?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X

В ночь с 7 на 8 марта 1942 г. 4-й японский флот приступил, наконец, к ре­а­ли­за­ции отложенной из-за рейда АВ «Лексингтон» последней из за­пла­ни­ро­ван­ных опе­ра­ций первого этапа войны. Операция носила кодовое название «SR» и имела целью за­х­ват плацдармов на северо-восточном побережье принадлежавшей Австралии во­с­точ­ной части о. Новая Гвинея. К утру подразделения «специальных де­са­н­т­ных сил флота» (японской морской пехоты) захватили город Лаэ с на­хо­дя­щи­м­ся там аэродромом, а также близлежащий посёлок Саламауа с име­в­шей­ся там гаванью, после чего началась высадка пехотных и инженерно-стро­и­тель­ных под­ра­з­де­ле­ний, которые должны были вернуть в строй взлётно-посадочную полосу, подорванную отступившим в джунгли австралийским гарнизоном.  

За два дня до этого к находящемуся в районе о. Новая Каледония 11-му оперативному соединению контр-адмирала Бра­у­на присоединилось пришедшее из Пёрл-Харбора 17-е оперативное соединение контр-адмирала Флетчера. Объединённые си­лы двух соединений, состоявшие теперь из двух эскадренных авианосцев, «Лексингтона» и «Йорктауна», 8 тяжёлых кре­й­се­ров и 14 эсминцев, планировалось использовать для второй попытки рейда на порт Рабаул, который должен был состояться 10 марта. Однако уже вечером 7 марта австралийский патрульный самолёт обнаружил японское соединение, состоящее из тран­с­пор­тов, прикрытых крейсером и несколькими эсминцами, направляющееся из Рабаула в направлении Новой Гвинеи. Спустя несколько часов австралийский гарнизон г. Лаэ доложил о начале японской высадки, а воздушная разведка обнаружила, что гавань Рабаула практически опустела. Таким образом, запланированный рейд потерял всякий смысл.

Поэтому уже вечером 8 марта было принято решение нанести удар не по Рабаулу, а по японским силам в рай­оне высадки на Новой Гвинее. Поскольку северная часть Соломонова моря контролировалось японскими кораблями и ави­а­ци­ей, ата­ко­в­ать решили из залива Папуа Кораллового моря. Таким образом, удар наносился с неожиданного для противника направления, не со стороны моря, а со стороны суши. На рассвете 10 марта корабли двух американских оперативных соединений прибыли в за­пла­ни­ро­ван­ную точку взлёта в 45 милях [83 км] от юго-восточного побережья Новой Гвинеи, практически «напротив» своей цели, на­хо­ди­в­шей­ся на противоположном побережье. В 07.04 авианосцы отвернули на ветер и начали подъём в воздух удар­ных групп, составивших в сумме 61 пикировщик SBD-2/3 «Донтлесс», 12 торпедоносцев TBD-1 «Девастейтор», во­о­ру­жён­ных бомбами, и ещё 13 – авиаторпедами Mark 13. Их эскорт состоял из 10 «Уайлдкэтов» с «Йорктауна» и 8 из состава 3-й ис­т­ре­би­те­ль­ной эс­кад­ри­льи с «Лексингтона». Поскольку предполагалось наличие над целью вражеских истребителей, капитан 3-го ра­н­га Джон Тач собирался впервые испытать в боевых условиях придуманный им и отработанный его эскадрильей так­ти­че­с­кий приём, бу­ду­щую «плетёнку Тача», име­н­но поэтому эскорт с «Лексингтона» и состоял из двух пар двухсамолётных звеньев.




По пути к цели не обошлось без приключений, вызванных лежащим в этой части огромного острова хребтом Оуэн-Стэ­н­ли. Средняя высота покрытой джунглями горной цепи составляла 2700 м (высшая точка 4072 м), однако близко к маршруту имелся «проход», где горы понижались до 2300 м. Всё это не представляло никаких проблем для пикировщиков и ис­тре­би­те­лей, летевших к цели на высоте 4900 м, однако вооружённым торпедами «Девастейторам» уже не хватало скороподъёмности, чтобы следовать быстро поднимающемуся рельефу, и в какой-то момент стало ясно, что они не смогут перемахнуть даже 2300 м. Командира 2-й торпедоносной эскадрильи «Лексингтона» капитана 3-го ранга Джеймса Бретта выручил его опыт по­лё­тов на планере – заметив не прикрытое облачностью плато, он направил свою эскадрилью туда, понадеявшись на восходящие воз­д­у­ш­ные потоки от прогретых солнцем джунглей внизу. Опыт его не подвёл, и перегруженные торпедоносцы смогли на­б­рать необходимую высоту и преодолеть горы.

Первыми в район целей прибыли 8 «Уайлдкэтов» Тача, чьей задачей было связать боем истребители противника. Однако, оглядев небо и аэродром, пилоты с удивлением обнаружили полное отсутствие какой бы то ни было вражеской авиации. От­с­ту­пи­в­шие из Лаэ австралийцы весьма качественно вывели из строя взлётно-посадочную полосу, в результате к 10 марта япон­цы едва успели привести её в порядок, но ещё не успели перебросить туда истребительную эскадрилью, а обеспечить по­с­то­ян­ное прикрытие с воздуха из расположенного в 345 милях [640 км] Рабаула было проблематично. Ввиду отсутствия воз­ду­ш­ных це­лей, американские истребители занялись наземными. Джон Тач разделил группу, отправив одну четвёрку к Лаэ, а сам с дру­гой направился к Саламауа. Целями истребителей стали позиции японских зениток, что могли создать проблемы ударным са­мо­лё­там. Посредством лёгких 30-фн [13,6 кг] авиабомб и штурмовки из 12,7-мм пулемётов зенитный огонь с берега был по­дав­лен, после чего истребители Тача, поддержанные прибывшими 10 «Уайлдкэтами» с «Йорктауна» занялись по­да­в­ле­ни­ем ПВО на­хо­ди­в­шихся в заливе Хуон кораблей и судов.




Внезапно выяснилось, что японская авиация в районе высадки всё же имелась – гидроавиатранспорт «Киёкава-Мару» ус­пел запустить стоявший на катапульте лёгкий разведывательный гидроплан «Накадзима» E8N-1 «Дэйв», который сразу же рва­ну­л­ся в бой. Пилот маленького, но гордого биплана с тканевой обшивкой и вооружением из пары 7,7-мм пулемётов успел об­стре­лять отбившийся от строя «Девастейтор» и увернуться от погнавшейся за ним пары «Донтлессов», после чего не при­ду­мал ни­че­го лучше, чем атаковать четвёрку «Уайлдкэтов», кошмаривших в тот момент лёгкий крейсер «Юбари». Командир 3-го ди­ви­зи­о­на 3-й истребительной капитан-лейтенант Ноэл Гейлер выполнял очередной штурмовой заход, когда перед ним воз­ник японский самолёт. Несколько секунд пилот пытался понять, не мерещится ли ему это чудо с поплавками, затем слегка при­под­нял нос и расстрелял маячивший перед ним биплан, после чего продолжил штурмовку крейсера.

Палубные самолёты уже начали строиться для возвращения на авианосцы, когда на сцене появилась помощь от армии и со­ю­з­ни­ков в виде 8 тяжёлых бомбардировщиков армии США «Боинг» B-17 «Летающая крепость», прилетевших с авиабазы в Та­у­н­с­ви­л­ле в северо-восточной Австралии (1400 км), а затем 8 средних бомбардировщиков Австралийских Королевских ВВС «Локхид» А-28/29 «Гудзон» из столицы австралийской Новой Гвинеи Порт-Морсби (300 км). В тех же тепличных условиях, что и палубные ударники, они вывалили свой боекомплект, после чего рейд можно было считать законченным. Потери ата­ку­ю­щих составили один сбитый «Донтлесс», плюс ещё 2 получивших повреждения пикировщика не стали рисковать, садясь на ави­а­нос­цы, а предпочли уйти на аэродром в Порт-Морсби. С потерями противника обстояло, как всегда, несколько сложней:


  Имелось в районе
Лаэ-Саламауа
Американская заявка Японские данные
потоплено повреждено потоплено повреждено
  Тяжёлые крейсеры 2
  Лёгкие крейсеры 1 1 1
  Эсминцы 6 1 2 2
  Канонерские лодки 2
  Минные заградители 1 1
  Тральщики 2 1
  Гидроавиатранспорты 1 1 1
  Транспорты 5 5   3* 1
  Всего 16 10 5 3 6
* Два из них, «Конго-Мару» и «Тэньё-Мару», официально числились вспомогательным крейсером и вспомогательным минным за­гра­ди­те­лем соответственно, но в данном случае они использовались в качестве транспортов.

Гидроавиатранспорт «Киёкава-Мару» пытается уйти от бомб американских TBD-1 «Девастейтор». Залив Хуон, 10 марта 1942 г.

На счастье японцев к 10 марта практически весь личный состав и бóльшая часть предметов снабжения были уже вы­гру­же­ны с транспортов на берег, поэтому потери оказались гораздо ниже (130 человек убитыми и 245 ранеными), чем могли быть, слу­чись американский рейд хотя бы днём ранее. С большой долей вероятности можно предположить, что будь на месте аме­ри­кан­с­ких палубников их японские коллеги в таких же количествах, то вряд ли в заливе Хуон на плаву осталось бы вообще хоть что-ни­бу­дь, но для американской авиации начального периода Тихоокеанской войны и этот результат можно было счи­тать большим ус­пе­хом, особенно на фоне сокрушительных поражений на других фронтах. Напомню, что именно в те дни Им­пе­ра­тор­ский флот завершил разгром военно-морских сил ABDA, а японская армия заняла столицу голландской Ост-Индии Батавию, гла­в­ный порт острова Ява – Сурабая, а также столицу и главный порт Бирмы – Рангун.

Поскольку основная цель данного рейда – срыв японской высадки на северо-восточное побережье Новой Гвинеи – так и не была достигнута, Главнокомандующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер У. Нимиц считал его менее удачным, чем предыдущие удары по Маршалловым островам и островам Гилберта, а также острову Маркус и атоллу Уэйк. Однако его мнение не разделял президент США Франклин Д. Рузвельт, охарактеризовавший этот рейд в письме к премьер-министру Ве­ли­ко­бри­та­нии Уинстону С. Черчиллю как «лучшее, что нам удалось пока сделать». И как показали дальнейшие события, по­ли­тик, как ни странно, просчитал (или угадал) стратегические последствия лучше, чем военный.

Рейд на Лаэ и Саламауа (равно как и отменённый рейд на Рабаул) очень наглядно продемонстрировали японцам уя­з­ви­мость и важность юго-восточного сегмента их «оборонительного периметра», благодаря чему командующему 4-м «южным» фло­том вице-ад­ми­ра­лу Сигэёси Иноуэ удалось убедить Генштаб Императорского флота на втором этапе войны сосредоточить усилия прежде все­го на этом участке, что впоследствии привело к измотавшим Императорские флот и армию боям за Со­ло­мо­но­вы острова, Но­вую Гвинею и острова Бисмарка. Другим важным последствием стал отказ японцев от авантюрных высадок без ави­а­ци­о­н­но­го при­к­ры­тия. Во многом, именно полученный у Новой Гвинеи урок помог вице-адмиралу Иноуэ выбить для прикрытия сле­ду­ю­щих десантных операций – высадок в Порт-Морсби и на о. Тулаги – целых три авианосца. Один из которых, «Сёхо», в ре­зу­ль­та­те был потоплен, а два других, «Сёкаку» и «Дзуйкаку», не смогли принять участие в сражении при Мидуэе, где их при­сут­с­т­вие мо­г­ло бы стать решающим фактором.




Между тем, Америке срочно требовались победы и герои. Поэтому сразу же после поступления сведений о рейде на Лаэ и Са­ла­ма­нуа газеты в странах союзников (включая советские) вышли с заголовками и текстами, не совсем соответствующими дей­с­т­ви­тель­нос­ти, а на пилотов-участников всех шести авианосных рейдов февраля-марта 1942 г. (а вскоре и рейда Дулиттла на Япо­н­с­кие острова) пролился дождь наград. Пилоты 3-й истребительной не стали здесь исключением, из 18-ти лётчиков, учас­т­во­вав­ших в боевых вылетах, награды получили 15:


1/2 THACH, John S. LtCdr. USN   5/0 O'HARE, Edward H. Lt. (jg) USN
0/1 LOVELACE, Donald A. LtCdr. USN 0/1 STANLEY, Onia B., Jr. Lt. (jg) USN
2/2 GAYLER, Noel A. M. Lt. USN 0/1 EDER, Willard E. Ens. USNR
0/1 VORSE, Albert O., Jr. Lt. USN 0/1 HAYNES, Leon W. Ens. USNR
0/1 CLARK, Howard F. Lt. (jg) USN 0/1 LACKEY, John H. Ens. USNR
  DUFILHO, Marion W. Lt. (jg) USN 1/1 PETERSON, Dale W. Ens. USNR
  -1 JOHNSON, Howard L. Lt. (jg) USN 0/2 ROWELL, Richard M. Ens. USNR
1/1 LEMMON, Rolla S. Lt. (jg) USN 1/1 SELLSTROM, Edward R. Ens. USNR
0/1 MORGAN, Robert J. Lt. (jg) USN   -1 WILSON, John W. Ens. USNR
– Медаль Почёта,   – Военно-морской крест,   – Крест за выдающиеся лётные заслуги
сбито лично / сбито в составе группы (согласно тогдашним подсчётам)

Первое, что бросается здесь в глаза – более половины пилотов эскадрильи всё ещё составляли люди, после звания которых ука­за­на аббревиатура «USN». То есть, кадровые офицеры ВМС США. Уже к середине 1942 г. подобное стало невозможным – у подавляющего большинства пилотов к тому времени после звания следовала аббревиатура «USNR», где последняя буква оз­на­ча­ла «резервист». Причины, по которым старший лейтенант Эдвард О'Хара был удостоен высшей награды страны, пояснений, думаю, не требуют (хотя сам О'Хара против этого активно возражал). Иначе обстоит с командиром 3-го дивизиона капитан-лейтенантом Ноэлом Гейлером – если все остальные пилоты получили награды за бой 20-го февраля, то он был единственным, кто получил сразу два Военно-морских креста, вто­рой отдельно за действия во время рейда на Лаэ-Саламануа, причём отнюдь не за сбитый им «Дэйв» (несчастный биплан в на­г­ра­д­ных документах даже не упоминается), а за грамотно организованную шту­р­мо­в­ку кораблей противника.

Не получили на­г­рад ведомый О'Хары старший лейтенант Мэрион Дюфило, у которого в самый неподходящий момент от­ка­за­ли пулемёты, а так­же оба сбитых пилота. Что очень наглядно демонстрирует подход капитана 3-го ранга Тача, пи­сав­ше­го представления на сво­их подчинённых: награды только за результат, даже если тебя сбили или ранили (особенно, если это слу­чи­лось в результате твоей собственной гру­бой оши­б­ки), или ты даже погиб, но не внёс при этом вклада в общее дело – это твои проблемы, ордена за это не положены. Подход спорный, но дающий представление о системе ценностей данного офицера.



Франклин Д. Рузвельт и Эдвард Г. О'Хара с супругой в Белом доме на церемонии вручения ему высшей награды США, Медали Почёта. Одновременно с присвоением награды О'Хара был повышен в звании сразу на два ранга, до капитана 3-го ранга, но на фотографии он пока со знаками различия старшего лейтенанта (Lieutenant, junior grade). Вашингтон, 21 апреля 1942 г.

26 марта 1942 г. АВ «Лексингтон» вернулся в Пёрл-Харбор и встал в док для срочного переоборудования, с корабля пла­ни­ро­ва­лось демонтировать все четыре двухорудийные башни 203-мм орудий главного калибра, усилив взамен его ПВО среднего и ближнего радиуса действия. К тому времени «родная» 2-я истребительная эскадрилья «Лексингтона» закончила пе­ре­по­д­го­тов­ку и должна была вернуться на своё законное место, а 3-я истребительная капитана 3-го ранга Тача опять оказалась «без­ло­ша­д­ной», и в отношении наиболее подготовленного и результативного на тот момент истребительного подразделения ВМС США на­ча­л­ся про­цесс, который в случае техники обычно называют «каннибализацией».

2-я истребительная за время нахождения в Пёрл-Харборе уже была частично раздёргана, кроме того её было решено уве­ли­чить до 21 машины (с одним резервным пилотом), поэтому 12 апреля 1942 г. ей были переданы 12 пилотов и 56 человек те­х­ни­че­с­кого состава, а также все оставшиеся «Уайлдкэты» 3-й истребительной, и через три дня АВ «Лексингтон» ушёл в поход, из которого он уже не вернётся. Заместитель Тача, капитан 3-го ранга Дональд Лавлейс ушёл на повышение – его назначили ко­ма­н­ди­ром формирующейся 10-й разведывательной эскадрильи. Какое-то время обязанности заместителя исполнял Эдвард О'Ха­ра, но вскоре он отбыл в Вашингтон получать свою Медаль Почёта, а затем участвовать в агитационных мероприятиях по стра­не. Ещё трёх пилотов забрали в качестве инструкторов, а взамен эскадрилья получила новенькие «Грумманы» следующей мо­де­ли F4F-4. В результате сложилась странная ситуация: в подразделении имелся 21 истребитель и 1 (один) пилот, он же ко­ма­н­дир эскадрильи капитан 3-го ранга Джон Тач. Обещанное пополнение из 14 свежих выпускников лётной школы, из которых пре­д­с­то­яло воссоздать эскадрилью практически с белого листа, всё не прибывало, поэтому Тачу не оставалось ничего, кроме как лично облетать все полученные машины.




Отдельной проблемой были сами новые самолёты. Как хорошо знал на личном опыте капитан 3-го ранга Джон Тач, важ­ней­шие лётно-технические характеристики (скороподъёмность, приёмистость, минимальный радиус виража, а также боевая да­ль­н­ость) «Уайлдкэтов» один раз уже серьёзно просели после увеличения веса машины из-за добавления бронеспинки и пе­ре­д­них бронещитков, а также протектированных баков. Он также успел познакомиться с прототипом XF4F-4, от­ли­ча­в­шим­ся от привычной «тройки» пока только наличием складывающихся по хитрой «Груммановской» схеме плоскостей, причём на про­то­ти­пе узлы складывания были снабжены гидравлическим приводом. Убедившись в том, насколько ухудши­ли ЛТХ ма­ши­ны дополнительные 136 кг веса (в результате чего взлётная масса машины увеличилась до 3515 кг), командир 3-й ис­т­ре­би­тель­ной стал одним из тех, кто настойчиво рекомендовал убрать для сокращения веса механизацию складывания плоскостей и на­с­та­и­вал на предельной взлётной массе истребителя не более 3400 кг при двигателе имеющейся мощности.

Их усилия не пропали даром, и на серийных F4F-4 плоскости складывались уже вручную, однако взамен родная про­мы­ш­лен­ность подкинула американским пилотам-истребителям другую... назовём это проблемой, чтобы не употреблять слова «по­д­ля­н­ка». С самого начала производства «Уайлдкэты» по­с­та­в­ля­лись Великобритании, где получили название «Мартлет Mk I». Строго говоря, на вооружение Королевских ВВС они поступили да­же раньше, чем в ВМС или морскую пехоту США. По­с­ко­ль­ку в начале войны британцы применяли эти истребители прежде все­го для задач ПВО (с береговых аэродромов или эс­к­о­р­т­ных авианосцев), то в процессе постройки второй партии из 100 самолётов они захотели привести их в соответствие со своей ко­н­це­п­ци­ей машин этого класса: «как можно больше стволов» (можно вспомнить во­о­ру­же­ние «Харрикейнов» и «Спитфайров»).



Шесть экспортных «Мартлет Mk II» с опознавательными знаками Королевских ВВС выстроены таким образом, чтобы наглядно продемонстрировать заказчику насколько эффективно складывающиеся плоскости позволяют экономить место на палубе.

Компания «Грумман» пошла навстречу их пожеланиям, и следующая экспортная модель «Мартлет Mk II» кроме скла­ды­ва­ю­щих­ся крыльев получила ещё и увеличенное с 4 до 6 пулемётов калибра 12,7-мм вооружение. А затем, да­бы не делать два раз­ных типа плоскостей (одни союзникам, другие «для себя»), данная экспортная модель была фак­ти­чес­ки навязана Уп­ра­в­ле­нию аэро­на­в­ти­ки Ми­ни­с­те­р­ства ВМС США как F4F-4. Главным аргументом стало то, что британцы, ведущие войну аж с 1939 г., всяко лучше разбираются в том, ка­ким дол­жен быть морской истребитель. Мнением американских пилотов, ожидавших, что они получат обещанный «F4F-3, но со складывающимися крыльями» никто поинтересоваться не удосужился, по­э­то­му не­у­ди­ви­тель­но, что те отреагировали на подобное «сокращение издержек производства» (за их счёт) резко отрицательно.

Само по себе увеличение веса секундного залпа – вещь хорошая, хотя тот же Джон Тач не уставал повторять, что «если пи­лот не в состоянии попасть из четырёх стволов, то ему хоть восемь поставь...» Однако в случае F4F-4 увеличение количества стволов из-за весовых и компоновочных проблем привело к заметному уменьшению общего боекомплекта (с 1800 до 1440 па­т­ро­нов), в результате боекомплект на ствол уменьшился с 450 патронов (34 сек. огня) до 240 патронов (18 сек.). И если в случае истребителя ПВО, работающего недалеко от своего аэродрома или эскортного авианосца, как использовали их британцы, это не являлось проблемой – он в любой момент мог сесть и перезарядиться – то для палубных истребителей, прикрывавших уда­р­ные самолёты в сотне миль от своей полётной палубы, это означало серьёзное падение боевых возможностей.



Размещение пулемётов и патронных контейнеров в правой плоскости «Грумман» F4F-3 (слева) и F4F-4 (справа). В случае F4F-4 люки патронных контейнеров перенесены на нижнюю поверхность крыла, а сверху оставлены лишь лючки для доступа к лентам.

Не менее серьёзной проблемой стало увеличение взлётной массы до 3617 кг, то есть уже на 217 кг больше «приемлемого ма­к­си­му­ма», определённого пилотами. В результате если максимальная скорость по сравнению с F4F-3 просела не­зна­чи­те­ль­но, то практическая скороподъёмность на высотах до 5000 м упала с 746 м/мин до 457 м/мин, а на бóльших высотах падение было ещё более радикальным. Опробовавшие первыми новую машину пилоты 6-й истребительной эскадрильи АВ «Эн­те­р­прайз» не скупились на эпитеты, сравнивая её манёвренность и динамические характеристики с устаревшим TBD-1 «Де­ва­с­те­й­тор» с по­д­ве­шен­ной торпедой. Но это было ещё не всё. Максимальная дальность уменьшилась с 817 миль [1513 км] до 721 ми­ли [1336 км], а ещё хуже обстояло с практическим боевым радиусом. С полным боекомплектом и полными баками (545 лит­ров) он упал до всего 105 миль [194,5 км] – из расчёта 20 мин. прогрева двигателя, взлёта на полной тяге, набора высоты 5000 м и полёта в оба ко­н­ца на 60% мощности, плюс 20 мин. боя на полной мощности. Словом, единственным достоинством новой мо­де­ли «Уай­л­д­кэ­та» стала возможность в полтора раза – с 18 до 27 машин – увеличить истребительные эскадрильи аме­ри­ка­н­ских авианосцев.


Использованная литература:
1. Bureau of Aeronautics, “Airplane Performance Data. Model: F4F-3”, August 14, 1942.
2. Bureau of Aeronautics, “Airplane Performance Data. Models: F4F-4, FM-1”, July 1, 1943.
3. Office of Naval Intelligence, “Early Raids in the Pacific Ocean. February 1 to March 10, 1942”, 1943.
4. U.S. Naval Institute, “The Reminiscences of Admiral John S. Thach, U.S. Navy (Retired)”, 1977.
5. John B. Lundstrom, “The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984.
6. Steve Ewing, “Thach Weave: The Life of Jimmie Thach”, 2004.

Posts from This Journal by “«Плетёнка Тача»” Tag

Comments

( 52 comments — Leave a comment )
ecoross1
Sep. 25th, 2016 08:21 am (UTC)
Большое спасибо, чертовски познавательно :)

-Несколько секунд пилот пытался понять, не мерещится ли ему это чудо с поплавками

Так создавалось аниме про самолетики :)
siberian_chem
Sep. 29th, 2016 04:52 am (UTC)
Но по гидроистребителям как "оружию последнего шанса" японцы упарывались вполне качественно. Из одного такого потом вышел лучший истребитель-перехватчик японской морской авиации. :)
(no subject) - ecoross1 - Sep. 29th, 2016 06:08 am (UTC) - Expand
sergiovillaggio
Sep. 25th, 2016 09:36 am (UTC)
терзают меня смутные сомненья... Нахваливаемый Вами способ складывания крыла с поворотом назад - не британское ли это изобретение? У них так начали складывать крылья еще на "Скьюа", который начали разрабатывать в 1934 году, а облетали в 1937-м.
midnike
Sep. 25th, 2016 11:46 am (UTC)
Насчёт изобретения этой схемы Лероем Грумманом есть целая легенда. Целиком она изложена в книжке "The Grumman Story", но вот нашёл в кратком изложении и с картинками-вещдоками :)

http://heroicrelics.org/info/grumman-paperclip/paperclip.html

Edited at 2016-09-25 11:46 am (UTC)
(no subject) - shkslj - Sep. 26th, 2016 11:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - serges_1955 - Sep. 25th, 2016 10:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergiovillaggio - Sep. 26th, 2016 03:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Sep. 26th, 2016 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Sep. 27th, 2016 04:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Sep. 27th, 2016 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Sep. 27th, 2016 03:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Sep. 27th, 2016 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Sep. 27th, 2016 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Sep. 27th, 2016 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Sep. 27th, 2016 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - serges_1955 - Sep. 27th, 2016 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Sep. 27th, 2016 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - serges_1955 - Sep. 27th, 2016 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Sep. 28th, 2016 04:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Sep. 28th, 2016 10:18 am (UTC) - Expand
fatangryopossum
Sep. 25th, 2016 10:20 am (UTC)
Спасибо за материал. Интересно было узнать причину, по которой на Фэ-4 вооружение претерпело регресс по сравнению с Фэ-3.
Заводчане.. заводчане никогда не меняются.
midnike
Sep. 25th, 2016 12:10 pm (UTC)
В смысле? С точки зрения британцев это было наоборот прогрессом, я ж не зря вспомнил про вооружение их истребителей :) А уменьшение б/к -- это во первых вес, во вторых геометрия. Во первых, крыло было слишком узким, чтобы впихнуть туда все три пулемёта рядышком, как это сделали на тех же "Хеллкэтах" (их ведь надо "эшелоном" ставить, чтобы обеспечить подачу лент, точней, можно было, но тогда очень не любили сильно выдвигать ствол за переднюю кромку).
Кроме того из-за узла складывания внутреннюю пару итак пришлось дальше от оси самолёта относить. Поэтому тупо сократили длину патронных контейнеров, чтобы осталось место для третьего ствола.

На "Хеллкэте" крыло поширше и потолще, поэтому там удалось впихнуть все три рядышком, и увеличить б/к до 400 на ствол за счёт более "глубоких" контейнеров. Здесь на модельке хорошо видно:


fatangryopossum
Sep. 25th, 2016 12:22 pm (UTC)
С точки зрения британцев это было наоборот прогрессом, я ж не зря вспомнил про вооружение их истребителей (с)
Ну да, с точки зрения концепта "утыкаем "кольтами" крыло" и Европейского ТВД - туда-сюда проканает. Но к моменту пуска в серию F4F-4 англичане уже вовсю вооружали летаки "испанами".

но тогда очень не любили сильно выдвигать ствол за переднюю кромку).(с)
Вот, кстати, да. Прямо табу какое-то. А потом, хе-хе, даже те самые "испано" ставили без обтекателя. )

Поэтому тупо сократили длину патронных контейнеров, чтобы осталось место для третьего ствола.(с)
Вот, ключевое слово здесь "тупо". Вы упомянули, что у производителя очень чесалось желание не увеличивать энтропию. А узнать, что летчикам больше хотелось бы - да кому оно надо.

поэтому там удалось впихнуть все три рядышком, и увеличить б/к до 400 на ствол за счёт более "глубоких" контейнеров.(с)
Well done, что тут можно сказать. С учетом опыта и рекламаций смогли правильно.
midnike
Sep. 25th, 2016 12:30 pm (UTC)
Ну, возмущение лётчиков задним число всё же учли. Когда "Грумман" полностью перешёл на производство "Хеллкэтов", "Уайлдкэты" для эскортников и прочей мелочи стали шлёпать на "Дженерал Моторз" под индексами FM-1 и FM-2, и вот там уже вернулись к двум стволам на крыло.
(no subject) - fatangryopossum - Sep. 25th, 2016 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Sep. 27th, 2016 04:50 pm (UTC) - Expand
thagastan
Sep. 25th, 2016 04:31 pm (UTC)
Хорошо!
Особенно про торпедоносцы над перевалом.
shkslj
Sep. 26th, 2016 11:15 am (UTC)
Непонятно только какой ослиной мочой их залили, что они 2300 перемахнули с трудом. Ведь по информации автора у них схема атаки это пикирование с 5!тысяч.
(no subject) - midnike - Sep. 26th, 2016 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Sep. 27th, 2016 04:45 am (UTC) - Expand
taira_koremochi
Sep. 25th, 2016 04:49 pm (UTC)
Когда узнал про маршрут, сразу подумал про горы.

Спасибо, весьма интересно.
midnike
Sep. 25th, 2016 05:42 pm (UTC)
Дык сколько потом в тех горах бодались, правда южней, примерно на траверзе Порт-Морсби, где проходила тропа Кокода.
(no subject) - taira_koremochi - Sep. 25th, 2016 05:45 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
midnike
Sep. 26th, 2016 09:29 am (UTC)
Частично проблемы были организационные, японские палубные эскадрильи не были настолько автономными подразделениями, чтобы тасовать их с такой же непринуждённостью, как у американцев. А во-вторых, были и совсем объективные -- у них в тот момент случился временный затык с производством самолётов, прежде всего пикировщиков и торпедников. Производство старых моделей (D3A и B5N) оптимистично свернули, а в новых D4Y и B6N вылезли всякие болячки и они не были готовы к серии. Поэтому с трудом укомплектовали даже те 4 авика, что пошли на Мидуэй, причём там даже резервных машин не было. Ну а часть пилотов 5-й дивизии пошло на авианосцы, что действовали на Алеутах.
(Deleted comment)
(no subject) - midnike - Sep. 27th, 2016 02:56 pm (UTC) - Expand
shkslj
Sep. 26th, 2016 11:17 am (UTC)
Это очень странные девастаторы. Низко идут, к дождю.
shkslj
Sep. 27th, 2016 07:55 am (UTC)
если пилот не в состоянии попасть из четырёх стволов, то ему хоть восемь поставь.

Шах и мат

Александр Зиновьев
Sep. 28th, 2016 09:53 am (UTC)
Попадалась инфа, что пилоты F4F-4 выводили спуск внешней пары пулеметов на отдельную гашетку. Постоянно пользовались четырьмя пулеметами, а два оставляли на случай неожиданностей на обратном пути.
(no subject) - shkslj - Sep. 28th, 2016 11:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - serges_1955 - Sep. 28th, 2016 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Sep. 28th, 2016 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Sep. 28th, 2016 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Sep. 28th, 2016 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - serges_1955 - Sep. 28th, 2016 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Sep. 28th, 2016 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Sep. 28th, 2016 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Sep. 28th, 2016 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - siberian_chem - Sep. 29th, 2016 05:02 am (UTC) - Expand
shkslj
Sep. 27th, 2016 04:32 pm (UTC)
Эээ а я поюардон, чтото не то курю? Какие харриеров и спитфаеров? Олололо.
midnike
Sep. 27th, 2016 04:58 pm (UTC)
Ну, все правильно поняли, что имелись в виду "Харрикейны" :) Щас исправлю.
(no subject) - shkslj - Sep. 27th, 2016 05:15 pm (UTC) - Expand
( 52 comments — Leave a comment )