Midway chronic's notes (midnike) wrote,
Midway chronic's notes
midnike

Category:

Фрегаты, корветы и с чем их едят

После более чем векового перерыва в нашем флоте опять появились фрегаты и кор­ве­ты. Одна часть неравнодушной общественности негодует по поводу оче­ред­ного низкопоклонства перед Западом, другая пытается понять — круто это или фу такими быть. Зародились эти классы давно, ещё во времена парусных флотов. Ти­пов па­русников всегда было много, но в случае военных они чётко делились на две основные категории: на собственно «корабли» — трёхмачтовики с прямыми па­ру­са­ми — и всё прочее. Внутри самой категории «кораблей» границы были более размытыми, но в первом приближении они выглядели так:  


Основные типы парусных судов. Классификация зависит от количества мачт и сочетания прямых и косых парусов.

Самые крупные корабли с несколькими – от двух до четырёх – закрытыми орудийными палубами. Их главным пред­наз­на­че­нием был артиллерийский бой с себе подобными в составе «боевой линии». Отсюда и их название в большинстве ев­ро­пей­с­ких языков: Ship of the line, Navire de ligne, Navío de línea, Linieschip – словом, «линейный корабль».


Строй российских линейных кораблей с картины И. К. Айвазовского. Три орудийных палубы у флагмана и по две у остальных.

Более лёгкие считались фрегатами, хотя не везде это название было официальным. Основным их признаком была всего од­на закрытая орудийная палуба, хотя часто они имели и другие отличия – прежде всего увеличенное соотношение длины кор­пу­са к ширине, обеспечивавшее более высокую скорость.  Фрегаты идеально подходили для самостоятельных действий: ох­ра­не­ние, разведка, крейсерская война на коммуникациях противника. Да и в боевую линию их тоже за милую душу ставили.


Русский 52-пушечный фрегат «Паллада» с картины А. П. Боголюбова. Хорошо видна единственная орудийная палуба.

Самые же мелкие из кораблей – с орудиями только на верхней палубе – чаще всего именовали шлюпами. Лишь в XIX в. более-менее общепринятым стало их французское название – корвет. У них тоже было много талантов: дозорная служба, связь, охрана побережья и т. п., да и вражеских «купцов» могли пощипать.


Датский 20-пушечный корвет «Наяден» с картины К. В. Эккерсберга. Пушечные порты находятся в фальшборте.

В Российском флоте фрегаты появились при Петре I, корветы – в конце того же XVIII в. Так что страдать по поводу низ­ко­пок­лонства перед западом сейчас, как минимум, немножко поздновато. А особенно забавно это выглядит на фоне того, какую до­лю нашей морской терминологии составляют другие «вражеские» слова.


Эпоха пара

Фрегаты с корветами сохранились и в период «междуцарствия», когда на кораблях соседствовали паруса и паровые ма­ши­ны. Но в начале XX в. военные флоты полностью перешли на механическую тягу, а роль фрегатов и корветов к тому времени уже взял на себя новый класс, названный по основной функции этих кораблей – крейсеры, которые поздней тоже разделились на два подкласса, лёгкие и тяжёлые.


Классификация «переходного периода» была очень своеобразной. Например, этот российский парусно-паровой корабль «Рында» постройки 1886 г. официально именовался «бронепалубный крейсер корветского ранга».

Часть задач корветов легла на ещё один новый класс – выросшие из «истребителей миноносцев» эсминцы. Лёгкие быс­тро­ход­ные корабли, сочетавшие торпедное, артиллерийское, а затем ещё и противолодочное вооружение. А сами фрегаты и кор­ве­ты на какое-то время сошли со сцены. Но при этом остались в воинских званиях многих европейских флотов:


Россия Германия Испания Франция Италия
Капитан 1-го ранга Kapitän zur See Capitán de Navío Сapitaine de Vaisseau Capitano di Vascello
Капитан 2-го ранга Fregattenkapitän Capitán de Fragata Сapitaine de Frégate Capitano di Fregata
Капитан 3-го ранга Korvettenkapitän Capitán de Corbeta Сapitaine de Corvette Capitano di Corvetta

Возвращение

Весной 1939 года в Англии внезапно задумались, а чем они в случае чего будут защищать коммуникации от немецких под­лодок. Эсминцев на это дело не напасёшься, даже с учётом упрощённых «эскортных» эсминцев и шлюпов. Так что решили на­штам­повать ещё и маленькие противолодочные сторожевики на базе проекта китобоя. Дёшево и сердито. Почему эту мелочь пузатую обо­зва­ли кор­ветами – так и осталось загадкой.

Самыми массовыми из них стали 925-тонные корветы типа «Флауэр» с минимальным вооружением. Вместо дорогой тур­би­ны у них была паровая машина, обеспечивавшая аж 16 узлов скорости. Для сопровождения транспортов этого хватало, но вот гоняться за подлодками было уже проблематично.


Корвет типа «Флауэр» и фрегат типа «Ривер» в одном масштабе.

Мореходность «цветочков» тоже оставляла желать лучшего, и в 1941 году британцы начали строить сторожевики по­круп­ней – 1400-тонные корабли типа «Ривер» с выросшей вдвое дальностью. На них ставили уже две паровые машины – что под­ня­ло скорость до 20 узлов – и более серьёзное вооружение. Поначалу их без затей называли «двухвинтовыми корветами», но затем переклассифицировали – как вы уже догадались – в фрегаты.

Что любопытно, их американские кузены корабли с похожими задачами, что они строили для себя, именовали эс­корт­ны­ми эсминцами (Destroyer Escort, сокращённо DE), в то время как для аналогов британских «Риверов» на базе гражданских про­ек­тов, что они строили для поставок союзникам по Ленд-лизу (в том числе и для СССР), – они ввели отдельный класс «пат­руль­ный фрегат» (Patrol Frigate, PF).


Один из 28 «патрульных фрегатов» типа «Такома» (у нас – тип «ЭК») переданных СССР по Ленд-лизу.

Современность

После окончания Второй мировой в доминирующих на планете ВМС США эта терминология неоднократно менялась. По­ка в конце концов (в 1975 году) не устоялась нынешняя схема, почему-то именующаяся «классификацией НАТО», хотя это, ко­неч­но же, чи­сто американская классификация.

Сейчас фрегатами называют корабли дальней морской и океанской зоны, размером поменьше эсминцев. Кроме тра­ди­ци­он­ных эскортных функций – противолодочной и противовоздушной обороны соединения – современные фрегаты способны и к самостоятельным действиям против надводных и береговых целей. Так что во многих флотах они фактически заняли нишу эс­мин­цев предыдущих поколений.


Немецкий фрегат типа «Баден-Вюртемберг». Каких-то 7200 тонн водоизмещения. Не так давно подобное именовали крейсером.

К корветам же относят всё, что между катером и фрегатом, и предназначено для действий в ближней зоне. И точно так же наблюдается тенденция делать их не узкоспециализированными, а многоцелевыми, сочетающими как эскортные, так и удар­ные возможности.


Наши фрегаты и корветы

С недавнего времени в ВМФ РФ тоже появились «официальные» фрегаты и корветы. Некоторые сочли это банальным обе­зьянничаньем, «переходом на классификацию НАТО». Однако это не выдерживает критики, так как никто не пере­клас­си­фи­ци­рует уже имеющиеся сторожевые, противолодочные, малые ракетные корабли и прочее.


Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

Фрегатами у нас называют лишь корабли новой постройки типов «Адмирал Григорович» (проект 11356Р) и «Адмирал Гор­шков» (проект 22350). А корветами – корабли типа «Стерегущий» и их развитие (проекты 20380, 20385 и 20386). При том, что их наши заклятые «партнёры» относят тоже к фрегатам. Единственное пока исключение – серьёзно модернизированный (в сторону повышения его универсальности) большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Шапошников» проекта 1155.


Фрагмент закладной доски корвета проекта 20380 «Громкий».

К сожалению, актуальное «Руководство по классификации кораблей и судов Военно-Морского Флота» традиционно яв­ля­ет­ся секретным. Так что можно лишь предположить, что в нашем флоте введён новый класс «многоцелевой корабль» (в от­ли­чие от прежних «специализированных»), разделённый на два подкласса – «фрегат» и «корвет».


Пресловутая «спираль истории» сделала очередной оборот и вернулась к истокам. Как и положено – на новом уровне.

Tags: warhead
Subscribe

  • Боевой чатик образца 1942 года. Часть II

    Эта история началась ещё днём 4 июня 1942 г., когда командование Объединённого флота начало подозревать, что у Первого мобильного соединения в…

  • Боевой чатик образца 1942 года. Часть I

    Оценивать действия какого-либо военачальника исходя из «послезнания» – то есть, имея данные с обеих сторон и зная, чем всё закончилось – достаточно…

  • «Когда б вы знали, из какого сора…»

    В одной из передач с участием А.В. Исаева меня очень умилил один продвинутый слушатель, решивший «срезать» докладчика крайне каверзным вопросом:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments

  • Боевой чатик образца 1942 года. Часть II

    Эта история началась ещё днём 4 июня 1942 г., когда командование Объединённого флота начало подозревать, что у Первого мобильного соединения в…

  • Боевой чатик образца 1942 года. Часть I

    Оценивать действия какого-либо военачальника исходя из «послезнания» – то есть, имея данные с обеих сторон и зная, чем всё закончилось – достаточно…

  • «Когда б вы знали, из какого сора…»

    В одной из передач с участием А.В. Исаева меня очень умилил один продвинутый слушатель, решивший «срезать» докладчика крайне каверзным вопросом:…