?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

К 19.00 6 июня 1942 г. на палубу АВ «Энтерпрайз» сел последний в тот день вылет. Это бы­ли два «Донтлесса», отправленных на фоторазведку результатов многочисленных атак па­лу­б­ной авиации 16-го оперативного соединения на «два линкора с эскортом», каковые ока­зались двумя тяжёлыми крейсерами типа «Могами» и двумя эсминцами типа «Аса­с­и­о». К тому моменту соединение находилось уже в 400 милях [740 км] западней Мидуэя, и к утру оно оказалось бы в пределах до­ся­га­е­мо­сти японской ударной и истребительной авиации, базировавшейся на атолл Уэйк. Ко­ма­н­дир 16-го ОС контр-адмирал Рэймонд Сп­р­ю­энс решил, что они уже достаточно ис­пы­ты­ва­ли судьбу, и в 19.07 отдал приказ от­ве­р­нуть на северо-восток, в направлении то­ч­ки рандеву с танкерами.  

Спустя некоторое время командира авиагруппы «Энтерпрайза» посетили командиры эскадрилий. Всем было понятно, что предстоит как минимум суточная передышка, и офицеров беспокоило, что сутки без боевой накачки плохо повлияют на мо­ра­ль­ное состояние лётного состава, который и так второй день наблюдает слишком много пустых коек в своих кубриках. В об­щем, с этим надо было что-то делать. Капитан 3-го ранга Уэйд МакКласки выслушал подчинённых, согласился с ними, и от­пра­ви­л­ся уже к своему начальству. Вскоре он вернулся и сообщил о неофициальном разрешении «с самого верха» на предмет позволить лётному составу немного «R&R», то бишь «отдохнуть и расслабиться». Случилось то, что один из участников ме­ро­при­я­тия назвал впоследствии «победой здравого смысла над уставом». Данное разрешение сопровождалось не­о­фи­ци­а­льным же напоминанием, что бухать следует с соблюдением древних военно-морских традиций. А именно по кораблю в нетрезвом виде не шорохаться, беспорядки не нарушать и начальству на глаза не попадаться. По «Энтерпрайзу» был немедленно ки­нут клич, и личный состав дружно полез в заначки, дабы проставиться перед своими героическими летунами.


О том сколько именно припрятанного крепкого спиртного было извлечено из тайных за­к­ро­мов двух с лишним тысяч членов экипажа авианосца неизвестно в разных вариантах изложения данной истории цифры доходят до совсем фантастических сотен литров. Од­на­ко точно известно, что только начальник медслужбы корабля вполне официально вы­де­лил на данное мероприятие пять галлонов [19 л] бурбона «Ten High» из «ме­ди­цин­с­ких запасов», созданных ещё в марте 1942 г. по распоряжению вице-адмирала Уильяма Ф. Хэ­л­си на его флагмане. Командующий палубной авиацией Тихоокеанского флота при этом исходил из двух соображений: а) пара глотков виски после боевого вылета пилоту ну ни­как не повредят; б) в Пёрл-Харборе нормального виски не найти, а надо же ребятам в уво­ль­не­нии как-то отдыхать. В результате на «Энтерпрайзе» был создан стратегический ре­зе­рв в 100 галлонов [380 л] приличного бурбона. В любом случае, в ту ночь можно было не подрывать боеготовность путём задействования запасов этилового спитра, на котором бегали американские авиаторпеды Mark 13, хотя дети поколения «сухого закона» вполне умели пить всё, что горит.

Злые языки поговаривали, что в ту ночь к живительной влаге приложился далеко не только лётный состав корабля, при эт­ом в журналах авианосца за 7 июня 1942 г. отсутствуют упоминания о каких-либо ЧП или дисциплинарных наказаниях. Ли­бо личный состав и вправду провёл пьянку в образцовом соответствии с традициями, не попадаясь, либо все за­лё­т­чики были сразу амнистированы. Для большей части экипажа «Энтерпрайза» сражение при Мидуэе на этом закончилось, но не для всех.


Последние спасённые лётчики Мидуэя. Экипаж «Девастейтора» из 6-й торпедоносной «Энтерпрайза», сбитого 4 июня, мичман А. У. Уинчелл и старшина 3-й статьи Д. М. Коссит были обнаружены патрульной «Каталиной» лишь 17 дней спустя. Мидуэй, 21 июня 1942 г.

ПОТЕРИ АВИАГРУППЫ АВ «ЭНТЕРПРАЙЗ» 4-6 ИЮНЯ 1942 г.
  Эскадрилья Состав Потери матчасти Потери л/с Спасено л/с
  6-я истебительная 27 F4F-4  1 (4%) 1 (4%) 
  6-я разведовательная 19 SBD-3 11 (58%) 14 (37%) 4 (11%)
  6-я бомбардировочная 18 SBD-3 13 (72%) 12 (33%) 6 (17%)
  6-я торпедоносная 14 TBD-1 11 (78%) 18 (64%) 2 (7%) 
  Всего 78 36 (46%) 44 (34%) 13 (10%)

Posts from This Journal by “Байки” Tag

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
thagastan
Dec. 5th, 2016 05:38 am (UTC)
"Впрочем, последняя была единственно понятной: в ней заключалась просьба разрешить получение в аптеке, согласно заключению дивизионного врача, английской горькой, нежинской рябиновки, зубровки и доппель-кюммеля № 24 завода Смирнова для нужд корабельного лазарета — по 20 бутылок каждого наименования, а также коньяку и ликеров любой марки в том же количестве. Слезница эта была вызвана тревогой, с какой вчера в кают-компании прочитали в газете оповещение петроградского градоначальника, и поскольку рябиновка, английская горькая, запеканка и подобные им напитки не могут заменить собой для медицинской надобности алкоголь, участковым приставам с 1 октября 1916 года запрещается выдавать разрешение на их продажу по рецептам врачей (о коньяке и ликерах Юрий добавил по приказанию Дон-Кихота, который выразил опасение, как бы, черт его знает, не случилось бы с ними такой же неприятности)."
midnike
Dec. 5th, 2016 05:08 pm (UTC)
Есть на свете вечные ценности! :)
thagastan
Dec. 5th, 2016 06:00 pm (UTC)
И традиции флотской медицины!
midnike
Dec. 5th, 2016 06:11 pm (UTC)
Угу, в мемуарах у амерских пилотов периодически проскакивает, типа, прилетел, шасси подломилось, скапотировал, вытащили, опросили, отправили в медчасть, там перевязали, выдали положенный шотик вискаря, пошёл в ready room, через полчаса следующий взлёт.
thagastan
Dec. 5th, 2016 06:11 pm (UTC)
С понятием люди!
thagastan
Dec. 5th, 2016 05:45 am (UTC)
"Бахметьев раскрыл свою тетрадь, но в ней было слишком много чертежей. И он до сих пор не мог отдышаться. На полу огромными блестящими рыбами лежали две торпеды. Третья, с вырезанными в стенках окнами, внутренностями наружу, стояла на козлах. Длинный стол, перекрытый брезентом, был полностью завален отдельными механизмами и деталями.
Противно на все это было смотреть, и Бахметьев отвернулся.
— Ну вот! Ну вот! — басил Леня Грессер. — Значит, вам, уважаемый господин Овцын, кажется, что в подогреватель наливают спирт. Напрасно! Совершенно напрасно!
— Так точно, напрасно, — с места подтвердил Лобачевский. — Спирт наливают в маленькие рюмки.
— Вот это другое дело, — обрадовался Грессер, но вспомнил, что сейчас время не для шуток, и сделал строгое лицо. — Сидите тихо, нахал Лобачевский. Сами-то вы тоже ни черта не знаете.
— Что вы? — всплеснул руками Лобачевский. — Ваше превосходительство! Да ведь я больше всего на свете интересуюсь минным делом и когда-нибудь непременно стану флагманским минером Балтийского моря.
— Ну, тихо, тихо!
Но за всеми разговорами Леня Грессер не заметил, как Домашенко из-под парты показал Овцыну бумагу, на которой было написано: «керосин».
— Никак нет, керосин, — спешно поправился Овцын, — я оговорился.
— Ну понятно, керосин. Ясно, что керосин. Самый обыкновенный, который наливают, например, в примус. — Леня Грессер остановился, почесал бороду вставочкой и провозгласил; — Оговариваетесь и плаваете. Садитесь, семь баллов.
"
semen_serpent_2
Dec. 5th, 2016 08:34 am (UTC)
(с любопытством)
Соболева и Колбасьева наизусть знаете?
thagastan
Dec. 5th, 2016 08:41 am (UTC)
Re: (с любопытством)
Не совсем, но близко!
semen_serpent_2
Dec. 5th, 2016 08:50 am (UTC)
Re: (с любопытством)
А Конецкого? И как Вам Покровский - нра или не нра?

Edited at 2016-12-05 12:52 pm (UTC)
thagastan
Dec. 5th, 2016 12:59 pm (UTC)
Re: (с любопытством)
Конецкого меньше, но довольно много.
Покровского не читал...
sdvsamara
Dec. 5th, 2016 11:34 am (UTC)
RE: (с любопытством)
Напомнили, надо Колбасьева заного перечитать.
midnike
Dec. 5th, 2016 05:15 pm (UTC)
А вот американские паровые турбинки в торпедах бегали как-раз на спирте. Кстати, а вот что в данном контексте именуется "подогревателем" -- газогенератор парогазого движка Уайтхэда?
thagastan
Dec. 5th, 2016 05:59 pm (UTC)
Не знаю! Это зима 1916/17 гг. В минном классе могла быть или торпеда образца 1908 года с подогревательным прибором л-та Назарова, где грелся сжатый воздух из резервуара, или торпеда образца 1912 года с "влажным подогревом", который на самом деле был генератором парогазовой смеси. Учитывая консервативность языка, и то, и другое могло зваться подогревателем.
midnike
Dec. 5th, 2016 06:04 pm (UTC)
Я вот именно про второе в первую очередь подумал, где уже нормальный парогаз был.
thagastan
Dec. 5th, 2016 06:10 pm (UTC)
Тогда консерватизм языка...
Говорим же мы и нынче "в эфире", хотя беспроволочный телеграф совсем кратенько с бытованием представлений об эфире пересекся.
midnike
Dec. 5th, 2016 06:15 pm (UTC)
Я почему подумал -- не знаю как в ранних схемах, но на классическом Уайтхэде (на базе которого джапы потом свой кислородный шедевр сваяли) в качестве горючки был именно керосин, они его и оставили. А амеры пошли своим оригинальным путём, но уже в 20-е, когда перешли на свои турбины.
thagastan
Dec. 5th, 2016 06:24 pm (UTC)
"Влажный подогрев" на торпеде 1912 года был конструкции завода Армстронга, а сама торпеда - конструкции завода Фиуме. Серию делали Лесснер и Обухов.
Спирт в паре с турбиной объясним - тогдашние конструкционные материалы могли иметь ограничения по температуре при радиальных нагрузках. Как фон Браун взял этанол для А-4 из-за проблем с охлаждением камеры сгорания.
midnike
Dec. 5th, 2016 06:28 pm (UTC)
А у керосина энергетика сгорания выше? Я просто не в курсе.
thagastan
Dec. 6th, 2016 04:59 am (UTC)
В полтора раза выше - 46 МДж/кг против 30 МДж/кг у этанола. Но это при условии избытка окислителя, а его в резервуаре сжатого воздуха торпеды конечное количество - почему инглезы, а затем джапы, схватились за кислород.

Кстати, лет 15 назад было забавное бешенство по внедрению в ноутбуки топливных элементов. И вот там проблема была, что этанол слишком энергоёмок, слишком разогревал батарею, а метанол с 22,7 МДж/кг, дававший приемлемую температуру - ядовит!
nick_55
Dec. 6th, 2016 11:08 am (UTC)
А точно 46? У керосина вроде бы 43,2 против 44 у бензина.
thagastan
Dec. 6th, 2016 02:14 pm (UTC)
Это я глянул в вики. А вот гдровский бумажный "Справочник по физике" Кухлинга - керосин 40,8 МДж/кг, бензин 42, этиловый спирт 27, метиловый спирт 19,5... В пятом томе энциклопедии Прохорова ("Теплота сгорания") )теплота бензина - 44... Керосина у Прохорова нет, но нет и спирта!
Химический энциклопедический словарь, М., 1983, с. 70 "БЕНЗИН, ...теплота сгорания (высшая) 25,5-26,2 МДж/кг. В статье "КЕРОСИН" там же теплоты сгорания нет, но разброс по составу и свойствам умиляет - температура кипения 200-300 цельсиев... ЭТАНОЛ и МЕТАНОЛ теплоты горения не приводят - одно слово, химики...
siberian_chem
Dec. 7th, 2016 12:36 pm (UTC)
Так этож, бензины и керосины могут быть совершенно разные.

Это именно что просто обозначение, в каком интервале температур кипит фракция ставшая "основой" смеси. :)
thagastan
Dec. 7th, 2016 02:54 pm (UTC)
Ну да...
siberian_chem
Dec. 7th, 2016 12:31 pm (UTC)
Я эту прелесть даже помню. Даже подержал как-то такой ноутбук с почти что "выхлопной трубой". А потом все забыли, как отрезало.
thagastan
Dec. 7th, 2016 02:54 pm (UTC)
Я на какой-то выставке щупал...
thagastan
Dec. 6th, 2016 02:18 pm (UTC)
Газогенератор у Колбасьева фигурировал - ибо в тексте фигурирует "Учебник минного дела, часть вторая. Описание самодвижущейся мины в 45 сантиметров, образца 1912 года. "
(Anonymous)
Dec. 6th, 2016 02:39 am (UTC)
неслабо матчасть проредили
Знал, что при Мидуэе были огромные потери торпедоносцев. Оказывается, пикировщиков тоже нехило проредили. Хотя, судя по потерям л/с, большинство просто списано по повреждениям, но в итоге осталась только треть ударников.
midnike
Dec. 6th, 2016 09:56 am (UTC)
Re: неслабо матчасть проредили
Не совсем так.

Вот сами смотрите, в VS-6 на 11 потерянных машин приходится 7 погибших экипажей (14 человек), 2 экипажа найдены и спасены "Каталинами" (4 человека), ещё одна машина из-за повреждений не могла сесть на авик и села на воду, экипаж сразу же подобрал эсминец. И только один "Донтлесс" был списан, как неремонтопригодный.

В VB-6 получше -- на 13 потерянных машин погибло 6 экипажей (12 человек), ещё 3 экипажа затем разыскали. Остаётся 4 машины. Две из них сели на "Йорктаун" и были потеряны с авиком, а ещё две списали на "Энтерпрайзе".
( 28 comments — Leave a comment )