?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Главным символом японского блицкрига на Тихом океане стали палубные са­мо­лё­ты Императорского флота с характерными опозновательными знаками – крас­ны­ми кругами-«хиномару». А ещё их украшали не менее характерные цветные по­ло­сы на фюзеляже и хвостовом оперении. Причём, судя по всему, некоторые соз­да­те­ли картинок, фильмов и прочих компьютерных игр восприняли слово «украшали» слиш­ком буквально, а посему лепили (и до сих пор лепят) эти полосы как бог на ду­шу положит, исключительно из соображений «чтобы было красивше». Хотя на самом деле эти полосы, конечно же, рисовались вовсе не для красоты, а являлись до­полнительными опознавательными знаками, подчинявшимися очень строгой, но при этом не особо и сложной системе.  

Первый попавшийся пример: с авианосца «Дзуйкаку» из известной игры эффектно взлетает истребитель «Зеро» с маркировкой почему-то авианосца «Кага»...

А появилась эта система после того как наиболее дальновидные люди в командовании Императорского флота Японии первыми в мире задумались о действительно массированном применении палубной авиации. Однако было понятно, что про­стое сведение для одной операции двух-трёх дивизий авианосцев (по два корабля в каждой) ничего не даст. Для со­г­ла­со­ван­ных действий такого количество кораблей и самолётов требуется разработка специальных тактик, унификация подготовки, отработка взаимодействия, словом, всё то, что делает разрозненные части или соединиения единым организмом. То есть, тре­бо­валось создание новое структуры с единым командованием и собственным штабом. Этой структурой стал созданный 10 ап­ре­ля 1941 г. Дай-ити коку кантай, Первый Воздушный флот.

«Отцом» 1-го Воздушного флота обычно считают знаменитого главнокомандующего Объединённым флотом Японии ад­ми­рала Исороку Ямамото. Однако на самом деле инициатором создании этого объединения был другой человек – контр-ад­ми­рал Дзисабуро Одзава, тогдашний командир 1-й дивизии авианосцев. Именно он сначала предложил, а затем и смог про­да­вить (преодолевая сопротивление своего непосредственного командования) создание данной ре­во­лю­ционной структуры.


Инициатор создания 1-го Воздушного флота контр-адмирал Дзи­са­буро Од­за­ва

В состав 1-го Воздушного флота были включены три из четырёх имевшихся на тот момент дивизий авианосцев, а осенью 1941 г. к ним добавилась ещё одна. Одновременно с организационными мероприятиями началась работа по унификации мар­ки­ровки самолётов с прицелом на их массированное использование в составе объединения. Все самолёты палубной авиации получили единообразную нумерацию, наносившуюся красным цветом на вертикальный стабилизатор по следующей схеме:




Где первая латинская буква обозначала номер дивизии: А – 1-я дивизия, B – 2-я дивизия, C – 3-я дивизия, D – 4-я ди­ви­зия, E – 5-я дивизия. Далее следовала римская цифра (I или II), обозначавшая номер авианосца в составе дивизии, на­п­ри­мер АI – флагман 1-й дивизии авианосцев (АВ «Акаги» ) или BII – 2-й корабль 2-й дивизии (АВ «Хирю» ). Через дефис следовал трёхзначный номер арабскими цифрами, где первая цифра обозначала эскадрилью: 1 – истребительная, 2 – бом­бар­ди­ро­воч­ная, 3 – ударная (торпедоносная), а последние две – собственно тактический номер машины в составе эскадрильи.


Кроме того, для упрощения опознавания при совместных действиях авиагрупп сразу нескольких авианосцев, каждой ди­ви­зии авианосцев был присвоен ещё и «свой» цвет, которым наносили дополнительные опознавательные полосы вокруг за­д­ней части фюзеляжей. У самолётов флагмана дивизии была одна такая полоса, у машин его мателота – две. Эти цвета по­ка­за­ны на иллюстрациях ниже (состав дивизий авианосцев приведён на период сражения при Мидуэе, начало июня 1942 г.)


1-я дивизия авианосцев

Алый цвет полос, буква А в тактических номерах самолётов.




2-я дивизия авианосцев

Синий цвет полос, буква B в тактических номерах самолётов.




4-я дивизия авианосцев

Жёлтый цвет полос, буква D в тактических номерах самолётов.




5-я дивизия авианосцев

Белый цвет полос, буква E в тактических номерах самолётов.




3-ю дивизию авианосцев планировалось использовать прежде всего для воздушного прикрытия «обычных» кораблей, а не для решения самостоятельных задач. Поэтому она не была включена в состав 1-го Воздушного флота и, соответственно, не по­лу­чи­ла своего цвета, хотя тактические номера её самолётов тоже подчинялись общей схеме.


Ещё одним важным элементом распознавания были командирские полоски, расположенные на вертикальном ста­би­ли­за­то­ре, которые работали по тому же принципу, что и всем знакомые лычки на погонах – чем их больше, тем выше звание, или, в данном случае, должность. Они могли наноситься разными цветами и по разным схемам, но общий принцип во всех случаях был один: одна «лычка» – командир звена, две – командир эскадрильи, три – командир авиагруппы корабля.




Таким образом, даже с большого расстояния можно было сразу определить как принадлежность к авиагруппе, так и опо­з­нать командирские машины. Что было весьма полезно в случаях, когда нужно было выстроить, а затем и управлять воздушной армадой, поднятой сразу с нескольких кораблей – например, с шести эскадренных авианосцев одновременно, как это было в хо­де рейда на Пёрл-Харбор, где эта система прошла боевое крещение.

С этой маркировкой самолёты 1-го Воздушного флота в течении первых семи месяцев войны одерживали по­бе­ду за по­бе­дой, пока им, наконец, не настал полный Мидуэй. В ходе сражения 3-7 июня 1942 г. 1-я и 2-я дивизии авианосцев в полном со­с­та­ве пошли на дно Тихого океана. Потерянные дивизии «воскресили» самым незамысловатым образом: 14 июля 1942 г. 5-я ди­ви­зия авианосцев была переименована в 1-ю, а 4-я – во 2-ю. При этом данные дивизии сохранили как уже имев­ши­еся бук­вен­ные индексы, так и свои цвета. То есть E и белый, а также D и жёлтый. Кроме того, в каждую добавили по лёг­ко­му авианосцу, и, соответственно, их самолёты получили индексы EIII (белый) и DIII (жёлтый), а значит уже по три полосы на фюзеляж. Но продержалась эта схема недолго – о массированном применении палубной авиации речи уже не шло, и поэтому в октябре 1942 г., в разгар кампании при Гуадалканале, цветные опознавательные полосы на палубных самолётах были упразднены.