Midway chronic's notes (midnike) wrote,
Midway chronic's notes
midnike

Categories:

Мидуэй курильщика

Главное из немногочисленных достоинств данного творения – это редкое нынче «кино про войну». Не про страдания юного идиота, в первые же минуты бро­сив­ше­го винтовку, а затем весь фильм пытающегося спасти свою задницу за счёт то­ва­ри­щей. И даже не про героическое противостояние благородного урки-дезертира с кровавой гебнёй и так далее. Здесь таких глубин драматургии и психологизма мы, к счастью, не увидим – картина «всего лишь» про реальные сражения и реальных лю­дей, просто исполняющих свой долг. Причём с обеих сторон. Все в меру па­фос­но превозмогают – в общем, всё как мы любим. Поэтому фильм был достаточно тепло воспринят людьми, не очень хорошо знакомыми с историей Вто­рой Мировой на Тихом океане.  



Всякие киноведы и прочие кинолюбы привычно голосили о «мискастинге», однако актёры может и не все похожи на свои прототипы, но у них, как минимум, правильные типажи. Те самые, что мы видим на фото и кинохронике тех лет, а не то, как нын­че принято изображать «брутальных военов». Но на этом, увы, достоинства картины и заканчиваются.


«Заклёпки» и прочая развесистая клюква

Ещё по трейлерам было ясно, что не стоит ожидать сколь-нибудь достоверного отображения боевой техники. Ну да бог с ни­ми, с «заклёпками». В конце концов, у нас не одно поколение выросло на отличных фильмах, где наши истребители изо­бра­жа­лись совсем непохожими на них Як-18П, а немецкие танки – обшитыми фанерой Т-44. Но «есть один нюанс». Здесь вся тех­ни­ка рисовалась в 3D – довольно позорного, кстати, для 2019 г. уровня. Сделать всё правильно – стоило бы ровно тех же денег!



Согласитесь, достаточно трудно не заметить разницы между двумя этими схемами опознавательных знаков…

С другой стороны, на свете не так много людей, которых напряжёт, что американские самолёты весь фильм летают с опо­зна­вательными знаками, которые ввели лишь с 6 мая 1942 года. Что поголовно все «Зеро» почему-то несут красную полоску принадлежности к авиагруппе «Акаги». Или что «Девастейторы» идут в атаку имея не только торпеду – в реале они и её-то с трудом тащили – но ещё и пару бомб под плоскостями. И так далее. Ну и мы напрягаться не будем.



Что любопытно, такого типоразмера в природе не существовало. Похоже, художники просто уменьшили уже имевшиеся 3D модели более тяжёлых бомб. Двадцать баксов — тоже экономия бюджета! Торпеда, кстати, тоже неправильно нарисована.

Хотя для того, чтобы снять японскую атаку на главную базу Тихоокеанского флота США и прочие боевые эпизоды так, что­бы на этом фоне фильм «Пёрл-Харбор» 2001 г. выглядел чуть ли не шедевром документального кино – это надо обладать особым талантом. А сброс бомбы с высоты плевка должен вообще войти в анналы киноклюквы.



Законы физики? Не слышали! Боевой взвод предохранителя? Не впадайте в занудство, зато красиво!

Но хватает и ещё более откровенной халтуры, заметной уже даже самому неискушённому зрителю. Когда «Донтлессы» по­го­ловно взлетают с тремя бомбами, из которых две куда-то испаряются по дороге к цели. Или небо над японскими авиа­нос­ца­ми, украшенное чёрными облачками разрывов от крупнокалиберных зениток, стволы которых даже не подняты. Пере­чи­с­лять можно ещё очень долго. Но если бы дело ограничивалось только этим…


«Я художник, я так вижу!»


Инфернальный вид с мостика «Энтерпрайза», которого там никогда не было. Не совсем ясно, что именно тушат на «Йорктауне» и что за склад барахла у него на посадочной палубе — но это уже мелочи.

С собственно историческими фактами, цифрами и прочей хронологией событий всё ещё хуже. Например, адмирал Яма­мо­то приказывает начать планирование Мидуэйской операции чуть не сразу после Пёрл-Харбора. Или адмирал Хэлси, за­дум­чиво наблюдает за тонущим «Лексингтоном», хотя в реальности его 16-е оперативное соединение прибыло в район Австралии почти неделю спустя, а в Коралловое море не заходило вообще. Подобные примеры тоже можно приводить пачками.



Судя по всему, авторы решили сэкономить на 3D моделях «летающих крепостей» и совместили два в одном.

Некоторые даже заставляли отрывать от фейса перманенто прижатый к нему палм. Чтобы протереть глаза, как в случае ог­ром­ной дырищи в полётной палубе «Йорктауна». Или чтобы проржаться при виде пары десятков B-26, бодро бомбящих япон­ские авианосцы. Порадовавшись заодно, что хоть что-то тут пытается летать строем, а не живописными стадами, как все остальные самолёты в фильме.

Ну да ладно, не будем и это строго судить. Ведь, как и в случае с «заклёпками», исчезающе малому проценту зрителей ин­те­ресно, что в реальности та пробоина была 30 см диаметром и не там, а в сражении на самом деле участвовало аж четыре «Ма­ро­дёра», причём вооружённых совсем даже торпедами. Тем более, что все эти жутко креативные и столь же безграмотные «улучшения» скучных фактов для красивой картинки – тоже ещё не самое печальное.



Как выглядит та 12-дюймовая пробоина в полётной палубе «Йорктауна» в фильме и в реальности. Тоже вид снизу.

Широко шагаешь – штаны порвёшь…

Гораздо более серьёзной проблемой фильма стало желание объять необъятное. С одной стороны, и Пёрл-Харбор, и Мар­шал­ловы острова, и рейд Дулиттла с Коралловым морем имеют, конечно, то или иное отношение к Мидуэю. Хотя в основном – очень косвенное. Но к этому добавляется «пролог» – вообще из 1937 г. – и куча других левых эпизодов, воткнутых ис­к­лю­чи­тельно для «драматургии» и прочего «раскрытия образов главных героев».

В результате и предыстория подана в стиле «галопом по Европам», и на само заглавное сражение пришлось меньше по­ло­ви­ны фильма. Поэтому множество принципиально важных событий попросту остаётся за кадром. А сколь-нибудь связная об­щая картина отсутствует от слова «совсем».

Из трёх атак палубных торпедоносцев показаны лишь две, причём не в той последовательности.  Да и вообще эти сыг­рав­шие не последнюю роль эскадрильи выведены какими-то бессмысленно гибнущими криворукими лузерами. Заблудившиеся пикировщики с «Хорнета» и их коллеги с «Йорктауна» отсутствуют вообще, так что о том, кто же потопил третий японский авианосец – «Сорю» – зрителю остаётся лишь догадываться.



А вот так мы узнаём о потере «Йорктауна». Очень оригинальный сюжетный ход, но надо же было и зрительницам дать за кого попереживать…

А ещё в фильме напрочь отсутствуют американские истребители. Тоже от слова «совсем». За весь фильм мы не видим ни од­ного «Уайлдкэта». Так что и подвиг шестёрки Джона Тача над японским соединением, и оборона «Йорктауна» от двух япон­с­ких атак – тоже остались за кадром. Равно как и такая мелочь, как гибель этого авианосца. И так далее. Зато мы полюбовались на крайне важный для сюжета диалог офицерских жён.

В общем, самое яркое и парадоксальное сражение Тихоокеанской войны превращено в смазанный фон для бенефиса един­ственного и неповторимого Дика Беста. И здесь мы подходим к главному, на мой взгляд, косяку фильма.


Раз герой, два герой – оба мы герои…

Главных героев в фильме аж два: начальник разведотдела Тихоокеанского флота США капитан 3-го ранга Эдвин Лэйтон и командир 6-й бомбардировочной эскадрильи авианосца «Энтерпрайз» Ричард Бест. Всё по канону: один умный, другой – красивый отмороженный на всю голову.



Вот так, по мнению авторов, выглядят офицеры и адмиралы в штабе флота. Вряд ли им не хватило бюджета на утюг…

По поводу Лэйтона вопросов практически не возникает. Кроме, разве что, одного. Какого чёрта его форма – впрочем, как и у остальных офицеров и адмиралов – всегда выглядит так, будто её сшили в дополнительную смену на левой китайской фаб­ри­ке, а затем неделю спали в ней под забором?  От большого ума решили, что нормально сшитые и выглаженные кители будут смотреться «недостоверно»? В штабе флота, ага…

Но гораздо хуже с «главным» главным героем – Диком Бестом. Дело даже не в том, что в реальности он был тем ещё ге­ро­ем и сделал всё от него зависящее, чтобы провалить как атаку на японские авианосцы, так и всё сражение целиком – именно благодаря его гениальному командованию «Акаги» атаковало всего три пикировщика. И только случайная удача, пресловутая «золотая пуля» в виде единственной крайне удачно попавшей бомбы спасла ситуацию. Причём есть серьёзные сомнения, что это была бомба Беста, а его заявка на попадание затем ещё и в «Хирю» никем всерьёз давно не рассматривается.



Визжащий от собственной крутизны Бест сажает самолёт с выключенным двигателем и невыпущенными закрылками. На авианосец. Для развлечения. А потом он выиграл сражение при Мидуэе…

В данном случае гораздо важней каким он показан в фильме. Когда с первого же его появления мы видим тупого и са­мо­в­лю­б­лённого отморозка «на понтах», ни в грош не ставящего ни свою жизнь, ни жизнь своего подчинённого – не говоря уж вверенном ему самолёте, да и родном авианосце – и всё ради демонстрации своей молодецкой удали. И нас хотят уверить, что вот это плюющее на все приказы и уставы, а также непрерывно хамящее старшим по званию чмо чуть не в одиночку выиграло одно из важнейших сражений Тихоокеанской войны?


Подводя итоги

Авторы фильма не смогли удержаться от сведения сюжета к примитивному и заезженному киноштампу о «hotshot» – оди­ноч­ке-сорвиголове, «яркой индивидуальности», что вырывает победу из рук поражения исключительно благодаря своей без­ба­шен­ности. Но то, что нормально смотрится в обычных боевичках, здесь выглядит издевательством над вполне ре­аль­ным подвигом вполне реальных людей. Многие из которых заплатили за это своими жизнями.




В результате самый ожидаемый военно-исторический фильм 2019 года оказался полным разочарованием. И даже если бы все до единой «заклёпки» находились строго на своих местах, а все исторические реалии были бы полностью соблюдены – всё равно смотреть на этот балаган было бы точно так же противно.


Слегка сокращённая версия опубликована на WARHEAD.SU.
Tags: warhead, Мидуэй
Subscribe

Posts from This Journal “warhead” Tag

  • Тест: А что там у союзников?

    Мой первый блин в области тестов: «Мы привычно презираем невежественных ино­ст­ранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “warhead” Tag

  • Тест: А что там у союзников?

    Мой первый блин в области тестов: «Мы привычно презираем невежественных ино­ст­ранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или…