
Усреднённые полные цены постройки кораблей данных типов я уже приводил в предыдущем посте, однако водоизмещение этих кораблей может показаться вам незнакомым и непривычным. В различных справочниках в подавляющем большинстве случаев приводятся лишь «стандартное» (Standard, AKA Washington Displacement) и «полное» (Full Load или Deep Load) водоизмещение кораблей. Изредка можно встретить ещё и «нормальное» (Normal). Однако все эти цифры включают в себя не только собственно корабль, но также и его экипаж, запасы продовольствия и пресной воды, воду для котлов, топливо для этих котлов и/или дизельных двигателей и дизель-генераторов, бензин для самолётов, смазочные материалы, плюс боекомплект (в ряде случаев ещё и балласт) – только в разных соотношениях. А в нашем случае логичней будет использовать «порожнее» водоизмещение (Light Displacement или Light Ship) – более или менее «чистое» водоизмещение корпуса с надстройками, машинами, бронёй и вооружением, то есть приблизительный аналог пункта «масса пустого» (Empty Weight) для самолётов или танков.
Классы и корабли | В/И | Полн. цена | Цена 1 т. | Классы и корабли | В/И | Полн. цена | Цена 1 т. | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Линкоры: | Авианосцы: | |||||||||
Тип «Норт Кэролайн» | 1941 | 35 040 т. | $52 000 000 | $1484 | Тип «Лексингтон» | 1927 | 34 067 т. | $28 100 000 | $825 | |
Тип «Саут Дакота» | 1942 | 34 575 т. | $60 000 000 | $1735 | Тип «Йорктаун» | 1937 | 19 037 т. | $20 000 000 | $1050 | |
Тип «Айова» | 1943 | 43 944 т. | $92 120 000 | $2096 | Тип «Эссекс» | 1943 | 24 074 т. | $68 930 000 | $2863 | |
Тяжёлые крейсеры: | Лёгкие крейсеры: | |||||||||
Тип «Пенсакола» | 1928 | 8689 т. | $13 000 000 | $1496 | Тип «Бруклин» | 1937 | 9352 т. | $15 000 000 | $1604 | |
Тип «Нью-Орлеан» | 1934 | 9353 т. | $14 000 000 | $1497 | Тип «Атланта» | 1941 | 5730 т. | $23 300 000 | $4066 | |
Тип «Балтимор» | 1943 | 12 576 т. | $39 340 000 | $3128 | Тип «Кливленд» | 1942 | 7566 т. | $31 090 000 | $4109 | |
Эсминцы: | Подводные лодки: | |||||||||
Тип «Фаррагут» | 1934 | 1248 т. | $3 750 000 | $3004 | Тип «Попэс» | 1935 | 1187 т. | $4 500 000 | $3791 | |
Тип «Гливз» | 1940 | 1670 т. | $7 000 000 | $4192 | Тип «Тэмбор» | 1940 | 1392 т. | $5 000 000 | $3592 | |
Тип «Флетчер» | 1942 | 1868 т. | $11 090 000 | $5937 | Тип «Гэйто» | 1941 | 1443 т. | $6 290 000 | $4359 |
В глаза бросаются две закономерности. Во-первых, непрерывное повышение цены этой самой «условной тонны» водоизмещения. Причём видно, что это вызвано не столько ростом водоизмещения кораблей, сколько удорожанием оборудования. В частности, с конца 1930-х годов начался (сначала на эсминцах, а затем и на более крупных кораблях) переход на новые более производительные и экономичные котлы со значительно увеличенными давлением и температурой (с 27,2 атм и 342°C до 38,5 атм 450°C), а также двухступенчатые турбины вместо одноступенчатых. Что ожидаемо вело к удорожанию данных механизмов. Кроме того, входившие в строй начиная с 1942 г. корабли сразу получали значительно усиленную ПВО (а в случае эсминцев и лёгких крейсеров – ещё раньше была усилена и ПЛО), а также СУАО и СУЗО новых моделей и в большем количестве, не говоря уж стоившей тогда просто космические деньги радарной технике.
Ну а вторая закономерность – чем легче корабль, тем дороже его «условная тонна». Причины очевидны: у лёгких кораблей гораздо меньший процент водоизмещения приходится на сравнительно недорогие металлоконструкции корпуса и надстроек, соответственно повышается доля веса, приходящегося на гораздо более дорогие машины, вооружение и специальное оборудование. Единственной загадкой лично для меня остаются авианосцы типа «Эссекс» – я так и не смог понять чем обусловлен аж трёхкратный по сравнению с предшественниками скачок в цене в их случае. Попробую с этим ещё разобраться.

А теперь попробуем сравнить полученные цифры а с аналогичными показателями другой боевой техники. Льщу себя надеждой, что мне первому пришла в голову настолько бредовая идея – считать в погонных тоннах «Гаранды» и «Нордены» :) Цены на данную технику также являются усреднёнными, хотя в их случае динамика изменения выглядела с точность до наоборот – танки и самолёты штамповались многотысячными сериями (а та же стрелковка вообще миллионными), и по мере оптимизации производства их цена значительно снижалась. Так, например, прототип и предсерийные экземпляры пикировщика SBD «Донтлесс» стоили около $85 000, а последние SBD-6, вышедшие из цехов «Дугласа» в 1944 г., обходились американской казне уже в $29 000. Но рекордсменом в данном отношении скорей всего стали знаменитые радиолокационные взрыватели VT Mark 53 для 127-мм снарядов – их цена за период 1942-45 гг. сократилась с $732 до $18 за единицу, то есть в 40 раз!
Тип техники | Модель | Масса пустого | Средняя цена | Цена за 1 т. |
Средний танк | M4A2 «Шерман» | 28,7 т. | $45 000 | $1567 |
Тяжёлый танк | M26 «Першинг» | 39,2 т. | $83 300 | $2125 |
533-мм торпеда | Mark 14 Mod. 3A | 1,3 т. | $10 000 | $7692 |
Бомбардировщик | SBD-4 «Донтлесс» | 2,9 т. | $42 000 | $14 482 |
Бомбардировщик | B-17 «Ф. Фортресс» | 16,4 т. | $250 000 | $15 244 |
Самозар. винтовка | М1 «Гаранд» | 0,0044 т. | $83 | $18 863 |
Радиовзрыватель | VT Mark 53 | 0,0022 т. | $45,5 | $20 682 |
Ручной пулемёт | BAR M1918A2 | 0,0086 т. | $319 | $37 093 |
Бомбовый прицел | Mark 15 «Норден» | 0,02 т. | $8000 | $400 000 |
Золото | ($35 за тройскую унцию, 1944 г.) | $1 125 285 |
В общем, кораблики – не такие уж они и дорогие, по большому-то счёту. Они просто большие :)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →