свою высокую эффективность.3




Увеличение размеров и водоизмещения позволило не только нарастить количество универсальных орудий до уровня «Кага», но и значительно оптимизировать их расположение и системы управления огнём. Шестнадцать 127-мм/40 орудий в спа­рен­ных установках были организованы в четыре четырёхорудийные «батареи», расположенные в носовой и кормовой части каждого борта. И, что не менее важно, каждая из этих четырёх батарей имела собственную СУЗО обр. 94, что по­зво­ля­ло каж­дой вести огонь по своей цели независимо от других. ПВО ближнего ра­ди­уса первоначально состояла из двенадцати строенных 25-мм/60 зенитных автоматов, управляемых шестью СУЗО обр. 95.4


Таким образом, непосредственно перед началом Тихоокеанской войны, Императорский флот получил два, без сом­не­ния, лучших в мире авианосца. Принято считать, что эту позицию они занимали лишь до вступления в строй аме­ри­кан­ского «Эссекса», однако это очень спорный вопрос. Сразу после вступления в строй, «Сёкаку» и «Дзуйкаку» были сведены в 5-ю ди­ви­зию авианосцев и вошли в состав Пер­во­го Воздушного флота, ядро которого составляли 1-я («Акаги» и «Кага») и 2-я («Сорю» и «Хирю») дивизии авианосцев. Историю создания этого объединения (равно как и трансформацию японской доктрины при­ме­нения палубной авиации) мы рас­смот­рим позже, а пока предлагаю при помощи сводной таблицы вспомнить и сравнить основные характеристики входивших в его состав авианосцев.


«Акаги», 赤城«Кага», 加賀«Сорю», 蒼龍«Хирю», 飛龍тип «Сёкаку», 翔鶴
 В строю с:27.03.192731.03.192829.12.193705.07.193908.08.1941
 В/И полное:41 300 т42 541 т19 800 т21 887 т32 105 т
 Длина, макс:260,7 м247,7 м227,5 м227,3 м257,5 м
 Ширина:31,3 м32,5 м21,3 м22,3 м26 м
 Осадка:8,7 м9,5 м7,6 м7,7 м8,8 м
 Двигатели:19 котлов, 4 турб.8 котлов, 4 турб.8 котлов, 4 турб.8 котлов, 4 турб.8 котлов, 4 турб.
 Мощность:133 000 лс127 400 лс152 000 лс153 000 лс160 000 лс
 Скорость:31,25 узла28,5 узла34,9 узла34,6 узла34,5 узла
 Запас топл.:5775 т7500 т3400 т3400 т5300 т
 Дальность:8200 миль10 000 миль7750 миль7680 миль9700 миль
 Лёт. палуба: 249 × 30,5 м 248,5 × 30,5 м 216,8 × 26 м 216,8 × 27 м 244,5 × 29 м
 Истребители:18 (3) × A6M218 (3) × A6M218 (3) × A6M218 (3) × A6M218 (4) × A6M2
 Бомбардир.:18 (3) × D3A127 (3) × D3A118 (3) × D3A118 (3) × D3A127 (4) × D3A1
 Ударные:27 (3) × B5N227 (3) × B5N218 (3) × B5N218 (3) × B5N227 (4) × B5N2
 Ав. бензин:420 т / 570 000 л600 т / 800 000 л360 т / 480 000 л360 т / 480 000 л496 т / 660 000 л
-  Броня (пояс):152,4 мм152,4 мм40-140 мм46-140 мм150-215 мм
 Орудия ГК:  6 × 200-мм/5010 × 200-мм/50
 Орудя унив.:12 × 120-мм/4516 × 127-мм/4012 × 127-мм/4012 × 127-мм/4016 × 127-мм/40
 Орудия ПВО:28 × 25-мм/60  22 × 25-мм/60  28 × 25-мм/60 33 × 25-мм/60 
36 × 25-мм/60 
   Экипаж:2000 чел.2016 чел.1103 чел.1101 чел.1660 чел.

 * Характеристики кораблей и состав вооружения приведены по состоянию на май-июнь 1942 г.
** Приведены штатные составы авиагрупп этих кораблей на май-июнь 1942 г. Реальные авиагруппы в крайне редких случаях (рейд на Пёрл-Харбор) могли превышать эти цифры, но в большинстве случаев были меньше из-за нехватки самолётов.


Авианосцы «из тени»: «Дзуйхо», «Сёхо» и «Дзунъё»

Знакомство с японскими авианосцами начального периода войны было бы неполным без авианосцев «второй линии». Два из них, «официальные» лёгкие авианосцы «Хосё» и «Рюдзё», мы уже рассмотрели, но кроме них было ещё три корабля, по­стро­ен­ных к весне 1942 г. в рамках новых программ, получившх впоследствии общее название «теневой флот».


После того, как Лондонский морской договор 1930 г. закрыл лазейку, позволявшую строить авианосцы водо­из­ме­ще­ни­ем менее 10 000 т., не включавшиеся в лимит страны на общий тоннаж авианосцев, который с закладкой «Сорю» и «Хирю» был уже исчерпан5, в Императорском флоте немедленно придумали, как обойти новые ограничения. Японские ко­раб­ле­стро­и­те­ли разработали базовый проект вспомогательного военного корабля, в конструкцию которого была изначально за­ло­же­на воз­мож­ность его быстрой конверсии из плавбазы подводных лодок в эскадренный танкер или лёгкий авианосец. Таким образом, Императорский флот, не нарушая никаких договорных обязательств, мог за­ка­зать по­строй­ку этих кораблей, с прицелом на то, что после выхода из системы договоров, их можно будет опе­ра­тив­но перестроить в соответствии с потребностями флота в том или ином классе.

Первым кораблём такого типа стал 10 000-тонный «Тайгэй». Затем, в рамках уже упоминавшейся «2-й программы по­пол­не­ния флота», утверждённой в 1934 г., было заложено ещё два: «Цуругидзаки» и «Такасаки». Все три корабля были стро­ились как плавбазы подводных лодок («Такасаки» так и не был достроен), но после выхода Японии из системы морских договоров была начата их плановая конверсия. 27 декабря 1940 г. в состав флота был принят перестроенный в лёг­кий авианосец «Такасаки», переименованный в «Дзуйхо» («Счастливый (приносящий удачу) феникс»). 30 ноября 1941 г. в строй всту­пил пере­стро­ен­ный «Цуругидзаки», получивший имя «Сёхо» («Приносящий удачу феникс»).6 Дольше всего за­тя­ну­лась кон­вер­сия «Тайгэй», переименованный в «Рюхо» («Дракон-феникс»), он вошёл в состав флота лишь 30 ноября 1942 г.7 и участия в интересующих нас событиях не принимал.



Плавбаза подводных лодок «Цуругидзаки» (剣埼), 1939 г.

Размеры «Дзуйхо» и «Сёхо» после перестройки в авианосцы составили 205,5 м в длину и 18,2 м в ширину, полное во­до­из­ме­ще­ние достигло 13 950 т. На кораблях были демонтированы настройки, вместо которых были надстроены одноярусные ангары на 30 самолётов. Поверх ангаров были смонтированы полётные палубы 180 м в длину и 23 м в ширину в средней части. Палуба была снабжена двумя самолётоподъёмниками, шестью авиафинишёрами и двумя аварийными барьерами. Как и у большинства японских лёгких авианосцев, надстройка отсутствовала, а мостик в виде остеклённой галереи рас­по­ла­гал­ся в носовой части ангара, под полётной палубой.

Перестройка включала в себя и замену силовой установки. Для упрощения снабжения и повышения дальности ди­зель­ные двигатели были заменены на паровые турбины того же образца, что стояли на новейших японских эсминцах типов «Кагеро» и «Югумо». Четыре котла и две турбины развивали мощность в 52 000 лс и обеспечивали максимальную скорость в 28 узлов [52 км/ч]. Дальность плавания составляла 7800 миль [14 400 км]. Отвод дыма осуществлялся с помощью одной трубы по правому борту, имевшей наклон назад и вниз.

Бронирование у кораблей отсутствовало. Зенитное вооружение состояло из четырёх спаренных универсальных 127-мм/40 орудий, спонсоны которых были симметрично расположены по обоим бортам. За ближний радиус ПВО отвечали четыре спа­рен­ных 25-мм/60 зенитных автомата на «Дзуйхо» и столько же строенных на «Сёхо». В целом, этот проект можно было считать удачным. Императорский флот получил два лёгких и достаточно бы­стро­ход­ных корабля, не способных, конечно, решать само­сто­ят­ельные задачи, но весьма полезных для авиационного прикрытия не­боль­ших соединений.



«Сёхо» (祥鳳), 1942 г.

Другая линия развития «теневого флота» была более традиционной. Практика частичного государственного суб­си­ди­ро­ва­ния частных компаний с тем, чтобы в конструкцию строящихся ими гражданских судов изначально закладывалась воз­мож­ность их конверсии, в случае необходимости, во вспомогательные корабли военно-морского флота, существовала давно. Однако, в случае крупных судов, речь чаще всего шла о возможности их перестройки в военные транспорты, эскадренные танкеры, максимум – во вспомогательные крейсеры. Но Императорский флот Японии был, судя по всему, первым, кто за­нял­ся субсидированием строительства крупных гражданских судов с прицелом на возможную их конверсию в авианосцы.

Партнёром Императорского флота традиционно выступал крупнейший японский судовладелец – «Ниппон Юсен Кай­са» («Японская пароходная почтовая компания»). Ещё в конце 1920-х годов Императорский флот субсидировал постройку ком­па­ни­ей трёх лайнеров, в которые была заложена возможность их конверсии в авианосцы, но в тот период это не по­тре­бо­ва­лось, и эти три судна так и не были перестроены. Вторая попытка состоялась в конце 1938 г., когда Императорский флот взял на себя 60% финансирования постройки двух 27 000-тонных океанских пассажирских лайнеров «Касивара-Мару» и «Идзумо-Мару», закладка которых состоялась 20 марта и 30 ноября 1939 г. Уже 10 февраля 1941 г. оба строившихся корпуса были выкуплены Министерством флота, и в обстановке стро­жай­шей секретности достраивались уже как авианосцы. «Касивара-Мару», получивший имя «Дзу­нъё» («Сокол-сапсан»), был спущен на воду 26 июня 1941 г. и вошёл в строй 3 мая 1942 г. «Идзумо-Мару», переименованный в «Хиё» («Летящий сокол»), был спущен на воду на два дня раньше своего систершипа, но его достройка и испытания затянулись до 31 июля 1942 г.



«Дзунъё» (隼鷹)

Размеры «Дзунъё» после перестройки в авианосец составили 219,3 м в длину и 26,7 м в ширину, полное во­до­из­ме­ще­ние достигло 26 950 т. Корабли этого типа стали первыми японскими авианосцами, у которых оба яруса ангара, вме­ща­вше­го до 53 самолётов, были интегрированы в корпус. Полётная палуба «Дзунъё», длиной 210,3 м и шириной 27,3 м, была оборудована двумя большими самолётоподъёмниками, девятью авиафинишёрами и двумя аварийными барьерами. Над­строй­ка рас­по­ла­га­лась по правому борту и была, также впервые, объединена с дымовой трубой, имевшей наклон в 26° наружу.

Одним из главных слабых мест обоих кораблей стала их силовая установка, так как было решено оставить ус­та­нов­лен­ные уже турбины и котлы гражданского образца, развивавшие мощность в 56 250 лс и обеспечивавшие максимальную скорость всего 25,5 узлов [47,2 км/ч], что впоследствии стало главным недостатком этих ко­раб­лей. Един­ствен­ной компенсацией этого была большая дальность плавания – 12 250 миль [22 700 км] экономическим ходом.

Пассивная защита кораблей состояла лишь из 25-мм листов стали «Дюколь» (в один или два слоя) в районе машинного отделения, погребов и танков с авиабензином, од­на­ко зенитное вооружение было достаточно серьёзным: шесть спаренных универсальных 127-мм/40 орудий, по три с каждого борта, и восемь строенных 25-мм/60 зенитных автомата. Картину портило лишь то, что в свой первый боевой поход «Дзу­нъё» от­пра­вил­ся без систем управления огнём универсальных орудий, на корабле успели смонтировать только даль­но­меры и четыре СУЗО обр. 95 для зенитных автоматов.


Таким образом, к началу «Второго этапа войны за Великую Восточную Азию» Императорский флот Японии кроме шести авианосцев «первой линии» имел в своём составе ещё пять8 кораблей «второй линии», характеристики которых пред­став­ле­ны в сводной таблице ниже:


«Хосё», 鳳翔«Рюдзё», 龍驤«Дзуйхо», 瑞鳳«Сёхо», 祥鳳«Дзунъё», 隼鷹
 В строю с:27.12.192209.05.193327.12.194030.11.194103.05.1942
 В/И полное:9 500 т12 531 т13 950 т13 950 т26 950 т
 Длина, макс:168,25 м 115179,9 м 123205,5 м205,5 м219,3 м
 Ширина:18 м20,8 м18,2 м18,2 м26,7 м
 Осадка:8,7 м7,1 м6,6 м6,6 м8,15 м
 Двигатели:8 котлов, 2 турб.12 котлов, 2 турб.4 котла, 2 турб.4 котла, 2 турб.6 котлов, 2 турб.
 Мощность:30 000 лс65 000 лс52 000 лс52 000 лс56 250 лс
 Скорость:26,7 узла29,5 узла28 узлов28 узлов25,5 узла
 Запас топл.:2700 т + 940 т2530 т2640 т2640 т4100 т
 Дальность:8000 миль10 000 миль7800 миль7800 миль12 250 миль
 Лёт. палуба: 168,3 × 22,6 м 154,5 × 23 м 180 × 23 м 180 × 23 м 210,3 × 27,3 м
 Истребители:4 (0) × A5M420 (2) × A5M/A6M16 (0) × A5M/A6M16 (0) × A5M/A6M12 (3) × A6M2
 Бомбардир.:18 (2) × D3A1
 Ударные:8 (0) × B4Y114 (2) × B5N1/212 (0) × B5N1/212 (0) × B5N1/218 (0) × B5N1/2
-  Орудя унив.:2 × 76-мм/408 × 127-мм/408 × 127-мм/408 × 127-мм/4012 × 127-мм/40
 Орудия ПВО:4 × 25-мм/60  8 × 25-мм/60 
12 × 25-мм/60 
24 × 25-мм/60 
   Пулемёты:12 × 13,2-мм 24 × 13,2-мм
   Экипаж:515 чел.924 чел.785 чел.785 чел.1187 чел.

 * Характеристики кораблей и состав вооружения приведены по состоянию на май-июнь 1942 г.
** Штатные составы авиагрупп этих кораблей постоянно менялись, поэтому в таблице приведены максимально возможные составы авиагрупп из использовавшихся на май-июнь 1942 г. самолётов. Реальные авиагруппы авианосцев «второй линии» из-за нехватки самолётов во всех случаях были гораздо меньше и на начальном этапе войны часто включали в себя самолёты устаревших моделей («Мицубиси» A5M4 и «Йокосука» B4Y1).

<< Предыдущая часть главы   Следующая часть главы >>


1 Стоит помнить, что авианосцы времён Второй Мировой были одними из самыми дешёвых боевых кораблей по такому показателю, как стоимости одной условной тонны водоизмещения.
2 Даже суперлинкоры типа «Ямато» довольствовались силовой установкой в 150 000 лс.
3 «Сёкаку» получил 3 торпедных попадания во время сражения в Филиппинском море 19 июня 1944 г. Однако корабль оставался на плаву и погиб в результате пожара с последующей детонацией паров авиабензина, а не от повреждений корпуса.
4 В ходе войны количество 25-мм стволов постоянно наращивалось, достигнув к моменту гибели кораблей уже 96-ти.
5 На самом деле, как мы помним, он был даже значительно перекрыт.
6 Несмотря на созвучие первого слога с первым слогом имени «Сёкаку», в случае «Сёхо» используется другой иероглиф.
7 Во многом из-за повреждений корпуса, полученных во время рейда Дулиттла 18 апреля 1942.
8 Строго говоря, в составе Императорского флота имелось ещё два лёгких авианосца, также перестроенных из пассажирских лайнеров: «Тайё» (вступил в строй 2 сентября 1941 г.) и однотипный «Унъё» (31 мая 1942 г.). Однако на тот момент они применялись лишь в качестве учебных кораблей или авиатранспортов.
Tags: «Без права на победу», Мидуэй
Subscribe

Posts from This Journal “«Без права на победу»” Tag

  • Глава 4. На другом берегу. (Часть V)

    В результате понижения при проектировании стандартного водоизмещения двух пре­ды­дущих авианосцев с 20 700 т до 20 000 т, остававшийся у…

  • Глава 4. На другом берегу. (Часть IV)

    После заказа «Рейнджера» лимит, в пределах которого флот США мог строить но­вые ави­а­носцы, сократился до 55 200 т. Это позволяло…

  • Глава 4. На другом берегу. (Часть III)

    «Лексингтон» и «Саратога» стали, без сомнения, самыми удачными из семи ави­а­нос­цев, перестроенных из линкоров и линейных крейсеров…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

Posts from This Journal “«Без права на победу»” Tag

  • Глава 4. На другом берегу. (Часть V)

    В результате понижения при проектировании стандартного водоизмещения двух пре­ды­дущих авианосцев с 20 700 т до 20 000 т, остававшийся у…

  • Глава 4. На другом берегу. (Часть IV)

    После заказа «Рейнджера» лимит, в пределах которого флот США мог строить но­вые ави­а­носцы, сократился до 55 200 т. Это позволяло…

  • Глава 4. На другом берегу. (Часть III)

    «Лексингтон» и «Саратога» стали, без сомнения, самыми удачными из семи ави­а­нос­цев, перестроенных из линкоров и линейных крейсеров…