?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если вы думали, что красная пятиконечная звезда, как опо­зна­вательный знак во­ен­ной ави­а­ции, впервые появилась на самолётах ВВС РККА, то вы зря так думали. Пе­р­вы­ми этот символ задействовала вовсе даже авиация армии США. По­с­коль­ку аэ­ро­планы первоначально предполагалось использовать прежде всего для раз­вед­ки и связи, то в американской армии их поначалу вполне логично приписали к Вой­скам свя­зи, Sig­nal Corps, и с 1915 года они маркировались красной пя­ти­ко­неч­ной звездой на ру­ле на­п­рав­ления, хотя официально это было закреплено лишь 19 марта 1916 г. В об­щем, это было совсем неудивительно, потому как пятиконечные звёзды при­сут­с­т­ву­ют на флаге и гербе США, символизируя входящие в них штаты, а красный цвет был вы­б­ран просто как самый заметный.  

«Кёртис» JN-7 Войск связи армии США с красными звёздами в составе американских экспедиционных сил в Мексике во время подавления восстания Панчо Вильи, 1916 г.

Однако это пока были скорей знаки «для внутреннего употребления», поэтому, когда встал вопрос об использовании аме­ри­кан­ской авиации в настоящей войне (а не в карательной экспедиции на своём «заднем дворе» за рекой Рио-Гранде), то было решено привести опознавательные знаки к «национальным цветам» США. С 17 мая 1917 г., то есть спустя чуть более месяца с момента вступления США в Первую Мировую войну, пятиконечная звезда, как и на флаге США, стала белой на синем фоне, а в её центр был добавлен красный кружок.


Новый опознавательный знак Воздушной службы армии США, действовавший с 17 мая 1917 г. по 8 февраля 1918 г.
Плакаты времён Первой мировой, призывающие вступать в Воздушную службу, 1917 г.

Но суровая реальность вскоре показала, что желательно иметь опознавательные знаки, которые никто не перепутает со вра­жес­кими, и прежде всего это касалось наземных сил их союзников. Поэтому появилось предложение заменить эти знаки такой же как у них трёхцветной «кокардой». Но здесь возникла проблема: национальные цвета основных членов Антанты – Фра­н­ции, Великобритании и России – были такими же, как и у США. А именно красный, белый и синий, то есть все три со­че­та­ния цветных кругов оказались уже «заняты». За исключением двух далеко не всегда применимых вариантов «белый сна­ру­жи», хотя один из них тоже был занят.


Сине-бело-красные опознавательные знаки союзников США по антигерманской коалиции: Франция, Великобритания, Россия, Сербия.

Тем временем Российская Империя и просуществовавшая считанные недели Российская республика приказали долго жить, а следующее правительство России начало переговоры о выходе из войны. Поэтому командование образованной к тому времени отдельной Воздушной службы армии США приняло решение позаимствовать вроде бы освободившуюся «кокарду» Русской Императорской армии, слегка изменив пропорции кругов. Большевики не остались в долгу и, в свою очередь, по­за­им­с­т­во­вали у США красную пя­ти­ко­нечную звезду. Шутка.


Опознавательный знак авиации США с 8 февраля 1918 г. по 19 августа 1919 г.
Самолёт-разведчик «Сальмсон» SAL.2 A2 американского экспедиционного корпуса, 1918 г.

При этом американские морпехи не были бы морпехами, если бы не подчеркнули лишний раз, что они не Армия и не Флот, а сами по себе и вообще самые крутые. На своих самолётах к новой трёхцветной «кокарде» они добавили орла и якорь, превратив опо­зна­ва­тель­ный знак в подобие эмблемы Корпуса морской пехоты США.


«Кёртис» JN-4 авиации Корпуса морской пехоты США, 1918 г.

Война закончилась, и в 1919 г. на военные самолёты США вернулась эмблема с белой звездой в синем круге, с той лишь раз­ни­цей, что внутренний красный кружок был сделан поменьше. В таком виде она и просуществовала более 20 лет и даже по­во­е­вала первые полгода Тихоокеанской войны, пока суровая реальность опять не внесла свои коррективы.


Опознавательный знак авиации США с 19 августа 1919 г. по 6 мая 1942 г.
Палубный пикирующий бомбардировщик «Нортроп» BT-1 в межвоенной раскраске типа «жёлтые крылья», где цвет хвостого оперения и полос на фюзеляже и капоте обозначали принадлежность к авианосцу и эскадрилье.

Палубный истребитель «Грумман» F4F-3 в камуфляже и с маркировкой начального периода Тихоокеанской войны (весна 1942 г.). Кроме эмблем для лучшего распознавания на руль направления дополнительно добавлены 13 красных и белых полос, как на флаге США.

Причиной очередного изменения опознавательных знаков военной авиации США стал пресловутый friendly fire. Аме­ри­кан­с­кие зенитчики чётко запомнили украшавшие крылья японских самолётов «фрикадельки», поэтому в любом красном пятне, что появлялось в их биноклях или прицелах им мерещились японские «хиномару», а пальцы автоматически тянулись к га­шет­кам. Поэтому, от греха подальше, 6 мая 1942 г. было приказано убрать с белых звёзд красные кружки, а также закрасить крас­ные и белые полосы (или «конфетные полоски», как называли их лётчики) на рулях направления. Что любопытно, на бри­тан­с­ких самолётах, действовавших против японцев на Ти­хом океане и в Бирме, из их традиционных эмблем из тех же со­об­ра­же­ний тоже был убран центральный красный кружок.


1. Опознавательный знак авиации США с 6 мая 1942 г. по 28 июня 1943 г.
2. и 3. Опознавательные знаки Королевских ВВС Великобритании для Тихого океана и Юго-восточной Азии, 1942-1946 г.г.

Палубные пикирующие бомбардировщики «Дуглас» SBD-3 «Донтлесс» уже без красных кружков на звёздах и с максимально увеличенными эмблемами, июль 1942 г.

Следующее изменение было локальным и касалось лишь американских самолётов, участвовавших в операции «Факел» – вы­сад­ке американских войск в Северной Африке в ноябре 1942 г., когда, как и в Первую Мировую, остро встал вопрос вза­и­мо­дей­ствия с авиацией союзников-британцев, которые в тот период использовали опознавательные трёхцветные «кокарды» в ва­ри­анте «C.1» – традиционных британских цветов, но окружённые ярко-жёлтой каймой. Во избежание всё того же «дру­же­с­т­вен­но­го огня», умные головы в командовании решили, что самым простым способом привить американским пилотам и зе­нит­чи­кам рефлекс «жёлтое кольцо означает свои» – это добавить такую же жёлтую кайму и на американские самолёты. Впрочем, это работало и в обратную сторону.


1. Опознавательный знак самолётов США, участвовавших в операции «Факел».
2. Опознавательный знак Королевских ВВС Великобритании, схема C.1.
Палубные истребители «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт» на палубе АВ «Рэйнджер» готовят к участию в операции «Факел», ноябрь 1942 г.

Между тем на Тихом океане периодическая стрельба по своим – как в воздухе, так и с земли – не думала никуда ис­че­зать. Для изучения этого вопроса была создана специальная комиссия, которая пришла к выводу, что с большого расстояния или при низкой освещённости видна лишь форма эмблемы – круг, а какого он цвета, красный и или синий со звездой – роли уже не играет. Поэтому было предложено изменить именно форму, путём добавления по бокам белых прямоугольных «кры­лы­шек». А для пущего эффекта окружить это всё ещё и красной каймой.


Опознавательный знак авиации США с 28 июня 1943 г. по 14 августа 1943 г.
Палубные истребители «Грумман» F6F-3 «Хеллкэт», июль 1943 г.

Наличие этой красной каймы – опять красный «японский» цвет! – настолько не вызвало энтузиазма на Ти­хо­оке­ан­с­ком ТВД, что командиры некоторых подразделений на свой страх и риск приказали не выполнять данное распоряжение высшего командования и добавить лишь белые «крылышки» безо всякой окантовки. В конце концов здравый смысл победил, но­во­в­ве­дение продержалось чуть больше месяца и уже 14 августа 1942 г. красная окантовка была заменена синей, в цвет синего круга. В таком виде эмблема просуществовала до конца Второй Мировой войны. А мы, благодаря всей этой чехарде, получили воз­мож­ность достаточно точно датировать фотографии американских самолётов начального периода войны.


Опознавательный знак авиации США с 14 августа 1943 г. по 14 января 1947 г.
Восстановленные палубные истребители «Воут» F4U «Корсар» в камуфляже и с маркировкой 1944 г.

Между тем, война закончилась, проблема «дружественного огня» отошла на второй план и можно было опять подумать об эстетике. В том смысле, что вернуть на опознавательный знак недостающий «национальный цвет», теперь уже в виде крас­ных полосок внутри белых крылышек. В таком виде эмблема существует по сей день и наносится на летательные аппараты ВВС, ВМС, Сухопутных сил, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны США.


Опознавательный знак авиации США с 14 января 1947 г. по сей день.
Восстановленный истребитель «Норт Америкэн» F-86 «Сэйбр» с маркировкой времён Корейской войны.

В связи с переходом на тёмно-серую или чёрную окраску летательных аппаратов ВС США, на них с 1980-х годов в основном используется монохромный серый вариант опознавательных знаков, так называемая «схема низкой заметности». По моему скром­ному мнению, в данном случае это скорей вопрос эстетики и прочего дизайна, потому как никакого практического смы­с­ла подобная «маскировка» не имеет. Принадлежность «свой-чужой» давно определяется вовсе не визуально, а для радаров и да­же оптико-электронных средств наблюдения противника (работающих преимущественно в ближнем ИК-диапазоне) глу­бо­ко по-барабану цвет опознавательной эмблемы. Но светло-серое на тёмно-сером действительно смотрится очень стильно.


Истребители-бомбардировщики Морской пехоты США «Локхид Мартин» F-35B «Лайтнинг II» с маркировкой «низкой заметности».