Midway chronic's notes (midnike) wrote,
Midway chronic's notes
midnike

Categories:

Торпедный скандал: причины и следствия

Поскольку было много вопросов о том, какие последствия имел «Большой тор­пед­ный скандал», то продублирую здесь заключительную часть полной версии статьи. Как и предсказывали американские подводники, после ис­п­рав­ления проблем с тор­педами, результаты не замедлили сказаться. С конца 1943 года начался резкий рост результативности подводных сил ВМС США. Конечно, на эти показатели так­же по­вли­я­ло повышение опыта подводников и общее увеличение количества под­ло­док, но ос­новную роль всё же сыграло превращение торпеды Mark 14 в пусть и не самое со­вершенное в своём классе, но зато очень надёжное оружие. В даль­ней­шем мо­дер­ни­зированные версии этих торпед продержались на вооружении раз­лич­ных флотов вплоть до 1980-х годов.  


Количество вражеских кораблей и судов, потопленных подводными лодками США на Тихоокеанском ТВД, с разбивкой по месяцам. Красным обозначены корабли из состава военно-морских и сухопутных сил Японской империи, синим – торговые суда.

Не следует думать, что все изложенные выше проблемы касалась лишь подлодочных торпед Mark 14. Американские над­вод­ные корабли были вооружены тогда торпедами Mark 15 того же калибра 533 мм, отличавшимися от своих «младших се­стрё­нок» лишь большей длиной и увеличенной дальностью. При этом они имели точно такие же взрыватели и системы уп­рав­ления глубиной хода. В их случае провал был хоть и не таким наглядным – ввиду сравнительной редкости сражений надводных кораблей по сравнению с количеством атак подлодок – но ещё более оглушительным.

Например, в ходе двух крупных кампаний 1942 года – в Голландской Ост-Индии и у Гуадалканала – эсминцы и лёгкие крей­серы ВМС США выпустили более сотни торпед, поразив при этом всего три (!) вражеских корабля. Причём третий случай (линкор «Хией») считается весьма спорным. Апофеозом стала попытка американских эсминцев добить собственный без­на­дёж­но повреждённый в ходе сражения у островов Санта-Крус авианосец «Хорнет» – только три из шестнадцати торпед Mark 15, выпущенных в близких к полигонным условиях, поразили обречённый корабль. Однако в случае «осечек» при использовании корабельных торпед особого шума не возникло, и их проблемы (аналогичные подлодочным) были решены тихо, что на­зы­вает­ся, в рабочем порядке, по мере «лечения» проблем торпед Mark 14.


Эсминец DD-384 «Данлэп» производит пуск торпеды Mark 15. 3 июля 1942 г.

На заключительном этапе Тихоокеанской войны на вооружение подлодок США поступили малошумные электрические тор­педы Mark 18, но основным оружием американских подводников всё-таки оставались доработанные Mark 14 (и их упро­щён­ная версия Mark 23). И именно они отправили на дно самую крупную цель из всех, когда-либо потопленных подводной лодкой за всю историю существования этого класса кораблей. В 03:17 29 ноября 1944 года подлодка SS-311 «Арчерфиш» под командованием капитана 2-го ранга Джозефа Инрайта залпом из шести торпед Mark 14 отправила на дно перестроенный из суперлинкора типа «Ямато» авианосец «Синано» полным водоизмещением 72 000 т. Из 4 попавших в цель торпед взорвались все, однако на глубине, в среднем, на 1,3 м больше выставленной.


Японский авианосец «Синано» во время ходовых испытаний. Токийский залив, 11 ноября 1944 г., за 18 дней до гибели

Всего же в ходе войны американские подводники отправили на дно от 1314 до 1392 японских кораблей и судов общим тон­на­жем более 5,3 млн тонн. Из них до 214 единиц составляли боевые корабли, ещё 116 пришлось на танкеры. Потеря последних сокращала возможности Императорского флота Японии не менее эффективно, чем потери боевых кораблей.

Экипажи подводных лодок суммарно составляли лишь 1,6% от общей численности личного состава ВМС США. При этом на их счёт пришлось 55% всех потерянных японцами кораблей и судов. Причём эта цифра несколько «просела» лишь в 1945 году, когда в дело активней включились надводные корабли и авиация, а на конец 1944 года доля подлодок превышала 60%.


Распределение тоннажа уничтоженных вооружёнными силами США японских кораблей и судов по «авторам» их потопления.
Красным обозначены корабли из состава военно-морских и сухопутных сил Японии, синим – торговые суда.

В результате американским подводникам удалось решить задачу, которая оказалась не по силам их германским коллегам. Фактически они отрезали от снабжения как саму метрополию островного государства, так и их гарнизоны на захваченных тер­ри­ториях. И подавляющее большинство целей было потоплено лишь после решения проблем с торпедами Mark 14. Этот факт заставляет большинство исследователей данной темы задаваться вопросом: а как бы сложился ход Тихоокеанской войны, если бы подводные силы ВМС США с самого начала боевых действий были оснащены надёжным оружием? На сколько бы это со­кра­тило время, потребовавшееся для разгрома Японской империи, и сколько бы тысяч жизней сберегло?

Самим американским подводникам пришлось заплатить за свои успехи высокую цену. Из 288 американских подводных лодок было потеряно 52, из них 48 в боевых походах. Потери личного состава достигли 22% от общей численности экипажей. Иными словами, из похода не вернулся каждый пятый американский подводник, что стало самым высоким процентом потерь сре­ди всех родов войск Вооружённых сил США во Второй мировой войне.


«Всё ещё в походе», один из мемориалов, посвящённых погибшим американским подводникам и подлодкам.

Торпедная монополия

Чаще всего в качестве основной причины «Большого торпедного скандала» указывают недостаточное финансирование во вре­мена Великой депрессии. Однако, как мы помним, создавший две трети проблем взрыватель Mark 6 был принят на воо­ру­же­ние за 3,5 года до знаменитого «чёрного четверга» 1929 года. Кроме того, это не объясняет и того упорства, с которым раз­ра­бот­чики торпед впоследствии отвергали сам факт наличия проблем. Так что очевидно, что существовали и другие причины, лежавшие гораздо глубже.

Главный «антигерой» нашего рассказа, Торпедная станция ВМС в Ньюпорте, была основана ещё в 1869 году для раз­ра­ботки и производства тогдашнего подводного оружия – донных и шестовых мин. Однако в случае «самодвижущихся мин Уайт­хе­да» её роль свелась, по большей части, к приёмочным испытаниям и последующему производству данного вида воо­ру­же­ния. Разработкой (а поначалу просто адаптацией и модернизацией конструкции Уайтхеда) долгое время занимались, прежде все­го, частные компании, и эта ситуация сохранялась до начала 1920-х годов.

Например, основные американские торпеды Первой мировой, «Блисс-Ливитт» Mark 7 и Mark 8 были разработаны ком­па­нией «Е. У. Блисс и Ко.». Экспериментами с электрическими торпедами занимались компании «Сперри Гироскоп Ко.» и «Дже­нерал Электрик». Кроме того, произошедший в тот период взрывообразный рост ВМС США (достаточно вспомнить хотя бы постройку огромного количества эсминцев-«флашдекеров») потребовал большого количества торпед, что привело к ос­но­ва­нию ещё двух торпедных станций.


533-мм торпеда «Блисс-Ливитт» Mark 8 на фоне производственного цеха Торпедной станции в Ньюпорте. 1910-е годы.
Эта модель образца 1911 г. продержалась на вооружении торпедных катеров и эсминцев-«флашдекеров» до 1945 г.

Затем наступило масштабное послевоенное сокращение флота, которое привело к ожесточённой борьбе «за место под солн­цем» – остаться должен был кто-то один. И победа ожидаемо досталась Торпедной станции в Ньюпорте, ставшей с 1 июля 1923 года единственным разработчиком и производителем торпед в США. Она же осталась при этом и единственным их ис­пы­та­телем, со всеми вытекающими последствиями подобной монополизации. Отсутствие конкуренции с другими конс­т­рук­тор­с­ки­ми коллективами достаточно быстро привело не только к появлению «комплекса гуру», но и к самоизоляции от сме­ж­ных на­прав­лений в науке и технике, включая гидродинамику, геофизику и прочее.

Кроме того, Торпедная станция стала ещё и основной «кузницей кадров». Практически все офицеры, спе­циа­ли­зи­ро­вав­ши­еся в минно-торпедном деле, в разное время либо служили на станции, либо проходили там стажировку. Затем они зани­ма­ли соответствующие должности в частях и подразделениях, а впоследствии и руководящие посты в соответствующем отделе Управления вооружений, которому Торпедная станция подчинялась. Само же это Управление находилось в непосредственном подчинении Министерства флота и не входило в «цепочку командования» Главнокомандующего ВМС США. Таким образом, будущие «эксплуатанты» торпед по определению не имели прямого влияния на процесс их разработки и приёмки на во­о­ру­же­ние – классический пример отсутствия «обратной связи».


Торпедная станция ВМС в Ньюпорте, штат Род-Айленд, 1914 г.

В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда одна и та же организация сначала вела разработки, затем про­во­ди­ла сдаточные испытания этих разработок, принимали которые выходцы из этой же организации – других специалистов по торпедам взять было попросту неоткуда. И лишь потом на всё это наложились упоминавшиеся выше финансовые проблемы вре­мён Великой депрессии, заставившие вовсе отказаться от дорогостоящих натурных испытаний. Окончательно к тому вре­ме­ни уверовавшие в собственную исключительность и непогрешимость специалисты Торпедной станции в Ньюпорте особой про­блемы в этом уже не видели. Им было вполне достаточно ими же разработанных методик «щадящих» испытаний.


В заключение хотелось бы ответить на два закономерных вопроса.


1. Как ВМС США удалось, в конце концов, сломать эту порочную систему?

Ответ – никак. Что называется, «само рассосалось». Необходимость наращивания объёмов производства торпед привела к восстановлению двух закрытых в 1923 году конструкторско-производственных центров – Торпедных станций в г. Александрия (штат Вирджиния) и в Кипорте на западном побережье США (штат Вашингтон).

Кроме того, к разработке новых типов торпед были опять привлечены частные компании. Так, например, электрическая торпеда Mark 18 была разработана компанией «Вестингауз», а первая акустическая самонаводящаяся противолодочная тор­пе­да Mark 24 «FIDO» – компаниями «Белл Телефон» и «Дженерал Электрик». Таким образом, монопольное положение Тор­пед­ной станции ВМС в Ньюпорте исчезло естественным образом.


Последняя торпеда Mark 14, собранная на Торпедной станции в Александрии (Вирджиния), 1945 г.
Всего за годы войны было выпущено 13 000 торпед Mark 14 и 9600 их упрощённых версий Mark 23.

2. Понёс ли кто-нибудь наказание по итогам «Большого торпедного скандала»?

По большому счёту – нет. Если в Третьем рейхе подобный скандал в 1940 году привёл к судебному процессу над четырьмя назначенными козлами отпущения конструкторами германских торпед, то в США ничего подобного не случилось. Скандал не лучшим образом сказался на дальнейшей карьере нескольких офицеров, но не более того.

К примеру, в конце 1943 года, сразу же по окончании «Большого торпедного скандала», начальник Управления воо­ру­же­ний контр-адмирал Уильям Г. Блэнди был снят с должности и отправлен, что называется, «на фронт», по его прямой спе­ци­альности – командовать соединением артиллерийских кораблей. Что, впрочем, сложно считать наказанием, так как бравый ад­ми­рал с первых дней войны и сам рвался повоевать. Хотя действия Блэнди по организации артподготовки при штурме ос­т­ро­ва Иводзима также вызвали серьёзную критику, это не помешало ему впоследствии возглавить испытания ядерного оружия на атолле Бикини и уйти в отставку полным адмиралом.


А подвести итог хотелось бы цитатой из книги вице-адмирала Джеймса Ф. Калверта, в годы войны служившего на под­лод­ке SS-259 «Джек». Пусть она и содержит серьёзные преувеличения и упрощения, но именно так американские подводники «пер­вой линии» видели (и продолжали видеть даже спустя 50 лет) ту историю:

«Таким образом, к сентябрю 1943 года строевые подводники выявили и устранили три серьёзных дефекта торпед Mark XIV: не­пра­виль­ную глубину хода, ненадёжный магнитный взрыватель и тормозившийся ударник. Все три проблемы были решены в передовых час­тях, на их базах и в их мастерских, без какой-либо помощи из Ньюпорта и Вашингтона.»

Tags: Большой торпедный скандал
Subscribe

Posts from This Journal “Большой торпедный скандал” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Posts from This Journal “Большой торпедный скандал” Tag