Midway chronic's notes (midnike) wrote,
Midway chronic's notes
midnike

Categories:

Боевой чатик образца 1942 года. Часть II

Эта история началась ещё днём 4 июня 1942 г., когда командование Объединённого флота начало подозревать, что у Первого мобильного соединения в районе Мидуэя что-то пошло не так. Как минимум три из четырёх авианосцев получили повреж­дения неизвестной пока тяжести, а оборона атолла так и не была подавлена. Поэ­тому Соединение непосредственной поддержки в составе 7-й дивизии крейсеров – четыре КРТ типа «Могами» – и двух эсминцев получило приказ выдвинуться к Мидуэю и ночью провести обстрел атолла, чтобы своими сорока 203-мм орудиями сделать то, что не смогла палубная авиация – уничтожить имевшиеся там само­лё­ты и подавить береговую оборону. Командование всё ещё рассчитывало провести запланированную десантную операцию.  

К вечеру стало ясно, что «не так» пошло уже всё, и крейсерам был отправлен приказ об отмене операции. Но по ошибке его отправили не 7-й, а 8-й дивизии крейсеров, так что четыре «Могами», оставившие свои эсминцы, ещё несколько часов про­должали на полном ходу идти к Мидуэю. Повторный приказ нашёл их, когда крейсеры находились всего в 80 милях – менее чем в четырёх часах хода – от атолла. Корабли отвернули на север и почти сразу же наткнулись на подлодку немного левей их курса. О подробностях дальнейших манёвров я в общем-то писать не собирался, но чёрт меня дёрнул заглянуть в Википедию, чтобы всего лишь уточнить длину этих кораблей. И там с удивлением прочёл следующее описание событий:


Из-за угрозы торпедной атаки четыре крейсера 7-й дивизии получили приказ выполнить поворот «все вдруг» на 45°, но из-за ошибок в его передаче и темноты только на шедшем первым «Кумано» и четвёртым «Могами» его исполнили верно. Шедшие же вторым «Судзуя» и третьим «Микума» начали делать поворот «все вдруг» на 90°. И если «Судзуя» просто прошёл в опасной близости за кормой «Кумано», то «Микума» к исходу пятой минуты протаранил «Могами».


Причём даётся это со ссылкой на «Сломанный меч» Дж. Паршалла и Э. Талли. Бог с ним, что в указанной книжке всё опи­сывается совсем не так. Бог с ним, что всё это давно разобрано в соответствующем томе японской официальной «Сэнси сосё» – «Истории войны», где даже имеется подробная схема манёвра, приведённая, кстати, и в том же «Сломанном мече»… Но вот неужели нельзя было просто включить мозги и попытаться представить то, о чём пишешь?

Во-первых, вы обнаруживаете немного левей вашего курса вражескую подлодку. И конечно же, самый умный в этих ус­ло­виях манёвр – отвернуть на 45° влево, дабы продолжать сближаться с ней, при этом благородно подставив борт. Во-вторых, если головной корабль отворачивает на 45°, а следующий за ним на 90°, то как, извините, этот второй мог «пройти в опасной близости» от головного, если они идут расходящимися курсами?




Не удержался и полез в англоязычную Википедию, а там приводится другая версия, со ссылкой уже на «Tabular Record of Movement» крейсеров типа «Могами». Согласно ей, команду «все вдруг 45° на левый борт» выполнили все, кроме шедшего тре­тьим «Микума», который повернул на 90° и подставился замыкающему «Могами». Это более реалистичный вариант, правда тогда непонятно каким образом чуть не столкнулись ещё и два головных корабля...


В японской Википедии, как вы уже, наверное, догадались, описана третья версия. Согласно ей, флагман скомандовал пово­рот «все вдруг» на 45° влево, а потом ещё раз на 45° влево, но вторую команду приняли только на третьем в строю, на «Мику­ма». Так что нечётные корабли повернули на 90°, а чётные – на 45° из-за чего две пары оказались на пересекающихся курсах. Написано это со ссылкой почему-то на «Чудо при Мидуэе» Г. Пранджа, где этот манёвр не описывается вообще никак от слова совсем, и на «Сэнси сосё», где он описывается совсем по-другому.

Тут я не удержался и полез ещё и в «Невозможную победу» Уолтера нашего Лорда, которую сто лет уже не открывал и по­этому подзабыл, как оно описывается там. Как вы опять, наверное, догадываетесь, там обнаружилась ещё одна версия:


При помощи маломощной сигнальной лампы направленного действия с флагманского крейсера на остальные кора­бли отряда передали сигнал о срочном повороте влево на 45°. На мостике «Могами» штурман крейсера капитан 3-го ранга Масаки Ямаути отстранил в сторону вахтенного офицера, желая выполнить этот сложный манёвр лично. Повер­нув крейсер, Ямаути решил, что дистанция между «Могами» и его мателотом «Микума» несколько увеличилась. Тогда Ямаути изменил курс «Могами» немного вправо и тут, к своему ужасу, обнаружил, что вообще потерял из вида «Ми­ку­му», поскольку в его видимости находился только «Судзуя» – второй корабль кильватерной колонны. Поняв, что «Мику­ма» теперь идёт между ними поперёк курса «Могами», капитан 3-го ранга Ямаути скомандовал «Лево на борт» и дал ма­шинами полный назад. Но было уже поздно.


Откуда взялась эта версия – вполне понятно. Она базируется на единственных в течении долгого времени японских источ­никах об этом событии – на послевоенном допросе командира «Могами» и личном опросе штурмана крейсера Масаки Ямау­ти, с которым У. Лорд общался уже сам в процессе работы над книгой в начале 1960-х. По понятным причинам оба офицера рассказывали лишь о манёврах своего корабля.

Остановится я уже не мог и заглянул ещё и в «Боевой путь Императорского японского флота» П. С. Далла, где в общем-то повторяется версия из Лорда с некоторыми «додумками» автора – ошибка в маневрировании штурмана замыкающего крей­се­ра «Могами», который принял второй корабль «Судзуя» за третий «Микума» и довернул вправо, чтобы сомкнуть строй. Что опять же не объясняет, каким образом в опасной близости оказались ещё и два головных корабля.


Подозреваю, что при желании можно найти ещё какие-нибудь версии, но мне уже лень. Так что лучше посмотрим, как это всё реконструировали в посвящённом Мидуэю 43-м томе монументальной японской «Истории войны», авторы которой име­ли возможность опросить офицеров уже со всех четырёх крейсеров.



1. Реконструкция манёвра, приведшего к столкновению «Микума» и «Могами», на базе схемы из работы «Сэнси Сосё. Миддовэ Кайсэн».
2. Лишившийся носовой оконечности крейсер «Могами» заправляется с танкера «Нитией-Мару». Вид с мостика крейсера, 7 июня 1942 г.

Итак, четыре крейсера кильватерной колонной идут курсом на север. На флагмане «Кумано» замечают подводную лодку примерно на 25° левей их курса. Логично было уклониться вправо, но это сильно уводило корабли от их цели – им нужно бы­ло на северо-запад. Поэтому на «Кумано» принимают решение повернуть соединение на 90° влево, на запад, чтобы, разорвав кон­такт с лодкой, обратным манёвром вернуться затем на нужный курс.

Крейсеры соблюдали радиомолчание и светомаскировку, поэтому сигналы передавались кормовыми сигнальными фона­рями. Поскольку их видел лишь следующий в колонне корабль, то он должен был передать их дальше по цепочке. Команда с мостика передавалась сигнальщику с помощью цифрового кода, который перепутали, так что на «Судзуя» увидели сигнал «красный-красный», что означало «все вдруг на 45° влево». Крейсер передал сигнал дальше и начал выполнять команду.

Таким образом «Кумано» повернул на 90°, в то время как все остальные корабли начали поворот на 45°. Так что неуди­вительно, что через три минуты на «Судзуя» увидели, что идут прямёхонько в левую раковину флагману. На мостике успели среагировать, довернули вправо и сумели проскочить за кормой «Кумано». В этот момент уже и на «Кумано» поняли, что что-то пошло не так и тоже отвернули вправо, чтобы в них, чего доброго, не вписался третий в колонне крейсер «Микума». На «Микума» тоже увидели, что впереди творится какой-то бардак с беспорядочным маневрированием и вполне логично решили от греха подальше отвернуть уже влево.


Та самая подводная лодка SS-198 «Тэмбор», из-за которой и случился весь этот сыр-бор.

На замыкающем «Могами» сигнал получили, когда идущий впереди «Микума» уже начал поворот. Поэтому вместо 45° там на всякий пожарный повернули на 60°, чтобы избежать опасного сближения. Когда дистанция увеличилась, то пришлось дважды доворачивать уже вправо, чтобы сократить отставание. Какое-то время там пытались понять манёвры двух головных кораблей, потеряв из виду «Микума», который в тот момент уже отвернул влево и лёг на пересекающийся курс.

В последний момент на «Микума» и «Могами» заметили друг друга, врубили «полный назад» и начали отворачивать. В ре­зультате таранного удара форштевнем в борт удалось избежать, но и «скользящего» оказалось достаточно, чтобы смять и по­ч­ти ото­р­вать нос «Могами» чуть не по первую башню главного калибра. «Микума» отделался помятыми плитами броневого пояса и 20-метровой «царапиной» ниже ватерлинии, вызвавшей течь одного из топливных танков левого борта.

Повреждённый «Могами» явно был не способен выдерживать даже экономическую скорость, поэтому командующий со­е­ди­не­ни­ем вице-адмирал Такео Курита принял решение оставить ему в качестве эскорта также повреждённый «Микума» плюс вызвать им в помощь эсминцы, а самому с двумя оставшимися крейсерами продолжить выполнение приказа – двигаться в назначенную точку рандеву. На «Мо­га­ми» между тем пытались насколько можно исправить положение. Смятая носовая око­нечность, свороченная почти на 90° влево, была отделена, переборки носовых отсеков герметизированы. В результате крейсер оказался способен развивать ско­ро­сть 12 узлов при управляемости уровня перегруженной баржи.


На этом мы их пока и оставим, а про эпопею с поисками, опознаваниями и многочисленными атаками этой сладкой парочки, словом про всё то, что я изначально собирался здесь живописать, пока не полез сдуру в Википедию, – продолжим уже в следующей серии.

Tags: Документы, Мидуэй
Subscribe

Posts from This Journal “Мидуэй” Tag

  • Боевой чатик образца 1942 года. Часть I

    Оценивать действия какого-либо военачальника исходя из «послезнания» – то есть, имея данные с обеих сторон и зная, чем всё закончилось – достаточно…

  • «Когда б вы знали, из какого сора…»

    В одной из передач с участием А.В. Исаева меня очень умилил один продвинутый слушатель, решивший «срезать» докладчика крайне каверзным вопросом:…

  • Мидуэй курильщика

    Главное из немногочисленных достоинств данного творения – это редкое нынче «кино про войну». Не про страдания юного идиота, в первые же минуты…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

Posts from This Journal “Мидуэй” Tag

  • Боевой чатик образца 1942 года. Часть I

    Оценивать действия какого-либо военачальника исходя из «послезнания» – то есть, имея данные с обеих сторон и зная, чем всё закончилось – достаточно…

  • «Когда б вы знали, из какого сора…»

    В одной из передач с участием А.В. Исаева меня очень умилил один продвинутый слушатель, решивший «срезать» докладчика крайне каверзным вопросом:…

  • Мидуэй курильщика

    Главное из немногочисленных достоинств данного творения – это редкое нынче «кино про войну». Не про страдания юного идиота, в первые же минуты…