Midway chronic's notes (midnike) wrote,
Midway chronic's notes
midnike

Categories:

И ещё раз про деньги

Если в предыдущей заметке я хотел показать насколько это дорогое удовольствие – военно-морской флот, то на этот раз попробуем разобраться, что именно было са­мым дорогим. А ещё попробуем сравнить это со стоимостью другой боевой тех­ни­ки и вооружения того периода. Но на этот раз будем действовать не в лоб, сра­в­ни­вая цены «за единицу», а применим относительный показатель, а именно цену «ус­ло­в­ной тонны» водоизмещения или массы. Все построенные или заложенные в меж­во­ен­ный период корабли мы на этот раз рассматривать не будем, а ог­ра­ни­чи­м­ся тремя ключевыми, этапными типами для каждого из основных классов ко­раб­лей. Для ориентировки по времени у каждого типа указан год принятия в состав флота головного корабля серии.  

Усреднённые полные цены постройки кораблей данных типов я уже приводил в предыдущем посте, однако во­до­из­ме­ще­ние этих кораблей может показаться вам незнакомым и непривычным. В различных справочниках в подавляющем бо­ль­шин­с­т­ве случаев приводятся лишь «стандартное» (Standard, AKA Washington Displacement) и «полное» (Full Load или Deep Load) во­до­из­ме­ще­ние кораблей. Изредка можно встретить ещё и «нормальное» (Normal). Однако все эти цифры включают в себя не только собственно корабль, но также и его экипаж, запасы продовольствия и пресной воды, воду для котлов, топливо для этих котлов и/или дизельных двигателей и дизель-генераторов, бензин для самолётов, смазочные материалы, плюс боекомплект (в ряде слу­ча­ев ещё и балласт) – только в разных соотношениях. А в нашем случае логичней будет использовать «порожнее» во­до­из­ме­ще­ние (Light Displacement или Light Ship) – более или менее «чистое» водоизмещение корпуса с надстройками, машинами, бро­нёй и во­о­ру­же­ни­ем, то есть приблизительный аналог пункта «масса пустого» (Empty Weight) для самолётов или танков.


Классы и корабли   В/И  Полн. цена  Цена 1 т.   Классы и корабли   В/И  Полн. цена  Цена 1 т.
Линкоры: Авианосцы:
Тип «Норт Кэролайн» 1941 35 040 т. $52 000 000 $1484 Тип «Лексингтон» 1927 34 067 т. $28 100 000   $825
Тип «Саут Дакота» 1942 34 575 т. $60 000 000 $1735 Тип «Йорктаун» 1937 19 037 т. $20 000 000 $1050
Тип «Айова» 1943   43 944 т. $92 120 000 $2096 Тип «Эссекс» 1943   24 074 т. $68 930 000 $2863
Тяжёлые крейсеры: Лёгкие крейсеры:
Тип «Пенсакола» 1928    8689 т. $13 000 000 $1496 Тип «Бруклин» 1937    9352 т. $15 000 000 $1604
Тип «Нью-Орлеан» 1934    9353 т. $14 000 000 $1497 Тип «Атланта» 1941    5730 т. $23 300 000 $4066
Тип «Балтимор» 1943 12 576 т. $39 340 000 $3128 Тип «Кливленд» 1942    7566 т. $31 090 000 $4109
Эсминцы: Подводные лодки:
Тип «Фаррагут» 1934    1248 т.   $3 750 000 $3004 Тип «Попэс» 1935    1187 т.   $4 500 000 $3791
Тип «Гливз» 1940    1670 т.   $7 000 000 $4192 Тип «Тэмбор» 1940    1392 т.   $5 000 000 $3592
Тип «Флетчер» 1942    1868 т. $11 090 000 $5937 Тип «Гэйто» 1941    1443 т.   $6 290 000 $4359

В глаза бросаются две закономерности. Во-первых, непрерывное повышение цены этой самой «условной тонны» во­до­из­ме­ще­ния. Причём видно, что это вызвано не столько ростом водоизмещения кораблей, сколько удорожанием оборудования. В частности, с конца 1930-х годов начался (сначала на эсминцах, а затем и на более крупных кораблях) переход на новые более производительные и экономичные котлы со значительно увеличенными давлением и температурой (с 27,2 атм и 342°C до 38,5 атм 450°C), а также двухступенчатые турбины вместо одноступенчатых. Что ожидаемо вело к удорожанию данных механизмов. Кроме того, входившие в строй начиная с 1942 г. корабли сразу получали значительно усиленную ПВО (а в случае эс­ми­н­цев и лёгких крейсеров – ещё раньше была усилена и ПЛО), а также СУАО и СУЗО новых моделей и в большем количестве, не го­во­ря уж стоившей тогда просто космические деньги радарной технике.

Ну а вторая закономерность – чем легче корабль, тем дороже его «условная тонна». Причины очевидны: у лёгких кораблей гораздо меньший процент водоизмещения приходится на сравнительно недорогие металлоконструкции корпуса и надстроек, соответственно повышается доля веса, приходящегося на гораздо более дорогие машины, вооружение и специальное обо­ру­до­ва­ние. Единственной загадкой лично для меня остаются ави­а­но­с­цы типа «Эссекс» – я так и не смог понять чем обусловлен аж трёхкратный по сравнению с предшественниками скачок в цене в их случае. Попробую с этим ещё разобраться.




А теперь попробуем сравнить полученные цифры а с аналогичными показателями другой боевой техники. Льщу себя на­де­ж­дой, что мне первому пришла в голову настолько бредовая идея – считать в погонных тоннах «Гаранды» и «Нордены» :) Це­ны на данную технику также являются усреднёнными, хотя в их случае динамика изменения выглядела с точность до на­о­бо­рот – танки и самолёты штамповались многотысячными сериями (а та же стрелковка вообще миллионными), и по мере оп­ти­ми­за­ции производства их цена значительно снижалась. Так, например, прототип и предсерийные экземпляры пи­ки­ро­в­щи­ка SBD «Донтлесс» стоили около $85 000, а последние SBD-6, вышедшие из цехов «Дугласа» в 1944 г., обходились аме­ри­кан­с­кой казне уже в $29 000. Но рекордсменом в данном отношении скорей всего стали знаменитые радиолокационные взрыватели VT Mark 53 для 127-мм снарядов – их цена за период 1942-45 гг. сократилась с $732 до $18 за единицу, то есть в 40 раз!


Тип техники Модель Масса пустого    Средняя цена    Цена за 1 т.
Средний танк M4A2 «Шерман»      28,7 т.     $45 000     $1567
Тяжёлый танк M26 «Першинг»    39,2 т.   $83 300     $2125
533-мм торпеда Mark 14 Mod. 3A      1,3 т.   $10 000     $7692
Бомбардировщик   SBD-4 «Донтлесс»      2,9 т.   $42 000  $14 482
Бомбардировщик B-17 «Ф. Фортресс»    16,4 т. $250 000  $15 244
Самозар. винтовка  М1 «Гаранд» 0,0044 т.         $83  $18 863
Радиовзрыватель VT Mark 53 0,0022 т.      $45,5  $20 682
Ручной пулемёт BAR M1918A2 0,0086 т.       $319  $37 093
Бомбовый прицел      Mark 15 «Норден»    0,02 т.     $8000 $400 000
Золото ($35 за тройскую унцию, 1944 г.)    $1 125 285

В общем, кораблики – не такие уж они и дорогие, по большому-то счёту. Они просто большие :)


На кофе и сигареты автору :)
Donate
Tags: справочные материалы, что почём
Subscribe

Posts from This Journal “что почём” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 126 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “что почём” Tag