Midway chronic's notes (midnike) wrote,
Midway chronic's notes
midnike

Categories:

Воруем по-американски

Данный старый наброс на вентилятор я совершенно не со­бирался здесь дуб­ли­ро­вать. Но тут случился некий персонаж, что уже пару лет бегает по ЖЖ с криво со­став­ленной табличкой по кораблям, по­стро­ен­ным в США в ходе Второй Мировой. В отличие от «тупых совков», конечно же. На этот раз он ме­ня просветить решил... Уж насколько я известный «подпиндосник», но и меня достать можно. В общем, при­ня­то считать, что «заимствованием» технических решений занимаются лишь от­ста­лые и непременно «тоталитарные» страны. А тех­нически продвинутым де­мо­кра­ти­ям чужие технологии не требуются просто по определению – им свои девать неку­да. Да и вообще – им нимб воровать мешает.  


На земле

В ходе испано-американской войны 1898 года и филиппино-американской 1899-1902 годов воины света дяди Сэма вне­зап­но выяснили, что их только что принятые на вооружение магазинные винтовки и рядом не валялись с оружием даже далеко не самых крутых на свете противников – испанцев и только что «освобождённых» филиппинцев с их «Маузерами» обр. 1893.


Основные винтовки участников испано-американской и филиппино-американской войн.

Кончилось тем, что в 1900 году американские военные притащили в казённый арсенал в Спрингфилде как трофейные ство­лы, так и новый хит от того же производителя, небезызвестный «Гевер 98» – «Хотим что-то типа этого!»

Сказано – сделано. В сжатые сроки была разработана и принята на вооружение отличная винтовка «Спрингфилд» М1903, верой и правдой прослужившая ВС США до конца Второй Мировой. Спустя три года к ней создали ещё и патрон с ново­мод­ной остроконечной пулей – всем известный и до сих пор популярный .30-06 (7,62×63-мм).

И всё бы хорошо, если бы не фирма «Ваффенфабрик Маузер», где решили, что их американские коллеги слишком уж бук­вально поняли пожелание своих военных, а посему неплохо бы заплатить за «заимствования». Те были настолько очевидны – от конструкции затвора до обоймы – что американцы не стали упираться и раздувать скандал, а по-тихому отстегнули 200 тыс. баксов. Немалые по тем временам деньги, если что.


«Маузер 98» и «Спрингфилд» М1903 – фамильное сходство не скроешь.

Но тут нарисовалась ещё одна немецкая компания – DWM. Их претензии касались уже пули к патрону .30-06 – за это заимствование они выкатили счёт в 250 тысяч. На этот раз американцы попытались замотать дело в судах, а тут ещё и Первая Мировая кстати началась… Но немцы оказались упорными, и правительству США всё же пришлось заплатить. Пусть только в 1928 году, но зато сильно больше, чем требовалось изначально – 412,5 тыс. долларов.


Под водой

С самого начала боевых действий на Тихом океане в ходе уже Второй мировой опять же внезапно выяснилось, что с аме­ри­канскими торпедами всё обстоит сильно не очень. Они то шли на три с лишним метра глубже, чем надо, то на них глючили взры­ватели. Причём не только навороченные магнитные, но и даже старые и надёжные контактные.

Усугублялось это тем, что монопольный разработчик и производитель – казённая торпедная станция в Ньюпорте – ка­те­го­ри­чески отказывалась признавать свои косяки и упорно валила всё на кривые руки подводников. В результате эпопея под наз­ва­нием «Великий торпедный скандал» затянулась до конца 1943 года.


Морпех охраняет выброшенную на берег немецкую торпеду G7e. Карибское море, остров Аруба, 16 февраля 1942 г.

Неудивительно, что моряки с самого начала начали посматривать «налево». Уже весной 1942 года они притащили в Нью­порт немецкие электрические торпеды G7e – раз уж свои до ума довести не можете, так хоть скопируйте вот это по-быстрому. На что главные торпедные гуру США гордо ответили, что ничего копировать не будут, а сделают гораздо лучше!

Ага, знаем мы уже это ваше «лучше»… Трофеи из Ньюпорта забрали и обратились к частнику, компании «Вестингауз». Те не стали выпендриваться – любой каприз за ваши деньги – и действительно по-быстрому слепили на базе «немки» свою тор­пе­ду Mark 18. Не самых выдающихся характеристик, зато серьёзно дешевле парогазовых. Так что к концу войны на них при­хо­ди­лось больше половины торпед, выпускаемых американскими подлодками. На этот раз патентных претензий не последовало.


Немецкая торпеда G7e и её американская «дочка» Mark 18.

И в небе…

Схема с вращающимися в противоположные стороны соосными винтами возникла одновременно с идеей собственно вер­то­лёта – она была очевидна со времён Леонардо да Винчи до первых опытов Игоря Сикорского в начале XX века. Однако из-за сложности её реализации более востребованными оказались вертолёты с хвостовым винтом. Единственной страной, где эти сло­ж­ности победили на уровне серийных машин, стал СССР с его линейкой вертолётов ОКБ имени Н. И. Камова.


Полвека эволюции: от Ка-8 до Ка-52

Отдельные злые языки утверждают, что «не имеющими аналогов» они стали лишь потому, что больше никому эта схема на­фиг была не нужна. Другие, не менее злые, клевещут, что те же американцы пробовали это ещё в 1960-х. Например, в виде про­тиволодочных беспилотников «Джиродайн» QH-50 и некоторых других моделей. Но как-то не срослось. Так что может они «просто не умели их готовить»?

Между тем из семи участников конкурсов по американским программам FLRAA и FARA – перспективные дальний удар­ный и разведывательно-ударный вертолёты – три внезапно оказались выполнены по той самой «никому не интересной» и «бес­пер­с­пективной» соосной схеме: «Сикорски-Боинг» SB-1, «Сикорски Рейдер Х» и AVX/L3 CCH.


Финалист конкурса по программе FARA «Sikorsky Raider X» и не прошедший во второй этап AVX/L3 CCH.

При этом представитель AVX не особо комплексуя сообщил, что массу проблем им позволила решить «неожиданная от­кры­тость русских в области тех­но­ло­гий». В частности, такую серьёзную, как уменьшение расстояния между роторами, а так­же обеспечить общее облегчение конструкции. У «Сикорского» скромно промолчали.


Медленно и печально

Заимствование технических решений – от «честной» покупки лицензий, многочисленные примеры чего я просто не стал здесь приводить, до «нечестного» промышленного шпионажа или реверс-инжиниринга – это просто суровая реальность. Обы­ч­но это просто способ быстро, «рывком» преодолеть технологическое от­ста­ва­ние в какой-то области. И использовать этот спо­соб ни­ко­гда не брезговали даже в самых продвинутых в технологическом плане странах, и здесь я привёл лишь самые из­вест­ные и яркие примеры про США. С тем же успехом можно сделать такой же наброс про любую другую страну – про СССР я, кстати, тоже недавно подобное писал в заметке «При Сталине такого не было», или Автаркия по-советски.


P.S. По опыту первой публикации приведу одну из цитат, на которых базируется «притянутый за уши» третий пункт:

According to chief executive Troy Gaffey, AVX used data provided by the Russian helicopter maker Kamov to reduce the separation between the rotors and offer a lighter attack aircraft than others with rigid rotors, similarly to what Kamov did with its Ka-50 “Black Shark”, the world’s first operational helicopter with an ejection seat and single seat version of the Ka-52 “Alligator”. Gaffey told to Vertical Magazine’s reporters: “The Russians have been flying coaxials for years. Surprisingly, they’ve been very open with their technology. They have presented technical papers at various meetings and one of the subject matters they have investigated is the clearance between the rotors. They have developed a criteria for clearance that works.” theaviationist.com

Tags: warhead
Subscribe

Posts from This Journal “warhead” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 177 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “warhead” Tag