?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Большой торпедный скандал» нашёл своё отражение и в американском ки­не­ма­то­г­ра­фе. А именно в фильме «Операция Пацифик» 1951 г. аж с Джоном Уэйном в главной роли. Картина повествует о действиях вымышленной подлодки «Thun­d­er­fish» (в русском переводе почему-то именуемой «Гром»), хотя большинство эпи­зо­дов боевых действий имеют реальную основу, и похожие события происходили на вполне реальных подлодках Тихоокеанского флота США. Дополнительный ин­те­рес фильму придаёт то, что консультантом данной картины был некто по име­ни Чарльз Локвуд. Скромный вице-адмирал в отставке. Мне, наконец-то, попалась более-менее качественная версия с русской озвучкой, из которой я сделал ма­ле­нь­кую нарезку фрагментов, касающихся данной темы.  



Но что лично меня больше всего заинтересовало в этом фильме. С одной стороны, очень технически правильная де­мон­с­т­ра­ция того, как было организовано «сухое» моделерирование перегрузок, испытываемых БЧ торпеды при столкновении с целью на скорости 46 узлов (85 км/ч, 23,66 м/с) с направляющими талями и т.д. – я так подозреваю, что были задействованы люди, организовавшие всё это реальным летом 1943-го (хотя, естественно, в метре от точки падения там никто не толпился). С другой стороны, как не трудно заметить, если общий вид того, что изображает взрыватель Mark 6 Mod. 1 более-менее похоже на оригинал, то хлипкая кон­с­т­ру­к­ция, изображающая собственно «исполнительную часть» оного – даже близко ничего общего с реальностью не имеет.




Я не думаю, что это было как-то связано с секретностью. Данная конструкция контактного взрывателя была разработана ещё в Первую Мировую (в лучших традициях стимпанка, в виде «часов с кукушкой») и была заменена на гораздо более примитивную, но зато более надёжную схему с электрозамыкателем в конце того же 1943 г. Скорей, консультанты и авторы фильма попросту решили сделать проблему более наглядной и понятной зрителю. Однако результатом этого стало то, что в 90% публикаций (и в первую очередь англоязычных), посвящённых «Большому торпедному скандалу», вы найдёте не­пра­виль­ное объяснение проблем с контактным взрывателем. Там будет написано, что они были вызваны перекосом бойка, не попадавшего по капсюлю. Что чисто технически невозможно с учётом реального устройства контактной составляющей того взрывателя. В общем, «волшебная сила искусства» во всей красе :)


1. Детонатор, 2. Капсюль, 3. Боёк, 4. Ударник, 5. Боевая пружина, 6. Запирающий шарик, 7. Спусковой колпачок, 8. Инерционное кольцо.

А фильм всем рекомендую. Ну а тем, кто ничего не знает про «Большой торпедный скандал»:

1. Большой торпедный скандал: Начало
2. Большой торпедный скандал: Врожденные болезни
3. Большой торпедный скандал: Честь мундира
4. Большой торпедный скандал: Не пробил!
5. Большой торпедный скандал: Причины и следствия

Posts from This Journal by “Большой торпедный скандал” Tag

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
alex_bolea_md
Aug. 22nd, 2017 07:17 am (UTC)
Шикарно!
koba_roba
Aug. 22nd, 2017 07:29 am (UTC)
Вот теперь видно!
Спасибо!
midnike
Aug. 22nd, 2017 07:33 am (UTC)
Ну, посмотрим сколько на ЖЖ продержится. На Ютьюбе заблокировали быстро :)
koba_roba
Aug. 22nd, 2017 08:00 am (UTC)
как минимум - 2 недели)) и то хлеб.
Спасибо Вам ещё раз за очень интересный цикл статей.
nick_55
Oct. 14th, 2017 04:31 pm (UTC)
Николай, только что просмотрел - когда Вы написали этот пост, я уже уехал. Как видите, до октября продержалось.)
ivandalavia
Aug. 22nd, 2017 12:47 pm (UTC)
Спасибо большое 😊!!!!!
thagastan
Aug. 22nd, 2017 01:47 pm (UTC)
Вот может принесли для кино некий аналог нашего "разрезного", откуда и пошли легенды?
Аналог, который в каком-то контексте казался очень понятным...
Dmitry Panin
Aug. 25th, 2017 01:02 am (UTC)
Увы, видео уже не открывается. 3 дня продержалось (((
midnike
Aug. 25th, 2017 02:45 am (UTC)
Страно, а у меня открывается, и когда не залогинен тоже.
harpercharles
Aug. 26th, 2017 06:15 am (UTC)
Вопрос личного характера
Николай, у меня тут батя где-то на просторах интернета видел документальный фильм про USS Johnston на русском языке, но так как отец старенький, он вкладку случайно закрыл, сам потом найти не смог, а браузер историю не сохраняет. Я теперь тоже не могу этот фильм найти. Расовая англовики подсказала мне, что есть некий фильм The Last Stand of the Tin Can Sailors от History Channel, но я хоть убей не могу представить, как его название перевели на русский. Может вам попадалось? Не для себя прошу, для бати.

В любом случае спасибо.
midnike
Aug. 31st, 2017 11:20 am (UTC)
Re: Вопрос личного характера
Извините, сразу не заметил. Если речь идёт про фильм не столько про "Джонстон", сколько про "атаку малышей" у Лейте, то это оно и есть. На русском языке я его не видел, только с субтитрами, название перевели буквально: "Последняя ставка жестянок".
harpercharles
Aug. 31st, 2017 11:27 am (UTC)
Re: Вопрос личного характера
Спасибо, теперь думаю найду.
shkslj
Oct. 18th, 2017 05:54 pm (UTC)
Николай, привет,

А зачем сии заморочки с взрывателем. По типу рокатой мины в лоб торпеде несколько пиропатронов нельзя пихнуть, что осалила-нажала и привет.
midnike
Oct. 18th, 2017 06:52 pm (UTC)
Ну, ты на схему посмотри с этим его инерционным кольцом. И на "наследника" электромеханического, вот здесь они вместе: https://midnike.livejournal.com/25023.html

Просто если снаряд или пуля прилетают всегда более-менее мордой в цель, то в случае торпеды с её дикими дистанциями, несовершенством аналоговых систем удержания на курсе, сложной средой и т.д. надо было закладываться ещё и на "скользящий" удар по касательной, причём на любом ракурсе. Так что там срабатывание должно было быть не за счёт механического сминания взрывателя, а именно инерционным, то бишь от перегрузки по любому вектору. А сминаемые взрыватели на _боковины_ торпеды (как на морской мине) не очень-то и поместишь -- ей через трубу пуляют. :)
shkslj
Oct. 18th, 2017 06:57 pm (UTC)
Не очень понимаю. Что мешает ей ну неких рогов как у мины по6аставить. Ну хоть см по 2 чтоб не вылезали за габарит цилиндрической части торпеды. Ну сколько там их надо чтоб полусверу утыкать? Ну 1 в центр, 4 ну 6 под 45 углом,ну и ладно 8 для инициации при совсем уж острых углах.

Плыть рыбка конечно не знаю как будет.
shkslj
Oct. 20th, 2017 02:59 am (UTC)
А во.хотел спросить.торпеды ведь по маршруту умели ходить.с разными глубинами и скоростями.

А как их программировали на это.ониж в трубе уже.
midnike
Oct. 20th, 2017 09:18 am (UTC)
Строго говоря, "по маршруту" они ещё ходить не умели. Там было понятие "курсовой угол", то бишь, угол, на который должна лечь торпеда относительно угла, под которым её выпустили. То есть, грубо говоря, по цели, к которой ты носом, можно было пулять и из кормовых торпедных аппаратов. Но это не все модели позволяли, на ранних максимумом было когда мы движемся параллельным цели курсом и можем работать по ней как носовыми, так и кормовыми аппаратами. То есть курсовой угол в пределах 90 градусов.

А насчёт реализации... Грубо говоря, приводы аналогового "блока програмирования", те самые глубина, скоростной режим и курсовой угол -- были выведены на корпус торпеды. В виде банальных циферблатов, а рядом такие квадратные шлицы. Первые можно было крутить руками, а вторые --
дистанционными сервоприводами уже в трубе (и это не только на подлодках, но и на эсминцах и крейсерах). Точно так же на другие приводы были выведены запуск двигателя и гироскопа торпеды, а также снятие БЧ с главного предохранителя (динамический вставал на боевой взвод за счёт крыльчатки уже во время движения). Если не понял -- дам ссылку на мануал. :)
shkslj
Oct. 20th, 2017 10:37 am (UTC)
Данке.на мануале я зависну.
midnike
Oct. 20th, 2017 10:46 am (UTC)
( 19 comments — Leave a comment )