?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X

В 10.03 4 июня 1942 г. стрелок-радист одного из «Девастейторов» 3-й тор­пе­до­но­с­ной эскадрильи «Йорктауна» старшина 3-й статьи Ллойд Чилдерс увидел справа по ку­р­су что-то похожее на столб чёрного дыма. Это были остатки короткой дым­за­ве­сы, которую поставил тяжёлый крейсер «Тикума» 11-ю минутами ранее, дабы при­в­лечь внимание кораблей Первого Мобильного соединения и его воздушного ох­ра­не­ния к предыдущей атаке – самолётам 6-й торпедоносной эскадрильи «Эн­т­е­р­п­ра­й­за». Чилдерс начал жестами сигналить командиру эскадрильи, капитану 3-го ра­н­га Лэнсу Мэсси, летевшему в нескольких метрах от него в соседнем самолёте. Тот взглянул в бинокль в указанном направлении и обнаружил в 20-25 милях [37-46 км] кильватерные следы вражеских кораблей.  

3-я торпедоносная легла на новый курс и начала сближение с противником, за ней последовали и два истребителя не­по­с­ре­д­с­т­вен­ного прикрытия. Летевший 1500 метрами выше капитан 3-го ранга Джон Тач не видел вражеские корабли, но по ма­нё­в­рам то­р­педоносцев сделал правильный вывод и повернул за ними. Посмотрев вверх он убедился, что в летевшей на 4500 м 3-й бомбардировочной также заметили изменение курса торпедоносцев и истребителей и тоже повернули на северо-запад. По­ка всё шло иде­а­льно, особенно по сравнению с ударными группами «Хорнета» и «Энтерпрайза», значительная часть ко­то­рых – две эс­ка­д­ри­льи пикировщиков и две эскортные группы по 10 истребителей – вообще не приняли участия в ата­ке, их то­р­пе­до­но­с­ные эскадрильи атаковали поодиночке и без прикрытия, а пикировщики «Энтерпрайза» смогли найти противника од­но­вре­менно с ударной группой «Йорктауна», вылетевшей на целый час позже. В 10.02 командир авиагруппы «Энтерпрайза» доложил по радио об обнаружение «соединения противника в составе 4 АВ, 2 ЛК, 4 КРТ, 6 ЭМ в 35 милях [65 км] к северо-востоку», ответом ему был крик схватившего микрофон на­ча­ль­ни­ка штаба 16-го оперативного соединения капитана 1-го ранга Майлза Браунинга: «МакКласки, атакуй! Атакуй немедленно!»


IJN Heavy Cruiser CA-17 "Tone"
Систершип «Тикумы», тяжёлый крейсер «Тонэ», который также принимал участие в сражении при Мидуэе. Эти «авианесущие кре­й­се­ры» были «глазами» соединения как с точки зрения воздушной разведки, так и для визуального обнаружения авиации противника.

Между тем практически в тот же момент, тоже в 10.02 наблюдатели шедшего на правом фланге японского со­е­ди­не­ния тяжёлого крейсера «Тикума» в свою очередь обнаружили «12 или более самолётов противника, 150° по правому борту, 2° над го­ри­зо­н­том, дистанция 35 км». По высоте полёта было ясно, что это опять торпедоносцы, уже третья эскадрилья за по­с­ле­д­ние пол­часа и опять с юго-востока. Спустя три минуты четыре 127-мм универсальных орудия правого борта крейсера сделали залп в сторону вра­же­с­ких са­мо­лётов, чтобы максимально быстро привлечь внимание остальных кораблей к новой угрозе, од­но­в­ре­менно с этим ту же цель самостоятельно заметили на крейсере «Тоне», а затем в эфир вышел командир одного из дивизионов истребительной эскадрильи авианосца «Сорю» капитан-лейтенант Иёдзо Фудзита, также сообщивший о «20 торпедоносцах и 4 истребителях», однако летящие над ними среди редких облаков 17 аме­ри­ка­н­ских пи­ки­ро­в­щи­ков никем замечены не были, равно как и 32 «Донтлесса» с «Энтерпрайза», заходившие в атаку с юго запада.

На момент обнаружения очередной группы американских самолётов в воздухе над Первым Мобильным соединением на­хо­ди­лось 39 истребителей «Мицубиси» A6M «Зеро», 3 из них, расстреляв боекомплект, уже шли на посадку, но им на смену по­д­ни­ма­лись ещё 6 машин с «Сорю» и «Хирю», так что ударную группу «Йорктауна» встречали уже 42 истребителя. Вместе с тем эти самолёты были серьёзно рассредоточены по огромной площади, а поскольку централизованное управление во­з­ду­ш­ным бо­е­вым охранением у японцев тогда отсутствовало, то и в бой они вступали либо по мере поступления команды со своего ави­а­но­с­ца, либо, что чаще всего, по мере визуального обнаружения вражеских самолётов. Но хотя к месту боя они прибывали разрознеными группами, каждая из этих групп сильно превосходила 4 «Уайлдкэта» Джона Тача. Кроме того, на всех че­ты­рёх японских авианосцах срочно готовили к взлёту ещё по одному звену истребителей, однако из этих 12 машин в воздух до раз­вя­з­ки суждено было подняться лишь одной: последний самолёт, взлетевший с палубы «Акаги», сделал это за считанные се­ку­н­ды до бомбового пападания в корабль – пилоты «Донтлессов» видели его взлёт в свои прицелы уже во время пикирования.


Схема «рейдового» ордера японского авианосного соединения из двух дивизий авианосцев с эскортом в том виде, в котором его пре­д­ло­жил его создатель, капитан 2-го ранга Минору Гэнда (слева). При Ми­д­уэе ордер несколько отличался, но и эта схема даёт представление о том, какую площадь занимало «поле боя» над Первым Мобильним соединением.

«Всегда имей план действий. Всегда имей запасной план, потому как основной никогда не работает. Поскольку запасной план тоже никогда не работает – будь готов действовать по обстановке.» Эти три правила из фольклора аме­ри­кан­с­ких мор­пе­хов являются лучшим эпиграфом к последующим событиям. Как уже упоминалось, основной план Джона Тача за­дей­с­т­во­вать две пары двухсамолётных звеньев истребителей рассыпался, вопреки известному выражению Мольтке-старшего, ещё до сто­л­к­но­вения с противником. А вскоре после того как возглавляемая командиром 3-й истребительной четвёрка «Уай­л­д­кэ­тов» приблизилась к вра­же­с­ко­му соединению, та же судьба постигла и его запасной план. Маленькая группа Тача летела стр­о­ем ди­ви­зи­она со вторым звеном позади и ниже командирского, и около 10.10 ведомый второго звена лейтенант Эдгар Бас­сет, имевший за плечами Коралловое море и боевой счёт из двух машин противника, был неожиданно сбит. Причём на­с­то­ль­ко не­о­жи­да­н­но, что никто из оставшихся даже не видел вражеский самолёт, который это сделал. Что в общем-то не­у­ди­ви­те­ль­но, поскольку сбитый истребитель был тем, что в американской авиации не очень прилично называют «ass end Charlie», то есть им­е­н­но его обязанностью было следить за «жопой» всего дивизиона, с каковой задачей он не справился, не заметив вражеский самолёт, атаковавший его скорей всего снизу.

Командир второго звена старший лейтенант Брэйнард Макомбер проводил взглядом падающий горящий самолёт своего ведомого, не увидел парашюта и переключился на более насущные проблемы. Теперь уже он стал «крайним», целью атак не­с­ко­ль­ких «Зеро», пикировавших на американские истребители уже сверху-сзади. Одному из них удалось сесть на хвост «Уа­й­л­д­кэту» Макомбера с тактическим номером F-6, и вскоре пилот собственной спиной почувствовал попадания 7,7-мм пуль «при­с­т­ре­ло­ч­ной» очереди «Зеро» по бронеспинке своей машины. От добивающей очереди 20-мм пушек ему удалось увернуться (хо­тя, возможно, японец уже успел к тому времени расстрелять скромный боекомплект своего «главного калибра»). Так или ин­а­че, самолёт продолжал лететь и слушаться рулей – пули и рикошеты не зацепили тяг управления, хотя успели изрешетить всё, что находилось позади спасшей пилота бронеспинки. А именно: спасательный плотик, резервный бензобак (к счастью, уже пустой и за­по­л­не­н­ный лишь углекислым газом), а также блоки радиостанции. Старший лейтенант Макомбер остался без свя­зи, хотя в го­ря­ч­ке боя этого не заметил. Переведя дух, пилот сообразил, что в отсутствии ведомого он уже не звено, а просто ми­шень, поэтому вспомнил предполётную инструкцию командира: «Что бы ни слу­чи­лось держаться вместе! Никаких игр в „одинокого волка“!», дал газ и безо всяких тактических изысков попросту пристроился третьим к командирскому звену.




Тем временем сыграли свою роль отсутствие радаров и плохая организация управлением боевым воздушным охранением японских авианосцев. Большинство истребителей Первого Мобильного, по меткой оценке американских исследователей Дж. Паршалла и Э. Талли, отвечали на внешние раздражители как фагоциты, клетки имунной системы, ре­фле­к­то­р­но ре­а­ги­ру­ю­щие на ближайшую к ним угрозу. Плюс на это наложился своеобразный опыт, полученный пилотами «Зеро» в небе Китая – вражеские истребители они воспринимали как более приоритетную (и более «почётную») цель, чем даже ударные самолёты противника, представлявшие в данном случае реальную угрозу кораблям, которые те пилоты защищали. Только этим можно объяснить тот факт, что на три оставшихся истребителя Джона Тача стянулась как минимум половина всех находившихся в воздухе «Зеро» – от 15 до 20 единиц – в то время как примерно такое же количество японских истребителей атаковало гораздо более многочисленную и опасную цель, 12 торпедоносцев «Йорктауна», прикрытых парой «Уайлдкэтов». При этом какое-то количество «Зеро» из «чисто спортивных соображений» всё ещё продолжало гоняться за «Девастейторами» 6-й торпедоносной «Энтерпрайза», хотя сбросившие свои торпеды самолёты уже не представляли никакой угрозы соединению.

Как нетрудно догадаться, командиру 3-й истребительной эскадрильи капитану 3-го ранга Джону Тачу легче от этого от­ню­дь не стало. Постоянно подтягивающиеся «Зеро», пользуясь преимуществом в скороподъёмности, набирали высоту и ата­ко­ва­ли звено из трёх американских истребителей с интервалом в 20-30 секунд. Единственным способом оторваться от них было пи­ки­ро­ва­ние на полном газу, что в данном случае было невозможно из-за малой высоты, путь вверх был перекрыт, так что аме­ри­ка­н­цам пришлось уворачиваться не меняя эшелона. Первые манёвры уклонения были предельно простыми, дождавшись, ко­г­да пикирующий сзади-сверху японский истребитель выходил на дистанцию открытия огня, использовать возникшее из-за ог­ро­м­ной разницы скоростей преимущество в манёвренности и делать максимально крутой вираж, вынуждая противника ве­с­ти огонь не со стороны хвоста, а с фланга, то есть с упреждением. Поскольку в этот момент японский истребитель выходил из пи­ки­ро­ва­ния, он шёл с перегрузками, хуже управлялся и не мог точно навестись. Вдобавок к этому Ма­к­о­м­бер, чья замыкающая машина продолжала быть главной мишенью, бросал свой «Уайлдкэт» вверх-вниз, ещё больше затрудняя прицеливание.




Увернувшись таким образом от нескольких атак Джон Тач уяснил для себя тактику пилотов «Зеро», с которыми, на­по­ми­наю, он столкнулся впервые в жизни. Базируясь на подавляющем преимуществе в скорости и скороподъёмности те раз за ра­з­ом пикировали сверху-сзади, стараясь «сесть на хвост» атакуемой машине, а в случае неудачи не пытались лезть в ближний бой или вести огонь с фланга, а просто выходили из атаки и почти вертикально набирали высоту для новой. Как показали облёты тро­фе­й­ного «Зеро» осенью 1942 г., разогнавшийся японский истребитель мог выполнить «практически вертикальный набор вы­со­ты, который может продолжаться от полутора тысяч (1500) до двух тысяч (2000) футов [450-600 м] в зависимости от ско­ро­с­ти в начале манёвра». Кроме того, те же облёты показали, что «на скорости выше трёхсот (300) миль в час по спи­до­мет­ру [483 км/ч] становится почти невозможным изменить направление виража» – это было платой за большие элероны, обе­с­пе­чи­ва­в­шие потрясающую манёвренность «Зеро» в ближнем бою на малых скоростях. Всего этого командир 3-й истребительной тогда знать не мог, однако опытный пилот интуитивно использовал второй фактор в манёвре уклонения, в то время как при­ме­ня­е­мый японцами стандартный способ выхода с вертикальным набором высоты подсказал ему вариант контратаки.

Теперь после виража, уводящего звено с линии атаки, он добавлял газ, слегка отрывася от ведомых и делал крутой вираж в противоположную сторону. Японский истребитель, не попадавший по замыкающей машине, «проскакивал» эшелон звена Та­ча, оказывался ниже его и начинал набор высоты как-раз напротив разворчивающегося к нему самолёта командира эс­к­а­д­р­и­льи. Дистанция при этом обычно была слишком большой для прицельного огня, однако пролетавшие рядом трассы очередей вынуждали японских пилотов прервать набор высоты, что на несколько десятков драгоценных секунд выключало их из сме­р­те­ль­ной «карусели» атакующих машин. А затем Джону Тачу просто повезло – во время очередного подобного манёвра вы­хо­дя­щий из атаки японец видимо слишком рано и резко потянул ручку на себя, машина потеряла скорость и начала выполнять «све­чу» на идеальной для стрельбы дистанции. Очереди шести 12,7-мм «Браунингов» разнесли кокпит и капот дви­га­в­ше­го­ся вертикально вверх «Зеро». Потеряв тягу он на мгновение завис в воздухе, после чего свалился в штопор, из которого уже не вы­шел. Капитан 3-го ранга Тач сбил свой первый «Зеро» и четвёртый вражеский самолёт в своей карьере, о чём пе­да­н­ти­ч­ный оф­и­цер немедленно сделал отметку в лежащем на коленях планшете.


1. Первый манёвр уклонения. 2. Манёвр уклонения с последующей контратакой во время выхода противника из пикирования.
(Реконструкция Дж. Ландстрома на базе воспоминаний Дж. Тача и Б. Макомбера)

Всё это время командир 3-й истребительной не мог понять почему командир 2-го звена Макомбер приклеился к его звену. Несколько раз он отдавал ему команду «Уйди дальше в сторону. Увеличь дистанцию раза в два и потом мне навстречу.» В ответ по понятным причинам было молчание. Как потом вспоминал Тач: «Ситуация складывалась дурацкая. Я потратил почти год, разрабатывая единственный по моему мнению способ уцелеть при встрече с „Зеро“, а теперь мы похоже не можем его при­ме­нить.» И только после сбитого японца до капитана 3-го ранга дошло, что старший лейтенант Брэйнард Макомбер не только ни разу не отрабатывал этот манёвр, но и скорей всего даже не слышал о его сушествовании. Тач вспомнил, что поручил про­ин­с­тру­к­ти­ро­вать по этому вопросу приокомандированных пилотов 42-й истребительной своему заместителю, капитану 3-го ранга Дональду Лавлейсу, а тот вряд ли успел это сделать до своей гибели на палубе «Йорктауна» 30 июня 1942 г. Так что Макомбер всего лишь честно выполняет то, что сказал Тач на скомканном предполётном инструктаже – держит строй. И, судя по всему, у него какие-то проблемы со связью. Таким образом, еди­н­с­т­вен­ным из имевшихся под рукой, кто кроме него самого имел пре­д­с­та­в­ле­ние о «траверзной оборонительной тактике» был его ведомый, зелёный лейтенант Роберт Дибб.

Джон Тач вызвал его по радио и, учитывая состояние пилота в первом в его жизни реальном бою, постарался ма­к­си­ма­ль­но просто и доходчиво объяснить, что тому следует делать: «Уйди в сторону, как будто ты командир второго звена, пошёл!» Су­дя по всему, старшины, проводившие в лётной школе в Пенсаколе «курс молодого бойца», не даром ели свой хлеб и сумели на за­ня­тиях по строевой подготовке вколотить в курсанта Дибба главную военную премудрость всех времён и народов. Внезапно «по­вы­шен­ный в должности» молодой лейтенант браво ответил: «Это Алый-два, принял, выполняю (wilco)» и вывалился из строя вп­ра­во ещё до того, как задал себе вопрос, а зачем он, собственно, это делает. С точки зрения наблюдавшего сзади и не слы­ша­в­шего радиопереговоров старшего лейтенанта Макомбера всё это выглядело как приступ паники, охвативший молодого пи­ло­та. Проводив изумлённым взглядом покинувший строй «Уайлдкэт» с тактическим номером F-20, Макомбер догнал ис­т­ре­би­те­ль командира и занял место его «дезертировавшего» ведомого.


Первое боевое применение «Плетёнки Тача».
(Реконструкция Дж. Ландстрома на базе воспоминаний и рисунка Дж. Тача)

Но что гораздо важней, точно таким же приступом паники это выглядело и с точки зрения пилота очередного за­хо­ди­в­ше­го в атаку «Зеро«, японский истребитель без колебаний нацелился на лёгкую одиночную цель, которой можно было просто и без­на­ка­за­н­но «сесть на хвост». К тому времени лейтенант Роберт Дибб уже вспомнил, чему учил его командир во время их за­ня­тий на авиабазе Канэохе в Пёрл-Харборе и понял, что от него сейчас требуется. Увидев заходящего сзади японца он сделал кру­той левый вираж и с воплем «Шкипер, у меня „Зеро“ на хвосте! Сними его!» рванул навстречу двум «Уайлдкэтам», уже от­вер­ну­в­шим в его сторону. Молодой пилот сделал всё правильно и вывел преследовавший его истребитель точно под огонь ко­ма­н­дира. Поднырнув под летящий навстречу «Уайлдкэт» своего ведомого Джон Тач оказался на идеальном курсе для лобовой атаки, причём снизу, благодаря этому он мог вести огонь, а японскому пилоту, внезапно обнаружившему, что из охотника он сам превратился в дичь, пришлось бы либо отворачивать, либо опускать нос с риском столкновения. Он не успел ни того, ни дру­го­го – 12,7-мм пули (две трассирующих, две бронебойных, одна обычная и одна дефицитная зажигательная на каждые ше­сть патронов в ленте) вспороли «брюхо» его истребителя от капота до хвостового колеса.

Тач инстинктивно пригнул голову, пропуская над собой подбитый «Зеро», ему даже показалось, что он почувствовал жар от горящего самолёта «этого ублюдка, что покушался на моего бедного, маленького, неопытного ведомого!» Эффективность ма­нё­в­ра была наконец проверена на практике, а капитан 3-го ранга Джон Тач сделал ещё одну отметку в своём планшете, не­к­с­та­ти подумав, что это тоже изрядная дурость – делать отметки, которые никто никогда не увидит. В том, что из этого вылета ни­к­то из них не вернётся – у него сомнений не было. Между тем «бедному, маленькому» лейтенанту Диббу совсем не по­н­ра­ви­лось быть приманкой. Как впоследствии вспоминал Тач: «Подозреваю, он чувствовал себя там немножко одиноко», поэтому мо­ло­дой пилот попытался пристроиться к командиру, однако был безжалостно отогнан в сторону, где опять стал целью атаки очередного «Зеро». В этом месте он окончательно «врубился в игру» – ему уже даже необязательно было видеть ата­ку­ю­щий его японский истребитель, достаточно было смотреть влево или вправо и ловить момент, когда командир эскадрильи, го­ра­з­до лучше видящий ситуацию у него за спиной, начинает вираж, и в этот момент самому поворачивать ему навстречу.


Не совсем точное, зато очень красивое и эффектное изображение первого применения «Плетёнки Тача». © Gareth Hector

Три истребителя ещё несколько раз «сплели» свои курсы, но пикирующие на «Уайлдкэт» Дибба японцы больше не пы­та­лись сбросить скорость и зайти ему в хвост, вместо этого они, как и в начале, пытались расстрелять его самолёт в пи­ки­ро­ва­нии, а после его уклонения навстречу товарищам по эскадрилье проскакивали ниже и начинали набор высоты. Так продолжалось до тех пор пока очередной «Зеро» не допустил ошибку. Опять слишком рано начав набор высоты он очутился прямо на курсе Тача, в очередной раз пропустившего над собой самолёт Дибба. Пусть на этот раз японец оказался не на встречном, а на пер­пе­н­ди­ку­ля­р­ном курсе – стрелять с упреждением командир 3-й истребительной любил и умел. В планшете Джона Тача по­я­ви­лась третья отметка, подтверждавшая, что придуманный им манёвр неплохо работает и в таком варианте. Убедившись, что оди­но­кий американский самолёт является не таким уж и беззащитным, японцы возобновили атаки и на командирскую пару, однако ещё одним достоинством «траверзного оборонительного манёвра» было то, что он работал «в обе стороны». Теперь уже Тач с Макомбером «притащили» японский истребитель прямо навстречу Диббу, который не упустил возможности отправить к воде свой первый вражеский самолёт, доведя счёт этого неравного боя до разгромного 4:1.

Обидней всего было Брэйнарду Макомберу, у внезапно оказавшегося ведомомым старшего лейтенанта практически не бы­ло возможности пострелять, но при этом он оставался логичной целью всех, кто атаковал их пару. В какой-то момент пилот не выдержал и попытался отомстить очередному «Зеро», дырявившему его хвостовое оперение. В тот момент, когда японский ис­т­ре­би­тель как обычно проскочил вниз и начал набор высоты, разъярённый Макомбер вышел из строя и попытался повторить пе­р­вую контратаку Тача – перехват японца во время выхода в «свечку». Длинные очереди по «Зеро» не привели ни к каким ви­ди­мым результатам, максимум – нанесли какие-то повреждения, и сорвавший злость пилот быстро вернулся на своё место.


Не стоит забывать, что все описанные события происходили не в вакууме, а в нескольких сотнях метров выше про­ры­ва­ю­щи­хся к авианосцам противника «Девастейторов» 3-й торпедоносной эскадрильи «Йорктауна». Сквозь разрывы в облаках ка­пи­тан 3-го ранга Тач периодически видел их строй и атакующие его японские истребители. Но всё, что он мог при данном рас­к­ла­де – это про­до­л­жать оттягивать на себя значительную часть «Зеро», а также надеяться, что пара «Уайлдкэтов» мичмана То­ма Чика и ле­й­те­на­н­та Дэниела Шиди из непосредственного охранения всё ещё живы и тоже делают свою часть работы.



Использованная литература:
1. Commander, Fighting Squadron Three, Action with enemy report, 4 June, 1942.
2. Commander-in-Chief, First Air Fleet, Detailed Battle Report No. 6, 15 June, 1942.
3. Intelligence Services, U. S. Army Air Forces, Informational Intelligence Summary No. 85, December 1942.
4. U.S. Naval Institute, “The Reminiscences of Admiral John S. Thach, U.S. Navy (Retired)”, 1977.
5. John B. Lundstrom, “The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984.
6. Steve Ewing, “Thach Weave: The Life of Jimmie Thach”, 2004.
7. Jonathan B. Parshall, Anthony B. Tully “Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway” 2005.
8. Dallas W. Isom “Midway Inquest: Why the Japanese Lost the Battle of Midway” 2007.

Posts from This Journal by “«Плетёнка Тача»” Tag

  • «Плетёнка Тача», Часть X

    Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X…

  • «Плетёнка Тача», Часть IX

    Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X Лейтенант…

  • «Плетёнка Тача», Часть VIII

    Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X Японские атаки…

Comments

( 74 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
shkslj
Jan. 12th, 2017 11:58 am (UTC)
Вах! Надо перечитать.
citizenkane1941
Jan. 12th, 2017 01:09 pm (UTC)
"Хорошо, Андрей Палыч. Как всегда, хорошо" (с)
Собственно только заменить инициалы в цитате :-) А реакция и воспоминания японцев на то, что 3 "кота" оказались "крепким орешком" будет отражена?
midnike
Jan. 12th, 2017 01:56 pm (UTC)
Re: "Хорошо, Андрей Палыч. Как всегда, хорошо" (с)
Неа, их эффективность отражена лишь в японских данных о потерях при обороне соединения. Там всё очень сухо. Но вообще по отчётам они насчитали над своим соединением 9 истребителей противника, все из которых они, естественно, доблестно сбили :)

Between 0709 and 0718, 14 single engine torpedo planes were sighted, and nine were shot down (three others by AA fire). At the same time, 9 Grumman fighters which were escorting the above were engaged, and all 9 were shot down.

Edited at 2017-01-12 05:03 pm (UTC)
117zx
Jan. 12th, 2017 01:14 pm (UTC)
А почему на хвосте зеро тактический номер латиницей? Разве не логично что японцы должны были либо иероглифами либо каной написать?

Edited at 2017-01-12 04:16 pm (UTC)
midnike
Jan. 12th, 2017 01:45 pm (UTC)
У палубников была именно латиница и римские и арабские цифры. Тактический номер вообще содержал много информации о самолёте. В частности первая буква латиницей -- это дивизия, к которой принадлежал "родной корабль" самолёта. В данном случае А-- соответственно означает 1-ю дивизию авианосцев. Вторая буква -- это на самом деле римская цифра, обозначающая порядковый номер корабля в дивизии, в данном случае I -- то есть "Акаги". Первая цифра после тире -- номер эскадрильи, последние две -- собственно тактический номер самолёта (заводской номер машины писался на шильдике на фюзеляже, здесь он частично виден позади красной полосы). Кроме того принадлежность к конкретному авианосцу ещё и "кодировалась" цветными полосами на фюзеляже. То есть одна красная -- "Акаги", две -- "Кага", одна синяя "Сорю", две -- "Хирю" и т.д.

Плюс горизонтальные "лычки" на хвосте, одна -- командир дивизиона, две (как здесь) -- командир эскадрильи, три -- командир авиагруппы корабля.

Аналогичную маркировку (но уже без опозновательных полос) имели и катапультные гидросамолёты крейсеров и линкоров, но там после тире сразу шёл номер самолёта, например JI-4 это четвёртый самолёт флагмана 8-й дивизии крейсеров, то бишь КРТ "Тонэ".
(no subject) - ijn_myoko - Jan. 12th, 2017 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 12th, 2017 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 117zx - Jan. 12th, 2017 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 117zx - Jan. 12th, 2017 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 12th, 2017 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 117zx - Jan. 12th, 2017 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 12th, 2017 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 117zx - Jan. 12th, 2017 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 12th, 2017 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_brab - Jan. 12th, 2017 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 12th, 2017 07:00 pm (UTC) - Expand
maedros78
Jan. 12th, 2017 02:15 pm (UTC)
Детектива!
Читается - не оторваться!
euro2002
Jan. 12th, 2017 02:25 pm (UTC)

На самом деле, все было совсем не так.

midnike
Jan. 12th, 2017 03:14 pm (UTC)
Everybody lies (с) House M.D. :)
fatangryopossum
Jan. 12th, 2017 02:39 pm (UTC)
Спасибо. Доступно и наглядно.
thagastan
Jan. 12th, 2017 03:00 pm (UTC)
Очень хорошо!
mr_aug
Jan. 12th, 2017 03:29 pm (UTC)
жестко! очень интересно и захватывающе!
117zx
Jan. 12th, 2017 06:14 pm (UTC)
Вопрос по Тонэ/Тикума
1. Не наблюдаю на картинке ничего похожего на ангары. Самолёты в шторм не смывало?
2. Третья парковочная позиция на палубе была промежуточной? С/на неё самолёты вручную закатывали? Кран вроди бы в корму дотянутся не может.
3. Катапульт там нет?

Edited at 2017-01-12 09:15 pm (UTC)
midnike
Jan. 12th, 2017 06:30 pm (UTC)
1. Ангары для авиации на крейсерах появились лишь на американских "Нортхэмптонах" (http://midway1942.com/ships/usn_ca_northampton.shtml) сравните с предыдущим классом "Пенсакола" (http://midway1942.com/ships/usn_ca_pensacola.shtml), где все самолёты тоже на "открытом воздухе" жили. У японцев всё так и оставалось. Причём даже на линкорах обеих сторон тоже. Хотя и у японцев было исключение, лёгкие крейсеры типа "Нагара", где единственный гидросамолёт хранился в "мини-ангаре" под ходовым мостиком на баке. А взлетал по короткому пандусу прямо из своего "ангара". Но потом они от этого отказались и пришли к такому виду с катапультой: http://midway1942.com/ships/ijn_cl_nagara.shtml

2. Там пандус. На картинке виден. Самолёт к нему подкатывали вручную, затем тянули наверх краном.

3. Оба "маленьких" гидросамолёта ("Накадзима" обр. 95 E8N -- http://midway1942.com/planes/ijn_e8n.shtml) на этой картинке стоят как-раз на катапультах.
(no subject) - vova_modelist - Jan. 12th, 2017 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 12th, 2017 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 117zx - Jan. 12th, 2017 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 12th, 2017 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vova_modelist - Jan. 12th, 2017 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 12th, 2017 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vova_modelist - Jan. 12th, 2017 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vova_modelist - Jan. 12th, 2017 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 117zx - Jan. 12th, 2017 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 12th, 2017 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 117zx - Jan. 13th, 2017 05:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 13th, 2017 06:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - 117zx - Jan. 13th, 2017 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ijn_myoko - Jan. 12th, 2017 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 12th, 2017 07:25 pm (UTC) - Expand
vova_modelist
Jan. 12th, 2017 06:41 pm (UTC)
Как обычно - захватывающе :)
ardraeiss
Jan. 12th, 2017 06:56 pm (UTC)
Захватывающее чтение.
mohanes
Jan. 13th, 2017 02:32 am (UTC)
>Чилдерс начал жестами сигналить командиру эскадрильи, капитану 3-го ра­н­га Лэнсу Мэсси
...
>Летевший 1500 метрами выше капитан 3-го ранга Джон Тач не видел вражеские корабли, но по ма­нё­в­рам то­р­педоносцев сделал правильный вывод и повернул за ними

Это они хранили радиомолчание, или между самолётами не было радиосвязи?
midnike
Jan. 13th, 2017 04:38 am (UTC)
Радиомолчание, конечно. Впрочем, если бы пикировщики не заметили изменение курса, с ними бы связались.
lastfire
Jan. 13th, 2017 04:04 am (UTC)
Как всегда отлично, спасибо! Все интереснее и интереснее!

Вопрос: у японцев в этой свалке даже звенья рассыпались? Ведь присутствие на месте хотя бы одного из двух ведомых могло изрядно подпортить жизнь Тачу.
midnike
Jan. 13th, 2017 05:05 am (UTC)
Они к тому времени уже больше трёх часов с небольшими перерывами занимались почти безнаказанным отстрелом нескольких волн американских бомберов, не имевших прикрытия, когда работа звеньями особого смысла не имела. Даже наоборот, рассредоточение позволяло "охватить" больше целей в единицу времени. Так что против истребителей Тача японцы, судя по всему, чисто по инерции действовали в том же духе.
(no subject) - lastfire - Jan. 13th, 2017 05:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 13th, 2017 06:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - armadillo1 - Jan. 14th, 2017 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 14th, 2017 10:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - armadillo1 - Jan. 14th, 2017 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 14th, 2017 09:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmanru - Jan. 18th, 2017 10:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 18th, 2017 10:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gnezdiloff - Jan. 19th, 2017 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 19th, 2017 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gnezdiloff - Jan. 19th, 2017 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmanru - Jan. 19th, 2017 10:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gnezdiloff - Jan. 20th, 2017 07:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - deadmanru - Jan. 20th, 2017 07:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - gnezdiloff - Jan. 20th, 2017 08:28 am (UTC) - Expand
nero_schwarz
Jan. 14th, 2017 08:06 pm (UTC)
ух, круто! Аж мурашки по коже, так долго ждал, когда дойдёт до этого момента. Жду продолжения, а пока ещё раз перечитаю это!:D
midnike
Jan. 14th, 2017 09:02 pm (UTC)
А я старался :)
(no subject) - paul_big - Jan. 15th, 2017 12:50 pm (UTC) - Expand
Игорь Розанов
Jan. 19th, 2017 05:12 pm (UTC)
Спасибо за текст - как всегда очень интересно. А вот вопрос - сами японцы когда оказались в ситуации технического отставания пытались искать какие-то тактические приемы которые могли бы исправить ситуацию или так до конца войны ничего кроме "бум-зума" не придумали ?
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 74 comments — Leave a comment )