Midway chronic's notes (midnike) wrote,
Midway chronic's notes
midnike

Categories:

Что почём: «Эссексы» vs «Йорктауны»

Ниже речь опять пойдёт о деньгах. Вот только, в отличие от пре­ды­ду­ще­их постов на эту тему, боюсь, это будет интересно лишь ну совсем упоротым фло­то­фи­лам. В общем, я предупредил, а кто не спрятался и пошёл под кат – я не виноват.
Ещё во время обсуждения заметки «Кораблики vs танчики» возник вопрос, почему ави­а­но­с­цы типа «Эссекс» обошлись дяде Сэму в три раза дороже, чем авианосцы типа «Йор­к­та­ун», хотя их водоизмещение различалось всего на 37%. Тогда я честно ска­зал, что не знаю (потому как «Эссексы» – это сильно не «мой период» Тихо­о­ке­а­н­с­кой войны), и пообщал при случае разобраться. Руки всё не доходили, но вдруг на днях про это вспомнили в обсуждении у Ф.В. Лисицына...  

Итак, мы имеем дело с двумя типами американских авианосцев. Первые из них остановили японский блицкриг в 1942 г. (ценой потери двух из трёх имевшихся), а вторые обеспечили затем победу в Тихоокеанской войне.


   
Корабль «Хорнет» (CV-8) «Эссекс» (CV-9) Разница
Изготовитель Судостроительная компания Ньюпорт Ньюз (штат Вирджиния)
Стапельный период 30.03.39 г. – 14.12.40 г. (625 дн.) 28.04.41 г. – 31.07.42 г. (459 дн.) -166 дн.
Достройка и испыт. 14.12.40 г. – 20.10.41 г. (310 дн.) 31.07.42 г. – 31.12.42 г. (153 дн.) -157 дн.
Всего постройка 30.03.39 г. – 20.10.41 г. (935 дн.) 28.04.41 г. – 31.12.42 г. (612 дн.) -323 дн.
Полная цена $ 22 000 000 $ 68 930 000 +$46 930 000

Нашу задачу значительно упрощает то, что данные корабли были построены на одной и той же верфи (которая, кстати, и до сих пор благополучно делает авианосцы) и вошли в строй с разницей всего в год. Поэтому мы можем исключить из рас­смо­т­ре­ния такие факторы, как различающиеся в зависимости от возможностей конкретной верфи технологии строительства, а так­же влияние внешних экономических факторов типа инфляции/дефляции.

Что бросается в глаза в первую очередь (кроме гигантской разницы в цене, естественно), так это значительное сокращение сроков постройки. И это притом, что и сам «Хорнет» строили гораздо быстрей его предшественников: например, постройка пре­ды­ду­щего авианосца того же типа, CV-6 «Энтерпрайз», заняла 1396 дня, то есть более чем на год дольше. Насколько это сказалось на увеличении цены сказать трудно, однако в разнице цен на однотипные «Энтерпрайз» и «Хорнет» ($2 млн.) вклад это­го предыдущего сокращения сроков как-то не заметен, а если и присутствует, то речь идёт о не особо больших суммах.




Далее нам поможет то, что цена постройки корабля в США складывалась из так называемой «контрактной цены», ко­то­рую платили частной или государственной верфи за за­ку­п­ле­н­ные ими металл и ма­ши­ны, а также за собственно постройку ко­р­пу­са и монтаж оборудования. При этом броня, во­о­ру­же­ние и спе­ци­а­ль­ное обо­ру­до­ва­ние (системы управления огнём, ра­ди­о­обо­ру­до­ва­ние, радары и т. д.) в эту цену не вхо­ди­ли и оп­ла­чи­ва­лись аме­ри­ка­н­с­к­ой казной отдельно. Поэтому рассмотрим обе составляющие общей цены по отдельности и попробуем понять где и за счёт чего вылезли такие различия в итоговых суммах.


Данные по корпусам и машинам
Корабль «Хорнет» (CV-8) «Эссекс» (CV-9) Разница
ВИ (сухое) 19 038 т 24 073 т +5 035 т
Вес корпуса 14 451 т 18 521 т +4 070 т
Вес машин 2 770 т 3 123 т +353 т
Котлы 9 × Babcock & Wilcox (27,2 атм, 342°C) 8 × Babcock & Wilcox (38,5 атм, 450°C) +
Турбины 4 × 1 ступ. ТЗА Parsons Marine 4 × 2 ступ. ТЗА Westinghouse +
Общая мощность 120 000 лс 150 000 лс +30 000 лс
Скорость макс. 32,5 узла 33,0 узла +0,5 узла
Контрактная цена $ 19 000 000 $ 43 669 000 +$24 669 000

Как мы видим, различие в весе металлоконструкций корпуса не настолько велико, чтобы быть причиной серьёзного уве­ли­че­ния цены. Зато любопытно сравнить контрактную цену «Эссекса» с контрактной ценой строившегося одновременно и на той же са­мой верфи «Newport News Shipbuilding & Drydock» линкора BB-58 «Индиана», вто­ро­го корабля типа «Саут Дакота». Лин­кор имел прак­ти­чески идентичную энергетическую установку (размещённую также по эшелонной схеме) из 8 котлов повы­шен­ного давления и температуры (те же 38,5 атм, 450°C) и четырёх новых уже двуступенчатых турбозубчатых агрегатов (ТЗА), развивавшую схожую мощность на валах – 130 000 лс. В итоге стоимость корпуса и машин линкора (без брони и башен его «сухое» водоизмещение было близким к новым авианосцам) сос­тав­ляла очень похожую на «Эссекс» сумму в $49 540 000.

Всё это заставляет предположить, что разница в цене корпуса и машин «Хорнета» и «Эссекса» была в основном обус­лов­ле­на именно более эффективной и дорогой ГЭУ последнего. На ту же мысль наталкивает контрактная цена лёг­ких крейсеров ти­па «Атланта». ГЭУ этих кораблей представляла собой ровно «половинку» ГЭУ «Эссекса» – 4 котла и две тур­би­ны точно тех же типов и общей мощностью 75 000 лс, а так как на этих крейсерах практически отсутствовало бронирование и ПТЗ, то процент «вклада» стоимости ГЭУ в контрактную цену намного выше. В результате стоимость корпуса и машин этих ко­раб­лей сос­тав­ляла $12 226 000, или $24 452 000 за пару.


Данные по защите, вооружению и оборудованию
Корабль «Хорнет» (CV-8) «Эссекс» (CV-9) Разница
Вес брони 922 т 997 т +75 т
Универ. орудия 8 × 127-мм/38 12 × 127-мм/38 +4
Зенитные автоматы 16 × 28-мм/75 32 × 40-мм/56 +16
Зенитные пулемёты 24 × 12,7-мм/90 46 × 20-мм/70 +22
СУАЗО 2 × Mk 37 2 × Mk 37, 2 × Mk 4, 8 × Mk 51 +10
Радары SC SC-2, SK, SG +2
Итого $3 000 000 $25 261 000 +$22 261 000

Бронирование, как мы видим, увеличилось незначительно, а вот по вооружению разница очень серьёзная. Количество 5" универсалок увеличилось, причём 8 из них были теперь смонтированы в двухорудийных башнях, гораздо более дорогих, чем открытые одиночные установки. Вместо четырёх 28-мм счетверённых зенитных автоматов «Эссексы» получили вдвое большее количество более эффективных (но и более дорогих) 40-мм «Бофорсов». Малокалиберное зенитное вооружение также было почти удвоено, причём с заменой .50 «Браунингов» на 20-мм «Эрликоны».

Также были серьёзно усилены системы управления зенитным артиллерийским огнём (СУАЗО). Все 8 «Бофорсов» полу­чили по собственному ПУАЗО Mk 51, а в дополнение к паре Mk 37, управлявших огнём универсалок, добавились ещё два уже радарных Mk 4. Ну и собственно радары: если на «Хорнете» имелся единственный радар ПВО метрового диапазона типа SC, то на «Эссексах» стояло уже два следующего поколения, плюс дециметровый поисковый SG.


Всё это, конечно, стоило денег. И не освоенные ещё толком в серии «Бофорсы», и, тем более, новая электроника, что сто­и­ла тогда совсем бешеных денег. Но всё равно, получившаяся разница в цене вооружения и оборудования, даже превышающая полную сто­имость авианосца предыдущего типа – не перестаёт впечатлять.

Tags: справочные материалы, что почём
Subscribe

Posts from This Journal “что почём” Tag

  • Что почём: Зарплаты в ВМС США времён ВМВ

    Во-первых, хотел бы ещё раз поблагодарить всех, кто откликнулся на мою просьбу о помощи. Ребята, вы меня реально очень выручили. Честно говоря,…

  • Что почём: Самолёты армии США времён ВМВ

    Как вы, наверное, заметили, меня, кроме всего прочего, всегда интересовал вопрос сколько это всё стóило. В своё время мне попались…

  • И ещё раз про деньги

    Если в предыдущей заметке я хотел показать насколько это дорогое удовольствие – военно-морской флот, то на этот раз попробуем разобраться,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

Posts from This Journal “что почём” Tag

  • Что почём: Зарплаты в ВМС США времён ВМВ

    Во-первых, хотел бы ещё раз поблагодарить всех, кто откликнулся на мою просьбу о помощи. Ребята, вы меня реально очень выручили. Честно говоря,…

  • Что почём: Самолёты армии США времён ВМВ

    Как вы, наверное, заметили, меня, кроме всего прочего, всегда интересовал вопрос сколько это всё стóило. В своё время мне попались…

  • И ещё раз про деньги

    Если в предыдущей заметке я хотел показать насколько это дорогое удовольствие – военно-морской флот, то на этот раз попробуем разобраться,…