?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В серии про «Разноцветную команду» американских авианосцев я уже рассказывал о том, как на них появился такой важный элемент посадочных операций, как По­сад­очный сигнальщик (Landing Signal Officer, или сокращённо LSO), и для чего он вообще был нужен. И там же обещал со временем рассказать, как он работал и что означали его странные телодвижения. Каковые при ближайшем рассмотрении ока­зы­ваются вполне логичными и, в большинстве случаев, даже «интуитивно по­нят­ны­ми». На самом деле набор команд, по большому счёту, так и не был офи­ци­аль­но формализован полностью, на каждом авианосцы пилоты и сигнальщики мо­г­ли просто сами договориться о каких-то дополнительных, однако существовал об­ще­при­нятый ми­ни­мум из 13 основных сигналов.  

Примечание: Специалистам в области авиации просьба не нервничать. На самом деле я более или менее владею основами ави­а­ци­он­ной терминологии, однако данные пояснения специально написаны так, чтобы они были понятны ещё и нормальным людям :)

Итак, посадочный сигнальшик (далее LSO) «принимал» управление самолётом в тот момент, когда тот завершал по­с­лед­ний поворот и выходил на глиссаду (посадочный курс), а пилот готовил свою машину к посадке – выпускал шасси, гак и закрылки.



На этом этапе LSO мог сообщить пилоту о проблемах с посадочной конфигурацией его самолёта:

1. НЕ ВЫШЛО ШАССИ
2. НЕ ВЫШЕЛ ПОСАДОЧНЫЙ ГАК
3. НЕ ВЫПУЩЕНЫ ЗАКРЫЛКИ



4. НОРМА – или буква «R» (Roger) в семафорной азбуке. Этот сигнал LSO держал пока всё шло нормально, а также воз­вра­щался к нему, когда пилот успешно выполнял его команду по коррекции посадки.



Сдедующий сигнал регулировал курс и крен самолёта:

5. ДОВЕРНИ или УБЕРИ КРЕН – на этапе захода на посадочный курс LSO показывал пилоту, в какую сторону ему надо до­вер­нуть, чтобы его курс оказался точно по оси посадочной палубы авианосца. При необходимости сигнал мог усиливаться – LSO поднимал ногу и начинал ей дрыгать, изображая работу педалью. Это означало, что одних элеронов мало и надо под­ра­ботать курс ещё и рулём направления. На заключительном этапе этот же сигнал помогал пилоту «горизонтировать» машину.



Эта пара команд регулировала скорость идущей на посадку машины:

6. СЛИШКОМ БЫСТРО – привычный сигнал «стой» дорожного регулировщика. Обозначал, что пилот должен убавить газ, при этом слегка приподняв нос, чтобы не терять высоту.
7. СЛИШКОМ МЕДЛЕННО – тоже понятный жест «иди сюда». Пилот должен был добавить газ, слегка опустив нос, что­бы не на­брать дополнительную высоту.



Ещё одна пара команд, регулировавших уже высоту полёта:

8. СЛИШКОМ ВЫСОКО – пилот должен был опустить нос и убавить газ, а затем, получив сигнал «НОРМА» о том, что те­перь высота правильная, вернуть ручку управления и сектор газа в предыдущее положение.
9. СЛИШКОМ НИЗКО – всё с точностью наоборот, газ добавить, нос приподнять, а после сигнала «НОРМА» вернуть всё взад.



Следующая пара команд тоже относилась к регулированию высоты, но более точному. Обычно подавалась после вы­пол­не­ния одной из предыдущих. Они выполнялись лишь рулём высоты, без задействования ручки газа.

10. НЕМНОГО НИЖЕ – Пилот должен был слегка отдать ручку от себя и вернуть её в нейтраль после того, как LSO пе­ре­с­та­нет опускать «ракетки» и остановится в положении «НОРМА».
11. НЕМНОГО ВЫШЕ – Наооборот, ручку на себя, а затем в нейтраль.



Если все предыдущие команды были по большому счёту «рекомендательными», то есть, помогавшими пилоту вы­дер­жи­вать нужные курс, тангаж и скорость, то две последние были ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ К ИСПОЛНЕНИЮ:

12. ПОСАДКА ЗАПРЕЩЕНА – Тоже вполне понятный «крест» над головой. Пилот обязан был либо немедленно добавить газ и набирать высоту, либо, если подавалась в последний момент, круто отвернуть влево. После чего самолёт возвращался в «по­са­дочный круг» для следующей попытки, если не получал команды садиться на воду.
13. УБЕРИ ГАЗ – Сигнал подавался за мгновение до того, как самолёт пролетал мимо платформы LSO. Он обозначал, что всё идёт нормально, надо немедленно перевести двигатель на холостые обороты и готовиться к касанию. Сам жест «ракеткой по гор­лу» представлял из себя своеобразную игру слов: по-английски команда «убери газ» (Cut Throttle) содержит глагол сut, ос­нов­ным значением которого является «резать».

Завершающая отмашка «ракеткой по горлу», разрешающая посадку.

Posts from This Journal by “справочные материалы” Tag