?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X

Между тем 17-е оперативное соединение продолжало идти на север, а личному со­с­та­ву 3-й истребительной за оставшиеся до встречи с противником дни ещё пре­д­с­то­яло привести в порядок свою матчасть. Капитан 3-го ранга Тач успел лич­но об­ле­тать первые 21 из поступивших в его рас­по­ря­же­ние F4F-4, однако последние 6 бы­ли переданы эскадрильи в самый по­с­ле­д­ний мо­ме­нт. Ещё хуже обстояло с во­о­ру­жением – из-за недостатка техсостава оно было при­ве­де­но в полный порядок лишь на четвёрке, которую Тач использовал для стрелковой подготовки. При этом на половине самолётов пулемётные порты в плоскостях были вообще всё ещё за­к­ры­ты за­во­д­с­кой кон­се­р­ва­цией, а их «Браунинги» были всё ещё в заводской смазке, и их тре­бо­ва­лось при­ве­с­ти в боевое состояние и пристрелять.  

Поскольку методика пристрелки и сведения пулемётов в условиях сравнительно короткой лётной палубы авианосца не­да­в­но вызвала много вопросов, то остановимся на ней поподробней. Мероприятие начиналось с того, что на расположенной в ко­р­ме платформе посадочного сигнальщика (Landing Signal Officer) поднимался штатный ветрозащитный экран из брезента, на­тя­ну­того на металлическую раму, на который со стороны носа крепилась специальная мишень для «холодной пристрелки». Стандартная дистанция сведения стволов американских палубных истребителей равнялась 1000 футов [305 м], и в идеале при­с­т­ре­л­ку следовало вести именно с этой дистанции в одну точку, однако полная длина по­лёт­ной палубы авианосцев типа «Йор­к­таун» составляла «всего» 244,5 метров, поэтому на мишени было три метки – це­н­т­раль­ная для прицела и расположенные на спе­ци­а­ль­но вычисленном расстоянии от неё боковые для крыльевых пу­ле­мё­тов. По­с­коль­ку на F4F-4 все стволы имели оди­на­ко­вый калибр и баллистику, то этого было достаточно, в случае же вооружения раз­ных калибров мишень была сложней и метки для разных типов стволов находились на разной высоте.




Затем кормовая часть левого борта авианосца освобождалась от запаркованных самолётов, и на расстоянии 200 футов [61 м] от мишени и но­с­ом к ней устанавливался истребитель. С помощью снабжённой домкратом тележки для авиабомб хвост ма­ши­ны под­ни­ма­л­ся до такой высоты, чтобы стволы пулемётов оказались в горизонтальном положении, после чего весь са­мо­лёт вручную «на­во­ди­л­ся» уже по горизонту прицелом в центральную метку мишени и фиксировался колодками и найтовами. По­с­ко­ль­ку встроенное вооружение по определению не имело собственных прицельных приспособлений, то далее в стволы пары са­мых дальних от фюзеляжа пу­ле­мё­тов со стороны дульных срезов вставлялись приборы для «холодной пристрелки» (Bore Sig­h­t­er, то есть бу­к­ва­ль­но «дульный прицел»), которые представляли из себя оптические прицелы малой кратности с пе­ри­с­ко­пи­че­с­ки­ми оку­ля­рами, со­о­с­но смо­н­ти­ро­ван­ные на стержнях диаметра, равного калибру ствола, в данном случае – 12,7-мм. Один из ору­жей­ни­ков смо­т­рел в этот прицел и от­да­вал команды находящемуся на крыле напарнику, который с помощью фи­к­си­ру­ю­щих винтов наводил пу­ле­мёт в со­о­т­ве­т­с­т­ву­ю­щую – левую или правую – отметку на мишени.



«Холодная пристрелка» 12,7-мм пулемётов истребителя «Рипаблик» P-47 «Тандерболт» с помощью универсального комплекта Mark I.
В комплекте имелись посадочные стержни для всех калибров, применявшихся в авиации США: 7,62-мм, 12,7-мм, 20-мм и 37-мм.

После наведения «крайних» пулемётов истребитель перемещали на дистанцию 250 футов [76 м] от мишени и таким же образом производили наводку средней пары. Внутреннюю пару наводили уже с дистанции 300 футов [91,5 м]. На этом «хо­лод­ная» пристрелка закончивалась, самолёт отгонялся в нос для уже «горячей», а его место напротив мишени занимала сле­ду­ю­щая машина. Для «горячей» пристрелки самолёт разворачивали перпендикулярно борту, пулемёты заряжали тра­с­се­ра­ми и начинали отстреливать тестовые очереди сначала парами пулемётов, а затем всей батареей, следя за тем, чтобы трассы оче­ре­дей перекрещивались точно в марке прицела истребителя. При необходимости продолжавшие сидеть на плоскостях ору­же­й­ни­ки по командам из кокпита всё теми же фиксирующими винтами корректировали наводку пулемётов. На этом этапе в ко­к­пи­те истребителя находился уже не главный оружейник, а командир одного из дивизионов, он же заместитель командира эс­к­а­д­ри­льи по вооружению, в данном случае старший лейтенант Элберт МакКаски. После приёмки им пристрелки, из чисто пси­хо­ло­ги­ческих соображений пару тестовых очередей давали выпустить пилоту данного самолёта, с тем чтобы и он лично убе­ди­л­ся, что вооружение его машины настроено должным образом. Начавшиеся 29 мая работы по приведению истребителей в бо­е­с­по­собное со­с­то­я­ние были окончательно за­ве­р­ше­ны лишь накануне сражения, к вечеру 3 июня 1942 г.



«Горячая» пристрелка и проверка вооружения истребителей «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт» на борту АВ «Рэйнджер» непосредственно перед его участием в операции «Торч», американо-британской высадке в северной Африке. Начало ноября 1942 г.

Между тем 17-е оперативное соединение продолжало идти на север. В 11.50 2 июня 1942 г. два «Донтлесса» с «Йор­к­та­у­на» обнаружили корабли 16-го ОС в назначенной точке «Удача» в 350 милях [648 км] северо-восточней Мидуэя, а в 16.00 на ко­ра­б­лях обоих соединений могли видеть друг друга уже визуально. Объединённые силы под общим командованием контр-ад­ми­ра­ла Фрэнка Флетчера, насчитывающие 3 эскадренных авианосца с 221 боеготовым самолётом, 7 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер, а та­к­же 15 эсминцев, двинулись на запад. Утром 3-го июня патрульные «Каталины» с Мидуэя обнаружили в 700 милях [1300 км] к западу от атолла крупные силы японцев, которые были идентифицированы как их Транспортное соединение, которое до­л­ж­но было осуществлять собственно высадку и захват американского опорного пункта. Это ещё раз подтвердило правильность раз­вед­да­н­ных, на которых строилась американская операция. Из-за плохой видимости северо-западней Мидуэя ударное ави­а­но­с­ное соединение японцев обнаружено пока не было, однако по данным разведки оно должно было нанести удар по атоллу утром следующего дня.

Я не буду пересказывать весь ход сражения при Мидуэе, напомню лишь, что по первоначальному плану основной ударной силой должны были стать авиагруппы «Энтерпрайза» и «Хорнета», в то время как самолёты «Йорктауна» должны были обе­с­пе­чи­вать безопасность правого (северного) фланга объединения, а также служить оперативным резервом. Контр-адмирал Фле­т­чер очень хорошо помнил Коралловое море и больше не собирался «складывать все яйца в одну корзинку». В 05.34 4 июня 1942 г., когда на кораблях перехватили первое сообщение патрульной «Каталины» c тактическим номером 4V58 «Авианосцы про­ти­в­ни­ка», объединение находилось в 202 милях [374 км] северней Мидуэя (пеленг 013°) и двигалось на северо-восток, в точку вст­ре­чи с поднятым на рассвете с «Йорктауна» вылетом из 10 SBD-3 «Донтлесс», проводившим разведку северного 180° сектора на ди­с­та­н­цию в 100 миль [185 км]. Спустя 11 минут было перехвачено переданное открытым текстом сообщение с другой «Ка­та­ли­ны»: «Много самолётов в направлении Мидуэя, повторяю, в направлении Мидуэя». И только в 05.52 PBY-5A номер 4V58 пе­ре­да­ла первые конкретные данные о противнике: «Два авианосца и линкоры, пеленг 320, дистанция 180, курс 135, скорость 25».




На мостиках американских авианосцев быстро пересчитали эти данные, получалось, что вражеское соединение находится на пеленге 247° и дистанции 175 миль [324 км] от них, то есть за пределами просевшего боевого радиуса истребителей F4F-4 «Уа­й­л­д­кэт» и на пределе боевого радиуса TBD-1 «Девастейтор» с подвешенной торпедой. На самом деле из-за навигационной ошибки штурмана «Каталины» местоположение японского соединения было определено с погрешностью в 4° по пеленгу и 40 миль [74 км] по дальности, поэтому в действительности дистанция до американских авианосцев составляла не 175, а около 200 миль [370 км]. Однако контр-адмирал Флетчер и его штаб исходили из тех данных, что у них имелись, и в 06.07 блинкер «Йорктауна» пе­ре­дал приказ командиру 16-го оперативного соединения контр-адмиралу Рэймонду Спрюэнсу: «Следуйте на юго-запад и ата­ку­й­те авианосцы про­ти­в­ни­ка как только они будут достоверно обнаружены. Я проследую за вами сразу же после по­са­д­ки самолётов». 16-е оперативное соединение совершило разворот почти на 180° и со скоростью 25 узлов [46 км/ч] двинулось наперехват япо­н­с­ких сил. По их ра­с­счё­там начать поднимать авиагруппы в воздух следовало не ранее 07.00, когда дистанция до движущегося почти пер­пен­ди­ку­ляр­ным курсом противника сократится до хотя бы 155 миль [287 км].

Уже в 06.30 «Йорктаун» прибыл точку встречи, принял на борт подтвердившие отсутствие непосредственной угрозы с се­ве­ра «Донтлессы», провёл ротацию воздушного охранения, после чего также развернулся и на 25 узлах двинулся на сбли­же­ние с противником, а на лётной палубе авианосца начали выстраивать самолёты уже для ударных задач. С одной стороны контр-адмирала Флетчера очень беспокоило то, что пока были обнаружены лишь два авианосца противника при том, что по данным разведки их должно было быть 4-5, а с другой – он меньше всего хотел быть застигнутым вражеским авиаударом с палубой, заставленной самолётами. О том, что такой удар может вскоре последовать недвусмысленно говорили радиопереговоры 16-го ОС об обнаружении японского гидросамолёта-разведчика. Поэтому командир 17-го оперативного соединения принял ком­п­ро­ми­с­сное решение: оставить в резерве только одну эскадрилью пикировщиков, отправив остальные ударные силы – 17 «Дон­т­ле­с­сов» 3-й бомбардировочной и 12 «Девастейторов» 3-й торпедоносной для удара по уже обнаруженным кораблям про­ти­в­ни­ка. Взлёт этих машин начался в 08.38, то есть спустя полтора часа после ударных групп 16-го оперативного соединения.



На АВ «Йорктаун» идёт позиционирование ударной группы. 4 июня 1942 г., между 06.30 и 07.30, вскоре после посадки разведвылета.

Отдельную проблему составлял их истребительный эскорт. Первоначально капитан 3-го ранга Джон Тач планировал, что он будет организован по той же схеме, которая использовалась им 10 марта 1942 г. во время рейда на Лаэ и Саламауа на о. Но­в­ая Гвинея, то есть 8 истребителей, разбитых на два двухзвеньевых дивизиона, с тем, чтобы каждый из дивизионов имел воз­мо­ж­ность использовать придуманный Тачем тактический приём, «траверзную оборонительную позицию». От­де­ль­ным вопросом был эшелон истребителей, и во время обсуждения предстоящего вылета командиры пикировщиков и торпедоносцев, ка­пи­та­ны 3-го ранга Максвелл Лесли и Лэнс Мэсси, которым предстояло лететь на очень разных высотах – 4500 м и 450 м со­о­т­ве­т­с­т­ве­н­но – настаивали на том, что истребители должны прикрывать в первую очередь их, и у обоих имелись серьёзные аргументы. В пользу «Девастейторов» говорила их низкие тяговооружённость и манёвренность, а в пользу «Донтлессов» единственный на тот момент эмпрический опыт – так сложилось, что во время атаки вражеских авианосцев в ходе сражения в Коралловом море пикировщики понесли гораздо более тяжёлые потери, чем торпедоносцы.

Что касалось ударных групп «Энтерпрайза» и «Хорнета» командиры их истребительных эскадрилий, также возглавивших эскортные группы, в их случае составлявшие по 10 машин каждая, приняли решение лететь на эшелоне пикировщиков, пре­ж­де всего для того, чтобы иметь преимущество в высоте перед японскими «Зеро», которым, как все прекрасно понимали, они значительно уступают в скорости, скороподъёмности и манёвренности. Командиров 6-й и 8-й торпедоносных эскадрилий «успокоили» тем, что при непосредственной угрозе они в любой момент смогут подать условный сигнал, и истребительный эс­корт спикирует им на помощь. Но капитан 3-го ранга Тач, выслушав мнение командиров прикрываемых им эскадрилий при­нял совсем другое решение, одну четвёрку он выделил в непосредственное прикрытие торпедоносцев, а возглавляемая им вто­рая должна была находиться на эшелоне между ударными эскадрильями, с основной задачей связать боем истребители про­ти­в­ни­ка, а при необходимости – быстро оказать помощь уязвимым «Девастейторам». Ещё одним плюсом данного решения был по­с­то­я­н­ный визуальный контакт как с пикировщиками, так и с торпедоносцами, чего были лишены командиры эскортных гру­пп «Энтерпрайза» и «Хорнета».



Ударная группа АВ «Хорнет» незадолго перед взлётом, впереди «Уайлдкэты» истребительного эскорта. 4 июня 1942 г., около 07.00.

Однако, как и всякий уважающий себя военный план, данный план Тача начал сыпаться ещё задолго до столкновения с противником. Первые ударные самолёты «Йорктауна» уже начали подниматься в воздух, когда командиру 3-й истребительной сообщили, что командование решило сократить и так куцый эскорт с 8 до 6 машин. Джон Тач немедленно побежал на пост уп­ра­в­ле­ния авиацией, где попытался убедить заместителя командира корабля по авиации капитана 2-го ранга Мурра Ар­но­ль­да, что для сколь-нибудь эффективного противодействия японским истребителям ему требуется, чтобы количество «Уа­й­л­д­кэ­тов» в эскортной группе было кратно четырём, и никак иначе. Однако тот, выслушав его, сообщил, что ничем помочь не мо­жет, так как приказ исходит «с самого верха», от командования как корабля, так и соединения, которых, видимо, в последний момент опять накрыли воспоминания о Коралловом море, где совершенно не оправдала себя ставка на то, что при не­о­б­хо­ди­мости «Донтлессы» без бомбовой нагрузки могут оказать помощь истребителям хотя бы против вражеских торпедоносцев. Та­к­им образом эскортную группу было решено сократить на те два истребителя, что оказались не­бо­е­с­по­со­б­ными в результате трагического инцедента, в котором погиб капитан 3-го ранга Дональд Лавлейс шестью днями ранее.

Теперь капитану 3-го ранга Джону Тачу предстояло решить, кого именно взять с собой на это «безнадёжное ме­ро­п­ри­я­тие». В качестве своего ведомого он решил оставить совсем недавнего выпускника лётной школы лейтенанта Роберта Дибба. Пу­сть у него и отсутствовал не только боевой, но и вообще какой-либо опыт, зато Тач лично занимался его лётной и стре­л­ко­вой подготовкой ещё с 19-го апреля, а посему точно знал, что ожидать от молодого напарника. Второе звено «основных сил» со­с­то­я­ло из пилотов 42-й истребительной, имевших опыт Кораллового моря и даже сбитые там самолёты противника – ста­р­ше­го лейтенанта Брэйнарда Макомбера и лейтенанта Эдгара Бассета. Командиром звена непосредственного прикрытия то­р­пе­до­но­с­цев он выбрал мичмана Тома Чика, также знакомого ему уже более месяца, оставив ему в качестве ведомого ещё одного новичка, лейтенанта Дэниела Шиди.



11 из 14 TBD-1 «Девастейтор» 6-й торпедоносной эскадрильи АВ «Энтерпрайз» незадолго перед вылетом. 4 июня 1942 г., около 07.30.
В килватере авианосца виден эсминец-спасатель, справа – идущий параллельным курсом тяжёлый крейсер «Пенсакола».

Из всех них, в отличие от «первого состава» 3-й истребительной, лишь новички Дибб и Чик имели хоть какое-то пре­д­с­та­в­ле­ние о давно разработанной командиром эскадрильи методике командных действий против превосходяшего по лётно-те­х­ни­че­с­ким характеристикам противника. Объяснять остальным было, во-первых, некогда, во-вторых – бесполезно. Поэтому пре­д­по­лёт­ный инструктаж вернувшегося от начальства и очень злого Джона Тача был предельно лаконичным: «Что бы ни слу­чи­лось, держаться вместе! Никаких игр в „одинокого волка“! Вы просто позволите себя убить, причём безо всякой пользы для ос­та­ль­ных. Ещё одно, следим, чтобы смесь была максимально обеднённой, экономим горючее. Чик, ты и Шиди держитесь пря­мо за торпедниками, метров на 300 выше. Снимаете всех, кто на них заходит. Я буду где-то на 1000 метров выше и прикрою вас от атак сверху. Всё, пошли!»

Взлёт ударной группы «Йорктауна» в тот день был организован гораздо толковей, чем аналогичные мероприятия на «Эн­те­р­прайзе» и «Хорнете». С одной стороны, задачу упрощало то, что требовалось поднять в воздух на одну эскадрилью меньше, но гораздо важней был выбор схемы взлёта, по поводу которой, в отличие от японцев с их чётко проработанными сценариями для соединений и объединений*, решение тогда принималось исключительно командиром каждого конкретного аме­ри­ка­н­с­кого авианосца и его заместителем по авиации. В случае авианосцев 16-го ОС схемы были несколько разными, но объединяло их то, что в обоих случаях первыми в воздух поднимали самые лёгкие самолёты, а также использовался принцип «от­с­ро­чен­ного отбытия» (deferred departure). То есть взлетевшие с «первой палубы» машины должны были, сжигая драгоценное горючее, нарезать круги над соединением, дожидаясь взлёта второй партии, и отбыть к цели уже все вместе. В случае же «Йорктауна» использовался метод «сбора на марше» и «экономичная» схема взлёта, отработанные во время рейда на Лаэ и Саламауа.


Взлёт F4F-4 «Уайлдкэт» с АВ «Йорктаун». Утро 4 июня 1942 г

Первыми с «Йорктауна» поднялись 17 «Донтлессов» 3-й бомбардировочной капитана 3-го ранга Максвелла Лесли и на­ча­ли набор высоты до эшелона 4500 м. Следом за ними взлетели 12 «Девастейторов» 3-й торпедоносной капитана 3-го ранга Лэн­са Мэсси и сразу легли на боевой курс. Набрав высоту, пикировщики отправились за торпедоносцами, и благодаря пре­и­му­ще­ству в крейсерской скорости (120-130 узлов против 90-100 узлов) нагнали их уже на маршруте. В это время на лётную палубу бы­ли подняты самолёты 3-й истребительной, часть из них усилила боевое охранение, а эскортная шестёрка под ко­ма­н­до­ва­ни­ем Джона Тача также набрала высоту и на крейсерской скорости в 130-140 узлов отправилась за двумя предыдущими гру­п­па­ми. Благодаря этому эскортные истребители значительную часть маршрута смогли пролететь экономя горючее: по пря­мой, а не «змейкой», к которой они вынуждены были прибегнуть, нагнав более тихоходные ударные самолёты. Эта методика тре­бо­вала гораздо более сложной, чем в случае «отсроченного отбытия», координации, однако её пре­и­му­ще­с­т­ва были налицо. Уд­а­р­ная группа «Йорктауна» оказалась единственной из трёх, что нашла противника в полном составе, причём одновременно, в едином строю и сохраняя координацию между элементами. Однако основную задачу это упрощало не сильно, потому как к тому времени над Первым Мобильным соединением Императорского флота образовался довольно внушительный «комитет по торжественной встрече».

Изначально боевое воздушное охранение японского соединения состояло из 12 «Зеро», по звену с каждого из четырёх ави­а­но­с­цев. Затем, по мере атак американской авиации, базировавшейся на Мидуэй, их количество доходило до 36, при пра­к­ти­чески непрерывной ротации, вызванной исчерпанием боекомплектов истребителей, в первую очередь – снарядов к 20-мм пу­ш­кам (горючее проблемой не было – с подвесным баком японский шедевр мог в патрульном режиме держаться в воздухе до 8 ча­с­ов). Что стало одной из причин, почему японцы так и не смогли поднять в воздух ударную группу против американских ави­а­но­с­цев. После короткой передышки японскому боевому воздушному охранению начиная с 09.15 пришлось отражать ата­ки уже палубных торпедоносцев. Сначала ими была полностью уничтожена 8-я торпедоносная с «Хорнета», а на момент при­бы­тия ударной группы «Йорктауна» они были заняты уничтожением 6-й торпедоносной «Энтерпрайза». В результате, 6 «Уа­й­л­д­кэтов» Джона Тача и 29 эскортируемых им ударных самолётов встречали 36 «Зеро», а через несколько минут их количество достигло уже 43-х.




Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление на тему откуда берутся все эти цифры. По американским самолётам, участвовавшим в атаке на японские авианосцы, проще всего – их ко­ли­че­с­тво указывалось в рапортах командиров авианосцев, а в рапортах командиров эскадрилий имеются ещё и поимённые спи­ски по каждому из боевых вылетов. Все эти документы сейчас находятся в Государственном архиве США. С противостоявшими им японскими истребителями дело обстоят заметно сложней, потому как их количество в воздухе постоянно менялось, а до­ку­ме­н­ти­ро­ван­ность сра­же­ния при Мидуэе с японской стороны значительно уступает американской. Часть важной текущей отчётности попросту по­ги­б­ла вместе с кораблями (достаточно вспомнить, что мостик АВ «Кага» получил прямое попадание 500 или 100-фунтовой ави­а­бо­м­бы, а выход с мостика АВ «Акаги» был отрезан пожаром, поэтому командование корабля было вынуждено покидать его через иллюминатор). Многие уцелевшие в бою документы не дожили до конца войны, а что-то было сознательно уничтожено. Однако посты уп­ра­в­ле­ния авиацией всех четырёх японских авианосцев, находившиеся в кормовых частях надстроек, почти не по­с­т­ра­да­ли, и в ре­зу­ль­тате частично сохранились так называемые хи­ко­ки­тай сэнто кодо тёсё, оперативные боевые журналы авиагрупп, ко­то­рые сей­час находятся в Государственном архиве Японии.




Выше приведена страница такого журнала, в которой рас­пи­са­на работа истребительного боевого охранения АВ «Акаги» 4 июня 1942 г. (или 17-6-5 по японскому календарю и то­кий­с­ко­му времени) с 01.28 по 07.10 (или с 04.28 по 10.10. по времени Мидуэя). В таблице указаны номера боевых патрулей, звания, должности и фамилии пилотов, ре­зу­ль­та­ты их дей­с­т­вий, расход боеприпасов** и т. д., а также – что нам важно в данном случае – время взлёта и по­са­д­ки каждого самолёта (две колонки в це­н­т­ре). Благодаря по­до­б­ным журналам и стало возможно достаточно то­ч­но подсчитать ско­ль­ко именно японских ис­т­ре­би­те­лей на­хо­ди­лись в воздухе над Мо­би­ль­ным соединением в тот или иной мо­мент времени. Впервые эта работа была проведена в яп­о­н­с­ком исследовании «Сэнси Сосё. Миддовэ Кайсэн», опубликованном в 1971 г. Ниже представлена диаграмма, сделанная на ба­зе этих данных. Кроме того в неё добавлен тайминг аме­ри­к­а­н­с­ких атак, объясняющий колебания в численности ис­т­ре­би­те­лей японского боевого воздушного охранения. Интересующий нас период времени выделен красным.




* Например, состав и порядок взлёта ударной группы, что атаковала утром того дня авиабазу ВМС США на Мидуэе назывались «Ор­га­ни­за­ция №5» – 36 ударных самолётов с «Хирю» и «Сорю», 36 пикировщиков с «Акаги» и «Кага» (все вооружены «наземными», т.е. фугасными авиабомбами), с эскортом из 36 истребителей, по 9 с каждого авианосца. Соответственно, для удара по обнаруженным американским авианосцам планировалось использовать «противокорабельную» схему «Организация №4» – 45 вооружённых торпедами ударника с «Акаги» и «Кага», 36 пикировщиков с «Хирю» и «Сорю» с бронебойными авиабомбами и 24 истребителя эскорта.

** Кроме всего прочего этот документ предоставляет любопытную информацию насчёт реального боекомплекта стоявших на «Зеро» 20-мм авиапушек обр. 99 мод. 1 на базе «Эрликон» FF, который теоретически составлял 60 снарядов на ствол. Однако как в этом, так и в многих других отчётах полный расход этого боекомплекта всегда указывается как 110 снарядов на самолёт (или кратное 110 число в случае нескольких вылетов). Судя по всему, существовали проблемы с барабанным питанием, из-за чего в них заряжали на 5 снарядов меньше штатного, что ещё сильней уменьшало и так не особо впечатляющий боекомплект наиболее эффективного вооружения «Зеро».



Использованная литература:
1. Commander, Fighting Squadron Three, Action with enemy report, 4 June, 1942.
2. 赤城飛行機隊戦闘行動調書 (Tactical operation records, Warship Akagi Flying Squad), 4 June, 1942.
4. U.S. Naval Institute, “The Reminiscences of Admiral John S. Thach, U.S. Navy (Retired)”, 1977.
5. John B. Lundstrom, “The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984.
6. Steve Ewing, “Thach Weave: The Life of Jimmie Thach”, 2004.
7. Jonathan B. Parshall, Anthony B. Tully “Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway” 2005.
8. Dallas W. Isom “Midway Inquest: Why the Japanese Lost the Battle of Midway” 2007.
9. Barrett Tillman, “US Marine Corps Fighter Squadrons of World War II” 2014.

Posts from This Journal by “«Плетёнка Тача»” Tag

  • «Плетёнка Тача», Часть X

    Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X…

  • «Плетёнка Тача», Часть IX

    Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X Лейтенант…

  • «Плетёнка Тача», Часть VIII

    Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X Японские атаки…

Comments

( 62 comments — Leave a comment )
n277_sensey
Dec. 14th, 2016 03:26 pm (UTC)
Вот эта часть особенно хороша. Мало того что история хороша так ещё и больше обычного схемо-цифр со ссылками документов и музеев, откуда они взяты.
Спасибо.
semen_serpent_2
Dec. 14th, 2016 03:42 pm (UTC)
<Я не буду пересказывать весь ход сражения при Мидуэе>
А жаль. Я бы с удовольствием прочитал. Всё-таки как ни увлекательна книга Лорда, но очень уж она устарела.
midnike
Dec. 14th, 2016 03:55 pm (UTC)
Ну, на этот счёт я как бы книжку пишу, поэтому в данном случае пересказывать полностью было бы лишним. Поэтому я ограничился тем, что касалось непосредственно 3-й истребительной.
Ловлю на слове :-) - semen_serpent_2 - Dec. 14th, 2016 04:44 pm (UTC) - Expand
Re: Ловлю на слове :-) - midnike - Dec. 14th, 2016 04:50 pm (UTC) - Expand
Re: Ловлю на слове :-) - ardraeiss - Dec. 14th, 2016 05:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nero_schwarz - Dec. 14th, 2016 09:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 15th, 2016 02:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 15th, 2016 02:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - semen_serpent_2 - Dec. 15th, 2016 07:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 15th, 2016 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 15th, 2016 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 15th, 2016 11:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 16th, 2016 12:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 16th, 2016 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 16th, 2016 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 16th, 2016 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 16th, 2016 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 16th, 2016 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Jan. 31st, 2017 10:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 31st, 2017 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Jan. 31st, 2017 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 31st, 2017 12:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Jan. 31st, 2017 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 31st, 2017 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Jan. 31st, 2017 01:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 31st, 2017 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Jan. 31st, 2017 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Jan. 31st, 2017 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ijn_myoko - Dec. 17th, 2016 10:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Буянов - Dec. 19th, 2016 03:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Jan. 31st, 2017 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Feb. 1st, 2017 12:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Feb. 1st, 2017 04:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Feb. 1st, 2017 04:08 am (UTC) - Expand
fatangryopossum
Dec. 14th, 2016 04:01 pm (UTC)
Спасибо, как всегда с большим интересом прочёл.

"вылетом из 10 SBD-3 «Донтлесс», проводившим разведку северного 180° сектора" (с)
Мн кажется, что здесь не совсем удачно стилистически получилось. Пришлось три раза перечесть, чтобы смысл прочитанного дошёл.

По поводу схемы взлёта: какая из организаций, жёстко регламентированная японская или американская, осуществлявшаяся "в рабочем порядке", была более эффективной, тактически гибкой, а также создавала меньше проблем техникам и палубной команде?

на мишени было три метки – це­н­т­раль­ная для прицела и расположенные на спе­ци­а­ль­но вычисленном расстоянии от неё боковые для крыльевых пу­ле­мё­тов.(с)
А кто всем этим матаном занимался? И когда: заранее или уже на борту АВ?

В диаграмме отмечена атака на Мобильное соединение 4-х В-26, как я понимаю, взлетевших с Мидуэя. А какой части принадлежали эти "мародёры"?
midnike
Dec. 14th, 2016 04:43 pm (UTC)
1. Ну а как ещё? Амерам проще, написал "northern half-circle" -- и всё понятно :) Хотя, конечно, можно было написать "северного 180-градусного сектора"

2. В данном конкретном случае _сильно_ хуже оказалась американская система. Но там есть нюансы, во-первых, в отдичие от японцев они поднимали не "волны" в половину машин авианосца, а практически полные авиагруппы (кроме "Йорктауна"), во-вторых, у них и самолёты были ОЧЕНЬ несбалансированы как по крейсерской скорости, так и по дальности. В смысле, японцам не нужно было так извращаться, чтобы ударная группа прибыла в нужную точку вся одновременно и без лишнего расхода горючки. Они этот вопрос продумали заранее, на уровне техзаданий на новую технику тремя-четырьмя годами раньше.

3. Да какой-там матан! Самая примитивная тригонометрия, доступная даже малограмотному сержанту артиллерии вроде меня :) А схема мишени для пристрелки прилагалась к мануалу к самолёту. Пример можно посмотреть вот тут, правда это к P-38 и потому более сложная: http://zenoswarbirdvideos.com/Images/P-38/38BSC.gif

4. Два B-26 были из состава 18th RS(M)/22nd BG(M), ещё два из 69th BS(M)/38th BG(M). В смысле, из 18-й разведовательной и 69-й бомбардировочной эскадрилий (средних), из состава 22-й и 38-й авиагрупп средних бомбардировщиков. Они были из первой серии, на которую воткнули подвеску для торпед и соответствующие прицелы. Вот и решили и испытать заодно. Ну и дырку надо было чем-то заткнуть, вместо того, чтобы посылать туда не 6, а все 18 имевшихся на тот момент в Пёрл-Харборе первых "Авенджеров".
(no subject) - fatangryopossum - Dec. 15th, 2016 07:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 15th, 2016 04:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fatangryopossum - Dec. 16th, 2016 06:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - eevan - Dec. 16th, 2016 04:14 am (UTC) - Expand
thagastan
Dec. 14th, 2016 04:38 pm (UTC)
Пристрелка и сведение очень рациональны, так и хочется назвать их по общевойсковому "приведением к нормальному бою"...
midnike
Dec. 14th, 2016 04:46 pm (UTC)
Ну, приведение к нормальному бою отдельных стрелялок и сведение разнесённых стрелялок в одну точку на определённой дистанции -- это как бы сильно разные вещи :)
(no subject) - thagastan - Dec. 14th, 2016 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 15th, 2016 06:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - thagastan - Dec. 15th, 2016 06:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 16th, 2016 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Буянов - Dec. 19th, 2016 03:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - l_dv - Dec. 14th, 2016 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 15th, 2016 02:09 am (UTC) - Expand
maedros78
Dec. 14th, 2016 10:29 pm (UTC)
Большое спасибо, долго руки не доходили вас почитать, теперь наслаждаюсь
evilhotaru
Dec. 15th, 2016 05:52 am (UTC)
А по организации палубной работы на японских авианосцах будут посты? Помнится, вы обещали -)
midnike
Dec. 16th, 2016 03:44 am (UTC)
Да надо бы :)
(no subject) - shkslj - Dec. 16th, 2016 12:54 pm (UTC) - Expand
kodi666
Dec. 15th, 2016 05:53 am (UTC)
> Второе звено «основных сил» со­с­то­я­ло из пилотов 42-й истребительной, имевших опыт Кораллового моря и даже сбитые там самолёты противника – ста­р­ше­го лейтенанта Брэйнарда Макомбера и лейтенанта Эдгара Бассета.
citizenkane1941
Dec. 15th, 2016 12:59 pm (UTC)
Отличная, вкуснейшая статья!
Спасибо! Закинул чуть-чуть денюшек автору :-)
midnike
Dec. 15th, 2016 04:21 pm (UTC)
Re: Отличная, вкуснейшая статья!
Вижу, спасибо :)
armadillo1
Dec. 16th, 2016 05:35 am (UTC)
>Та­к­им образом эскортную группу было решено сократить ровно на то количество истребителей, которое оказались не­бо­е­с­по­со­б­ным в результате трагического инцедента, в котором погиб капитан 3-го ранга Дональд Лавлейс шестью днями ранее.

сложная фраза, даже при разборе есть сомнения, что понятый смысл совпадает с желаемым автором. да и цель фразы малопонятна.
midnike
Dec. 16th, 2016 06:07 am (UTC)
сформулировал понятнее
(no subject) - armadillo1 - Dec. 16th, 2016 09:23 am (UTC) - Expand
lastfire
Dec. 16th, 2016 11:34 am (UTC)
Как всегда отлично, спасибо!
( 62 comments — Leave a comment )