?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X

Японские атаки на 12 «Девастейторов» 3-й торпедоносной эскадрильи начались практически одновременно с неприятностями группы Тача, но первые ре­зуль­та­ты оказались прямо противоположными. Первый «Зеро» появился спереди, выскочив из облака почти прямо по курсу эскадрильи. Поскольку времени на реакцию у япо­н­с­кого пи­ло­та практически не было, он ограничился неприцельными оче­ре­дя­ми по головным торпедоносцам, после чего задействовал ставшую уже ста­н­д­ар­т­н­ой схему: про­с­ко­чив через строй американских самолётов он начал почти вер­ти­ка­ль­ный набор высоты для следующей атаки уже сзади-сверху. Однако мно­го­к­ра­т­но оп­ро­бованный в тот день алгоритм почти безнаказанного расстрела неприкрытых аме­ри­кан­с­ких бом­бар­ди­ров­щи­ков на этот раз впервые дал сбой. 

Для лётного старшины 3-й статьи Тэруо Кавамата с «Сорю» это был уже второй в этот день вылет, и, возможно, именно пре­д­ы­ду­щий опыт атак разрозненных групп американских торпедоносцев и пикировщиков сыграл с ним злую шутку – скорей всего он по ин­ер­ции исходил из того, что и на этот раз у очередной жертвы отсутствует истребительный эскорт. Так или иначе, японский пилот не заметил два «Уайлдкэта», летевших 150 метрами выше и позади торпедоносцев, в результате пред­при­нятый им ма­нёвр превратил его «Зеро» в идеальную мишень, и командир звена непосредственного прикрытия мичман Том Чик хлад­но­к­ров­но расстрелял открывшееся ему «брюхо» набиравшего высоту японского истребителя. Как и в случае с первой жертвой Джона Тача, сбитой в аналогичных условиях, расстрелянный самолёт тоже «завис» в воздухе, после чего свалился в не­у­п­ра­в­ля­е­мый штопор.

Между тем с разных сторон начали появляться всё новые «Зеро». Следующая атака торпедоносцев велась парой ис­т­ре­би­те­лей сзади-свер­ху и с другого фланга эс­кад­ри­льи, так что Чик не успевал выйти на позицию для контратаки, поэтому ог­ра­ни­чи­л­ся дли­н­ной очередью по их курсу. Не­о­жи­дан­ные и непонятно откуда при­ле­тев­шие трассы этих очередей заставили японских пилотов отвернуть, точно так же уда­лось сорвать атаку ещё одного истребителя, появившегося справа. Очередной «Зеро» тоже проигнорировал или не за­ме­тил американские истребители и начал заходить в атаку на замыкающее звено тор­пе­до­носцев. На этот раз мичман Чик даже успел сесть ему на хвост и поймать в прицел, однако стрелки-радисты «Де­ва­с­тей­то­ров» тоже не си­де­ли без дела – трассы сразу нескольких спаренных «Бра­у­нин­гов» сошлись на японском истребителе, машина загорелась и по­те­ря­ла управление до того, как Том Чик успел нажать на гашетку, и теперь уже паре «Уайлдкэтов» при­шлось активно ма­не­в­ри­ровать, дабы избежать «дружественного огня».

Таким образом, первые минуты боя закончились со счётом 2:0 в пользу американских пилотов, однако до их цели – бли­жай­шего авианосца – оставалось ещё с десяток миль, то есть ещё не менее 5 минут полёта. Чтобы как-то сократить это время, командир 3-й торпедоносной эскадрильи капитан 3-го ра­н­га Лэнс Мэсси принял решение хоть немного разогнать пере­гру­жен­ные машины единственным доступным в данной ситуации способом – за счёт пологого пикирования к самой воде. Кро­ме вы­иг­ры­ша в несколько узлов скорости это позволяло также исключить атаки японских истребителей с незащищённой ниж­ней по­лу­сферы, но, с другой стороны, эскадрилья ещё больше отрывалась от своего непосредственного прикрытия.


Командир 3-й торпедоносной эскадрильи, капитан 3-го ранга Лэнс Э. Мэсси в кокпите своего TBD-1 «Девастейтор», помеченного флажком за потопленый им в ходе рейда  на атолл Кваджалейн японский транспорт. Фото 24 мая 1942 г., за 10 дней до гибели.

А у этого прикрытия тем временем возникли свои проблемы – их наконец-то заметили, о чём недвусмысленно сви­де­тель­ствовали трассы очередей, просвистевшие у правого крыла «Уайлдкэта» командира звена мичмана Чика. При­чём огонь вёлся сзади, то есть с направления, которое, по идее, должен был прикрывать его ведомый. Этот ведомый, лейтенант Дэн Шиди, был одним из тех семи свежих выпускников лётной школы, что прибыли в распоряжение Джона Тача две недели назад, 20 мая, и над чьей лётной, стрел­ковой и тактической подготовкой тот успел активно поработать. Таким образом, молодой пилот имел пред­с­тав­ление о придуманном командиром эскадрильи манёвре и даже отрабатывал его, поэтому всё это время он ожидал ко­ман­ды на рас­хож­де­ние. Однако «траверзная оборонительная по­зи­ция» Тача была расчитана прежде всего на сковывание боем истребителей про­тив­ника, а не на активную оборону эс­кор­ти­руемых бомбардировщиков, так что молодому лейтенанту ос­та­ва­лось лишь ста­рать­ся удержаться за стремительно ма­не­в­ри­ро­вавшим и стрелявшим во все стороны командиром звена.

«Зеро» возник непонятно откуда, скорей всего – снизу-сзади, но вместо того, чтобы атаковать замыкающий американский ис­тре­битель, он зачем-то вклинился между двумя «Уайлдкэтами» и с ходу начал поливать головную машину с тактическим но­ме­ром «F-16». Лейтенант Шиди немедленно пристроился ему в хвост, поймал в прицел и тоже открыл огонь, но уви­дел, что в прицеле в том числе болтается и истребитель командира. Так что часть пуль, пролетавших в опасной близости от фонаря го­лов­ной машины – «я чуть ли не чувствовал жар от этих трассеров», как вспоминал потом Чик, – являлась тем самым «дру­же­ственным огнём». Шиди отпустил гашетку и крикнул в ларингофон: «Уйди в сторону», но мич­ман Том Чик вряд ли нуждался в его командах – заложив крутой вираж, он нырнул в кстати подвернувшееся облако. Вынужденный отвернуть из-за огня сзади японский истребитель ушёл в то же облако, а Шиди ничего не оставалось, как отправиться следом за ними, и тут по кокпиту его самолёта застучали пули.


Несколько приукрашенный полный залп A6M2 «Зеро», самолёт несёт маркировку авиагруппы «Тайнан» берегового базирования.

Незамеченный «Зеро» атаковал с правого фланга, пули его 7,7-мм пулемётов разнесли большую часть приборной доски и ранили американского пилота в правые плечо и колено. Лейтенанта спасло лишь то, что он сидел, подавшись вперёд к при­це­лу, и пуля, что могла поставить точку в его карьере, лишь распорола его лётную куртку поперёк спины. Стук пуль прекратился и тряхнуло уже основательней, в правой плоскости образовались дыры уже серьёзных размеров, а над головой пронеслись бо­ль­шие оранжевые трассеры – японец пустил в ход 20-мм пушки. Однако к этому моменту Шиди уже входил в облако, где смог от­о­р­ва­ться от расстреливавшего его машину «Зеро». Тогда он ещё не знал, что один из 20-мм снарядов попал в правую стойку шас­си, где, кроме прочего, перебил её фиксатор. Весь дальнейший полёт Шиди провёл с наполовину вывалившимся из ниши фю­зе­ляжа колесом, что явно не улучшало и так не особо выдающиеся аэродинамические характеристики его «Уайлдкэта».

Вынырнув с другой стороны спасительного облака, командир звена Чик огляделся и не обнаружил позади себя ни ус­пев­шего изрядно подырявить его хвостовое оперение японца, ни своего ведомого. Зато он увидел снижавшуюся к воде 3-ю тор­пе­до­нос­ную эскадрилью, уже по­нёс­шую первую потерю, а также японские истребители – три или четыре сверху на удалении, один спереди слева на параллельном курсе и ещё один на встречном. Пилот последнего заметил «Уайлдкэт» и не при­ду­мал ничего лучше, чем немедленно кинуться в ло­бо­вую атаку. Таким образом гигантское преимущество его «Зеро» в при­ё­ми­с­то­с­ти, манёвренности и ско­ро­подъёмности было нивелировано, и теперь всё зависело лишь от крепости нервов пилотов, точности их стрельбы и плот­но­сти огня. Но если с первым у обоих было одинаково хорошо, то с остальным оказалось немного сложней.


На каждые два 20-мм снаряда и две 7,7-мм пули, выпущенные А6М2b «Зеро», шесть стволов F4F-4 «Уайлдкэт» могли за тот же промежуток времени ответить почти десятком 12,7-мм пуль, поражающей способности которых для «Зеро» было вполне достаточно.

20-мм снаряды «главного калибра» японского истребителя, авиапушек обр. 99 мод. 1, без сомнения име­ли гораздо более высокую поражающую способность, чем 12,7-мм пули «Браунингов» AN-M2. Однако японские авиапушки значительно ус­ту­пали в ско­ро­стрель­ности – 500-520 выстрелов в минуту против 750-850 у американского пулемёта. В результате, несмотря на го­раз­до более тяжёлые снаряды 20-мм пушек, «вес» суммарного залпа «Мицубиси» А6М2b (2×20-мм плюс 2×7,7-мм) составлял по моим под­счё­там в среднем около 2,3 кг/сек, в то время как 6 стволов «Уайлдкэта» F4F-4 выдавали в полтора раза больше – око­ло 3,7 кг/сек, причём все эти стволы, в отличие от «Зеро», имели одинаковую баллистику, что очень упрощало при­це­ли­ва­ние.

Ещё одной проблемой был малый боекомплект. Какими бы нехорошими словами американские пи­ло­ты не поминали со­з­да­телей «Уайлдкэтов», урезавших боекомплект четвёртой модели с 430 до 240 патронов на ствол, – у шедевра Хо­ри­ко­си Дзиро с этим обстояло ещё хуже. Теоретическая вместимость барабана авиапушки обр. 99 мод. 1 ранних выпусков со­с­тав­ляла 60 сна­ря­дов, однако в реальности она не дотягивала даже до этого скромного количества – из-за проблем с подачей их обычно сна­ря­жа­ли лишь 55-ю, то есть всего на 6-6,5 секунд непрерывного огня. Это вынуждало японских пилотов крайне серьёзно от­но­сить­ся к экономии 20-мм боеприпасов и открывать огонь из своего «главного калибра» лишь после пристрелочных очередей из 7,7-мм син­хрон­ных пулемётов обр. 97.

Таким образом, японский пилот, имевший в своём распоряжении машину, практически по всем параметрам (кроме, раз­ве что, пассивной защиты) значительно превосходящую вражеский самолёт, сам выбрал единственный вариант атаки, при ко­то­ром преимущество гарантированно оказывалось на стороне противника. В теннисе такое называется «невынужденной ошиб­кой», в отличие о тех вынужденных, что заставлял совершать других японских пилотов несколькими сотнямя метров выше при­ду­ман­ный ка­пи­та­ном 3-го ранга Тачем командный тактический приём. «Пристрелочные» очереди 7,7-мм пулемётов «Зе­ро» ещё только под­би­ра­лись к американскому самолёту, когда трассы шести «Браунингов» уже сошлись по центру японского ис­т­ре­бителя, и мич­ман Том Чик увидел разлетающиеся в стороны обломки капота и цилиндров его двигателя.


Окончание лобовой атаки мичмана Джона Чика, слева сверху видна его следующая цель. © John L. Greaves

«Зеро» клюнул носом, а Чик сделал крутой вираж влево, устремившись к японской машине, что летела па­рал­лельным ку­р­сом. Судя по всему, внимание пилота этого истребителя было полностью приковано к виднеющимся ниже американским тор­пе­до­нос­цам, так что Чик смог беспрепятственно вывести свой «Уайлдкэт» на идеальную позицию для флангового огня с уп­реж­де­нием, сократил дистанцию, дождался пока нос самолёта противника совместится с внешним кольцом прицела, а затем про­шил очередями и этот «Зеро», на этот раз от капота до хвоста. Молодому пилота очень хотелось посмотреть, что случилось с по­в­реж­дён­ными им японскими машинами, но благоразумие взяло верх, и ещё раз отвернув влево, он спрятался в очередном облаке, не дожидаясь, пока им займутся находившиеся выше его «Зеро».

Тем временем на сцене появился Дэн Шиди на своём повреждённом самолёте. Конечно же, он вынырнул из облака совсем не в том месте, что его командир звена, поэтому лейтенант ожидаемо не обнаружил перед собой ни японца, которого он ото­гнал от машины Тома Чика, ни его самого. Зато он обнаружил, что попал из огня, да в полымя. Только что оторвавшись от од­но­го преследователя, он нарвался на «комитет по торжественной встрече» сразу из четырёх – два «Зеро» уже за­хо­ди­ли ему в хвост с одного фланга, ещё два, находившихся подальше, явно собирались сделать то же самое с другого. К чести молодого пи­ло­та, он не впал в панику, а принял единственно правильное в данной ситуации решение использовать единственный пи­ло­таж­ный показатель, в котором перетяжелённый «Уайлдкэт» гарантированно превосходил лёгкие японские истребители, а им­е­н­но – скорость пикирования. «Полный газ, ручку от себя и молиться, чтобы хватило высоты.»


Коллиматорный прицел Mark 8 в кокпите F4F-4 «Уайлдкэт» и его прицельная сетка.

Высоты хватило, оторваться удалось, однако выводя машину из пикирования, лейтенант Шиди увидел прямо перед собой ещё и пятый «Зеро», идущий встречным курсом и перекрывающий ему путь к спасению. И уже второй японский пилот не стал мудрствововать лукаво. Вместо того, чтобы пользуясь огромным преимуществом в скороподъёмности и манёвренности зай­ти вражескоому истребителю в хвост и спокойно расстрелять его, он принял самое простое решение – не долго думая, ри­нул­ся в лобовую атаку. Две машины сближались, скользя над самой водой и ведя непрерывный огонь из всех стволов. Их ско­ро­сти после выхода из пикирования намного превышали максимальные, времени на прицеливание почти не оставалось, и воз­мож­но поэтому оба так и не смогли ни разу друг в друга попасть. По крайней мере, Дэн Шиди на попадания не претендовал. За мгновение до неизбежного столкновения оба опомнились и как по команде начали расхождение. Однако то ли аме­ри­кан­с­кий пилот всё же попал, то ли «Зеро» уже был повреждён, то ли японец попросту не справился с очень «тугим» на высоких ско­ро­с­тях управлением – так или иначе его истребитель зацепил кончиком крыла волну, закувыркался и с огромным всп­лес­ком, от которого Шиди даже пришлось уворачиваться, ушёл в воду. Молодой пилот выровнял машину, слегка перевёл дух, на­б­рал высоту, огляделся и не обнаружил в пределах видимости никаких самолётов. Ни своих, ни чужих. Зато в считанных ми­лях справа по курсу белели кильватерные следы японских авианосцев.

Примерно в это же время Том Чик, попетляв, чтобы сбить со следа возможную погоню, выбрался уже из второго спа­си­тель­ного облака. Оглядевшись, он тоже не понял «куда все делись». От этих раздумий его отвлекли чёрные облачка разрывов пря­мо по курсу. Инстинктивным движением мичман резко изменил курс и, наконец, посмотрел вниз, где увидел крейсер эс­кор­та, что не пожалел на одинокий самолёт залпа 127-мм зениток.  Уходя от огня зениток Чик сбросил высоту и его «Уайлд­кэт» оказался ниже облаков и почти над центром вражеского соединения – не более чем в трёх милях спереди и слева шёл ог­ром­ный авианосец, за ним виднелся ещё один (это были «Ака­ги» и «Кага»), а справа можно было различить третий, поменьше размером («Сорю»). Оставшийся в оди­но­чес­тве пилот даже задумался, а не потратить ли ему остатки боекомплекта на штур­мов­ку надстройки ближайшего «плосковерхника», когда на­ча­лось то, что войдёт в историю как «Чудо при Мидуэе», а недавно произведённый из старшин в мичманы Том Чик, скорей все­го, был единственным американцем, кто имел возможность видеть одновременно все подробности этого исторического зрелища.


«Не уйдёшь» (Nowhere To Hide) © Robert D. Perry

В этом месте мне хотелось бы сделать небольшое лирическое отступление. Меня всегда удивляло широко рас­про­с­т­ра­нён­ное мнение о том, что при Мидуэе американцам очень повезло. По моему же скромному мнению, если бы им действительно по­везло, точней, если бы им безо всякого «везения» удалось на тактическом уровне реализовать то, что они планировали (и, те­о­ре­тически, вполне могли осуществить), а именно: грамотно провести разведку, организованно поднять в воздух авиагруппы всех трёх авианосцев, а затем обспечить наведение этих авиагрупп на цель – пусть всё это даже не на японском уровне, ко­то­рый для них тогда был недостижим по совершенно объективным причинам, но хотя бы на уровне более опытной авиагруппы «Йорктауна» – то события развивались бы совсем другим образом.

В этом случае, примерно за час и пять-десять минут до того момента, на котором мы остановились, в небе над Первым Мо­биль­ным соединением Императорского флота появилась бы воздушная армада в составе, как минимум: 100 пикирующих бом­бар­ди­ровщиков SBD-3 «Донтлесс» и 40 торпедоносецев TBD-1 «Девастейтор», прикрытые 28 истребителями F4F-4 «Уайлд­кэт». Последние если бы не помножили мгновенно на ноль, то, как минимум, эффективно связали бы боем японское воз­ду­ш­ное ох­ра­не­ние, состоявшее на тот момент из 21-24 «Зеро», после чего ударные самолёты с минимальными потерями вы­не­с­ли бы все че­ты­ре японских авианосца, плюс, возможно, смогли бы повредить ещё и какие-то корабли эскорта.

Однако в суровой реальности ровно половина – три из шести – имевшихся у американцев эскадрилий палубных пи­ки­ров­щиков в той исторической атаке участия не приняли. Одна осталась в резерве на «Йорктауне», две других, с «Хорнета», по­прос­ту не нашли противника. Из трёх эскортных истребительных групп в бою поучаствовало ещё меньше – десятка с «Эн­те­р­прай­за» поболталась в небе над японским соединением не вступая в бой, десятка с «Хорнета» – вообще не нашла про­тив­ни­ка и была полностью потеряна из-за навигационной ошибки при возвращении на авианосец, а восьмёрка с «Йорк­та­у­на» была сокращена до шес­тёр­ки. Но хуже всего пришлось торпедоносцам.


Последний из 8-й торпедоносной © Naval Aviation Museum

15 «Девастейторов» 8-й торпедоносной эскадрильи с «Хорнета» были встречены 24 «Зеро» воздушного охранения, в ре­зу­ль­та­те до дистанции сброса торпеды дотянула лишь одна машина, которая была тоже сбита спустя считанные секунды. 14 «Де­вас­тей­торов» 6-й торпедоносной с «Энтерпрайза», атаковавшие следом за ними и тоже без прикрытия, были встречены уже 33 истребителями противника, но им повезло немного больше. Часть «Зеро» к тому времени успела расстрелять боекомплект сво­их 20-мм пу­шек, поэтому на дистанцию сброса прорвалось 5 тор­пе­до­нос­цев, 4 из которых смогли затем вернуться на ави­а­носец. За 25 сбитых «Девастейторов» японцы заплатили всего одним сбитым и несколькими легко повреждёнными «Зеро».

Как мы помним из предыдущей части, «комитет по торжественной встрече» 12 «Девастейторов» 3-й торпедоносной и 6 «Уайлдкэтов» 3-й истребительной с «Йорктауна» состоял уже из 42 «Зеро» воздушного охранения. Казалось бы, «результат был немного предсказуем». Однако несмотря на подавляющее количественное и качественное пре­и­му­ще­ство японских ис­тре­би­те­лей, грамотные действия шестёрки «Уайлдкэтов» капитана 3-го ран­га Тача (плюс бестолковая организация воздушного ох­ра­не­ния японцев) привели к тому, что спустя почти 15 минут боя по­те­ри американцев составили всего один торпедоносец и один ис­требитель сбитыми, ещё два истребителя повреждёнными, но со­хра­няв­шими боеспособность. Япон­цам же пришлось за­пла­тить за это 8 гарантированно сбитыми «Зеро» (3 – Тач, 2 – Чик, по од­но­му – Дибб и Шиди, и ещё один – стрелки-радисты «Де­ва­стейторов»), плюс ещё несколько серьёзно повреждённых, как ми­ни­мум 2 из которых были вы­нуж­дены совершить ава­ри­й­ную посадку на воду. А ещё одним немаловажным следствием стало то, что вся эта кутерьма на ма­лых и средних высотах при­тя­ну­ла к себе всё внимание как японского воздушного охранения, так и наблюдателей на кораблях, что позволило идущим на большой высоте с одной стороны 3-й бомбардировочной эскадрилье с «Йорктауна» и с другой – 6-й раз­ве­дывательной и 6-й бом­бар­дировочной с «Энтерпрайза» совершенно незамеченными выйти на точки пикирования. Поэтому когда около 10.20 ко­ман­дир 3-й бомбардировочной эскадрильи «Йорктауна» капитан 3-го ран­га Максвелл Лесли связался с командиром 3-й тор­пе­до­носносной, капитаном 3-го ранга Лэнсом Мэсси и запросил его го­тов­ность к совместной атаке, тот ответил: «Готовы».


«Вопреки всему» (Against The Odds) © Robert D. Perry

Мичман Том Чик не слышал этих переговоров, поэтому для него стало полной неожиданностью, когда вокруг него «бук­вально ад разверзся». Вокруг всех трёх авианосцев один за одним начали вырастать многометровые белые столбы воды от под­вод­ных взрывов не попавших в цели бомб. Прямые попадания выглядели не так эффектно – лишь небольшие ярко-оранжевые вспышки на палубах. Взрыватели 1000, 500 и 100-фунтовых авиабомб (454, 227 и 45-кг) американских пикировщиков были ус­та­но­в­лены на 1/100 секунды, поэтому они успевали пробить полётные палубы и взрывались десятком метров ниже, примерно на уровне вер­хней ангарной палубы. Но спустя мгновения пришла очередь полномасштабных пиротехнических эффектов – на ко­ра­блях начались вторичные взрывы, которые, редкий случай, были действительно похожи на то, как принято изображать лю­бые взрывы в современном кинематографе, где для этого используют ведро бензина и несколько граммов взрывчатки.

Однако в данном случае речь шла о боевых частях десятков торпед и авиабомб, каждая из которых содержала сотни ки­ло­грам­мов смеси тротила с гексилом или тринола, а также тысячах литров распылённого в воздухе высокооктанового бензина из разбитых баков самолётов. Из проломов в полётных палубах вырвались огромные красно-оранжевые столбы объёмных вз­ры­вов, сопровождаемые густым чёрным дымом от недогоревшего бензина. Казалось, все три корабля пылают он носа до кормы. Вы­со­кие белые буруны в носовой части авианосцев начали спадать, корабли теряли ход. «Поражённый этим зрелищем, я мед­лен­но летел по кругу, отчаянно пытаясь уместить в сознании грандиозность того, чему был свидетелем, и что всё ещё про­дол­жа­лось. [...] Ведь на весь тот ад, что разворачивался вокруг меня, я смотрел не из удобного кресла в кинотеатре, а сидя на па­ра­шю­те в истребителе „Грумман”».

Внезапно в наушниках раздалось: «Группе – сбор! Сбор!». И тут Чик сообразил, что это вообще первое, что он услышал по ра­дио с момента вылета. Он попытался вызвать командира эскадрильи, своего ведомого, а в конце вообще «всех кто слышит», но ответом была тишина. Точка сбора была назначена в 10 милях северней цели, но именно на этом курсе пришлось бы лететь над вражескими кораблями, да и горючего оставалось в обрез, поэтому мичман решил лететь напрямик. Он прикинул на пла­н­ше­те пеленг на расчётное местонахождение «Йорктауна», поднялся на уровень облаков, чтобы спрятаться от возможных пре­с­ле­дователей, выставил максимально обеднённую смесь для экономии горючего и взял курс на северо-восток.



Использованные документы и литература:
1. Commander, Fighting Squadron Three, Action with enemy report, 4 June, 1942.
2. Commander (Acting), Torpedo Squadron Six, Action with enemy report, 4 June, 1942.
3. Commander, Bombing Squadron Three, Report of Action - period 4 June 1942 to 6 June 1942, inclusive. 10 June 1942.
4. Commander-in-Chief, First Air Fleet, Detailed Battle Report No.6, 15 June, 1942.
5. U.S. Naval Institute, “The Reminiscences of Admiral John S. Thach, U.S. Navy (Retired)”, 1977.
6. John B. Lundstrom, “The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984.
7. Interview with Tom Cheek, “Internet Modeller”, 2002.
8. Tom Cheek, “A Ring of Coral”, 2002.
9. Steve Ewing, “Thach Weave: The Life of Jimmie Thach”, 2004.
10. Jonathan B. Parshall, Anthony B. Tully “Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway” 2005.

Posts from This Journal by “«Плетёнка Тача»” Tag

Comments

( 99 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
pascendi
Nov. 27th, 2017 08:08 pm (UTC)
Я внимательно смотрел доступное сейчас в количествах видео американских (и английских) и, для сравнения, немецких воздушных боев.
И у меня сложилось впечатление, что батарея из 6 пулеметов 50 калибра эффективнее 2 20-мм пушек прежде всего благодаря более высокой плотности потока поражающих элементов, которая обеспечивает более высокую вероятность попадания.

Что толку от мощного снаряда, который пролетает мимо, если при этом от противника в фюзеляж влетает пара крупнокалиберных пуль?
harpercharles
Nov. 27th, 2017 08:48 pm (UTC)
Я бы сказал, что не всё так однозначно.
(no subject) - pascendi - Nov. 27th, 2017 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Nov. 27th, 2017 09:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pascendi - Nov. 27th, 2017 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Nov. 27th, 2017 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Nov. 27th, 2017 09:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pascendi - Nov. 27th, 2017 09:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Nov. 27th, 2017 09:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pascendi - Nov. 27th, 2017 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Nov. 27th, 2017 09:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Nov. 27th, 2017 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Nov. 27th, 2017 10:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Nov. 27th, 2017 10:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Nov. 27th, 2017 10:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Nov. 27th, 2017 10:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Nov. 27th, 2017 09:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Nov. 27th, 2017 09:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Nov. 27th, 2017 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Nov. 27th, 2017 10:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Nov. 27th, 2017 10:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Nov. 28th, 2017 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Nov. 28th, 2017 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Nov. 27th, 2017 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Nov. 27th, 2017 10:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Nov. 27th, 2017 10:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Nov. 27th, 2017 10:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Nov. 27th, 2017 10:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - silentpom - Jan. 10th, 2018 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Jan. 11th, 2018 07:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - silentpom - Jun. 7th, 2018 10:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Jun. 21st, 2018 09:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zdtq2 - Jul. 11th, 2018 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_ilyin - Nov. 28th, 2017 09:06 am (UTC) - Expand
thagastan
Nov. 27th, 2017 08:48 pm (UTC)
Картинка со снарядами и пулями - очень наглядная и поучительная!
shkslj
Nov. 27th, 2017 10:24 pm (UTC)
Нет ли тут разрыва шаблона.
Хехе

войдёт в историю как «Чудо при Мидуэе», 
midnike
Nov. 27th, 2017 10:35 pm (UTC)
Re: Нет ли тут разрыва шаблона.
Ну, даже книжка с таким названием есть. Вполне себе маститого Пранджа. Miracle at Midway :)
shkslj
Nov. 27th, 2017 10:38 pm (UTC)
Николай. А картинки ведь из стародавнего ил-2;)
harpercharles
Nov. 27th, 2017 10:57 pm (UTC)
КЧТП!
(no subject) - midnike - Nov. 27th, 2017 10:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Nov. 27th, 2017 11:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mobilis_m - Nov. 28th, 2017 03:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - citizenkane1941 - Nov. 28th, 2017 06:00 am (UTC) - Expand
vova_modelist
Nov. 27th, 2017 10:58 pm (UTC)
Читается как захватывающий триллер :).
maedros78
Nov. 27th, 2017 11:59 pm (UTC)
Спасибо, как роман!
mobilis_m
Nov. 28th, 2017 03:16 am (UTC)
Спасибо!
smolkin_maxim
Nov. 28th, 2017 05:33 am (UTC)
спасибо!
А у американских стрелков-радистов не было принято обстреливать наземные цели после выхода из пикирования? Что про это говорили их уставы-наставления?
С одной стороны это полезно против зениток, стреляющих вслед, с другой стороны - боекомплект не резиновый, а еще домой лететь.
evilhotaru
Nov. 28th, 2017 09:23 am (UTC)
После выхода из пикирования на стрелка действуют неслабые перегрузки, а еще внезапно действует ответный зенитный огонь. Поэтому когда стрелок видит как вдогонку (прямо в него!) летят десятки и сотни трасс то он скорее предпочтет нырнуть под свой пулемет и сжаться калачиком, чем пытаться геройствовать и с мизерным эффектом стрелять в огромный корабль. Хоть у Девастаторов и нет бронирования, но лучше когда между тобой и японским снарядом находится хотя бы пулемет и конструкции хвоста, чем ничего.
(no subject) - smolkin_maxim - Nov. 28th, 2017 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Nov. 28th, 2017 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Nov. 28th, 2017 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugen_pinak - Nov. 28th, 2017 07:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - smolkin_maxim - Nov. 29th, 2017 07:44 am (UTC) - Expand
citizenkane1941
Nov. 28th, 2017 06:01 am (UTC)
Спасибо!
Как всегда - супер!
117zx
Nov. 28th, 2017 07:39 am (UTC)
...если бы им ... удалось ... грамотно провести разведку, организованно поднять в воздух авиагруппы всех трёх авианосцев, а затем обспечить наведение этих авиагрупп на цель – пусть всё это даже не на японском уровне, ко­то­рый для них тогда был недостижим по совершенно объективным причинам...
А в чём заключаются эти объективные причины? Как то по вашим предыдущим статьям наоборот сложилось впечатление что американский уровень организации и натасканности матросов был выше японского.
midnike
Nov. 28th, 2017 12:57 pm (UTC)
В отличие от японцев, которым ещё с Китая пришлось озадачится темой _массированного_ применения палубной авиации одновременно с более чем одного коробля, по заранее разработанным и, что важно, _отработанным_ схемам. А у американцев тот же порядок взлёта тогда определялся командованием каждого авика самостоятельно, и не всегда удачно. Плюс объективные возможности машин. Те же "Кейты", в отличие от "Девастейторов" могли идти с той же крейсерской скоростью, что и пикировщики. В общем, там много причин было.

Про то, как это складовалось у японцев, я писал здесь:
https://midnike.livejournal.com/11004.html
https://midnike.livejournal.com/12525.html

А до американцев я ещё не дошёл :)
(no subject) - 117zx - Nov. 28th, 2017 04:08 pm (UTC) - Expand
mitraist07
Nov. 28th, 2017 08:43 am (UTC)
Спасибо! Очень интересно.
arpad
Nov. 28th, 2017 09:14 am (UTC)
О, продолжение наконец :)
Спасибо.
cgue
Nov. 28th, 2017 10:07 am (UTC)
==вся эта кутерьма на ма­лых и средних высотах при­тя­ну­ла к себе всё внимание как японского воздушного охранения, так и наблюдателей на кораблях

Они не умели смотреть с субтитрами.
midnike
Nov. 28th, 2017 12:58 pm (UTC)
А ещё у них не было радаров :)
(no subject) - cgue - Nov. 29th, 2017 11:34 am (UTC) - Expand
lastfire
Nov. 28th, 2017 02:29 pm (UTC)
Отлично написано, как и всегда! Спасибо!

Николай, я раньше спрашивал, но вопрос, похоже, затерялся:

Насколько я понял "хитрый план"(tm) Ямамото детально расписывал действия не только свои, но и противника.
А был там раздел "что делаем, если американцы не пришли"? Т.е. не бросились, забыв осторожность, отбивать атолл, а решили оставить пока как есть, ограничившись редкими налетами Б-17 и разведкой с ПЛ?

Сколько сможет ударное соединение болтаться в море (причем необнаруженным) - две недели, месяц? А потом уходить, не выполнив главной задачи? И мучительно снабжать гарнизон в этой дыре топливом, припасами и водой, пока американцы не соберутся провести контрдесант?

ЗЫ: мелкие придирки, которые наверное лучше вычистить до печати
"Молодому пилота"
во многих местах сбиты переносы - "бо-льшие", "ку­-р­сом", "им-енно", "аме­ри­кан­с­-кий", "ре­зу-­ль­та­те","ава­ри­-й­ную", "пла­-н­ше­те" и т.д.

eugen_pinak
Nov. 28th, 2017 07:43 pm (UTC)
*Насколько я понял "хитрый план"(tm) Ямамото детально расписывал действия не только свои, но и противника.

Все нормальные планы расписывают действия противника - хотя бы в общих чертах.


*А был там раздел "что делаем, если американцы не пришли"?

Возможно, что был.


*Т.е. не бросились, забыв осторожность, отбивать атолл, а решили оставить пока как есть, ограничившись редкими налетами Б-17 и разведкой с ПЛ?

Налёты тогдашних Б-17 на Мидуэй с Оаху невозможны.

*Сколько сможет ударное соединение болтаться в море (причем необнаруженным) - две недели, месяц? А потом уходить, не выполнив главной задачи? И мучительно снабжать гарнизон в этой дыре топливом, припасами и водой, пока американцы не соберутся провести контрдесант?

После закрепления на Мидуэе и ожидания американцев соединение Нагумо должно было отправиться на Трук для участия, ЕМНИП, в захвате Фиджи и Самоа. Ну а осенью 1942 авианосцы должны были участвовать в захвате Оаху и остальных Гавайских островов.
(no subject) - lastfire - Nov. 28th, 2017 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Nov. 29th, 2017 02:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugen_pinak - Nov. 29th, 2017 08:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Nov. 29th, 2017 02:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugen_pinak - Nov. 29th, 2017 07:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 19th, 2017 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugen_pinak - Dec. 19th, 2017 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - IV - Dec. 18th, 2017 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugen_pinak - Dec. 18th, 2017 11:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - IV - Dec. 21st, 2017 09:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 19th, 2017 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - IV - Dec. 21st, 2017 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Nov. 29th, 2017 02:19 am (UTC) - Expand
ec_em
Nov. 29th, 2017 10:39 am (UTC)
Большое спасибо!
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 99 comments — Leave a comment )