Midway chronic's notes (midnike) wrote,
Midway chronic's notes
midnike

Categories:

Глава 2. Дорога к Мидуэю. (Часть II)

Традиционно считается, что боевые действия на Тихом океане начались с япон­ско­го авиаудара по главной базе Тихоокеанского флота США в Пёрл-Харборе. Но на самом деле, первые выстрелы этой войны прозвучали несколько ранее. 7 декабря 1941 г., в 06.37 по местному времени, американский эсминец «Уорд» обнаружил и затем потопил артиллерийским огнём японскую мини-подлодку, пытавшуюся проникнуть в гавань Пёрл-Харбор. Спустя 20 минут, в 5800 милях [10 800 км] западнее Гавайев, четыре японских эсминца и лёгкий крейсер открыли огонь, прикрывая высадку десанта на побережье Британской Малайи. Ещё через 50 минут на Пёрл-Харбор упали первые бомбы.  

Спустя два часа, из восьми стоявших в гавани линкоров два были потеряны безвозвратно, три лежали на грунте, ещё три – серьёзно повреждены. Тихоокеанский флот США надолго остался без линейных сил, не считая значительных потерь в авиации. А затем японцы сделали то, чего от них никто не ожидал – вместо концентрации усилий на каком-то одном участке, они начали на первый взгляд хаотичное, «центробежное» наступление по нескольким направлениям одно­вре­менно, разрушив тем самым все предвоенные планы и наработки своих противников.




Первая фаза наступления

По мере того, как рассвет 8 декабря 1941 г. (по времени восточного полушария) добирался от Пёрл-Харбора до районов в западной части Тихого океана, налётам японской авиации подверглись а. Уэйк, острова Гилберта, о. Гуам, Гонконг, Филип­пины, Северное Борнео и Сингапур. За авиаударами последовали высадки японских войск. Первыми, уже 10 декабря, были захвачены о. Гуам и острова Гилберта. В тот же день японская базовая авиация потопила линкор «Принс оф Уэльс» и линейный крейсер «Рипалс», пытавшиеся перехватить конвои, перебрасывающие японские войска в Британскую Малайю.

На следующий день, 11 декабря, произошла первая из немногочисленных осечек в японских планах. Бойцам 1-го батальона береговой обороны морской пехоты США, оборонявшим крохотный атолл Уэйк, удалось отбить первую по­пыт­ку высадки, потопив при этом два японских эсминца и повредив лёгкий крейсер. Соединение вторжения было вынуждено прервать операцию, вернуться в базу и запросить подкреплений. Второй штурм состоялся 23 декабря, на этот раз япон­ское соединение было усилено двумя авианосцами, а численность десанта удвоена. К вечеру следующего дня Уэйк пал.

С первого же дня войны начался штурм Гонконга. Британцы планировали оборонять его не менее двух месяцев, но уже на семнадцатый день штурма оборонительные линии были прорваны, и 25 декабря гарнизон капитулировал.


1. Британский линейный крейсер «Рипалс» под японскими бомбами. 2. Японское 75-мм орудие ведёт огонь в пригороде Гонконга.

20 декабря японский десант захватил порт Давао на втором по величине филиппинском острове Минданао, получив таким образом важный перевалочный пункт для обеспечения дальнейшего наступления на юг и юго-запад. Одновременно разворачивалась операция по захвату Лусона, главного острова Филиппинского архипелага. 12 декабря японцами был захвачен первый плацдарм, а спустя десять дней началась высадка основных сил сразу в нескольких районах острова. Уже 24 декабря американское командование приняло решение отвести войска и занять оборону на полуострове Батаан. 2 января 1942 г. японские войска вошли в столицу Филиппин, Манилу.

Первоначальными планами на захват Филиппин отводилось 55 дней. Но всего через 25 дней с начала операции, японское командование пришло к выводу, что задача уже практически выполнена, и зажатые на полуострове американские и филип­пин­ские войска уже не представляют угрозы японскому блицкригу. Было решено отозвать с Лусона наиболее бое­спо­соб­ные пехотные части и почти всю авиацию с тем, чтобы ускорить начало операций на других участ­ках. В результате окончательная ликвидация блокированной группировки затянулась до начала мая.


На полуострове Малакка события развивались не менее успешно и стремительно. Японские войска были заблаго­вре­мен­но переброшены в Сиамском залив, и в первые же часы войны передовые части высадились на северо-восточном побережье Британской Малайи. Главные силы десанта высаживались северней, уже на тер­ри­то­рии Таиланда, откуда, почти не встречая сопротивления тайской армии1, выдвинулись к западному побережью полуострова, где перешли границу. 10 декабря обе японские группировки начали наступления на юг, про­дви­га­ясь вдоль обоих побережий Малайи.

Через 52 дня, пройдя с боями более 550 км по джунглям, они вышли к южной оконечности полуострова, где за узким Джохорским проливом находилась главная база британского Восточного флота. Гарнизон Сингапура и отошедшие туда части продержались ещё две недели и капитулировали 15 февраля 1942 г. Согласно планам, на покорение Британской Малайи и Сингапура отводилось 100 дней, 25-я японская армия уложилась в 69.


1. Японская пехота совершает обходной манёвр в джунглях Малайи. 2. Японская пехота и бронетехника во время штурма Сингапура.

Успешное развитие описанных выше операций, обеспечивающих основные направления, позволило почти бес­пре­пят­ствен­но заняться главными целями кампании. Вторжение в Голландскую Ост-Индию началось с крупнейшего острова Малайского архипелага, Борнео. На рассвете 16 декабря силы «Западного соединения», переброшенные из Индокитая, за­хва­ти­ли порты Мири и Серия. Голландским подлодкам и морской авиации удалось затем потопить два японских эсминца, тральщик и транспорт, но этого было недостаточно, чтобы предотвратить переброску войск в другие ключевые точки. К концу января 1942 г. части «Западного соединения» взяли под контроль всю северо-западную, британскую часть острова.

11 января в бой вступили «Восточное» и «Центральное» соединения, сосредоточенные к тому времени в порту Давао на Филиппинах. Их основной ударной силой были подразделения морской пехоты Императорского флота, которые путём морских и воздушных десантов захватили ключевые порты и аэродромы на островах Целебес, Серам и северо-восточном, принадлежавшем уже Голландии, побережье острова Борнео. 23 января голландская авиация и подводный лодки, а затем эсминцы флота США попытались сорвать высадку японского десанта в районе г. Баликпапан, крупного центра по добыче и переработке нефти на восточном побережье острова. Но несмотря на редкий для того периода тактический успех – без потерь было потоплено пять японских транспортов и повреждено ещё три – предотвратить захват города не удалось. К 13 февраля 1942 г. острова Борнео и Целебес практически полностью контролировались японцами.


На первом этапе войны основной задачей японских войск высадившихся на юге Бирмы было прикрытие тыла груп­пи­ров­ки, наступавшей в Британской Малайе. Но быстрый успех на этом направлении позволил начать наступление и против второй основной цели японской кампании. К середине января 1942 г., действуя с территории уже союзного Тайланда, японские войска взяли под контроль южные районы Бирмы, находящиеся на полуострове Малакка, а 21 января начали основное наступление. Продвижение японцев шло достаточно медленно, что было вызвано не столько сопротивлением британских и индийских войск, сколько сложным рельефом, который затруднял доставку инженерного оборудования для форсировния рек, мосты через которые планомерно уничтожались отступавшим противником.


1. Расчёт японского станкового пулемёта в Бирме. 2. Японская морская пехота высаживается в районе Рабаула, о. Новая Британия.

Последней операцией первой фазы кампании стал захват архипелага Бисмарка у восточного побережья Новой Гвинеи, проводившийся в рамках планов по созданию оборонительного периметра. 22 и 23 января, при поддержке палубной авиации, части японской армии и морской пехоты захватили ключевые пункты и аэродромы островов Новая Ир­лан­дия и Новая Британия, включая порт Рабаул, ставший впоследствии основной опорной базой на юго-восточном направлении.


В начале февраля 1942 г. наступила короткая оперативная пауза, в ходе которой брались под контроль второстепенные пункты захваченных территорий, а ударные японские части заменялись прибывающими им на смену гарнизонными, после чего пополнялись и перегруппировывались для выполнения задач, предусмотренных планами второй фазы наступления. Одновременно с этим союзники, с помощью созданного в начале 1942 г. «Командования ABDA»2, пытались организовать более эффективное взаимодействие военно-морских, сухопутных и военно-воздушных сил США, Великобритании, Ни­дер­лан­дов и Австралии, имевшихся в подвергнувшемся японскому нападению регионе.


Вторая фаза наступления

Масштабное наступление возобновилось 14 февраля 1942 г. высадкой армейского воздушного десанта, захватившего аэродромы в южной части острова Суматра. На следующий день началась высадка основных сил вторжения, и в тот же день Коман­до­ва­ние ABDA приняло решение о бесперспективности обороны южной части острова и начало эвакуацию.

Однако основной целью был остров Ява, где располагалась столица Голландской Ост-Индии, Батавия (нынешня Джакарта), а также основные силы защитников колонии, включая базировавшийся там флот ABDA. 19 февраля японцы оккупировали остров Бали у восточной оконечности Явы. В тот же день японская палубная и базовая авиация нанесла удар по военно-морской базе и аэродромам в г. Дарвин на севере Австралии, а 20 февраля путём морских и воздушных десантов были захвачены порты и аэродромы на острове Тимор, всё это позволило перекрыть маршруты переброски подкреплений из северной Австралии к Яве. 25 февраля уже знакомые нам «Западное» и «Восточное» сое­ди­не­ния, пополненные ди­ви­зи­ями, высвобжденными после захвата Гонконга и Филиппин, начали переброску сил к северному побережью острова Ява.


1. Высадка японского воздушного десанта на острове Суматра. 2. Налёт японской авиации на автралийский порт Дарвин.

27 февраля основные силы флота ABDA попытались перехватить конвой «Восточного» соединения. В ходе по­сле­до­вав­шего сражения в Яванском море объединённые силы союзников отступили, потеряв два лёгких крейсера и три эсминца. На следующий день два крейсера союзников попытались предотвратить высадку японских сил на северо-западном побережье Явы, в ходе боя в Зондском проливе оба крейсера были потоплены торпедами японских эсминцев. В тот же день японцы начали высадку войск сразу в нескольких точках на северном побережье острова.

1 марта в Яванском море состоялось последнее морское сражение этой кампании, в ходе которого были потоплены лёгкий крейсер и два эсминца союзников. Флот ABDA был практически полностью уничтожен, а оставшиеся корабли и суда, не успевшие вырваться с обречённого острова, были затоплены во избежание их захвата. 5 марта высадившиеся японские войска захватили столицу колонии Батавию, а к 8 марта – второй по величине город и важнейший порт Сурабая. 12 марта верховное командование союзников на Яве официально капитулировало.

В тот же день, 12 марта началась операция по захвату северных районов острова Суматра, куда с полуострова Маллака были переброшены войска, высвободившиеся после падения Сингапура. 28 марта, с капитуляцией последних голландских сил на севере Суматры, последний из крупных островов Малайского архипелага перешёл под контроль японцев. Гол­ланд­ская Ост-Индия была захвачена, причём также с очень серьёзным опережением графика – при запланированных 150 днях, операция была завершена уже на 110-й день войны.


1. Тонущий британский крейсер «Эксетер», второе сражение в Яванском море. 2. Высадка передовых подразделений на остров Ява.

Одновременно с этим продолжались операции по организации оборонительного периметра. 8 марта 1942 г. под­раз­де­ле­ния японской армии и морской пехоты, захватившие в конце января архипелаг Бисмарка и порт Рабаул, начали высадку на северо-восточном побережье принадлежащей Австралии восточной части острова Новая Гвинея.

В период с 23 по 27 марта япнские войска оккупировали Андаманские острова, находящеиеся в Бенгальском заливе между северным побережьем острова Суматра и Бирмой и замыкавшие будущий оборонительный периметр на западном направлении. 31 марта был захвачен остров Рождества в 200 милях южней острова Ява, стратегическая точка позволявшая контролировать сообщение между Австралией и Индией.

В тот же день японские морские пехотинцы, действовавшие из Рабаула, высадились на Бугенвиль, крупнейший остров архипелага Соломоновы острова. В период с 1 по 21 апреля, японские части, захватившие до этого остров Серам взяли под свой контроль ключевые пункты на западном и северном побережье Голландской (западной) части острова Новая Гвинея, включая столицу колонии, город Голландия (нынешняя Джаяпура). Таким образом, к концу апреля 1942 г. были захвачены все запланированные элементы будущего оборонительного периметра.


С захватом Голланндской Ост-Индии исчезла необходимость прикрытия наземных войск силами палубной авиации, и появилось возможность использовать Первое Мобильное соединение для нанесения удара по британскому Восточному флоту. 26 марта соединение из 6 японских авианосцев с мощным эскортом взяло курс на Бенгальский залив. В период с 5 по 9 апреля 1942 г. ими были нанесены авиаудары по военно-морским базам в Коломбо и Тринкомали на острове Цейлон (нынешняя Шри-Ланка), потоплены лёгкий авианосец, два тяжёлых и один вспомогательный крейсер, два эсминца, а также около 30 торговых судов. Ещё одним результатом рейда стало то, что британский флот был окончательно выдавлен из вос­точ­ной части Индийского океана – оставшиеся силы были переведены на новую секретную базу на Мальдивских островах.


1.Авианосец «Гермес» идёт на дно после атаки японской палубной авиации в районе о. Цейлон. 2. Наступление японских войск в Бирме.

Между тем в Бирме, 3 марта 1942 г. передовые японские части форсировали последнюю крупную водную преграду на своём пути, а уже 8 марта заняли оставленную противником столицу и основной порт колонии – Рангун (ныне Янгон), отрезав британские и индийские части от снабжения морем. Кроме того, наличие этого порта позволило усилить японскую группировку в Бирме, перебрасывая туда высвобженные после капитуляции Сингапура и Голланской Ост-Индии войска. В середине марта началось японское наступление в северном направлении. Британские и индийские части, усиленные вы­де­лен­ны­ми правительством Чан Кайши китайскими войсками, оказывали упорное сопротивление, но вынуждены были отступать от рубежа к рубежу. 28 апреля японцы заняли город Лашо, где начиналась идущая в Китай «Бирманская дорога», спустя два дня была захвачена старая столица Бирмы, Мандалай, а британское командование начало эвакуацию уцелевших частей на территорию Индии. Последняя из задач кампании была выполнена.




Итоги кампании

Собственно ход боевых действий на первом этапе Тихоокеанской войны достаточно хорошо известен и подробно описан в многочисленных работах, однако при разборе его итогов часто упускаются некоторые важные для понимания последующих событий моменты:


1. Сроки операций. К концу апреля 1942 г. все поставленные перед Императорскими армией и флотом задачи были не просто успешно выполнены, а выполнены с большим опережением запланированного графика.

2. Масштаб японских завоеваний. Суммарная площадь захваченных только за эти шесть месяцев территорий3 составила 2,99 млн. км2, или в 5,5 раз больше территории Франции. Для сравнения, общая площадь оккупированных территорий СССР в период максимального продвижения Вермахта осенью 1942 г. составляла около 1,9 млн. км2.

3. Задействованные сухопутные силы. Если на море японское наступление обеспечивалось самым мощным на Тихо­оке­ан­ском ТВД флотом, то сухопутные операции проводились гораздо более скромными, особенно по меркам Евро­пей­ско­го ТВД, силами – Императорская армия смогла выделить лишь 20% имевшихся у неё войск. Всего в японских сухопутных операциях и их обеспечении от армии было задействовано около 400 000 человек, однако собственно боевые действия вели всего 11 пехотных дивизий (из 51 имевшейся у Японии на тот момент) с частями усиления, плюс немного­чис­лен­ные под­раз­де­ле­ния морской пехоты Императорского флота. Противостоящие им сухопутные силы союзников в сумме насчитывали около 450 000 человек (с учётом колониальных войск). К концу кампании более 210 000 из них оказались в японском плену.

4. Соотношение сил на море. Если на начало боевых действий на Тихоокеанском ТВД имелся примерный паритет военно-морских сил, то к моменту окончания первого этапа войны превосходство Императорского флота стало уже по­да­вля­ю­щим. Ниболее наглядно сложившуюся ситуацию иллюстрирует соотношение потерь:


Безвозвратные потери военно-морских сил на Тихом океане к концу апреля 1942 г.
  Всего
  США (Аз.Ф) США (ТОФ) Великобрит. Нидерланды союзников Япония
  Линейные корабли 2 2 4
  Эскадр. авианосцы
  Лёгкие авианосцы 1 1
  Тяжёлые крейсеры 1 3 4
  Лёгкие крейсеры 1 2 3
  Эскадр. миноносцы 5 2 5 7 19 4
  Подводные лодки 4 6 10 2

Если добавить к этому списку надолго выведенные из строя шесть линкоров и один эскадренный авианосец флота США, то становится понятным, почему командование союзников расценивало ситуацию на море как «крайне неблагоприятную». А называя вещи своими именами, к маю 1942 г. Императорский флот уверенно контролировал огромную акваторию – северо-западную часть Тихого и северо-восточную часть Индийского океанов.


Кампания была блестяще завершена, и теперь японскому Главнокомандованию предстояло решать, что делать дальше.


<< Предыдущая часть главы   Следующая часть главы >>


1 После нескольких часов стычек с тайской армией и полицией было объявлено перемирие. Правительство Таиланда согласилось на использование своей территории и портов японскими войсками. 25 декабря 1941 г. Таиланд подписал союзный договор с Японией и объявил войну США и Великобритании.
2 American-British-Dutch-Australian (ABDA) Command – Командование американскими, британскими, голландскими и австралийскими вооружёнными силами, созданное 15 января 1942 года для согласования действий в Юго-Восточной Азии.
3 Территория нынешних Гонконга, Филиппин, Малайзии, Сингапура, Брунея, Бирмы, Индонезии (без провинции Папуа), Восточного Тимора, а также архипелагов Бисмарка и Гилберта, островов Бугенвилль, Гуам и Рождества.
Tags: «Без права на победу», Мидуэй
Subscribe

Posts from This Journal “«Без права на победу»” Tag

  • Глава 4. На другом берегу. (Часть V)

    В результате понижения при проектировании стандартного водоизмещения двух пре­ды­дущих авианосцев с 20 700 т до 20 000 т, остававшийся у…

  • Глава 4. На другом берегу. (Часть IV)

    После заказа «Рейнджера» лимит, в пределах которого флот США мог строить но­вые ави­а­носцы, сократился до 55 200 т. Это позволяло…

  • Глава 4. На другом берегу. (Часть III)

    «Лексингтон» и «Саратога» стали, без сомнения, самыми удачными из семи ави­а­нос­цев, перестроенных из линкоров и линейных крейсеров…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments