?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X

В 1974 г. адмирал в отставке Джон Тач решил повеселить тогда ещё начинающего ис­сле­до­ва­теля американской морской ави­а­ции Джона Ландстрома неким, по его мне­нию, курьёзом. Он показал ему письмо, полученное от командира эскадрильи ис­т­ре­би­телей-бом­бар­ди­ров­щиков «МакДоннелл-Дуглас» F-4 «Фантом II», во­е­ва­в­шей во Вьетнаме. В этом письме офицер рас­ска­зы­вал, что самостоятельно при­ду­мал и опробовал в бою тактический приём, поз­во­ля­ю­щий успешно про­ти­во­дей­с­т­вовать бо­лее манёвренным истребителям советского про­из­вод­ства. А также о том, что он очень гордился своим вкладом в тактику воз­душ­ного боя (и даже подал по команде соответствующий рапорт), пока кто-то из командования, воевавший ещё во Вторую Мировую, не сообщил ему, что на самом деле его «инновация» – это не более чем ста­рая добрая «плетёнка Тача». На случай, если эта история дойдёт до Та­ча, мо­ло­дой офицер про­сил адмирала не считать его плагиатором, при­пи­сы­ва­ющим себе чужие идеи, поскольку он и в самом деле не знал, что «изобрёл колесо».  

Адмирал Джон С. Тач. Биографическая справка.

1905 19 апреля. Родился в г. Пайн Блаф, штат Арканзас, в семье школьных учителей.
1923 Поступил в военно-морское училище в Аннаполисе, штат Мэрилэнд.
1927
Выпущен из училища в звании лейтенант, 494-е место среди 579-и впускников курса.
Назначение на линкор BB-41 «Миссисипи», подразделение связи.
1928 Переведён на линкор BB-44 «Калифорния», подразделение связи.
1929 Поступил в лётную школу ВМС в Пенсаколе, штат Флорида.
1930
Выпущен из лётной школы с квалификацией «военно-морской авиатор», 1-е место на курсе.
Назначение на авиатранспорт СМ-3 «Арустук», 1-я вспомогательная эскадрилья.
Переведён в 1-ю истребительную эскадрилью, авианосец CV-3 «Саратога».
Присвоено звание старший лейтенант.
1932 Переведён на авиабазу ВМС в Норфолке, штат Вирджиния, в качестве лётчика-испытателя.
1934 Переведён в 9-ю патрульную эскадрилью, гидроавиатранспорт AV-1 «Райт».
1936
Присвоено звание капитан-лейтенант.
Старший офицер 6-й разведывательной эскадрильи, лёгкий крейсер CL-6 «Цинциннати».
1937 Заместитель по связи командира 5-й патрульной эскадрильи, авиабаза Коко Соло, Панама.
1939 Заместитель по вооружению командира 3-й истребительной эскадрильи, CV-3 «Саратога».
1940 И.О. командира 3-й истребительной эскадрильи, CV-3 «Саратога».
1941 Командир 3-й истребительной эскадрильи, CV-3 «Саратога».
1942
Присвоено звание капитан 3-го ранга.
Боевые походы на авианосцах CV-2 «Лексингтон», CV-3 «Саратога», CV-5 «Йорктаун».
Заместитель по огневой подготовке командира центра боевой подготовки морской авиации.
1943
Присвоено звание капитан 2-го ранга.
Участие в создании серии учебных анимационных фильмов для пилотов на студии Диснея.
1944 Начальник оперативного отдела штаба 38/58-го ОС, авианосцы CV-16 «Лексингтон», CV-18 «Уосп»
Разработка тактики противодействия атакам камикадзе.
1945
Присвоено звание капитан 1-го ранга.
Присутствовал на борту линкора «Миссури» при подписании капитуляции Японии.
Директор по лётной подготовке учебного центра морской авиации в Пенсаколе, штат Флорида.
1950 Командир эскортного авианосца CVE-118 «Сицилия», участвовал в Корейской войне.
1951 Страший советник помощника по авиации министра ВМС США.
1953 Командир ударного авианосца CVA-42 «Франклин Д. Рузвельт».
1954 Командующий авиабазами 6-го военно-морского округа, командир авиабазы ВМС Джексонвиль.
1955
Страший представитель ВМС в Группе по оценке эффективности вооружений при МО США.
Присвоено звание контр-адмирала.
1957 Командир 82-го оперативного противолодочного соединия, командир 16-й дивизии авианосцев.
1960
Присвоено звание вице-адмирала.
Командующий противолодочными силами Тихоокеанского флота США.
1963 Заместитель по авиации начальника штаба ВМС США.
1965
Присвоено звание полного адмирала.
Главнокомандующий ВМС США в Европе.
1967 Вышел в отставку по достижении предельного возраста (62 года).
1981 15 апреля скончался в возрасте 76 лет.
Похоронен на военном кладбище Форт Роузкранс, г. Сан-Диего, штат Калифорния.
1982 18 декабря спущен на воду фрегат УРО типа «Оливер Х. Перри» FFG-43 «Тач».
«Крёстной матерью» корабля стала вдова адмирала Маделин Дж. Тач.


Фрегат УРО типа «Оливер Х. Перри» FFG-43 «Тач» во время ходовых испытаний, 1984 г., а также эмблема корабля со стилизованным изображением «плетёнки Тача» вокруг якоря.


Послесловие

Вот, собственно, и вся история «плетёнки Тача». Честно говоря, я совершенно не собирался растягивать её в эпопею объ­ё­м­ом почти в полноценную книжку – изначально планировалось ограничиться переводом любопытного документа и краткой историей по­яв­ле­ния и первого применения данного тактического приёма. Однако вскоре после публикации первой части я сразу в нес­ко­ль­ких местах в очередной раз столкнулся с набором дежурных мифов о начальном пе­ри­оде Тихоокеанской войны.

О том, что первые полгода США «не предпринимали бессмысленных контрударов, как на­ши, а благоразумно сидели на попе ровно в обороне и копили силы»; о том, что рейды американских авианосных со­е­ди­не­ний зимы-весны 1942 г. не имели ни­ка­кого смысла ни с оперативной, ни со стратегической точки зрения, а проводились «для под­дер­жки штанов», то бишь, ис­к­лю­чи­тель­но для поднятия боевого духа. И так так далее, плюс стандартный уже перенос возможностей аме­ри­кан­с­кой про­мы­ш­ленности второй половины войны на её начало – пресловутое «у дяди Сэма ещё много».

В результате и по­я­ви­лась идея на конкретном примере одной отдельно взятой палубной истребительной эскадрильи по­ка­зать, чем на самом деле за­ни­ма­лась авиация ВМС США в самой сложный для неё период Второй Мировой, и с какими про­б­ле­ма­ми они при этом сталкивались.


А ещё в процессе написания меня неоднократно посещала мысль о том, как всё же хорошо, что я не пишу беллетристику и прочую фантастику, а посему не должен подчиняться принятым там правилам. Вот представьте себе, что я слегка ме­няю фа­ми­лии участников и тупо пересаживаю их с «Уайлдкэтов» и «Зеро» на, например, лёгкие ударные корабли (LAC) ти­па «Ка­та­на» и «Сабля», ну и на прочую технику из «Хонорверс» Дэвида Вебера. Ни на йоту не меняя при этом сам ход со­бы­тий.

Тоже представили сколько набежало бы специалистов одновременно по всему на свете с их дежурными воп­ля­ми про не­ло­гич­ность, немотивированность и прочие многочисленные «рояли в кустах»? А так я могу с совершенно чис­той совестью ска­зать: «До­ро­гие друзья! Мне глубоко по-барабану ваши умозрительные представления о „ло­ги­ч­ности“, „прав­до­по­до­бии“ и про­чем „зд­ра­вом смысле“ – ничем не могу помочь, но уж где-то так оно было на самом деле.» Су­ро­вая ре­аль­ность – она все­г­да го­раз­до фан­та­с­ти­ч­ней и интересней любой дилетантской фантазии. Аминь! :)


А желающие посодействовать завершению двух недостающих частей могут сделать это здесь:

Donate         Donate

Posts from This Journal by “«Плетёнка Тача»” Tag

  • «Плетёнка Тача», Часть X

    Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X…

  • «Плетёнка Тача», Часть IX

    Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X Лейтенант…

  • «Плетёнка Тача», Часть VIII

    Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X Японские атаки…