?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X

Между тем 17-е оперативное соединение продолжало идти на север, а личному со­с­та­ву 3-й истребительной за оставшиеся до встречи с противником дни ещё пре­д­с­то­яло привести в порядок свою матчасть. Капитан 3-го ранга Тач успел лич­но об­ле­тать первые 21 из поступивших в его рас­по­ря­же­ние F4F-4, однако последние 6 бы­ли переданы эскадрильи в самый по­с­ле­д­ний мо­ме­нт. Ещё хуже обстояло с во­о­ру­жением – из-за недостатка техсостава оно было при­ве­де­но в полный порядок лишь на четвёрке, которую Тач использовал для стрелковой подготовки. При этом на половине самолётов пулемётные порты в плоскостях были вообще всё ещё за­к­ры­ты за­во­д­с­кой кон­се­р­ва­цией, а их «Браунинги» были всё ещё в заводской смазке, и их тре­бо­ва­лось при­ве­с­ти в боевое состояние и пристрелять.  

Поскольку методика пристрелки и сведения пулемётов в условиях сравнительно короткой лётной палубы авианосца не­да­в­но вызвала много вопросов, то остановимся на ней поподробней. Мероприятие начиналось с того, что на расположенной в ко­р­ме платформе посадочного сигнальщика (Landing Signal Officer) поднимался штатный ветрозащитный экран из брезента, на­тя­ну­того на металлическую раму, на который со стороны носа крепилась специальная мишень для «холодной пристрелки». Стандартная дистанция сведения стволов американских палубных истребителей равнялась 1000 футов [305 м], и в идеале при­с­т­ре­л­ку следовало вести именно с этой дистанции в одну точку, однако полная длина по­лёт­ной палубы авианосцев типа «Йор­к­таун» составляла «всего» 244,5 метров, поэтому на мишени было три метки – це­н­т­раль­ная для прицела и расположенные на спе­ци­а­ль­но вычисленном расстоянии от неё боковые для крыльевых пу­ле­мё­тов. По­с­коль­ку на F4F-4 все стволы имели оди­на­ко­вый калибр и баллистику, то этого было достаточно, в случае же вооружения раз­ных калибров мишень была сложней и метки для разных типов стволов находились на разной высоте.




Затем кормовая часть левого борта авианосца освобождалась от запаркованных самолётов, и на расстоянии 200 футов [61 м] от мишени и но­с­ом к ней устанавливался истребитель. С помощью снабжённой домкратом тележки для авиабомб хвост ма­ши­ны под­ни­ма­л­ся до такой высоты, чтобы стволы пулемётов оказались в горизонтальном положении, после чего весь са­мо­лёт вручную «на­во­ди­л­ся» уже по горизонту прицелом в центральную метку мишени и фиксировался колодками и найтовами. По­с­ко­ль­ку встроенное вооружение по определению не имело собственных прицельных приспособлений, то далее в стволы пары са­мых дальних от фюзеляжа пу­ле­мё­тов со стороны дульных срезов вставлялись приборы для «холодной пристрелки» (Bore Sig­h­t­er, то есть бу­к­ва­ль­но «дульный прицел»), которые представляли из себя оптические прицелы малой кратности с пе­ри­с­ко­пи­че­с­ки­ми оку­ля­рами, со­о­с­но смо­н­ти­ро­ван­ные на стержнях диаметра, равного калибру ствола, в данном случае – 12,7-мм. Один из ору­жей­ни­ков смо­т­рел в этот прицел и от­да­вал команды находящемуся на крыле напарнику, который с помощью фи­к­си­ру­ю­щих винтов наводил пу­ле­мёт в со­о­т­ве­т­с­т­ву­ю­щую – левую или правую – отметку на мишени.



«Холодная пристрелка» 12,7-мм пулемётов истребителя «Рипаблик» P-47 «Тандерболт» с помощью универсального комплекта Mark I.
В комплекте имелись посадочные стержни для всех калибров, применявшихся в авиации США: 7,62-мм, 12,7-мм, 20-мм и 37-мм.

После наведения «крайних» пулемётов истребитель перемещали на дистанцию 250 футов [76 м] от мишени и таким же образом производили наводку средней пары. Внутреннюю пару наводили уже с дистанции 300 футов [91,5 м]. На этом «хо­лод­ная» пристрелка закончивалась, самолёт отгонялся в нос для уже «горячей», а его место напротив мишени занимала сле­ду­ю­щая машина. Для «горячей» пристрелки самолёт разворачивали перпендикулярно борту, пулемёты заряжали тра­с­се­ра­ми и начинали отстреливать тестовые очереди сначала парами пулемётов, а затем всей батареей, следя за тем, чтобы трассы оче­ре­дей перекрещивались точно в марке прицела истребителя. При необходимости продолжавшие сидеть на плоскостях ору­же­й­ни­ки по командам из кокпита всё теми же фиксирующими винтами корректировали наводку пулемётов. На этом этапе в ко­к­пи­те истребителя находился уже не главный оружейник, а командир одного из дивизионов, он же заместитель командира эс­к­а­д­ри­льи по вооружению, в данном случае старший лейтенант Элберт МакКаски. После приёмки им пристрелки, из чисто пси­хо­ло­ги­ческих соображений пару тестовых очередей давали выпустить пилоту данного самолёта, с тем чтобы и он лично убе­ди­л­ся, что вооружение его машины настроено должным образом. Начавшиеся 29 мая работы по приведению истребителей в бо­е­с­по­собное со­с­то­я­ние были окончательно за­ве­р­ше­ны лишь накануне сражения, к вечеру 3 июня 1942 г.



«Горячая» пристрелка и проверка вооружения истребителей «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт» на борту АВ «Рэйнджер» непосредственно перед его участием в операции «Торч», американо-британской высадке в северной Африке. Начало ноября 1942 г.

Между тем 17-е оперативное соединение продолжало идти на север. В 11.50 2 июня 1942 г. два «Донтлесса» с «Йор­к­та­у­на» обнаружили корабли 16-го ОС в назначенной точке «Удача» в 350 милях [648 км] северо-восточней Мидуэя, а в 16.00 на ко­ра­б­лях обоих соединений могли видеть друг друга уже визуально. Объединённые силы под общим командованием контр-ад­ми­ра­ла Фрэнка Флетчера, насчитывающие 3 эскадренных авианосца с 221 боеготовым самолётом, 7 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер, а та­к­же 15 эсминцев, двинулись на запад. Утром 3-го июня патрульные «Каталины» с Мидуэя обнаружили в 700 милях [1300 км] к западу от атолла крупные силы японцев, которые были идентифицированы как их Транспортное соединение, которое до­л­ж­но было осуществлять собственно высадку и захват американского опорного пункта. Это ещё раз подтвердило правильность раз­вед­да­н­ных, на которых строилась американская операция. Из-за плохой видимости северо-западней Мидуэя ударное ави­а­но­с­ное соединение японцев обнаружено пока не было, однако по данным разведки оно должно было нанести удар по атоллу утром следующего дня.

Я не буду пересказывать весь ход сражения при Мидуэе, напомню лишь, что по первоначальному плану основной ударной силой должны были стать авиагруппы «Энтерпрайза» и «Хорнета», в то время как самолёты «Йорктауна» должны были обе­с­пе­чи­вать безопасность правого (северного) фланга объединения, а также служить оперативным резервом. Контр-адмирал Фле­т­чер очень хорошо помнил Коралловое море и больше не собирался «складывать все яйца в одну корзинку». В 05.34 4 июня 1942 г., когда на кораблях перехватили первое сообщение патрульной «Каталины» c тактическим номером 4V58 «Авианосцы про­ти­в­ни­ка», объединение находилось в 202 милях [374 км] северней Мидуэя (пеленг 013°) и двигалось на северо-восток, в точку вст­ре­чи с поднятым на рассвете с «Йорктауна» вылетом из 10 SBD-3 «Донтлесс», проводившим разведку северного 180° сектора на ди­с­та­н­цию в 100 миль [185 км]. Спустя 11 минут было перехвачено переданное открытым текстом сообщение с другой «Ка­та­ли­ны»: «Много самолётов в направлении Мидуэя, повторяю, в направлении Мидуэя». И только в 05.52 PBY-5A номер 4V58 пе­ре­да­ла первые конкретные данные о противнике: «Два авианосца и линкоры, пеленг 320, дистанция 180, курс 135, скорость 25».




На мостиках американских авианосцев быстро пересчитали эти данные, получалось, что вражеское соединение находится на пеленге 247° и дистанции 175 миль [324 км] от них, то есть за пределами просевшего боевого радиуса истребителей F4F-4 «Уа­й­л­д­кэт» и на пределе боевого радиуса TBD-1 «Девастейтор» с подвешенной торпедой. На самом деле из-за навигационной ошибки штурмана «Каталины» местоположение японского соединения было определено с погрешностью в 4° по пеленгу и 40 миль [74 км] по дальности, поэтому в действительности дистанция до американских авианосцев составляла не 175, а около 200 миль [370 км]. Однако контр-адмирал Флетчер и его штаб исходили из тех данных, что у них имелись, и в 06.07 блинкер «Йорктауна» пе­ре­дал приказ командиру 16-го оперативного соединения контр-адмиралу Рэймонду Спрюэнсу: «Следуйте на юго-запад и ата­ку­й­те авианосцы про­ти­в­ни­ка как только они будут достоверно обнаружены. Я проследую за вами сразу же после по­са­д­ки самолётов». 16-е оперативное соединение совершило разворот почти на 180° и со скоростью 25 узлов [46 км/ч] двинулось наперехват япо­н­с­ких сил. По их ра­с­счё­там начать поднимать авиагруппы в воздух следовало не ранее 07.00, когда дистанция до движущегося почти пер­пен­ди­ку­ляр­ным курсом противника сократится до хотя бы 155 миль [287 км].

Уже в 06.30 «Йорктаун» прибыл точку встречи, принял на борт подтвердившие отсутствие непосредственной угрозы с се­ве­ра «Донтлессы», провёл ротацию воздушного охранения, после чего также развернулся и на 25 узлах двинулся на сбли­же­ние с противником, а на лётной палубе авианосца начали выстраивать самолёты уже для ударных задач. С одной стороны контр-адмирала Флетчера очень беспокоило то, что пока были обнаружены лишь два авианосца противника при том, что по данным разведки их должно было быть 4-5, а с другой – он меньше всего хотел быть застигнутым вражеским авиаударом с палубой, заставленной самолётами. О том, что такой удар может вскоре последовать недвусмысленно говорили радиопереговоры 16-го ОС об обнаружении японского гидросамолёта-разведчика. Поэтому командир 17-го оперативного соединения принял ком­п­ро­ми­с­сное решение: оставить в резерве только одну эскадрилью пикировщиков, отправив остальные ударные силы – 17 «Дон­т­ле­с­сов» 3-й бомбардировочной и 12 «Девастейторов» 3-й торпедоносной для удара по уже обнаруженным кораблям про­ти­в­ни­ка. Взлёт этих машин начался в 08.38, то есть спустя полтора часа после ударных групп 16-го оперативного соединения.



На АВ «Йорктаун» идёт позиционирование ударной группы. 4 июня 1942 г., между 06.30 и 07.30, вскоре после посадки разведвылета.

Отдельную проблему составлял их истребительный эскорт. Первоначально капитан 3-го ранга Джон Тач планировал, что он будет организован по той же схеме, которая использовалась им 10 марта 1942 г. во время рейда на Лаэ и Саламауа на о. Но­в­ая Гвинея, то есть 8 истребителей, разбитых на два двухзвеньевых дивизиона, с тем, чтобы каждый из дивизионов имел воз­мо­ж­ность использовать придуманный Тачем тактический приём, «траверзную оборонительную позицию». От­де­ль­ным вопросом был эшелон истребителей, и во время обсуждения предстоящего вылета командиры пикировщиков и торпедоносцев, ка­пи­та­ны 3-го ранга Максвелл Лесли и Лэнс Мэсси, которым предстояло лететь на очень разных высотах – 4500 м и 450 м со­о­т­ве­т­с­т­ве­н­но – настаивали на том, что истребители должны прикрывать в первую очередь их, и у обоих имелись серьёзные аргументы. В пользу «Девастейторов» говорила их низкие тяговооружённость и манёвренность, а в пользу «Донтлессов» единственный на тот момент эмпрический опыт – так сложилось, что во время атаки вражеских авианосцев в ходе сражения в Коралловом море пикировщики понесли гораздо более тяжёлые потери, чем торпедоносцы.

Что касалось ударных групп «Энтерпрайза» и «Хорнета» командиры их истребительных эскадрилий, также возглавивших эскортные группы, в их случае составлявшие по 10 машин каждая, приняли решение лететь на эшелоне пикировщиков, пре­ж­де всего для того, чтобы иметь преимущество в высоте перед японскими «Зеро», которым, как все прекрасно понимали, они значительно уступают в скорости, скороподъёмности и манёвренности. Командиров 6-й и 8-й торпедоносных эскадрилий «успокоили» тем, что при непосредственной угрозе они в любой момент смогут подать условный сигнал, и истребительный эс­корт спикирует им на помощь. Но капитан 3-го ранга Тач, выслушав мнение командиров прикрываемых им эскадрилий при­нял совсем другое решение, одну четвёрку он выделил в непосредственное прикрытие торпедоносцев, а возглавляемая им вто­рая должна была находиться на эшелоне между ударными эскадрильями, с основной задачей связать боем истребители про­ти­в­ни­ка, а при необходимости – быстро оказать помощь уязвимым «Девастейторам». Ещё одним плюсом данного решения был по­с­то­я­н­ный визуальный контакт как с пикировщиками, так и с торпедоносцами, чего были лишены командиры эскортных гру­пп «Энтерпрайза» и «Хорнета».



Ударная группа АВ «Хорнет» незадолго перед взлётом, впереди «Уайлдкэты» истребительного эскорта. 4 июня 1942 г., около 07.00.

Однако, как и всякий уважающий себя военный план, данный план Тача начал сыпаться ещё задолго до столкновения с противником. Первые ударные самолёты «Йорктауна» уже начали подниматься в воздух, когда командиру 3-й истребительной сообщили, что командование решило сократить и так куцый эскорт с 8 до 6 машин. Джон Тач немедленно побежал на пост уп­ра­в­ле­ния авиацией, где попытался убедить заместителя командира корабля по авиации капитана 2-го ранга Мурра Ар­но­ль­да, что для сколь-нибудь эффективного противодействия японским истребителям ему требуется, чтобы количество «Уа­й­л­д­кэ­тов» в эскортной группе было кратно четырём, и никак иначе. Однако тот, выслушав его, сообщил, что ничем помочь не мо­жет, так как приказ исходит «с самого верха», от командования как корабля, так и соединения, которых, видимо, в последний момент опять накрыли воспоминания о Коралловом море, где совершенно не оправдала себя ставка на то, что при не­о­б­хо­ди­мости «Донтлессы» без бомбовой нагрузки могут оказать помощь истребителям хотя бы против вражеских торпедоносцев. Та­к­им образом эскортную группу было решено сократить на те два истребителя, что оказались не­бо­е­с­по­со­б­ными в результате трагического инцедента, в котором погиб капитан 3-го ранга Дональд Лавлейс шестью днями ранее.

Теперь капитану 3-го ранга Джону Тачу предстояло решить, кого именно взять с собой на это «безнадёжное ме­ро­п­ри­я­тие». В качестве своего ведомого он решил оставить совсем недавнего выпускника лётной школы лейтенанта Роберта Дибба. Пу­сть у него и отсутствовал не только боевой, но и вообще какой-либо опыт, зато Тач лично занимался его лётной и стре­л­ко­вой подготовкой ещё с 19-го апреля, а посему точно знал, что ожидать от молодого напарника. Второе звено «основных сил» со­с­то­я­ло из пилотов 42-й истребительной, имевших опыт Кораллового моря и даже сбитые там самолёты противника – ста­р­ше­го лейтенанта Брэйнарда Макомбера и лейтенанта Эдгара Бассета. Командиром звена непосредственного прикрытия то­р­пе­до­но­с­цев он выбрал мичмана Тома Чика, также знакомого ему уже более месяца, оставив ему в качестве ведомого ещё одного новичка, лейтенанта Дэниела Шиди.



11 из 14 TBD-1 «Девастейтор» 6-й торпедоносной эскадрильи АВ «Энтерпрайз» незадолго перед вылетом. 4 июня 1942 г., около 07.30.
В килватере авианосца виден эсминец-спасатель, справа – идущий параллельным курсом тяжёлый крейсер «Пенсакола».

Из всех них, в отличие от «первого состава» 3-й истребительной, лишь новички Дибб и Чик имели хоть какое-то пре­д­с­та­в­ле­ние о давно разработанной командиром эскадрильи методике командных действий против превосходяшего по лётно-те­х­ни­че­с­ким характеристикам противника. Объяснять остальным было, во-первых, некогда, во-вторых – бесполезно. Поэтому пре­д­по­лёт­ный инструктаж вернувшегося от начальства и очень злого Джона Тача был предельно лаконичным: «Что бы ни слу­чи­лось, держаться вместе! Никаких игр в „одинокого волка“! Вы просто позволите себя убить, причём безо всякой пользы для ос­та­ль­ных. Ещё одно, следим, чтобы смесь была максимально обеднённой, экономим горючее. Чик, ты и Шиди держитесь пря­мо за торпедниками, метров на 300 выше. Снимаете всех, кто на них заходит. Я буду где-то на 1000 метров выше и прикрою вас от атак сверху. Всё, пошли!»

Взлёт ударной группы «Йорктауна» в тот день был организован гораздо толковей, чем аналогичные мероприятия на «Эн­те­р­прайзе» и «Хорнете». С одной стороны, задачу упрощало то, что требовалось поднять в воздух на одну эскадрилью меньше, но гораздо важней был выбор схемы взлёта, по поводу которой, в отличие от японцев с их чётко проработанными сценариями для соединений и объединений*, решение тогда принималось исключительно командиром каждого конкретного аме­ри­ка­н­с­кого авианосца и его заместителем по авиации. В случае авианосцев 16-го ОС схемы были несколько разными, но объединяло их то, что в обоих случаях первыми в воздух поднимали самые лёгкие самолёты, а также использовался принцип «от­с­ро­чен­ного отбытия» (deferred departure). То есть взлетевшие с «первой палубы» машины должны были, сжигая драгоценное горючее, нарезать круги над соединением, дожидаясь взлёта второй партии, и отбыть к цели уже все вместе. В случае же «Йорктауна» использовался метод «сбора на марше» и «экономичная» схема взлёта, отработанные во время рейда на Лаэ и Саламауа.


Взлёт F4F-4 «Уайлдкэт» с АВ «Йорктаун». Утро 4 июня 1942 г

Первыми с «Йорктауна» поднялись 17 «Донтлессов» 3-й бомбардировочной капитана 3-го ранга Максвелла Лесли и на­ча­ли набор высоты до эшелона 4500 м. Следом за ними взлетели 12 «Девастейторов» 3-й торпедоносной капитана 3-го ранга Лэн­са Мэсси и сразу легли на боевой курс. Набрав высоту, пикировщики отправились за торпедоносцами, и благодаря пре­и­му­ще­ству в крейсерской скорости (120-130 узлов против 90-100 узлов) нагнали их уже на маршруте. В это время на лётную палубу бы­ли подняты самолёты 3-й истребительной, часть из них усилила боевое охранение, а эскортная шестёрка под ко­ма­н­до­ва­ни­ем Джона Тача также набрала высоту и на крейсерской скорости в 130-140 узлов отправилась за двумя предыдущими гру­п­па­ми. Благодаря этому эскортные истребители значительную часть маршрута смогли пролететь экономя горючее: по пря­мой, а не «змейкой», к которой они вынуждены были прибегнуть, нагнав более тихоходные ударные самолёты. Эта методика тре­бо­вала гораздо более сложной, чем в случае «отсроченного отбытия», координации, однако её пре­и­му­ще­с­т­ва были налицо. Уд­а­р­ная группа «Йорктауна» оказалась единственной из трёх, что нашла противника в полном составе, причём одновременно, в едином строю и сохраняя координацию между элементами. Однако основную задачу это упрощало не сильно, потому как к тому времени над Первым Мобильным соединением Императорского флота образовался довольно внушительный «комитет по торжественной встрече».

Изначально боевое воздушное охранение японского соединения состояло из 12 «Зеро», по звену с каждого из четырёх ави­а­но­с­цев. Затем, по мере атак американской авиации, базировавшейся на Мидуэй, их количество доходило до 36, при пра­к­ти­чески непрерывной ротации, вызванной исчерпанием боекомплектов истребителей, в первую очередь – снарядов к 20-мм пу­ш­кам (горючее проблемой не было – с подвесным баком японский шедевр мог в патрульном режиме держаться в воздухе до 8 ча­с­ов). Что стало одной из причин, почему японцы так и не смогли поднять в воздух ударную группу против американских ави­а­но­с­цев. После короткой передышки японскому боевому воздушному охранению начиная с 09.15 пришлось отражать ата­ки уже палубных торпедоносцев. Сначала ими была полностью уничтожена 8-я торпедоносная с «Хорнета», а на момент при­бы­тия ударной группы «Йорктауна» они были заняты уничтожением 6-й торпедоносной «Энтерпрайза». В результате, 6 «Уа­й­л­д­кэтов» Джона Тача и 29 эскортируемых им ударных самолётов встречали 36 «Зеро», а через несколько минут их количество достигло уже 43-х.




Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление на тему откуда берутся все эти цифры. По американским самолётам, участвовавшим в атаке на японские авианосцы, проще всего – их ко­ли­че­с­тво указывалось в рапортах командиров авианосцев, а в рапортах командиров эскадрилий имеются ещё и поимённые спи­ски по каждому из боевых вылетов. Все эти документы сейчас находятся в Государственном архиве США. С противостоявшими им японскими истребителями дело обстоят заметно сложней, потому как их количество в воздухе постоянно менялось, а до­ку­ме­н­ти­ро­ван­ность сра­же­ния при Мидуэе с японской стороны значительно уступает американской. Часть важной текущей отчётности попросту по­ги­б­ла вместе с кораблями (достаточно вспомнить, что мостик АВ «Кага» получил прямое попадание 500 или 100-фунтовой ави­а­бо­м­бы, а выход с мостика АВ «Акаги» был отрезан пожаром, поэтому командование корабля было вынуждено покидать его через иллюминатор). Многие уцелевшие в бою документы не дожили до конца войны, а что-то было сознательно уничтожено. Однако посты уп­ра­в­ле­ния авиацией всех четырёх японских авианосцев, находившиеся в кормовых частях надстроек, почти не по­с­т­ра­да­ли, и в ре­зу­ль­тате частично сохранились так называемые хи­ко­ки­тай сэнто кодо тёсё, оперативные боевые журналы авиагрупп, ко­то­рые сей­час находятся в Государственном архиве Японии.




Выше приведена страница такого журнала, в которой рас­пи­са­на работа истребительного боевого охранения АВ «Акаги» 4 июня 1942 г. (или 17-6-5 по японскому календарю и то­кий­с­ко­му времени) с 01.28 по 07.10 (или с 04.28 по 10.10. по времени Мидуэя). В таблице указаны номера боевых патрулей, звания, должности и фамилии пилотов, ре­зу­ль­та­ты их дей­с­т­вий, расход боеприпасов** и т. д., а также – что нам важно в данном случае – время взлёта и по­са­д­ки каждого самолёта (две колонки в це­н­т­ре). Благодаря по­до­б­ным журналам и стало возможно достаточно то­ч­но подсчитать ско­ль­ко именно японских ис­т­ре­би­те­лей на­хо­ди­лись в воздухе над Мо­би­ль­ным соединением в тот или иной мо­мент времени. Впервые эта работа была проведена в яп­о­н­с­ком исследовании «Сэнси Сосё. Миддовэ Кайсэн», опубликованном в 1971 г. Ниже представлена диаграмма, сделанная на ба­зе этих данных. Кроме того в неё добавлен тайминг аме­ри­к­а­н­с­ких атак, объясняющий колебания в численности ис­т­ре­би­те­лей японского боевого воздушного охранения. Интересующий нас период времени выделен красным.




* Например, состав и порядок взлёта ударной группы, что атаковала утром того дня авиабазу ВМС США на Мидуэе назывались «Ор­га­ни­за­ция №5» – 36 ударных самолётов с «Хирю» и «Сорю», 36 пикировщиков с «Акаги» и «Кага» (все вооружены «наземными», т.е. фугасными авиабомбами), с эскортом из 36 истребителей, по 9 с каждого авианосца. Соответственно, для удара по обнаруженным американским авианосцам планировалось использовать «противокорабельную» схему «Организация №4» – 45 вооружённых торпедами ударника с «Акаги» и «Кага», 36 пикировщиков с «Хирю» и «Сорю» с бронебойными авиабомбами и 24 истребителя эскорта.

** Кроме всего прочего этот документ предоставляет любопытную информацию насчёт реального боекомплекта стоявших на «Зеро» 20-мм авиапушек обр. 99 мод. 1 на базе «Эрликон» FF, который теоретически составлял 60 снарядов на ствол. Однако как в этом, так и в многих других отчётах полный расход этого боекомплекта всегда указывается как 110 снарядов на самолёт (или кратное 110 число в случае нескольких вылетов). Судя по всему, существовали проблемы с барабанным питанием, из-за чего в них заряжали на 5 снарядов меньше штатного, что ещё сильней уменьшало и так не особо впечатляющий боекомплект наиболее эффективного вооружения «Зеро».



Использованная литература:
1. Commander, Fighting Squadron Three, Action with enemy report, 4 June, 1942.
2. 赤城飛行機隊戦闘行動調書 (Tactical operation records, Warship Akagi Flying Squad), 4 June, 1942.
4. U.S. Naval Institute, “The Reminiscences of Admiral John S. Thach, U.S. Navy (Retired)”, 1977.
5. John B. Lundstrom, “The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984.
6. Steve Ewing, “Thach Weave: The Life of Jimmie Thach”, 2004.
7. Jonathan B. Parshall, Anthony B. Tully “Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway” 2005.
8. Dallas W. Isom “Midway Inquest: Why the Japanese Lost the Battle of Midway” 2007.
9. Barrett Tillman, “US Marine Corps Fighter Squadrons of World War II” 2014.

Posts from This Journal by “«Плетёнка Тача»” Tag

Comments

( 62 comments — Leave a comment )
n277_sensey
Dec. 14th, 2016 06:26 pm (UTC)
Вот эта часть особенно хороша. Мало того что история хороша так ещё и больше обычного схемо-цифр со ссылками документов и музеев, откуда они взяты.
Спасибо.
semen_serpent_2
Dec. 14th, 2016 06:42 pm (UTC)
<Я не буду пересказывать весь ход сражения при Мидуэе>
А жаль. Я бы с удовольствием прочитал. Всё-таки как ни увлекательна книга Лорда, но очень уж она устарела.
midnike
Dec. 14th, 2016 06:55 pm (UTC)
Ну, на этот счёт я как бы книжку пишу, поэтому в данном случае пересказывать полностью было бы лишним. Поэтому я ограничился тем, что касалось непосредственно 3-й истребительной.
Ловлю на слове :-) - semen_serpent_2 - Dec. 14th, 2016 07:44 pm (UTC) - Expand
Re: Ловлю на слове :-) - midnike - Dec. 14th, 2016 07:50 pm (UTC) - Expand
Re: Ловлю на слове :-) - ardraeiss - Dec. 14th, 2016 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nero_schwarz - Dec. 15th, 2016 12:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 15th, 2016 05:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 15th, 2016 05:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - semen_serpent_2 - Dec. 15th, 2016 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 15th, 2016 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 15th, 2016 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 16th, 2016 02:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 16th, 2016 03:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 16th, 2016 03:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 16th, 2016 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 16th, 2016 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 16th, 2016 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 16th, 2016 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Jan. 31st, 2017 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 31st, 2017 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Jan. 31st, 2017 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 31st, 2017 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Jan. 31st, 2017 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 31st, 2017 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Jan. 31st, 2017 04:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Jan. 31st, 2017 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Jan. 31st, 2017 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Jan. 31st, 2017 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ijn_myoko - Dec. 17th, 2016 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Буянов - Dec. 19th, 2016 06:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Jan. 31st, 2017 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Feb. 1st, 2017 03:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Feb. 1st, 2017 07:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Feb. 1st, 2017 07:08 am (UTC) - Expand
fatangryopossum
Dec. 14th, 2016 07:01 pm (UTC)
Спасибо, как всегда с большим интересом прочёл.

"вылетом из 10 SBD-3 «Донтлесс», проводившим разведку северного 180° сектора" (с)
Мн кажется, что здесь не совсем удачно стилистически получилось. Пришлось три раза перечесть, чтобы смысл прочитанного дошёл.

По поводу схемы взлёта: какая из организаций, жёстко регламентированная японская или американская, осуществлявшаяся "в рабочем порядке", была более эффективной, тактически гибкой, а также создавала меньше проблем техникам и палубной команде?

на мишени было три метки – це­н­т­раль­ная для прицела и расположенные на спе­ци­а­ль­но вычисленном расстоянии от неё боковые для крыльевых пу­ле­мё­тов.(с)
А кто всем этим матаном занимался? И когда: заранее или уже на борту АВ?

В диаграмме отмечена атака на Мобильное соединение 4-х В-26, как я понимаю, взлетевших с Мидуэя. А какой части принадлежали эти "мародёры"?
midnike
Dec. 14th, 2016 07:43 pm (UTC)
1. Ну а как ещё? Амерам проще, написал "northern half-circle" -- и всё понятно :) Хотя, конечно, можно было написать "северного 180-градусного сектора"

2. В данном конкретном случае _сильно_ хуже оказалась американская система. Но там есть нюансы, во-первых, в отдичие от японцев они поднимали не "волны" в половину машин авианосца, а практически полные авиагруппы (кроме "Йорктауна"), во-вторых, у них и самолёты были ОЧЕНЬ несбалансированы как по крейсерской скорости, так и по дальности. В смысле, японцам не нужно было так извращаться, чтобы ударная группа прибыла в нужную точку вся одновременно и без лишнего расхода горючки. Они этот вопрос продумали заранее, на уровне техзаданий на новую технику тремя-четырьмя годами раньше.

3. Да какой-там матан! Самая примитивная тригонометрия, доступная даже малограмотному сержанту артиллерии вроде меня :) А схема мишени для пристрелки прилагалась к мануалу к самолёту. Пример можно посмотреть вот тут, правда это к P-38 и потому более сложная: http://zenoswarbirdvideos.com/Images/P-38/38BSC.gif

4. Два B-26 были из состава 18th RS(M)/22nd BG(M), ещё два из 69th BS(M)/38th BG(M). В смысле, из 18-й разведовательной и 69-й бомбардировочной эскадрилий (средних), из состава 22-й и 38-й авиагрупп средних бомбардировщиков. Они были из первой серии, на которую воткнули подвеску для торпед и соответствующие прицелы. Вот и решили и испытать заодно. Ну и дырку надо было чем-то заткнуть, вместо того, чтобы посылать туда не 6, а все 18 имевшихся на тот момент в Пёрл-Харборе первых "Авенджеров".
(no subject) - fatangryopossum - Dec. 15th, 2016 10:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 15th, 2016 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fatangryopossum - Dec. 16th, 2016 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - eevan - Dec. 16th, 2016 07:14 am (UTC) - Expand
thagastan
Dec. 14th, 2016 07:38 pm (UTC)
Пристрелка и сведение очень рациональны, так и хочется назвать их по общевойсковому "приведением к нормальному бою"...
midnike
Dec. 14th, 2016 07:46 pm (UTC)
Ну, приведение к нормальному бою отдельных стрелялок и сведение разнесённых стрелялок в одну точку на определённой дистанции -- это как бы сильно разные вещи :)
(no subject) - thagastan - Dec. 14th, 2016 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 15th, 2016 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - thagastan - Dec. 15th, 2016 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 16th, 2016 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Буянов - Dec. 19th, 2016 06:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - l_dv - Dec. 14th, 2016 08:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 15th, 2016 05:09 am (UTC) - Expand
maedros78
Dec. 15th, 2016 01:29 am (UTC)
Большое спасибо, долго руки не доходили вас почитать, теперь наслаждаюсь
evilhotaru
Dec. 15th, 2016 08:52 am (UTC)
А по организации палубной работы на японских авианосцах будут посты? Помнится, вы обещали -)
midnike
Dec. 16th, 2016 06:44 am (UTC)
Да надо бы :)
(no subject) - shkslj - Dec. 16th, 2016 03:54 pm (UTC) - Expand
kodi666
Dec. 15th, 2016 08:53 am (UTC)
> Второе звено «основных сил» со­с­то­я­ло из пилотов 42-й истребительной, имевших опыт Кораллового моря и даже сбитые там самолёты противника – ста­р­ше­го лейтенанта Брэйнарда Макомбера и лейтенанта Эдгара Бассета.
citizenkane1941
Dec. 15th, 2016 03:59 pm (UTC)
Отличная, вкуснейшая статья!
Спасибо! Закинул чуть-чуть денюшек автору :-)
midnike
Dec. 15th, 2016 07:21 pm (UTC)
Re: Отличная, вкуснейшая статья!
Вижу, спасибо :)
armadillo1
Dec. 16th, 2016 08:35 am (UTC)
>Та­к­им образом эскортную группу было решено сократить ровно на то количество истребителей, которое оказались не­бо­е­с­по­со­б­ным в результате трагического инцедента, в котором погиб капитан 3-го ранга Дональд Лавлейс шестью днями ранее.

сложная фраза, даже при разборе есть сомнения, что понятый смысл совпадает с желаемым автором. да и цель фразы малопонятна.
midnike
Dec. 16th, 2016 09:07 am (UTC)
сформулировал понятнее
(no subject) - armadillo1 - Dec. 16th, 2016 12:23 pm (UTC) - Expand
lastfire
Dec. 16th, 2016 02:34 pm (UTC)
Как всегда отлично, спасибо!
( 62 comments — Leave a comment )