?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X

Из-за сложной метеорологической обстановки в районе Рабаула командир эс­ка­д­ри­льи капитан 3-го ранга Такудзё Ито принял решение разделить свои силы – ка­ж­дый дивизион (тютай) должен был искать противника самостоятельно, в ре­зу­ль­та­те первыми на вражеское соединение вышли 9 бомбардировщиков 2-го дивизиона под командованием капитан-лейтенанта Масаёси Накагава. Поскольку цель была гру­п­по­вой, то первая неуверенная засечка была получена радаром «Лексингтона» на дистанции 75 миль [139 км] от корабля. Однако вскоре контакт пропал и по­я­ви­л­ся вновь в 16.25 уже в 47 милях [87 км], дистанция до теперь чётко выраженной цели быстро сокращалась. Что неудивительно, так как даже крейсерская скорость ранних версий «Мицубиси» G4М составляла более 300 км/ч.  

А на «Лексингтоне» в этот момент происходила «пересменка» истребителей боевого патруля. Только что в воздух под­ня­лась 3-я смена в виде 3-го же дивизиона, которых немедленно отправили на перехват. Запаркованные на лётной палубе са­мо­лё­ты были уже перемещены в носовую часть, чтобы освободить посадочную зону для истребителей второй смены. К счастью, эту пересменку решили провести раньше стандартного срока, так что готовившиеся совершить посадку истребители 2-го ди­ви­зи­о­на ещё имели достаточный запас горючего. Их посадка была немедленно отменена и ещё одна шестёрка с вы­пу­щен­ны­ми уже шасси и посадочными гаками вышла из посадочного круга и начала набирать высоту. В этот момент, в 16.39, 3-й дивизион уже сблизился с противником, два звена успели набрать высоту и атаковали с пикирования, третье было вынуждено вести огонь сни­зу. Каждое из звеньев смогло сбить по бомбардировщику противника, но оставшаяся шестёрка сомкнула строй и про­до­л­жи­ла полёт к своей цели. К этому времени они находились 10 милях от соединения, и ближайшие корабли эскорта могли наблюдать их уже визуально.

Всё это время на лётной палубе «Лексингтона» происходило то, что позднее назовут «самым скоростным пе­ре­по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем и взлётом в истории авианосцев». В носовой части полётной палубы находилось 4 оставшихся истребителя во главе с командиром 3-й истребительной капитаном 3-го ранга Джоном Тачем и 11 пикировщиков SBD «Донтлесс», в отличие от ос­та­ль­ных самолётов, стоявших там же, – полностью заправленные и вооружённые. Палубная команда проявила чудеса вы­уч­ки, «как будто огромная рука одним махом передвинула десятки машин на корму», и уже в 16.43 пятнадцать самолётов начали взлёт. Спустя три минуту в воздухе находились уже все 16 (из 18) боеспособных истребителей «Лексингтона», плюс 11 «по­жа­ро­о­па­с­ных» пикировщиков, пилоты и стрелки которых взлетали даже не успев надеть шлемы и пристегнуть парашюты – по­с­ле­д­ние просто бросали в «корыта» сидений.



К тому моменту японские бомбардировщики (равно как и преследующие их американские истребители из 3-го ди­ви­зи­она, успевшие набрать высоту для второго захода) оказались в зоне поражения 127-мм универсалок кораблей эскорта, которые немедленно открыли огонь. Не обращая внимания на разрывы снарядов своих же зениток, истребители провели ещё одну ата­ку, выбив из строя ещё два G4M, включая головную машину командира тютая. В случае торпедной атаки это не возымело бы ка­ко­го-то особого воздействия на противника, но в случае горизонтального бомбометания японская доктрина требовала сбро­са бомб в тесном строю по команде наиболее опытного бомбардира подразделения, который, естественно, находился в са­мо­лё­те командира дивизиона. Оставшиеся четыре машины опять сомкнули строй и легли на параллельный «Лексингтону» курс, пы­та­ясь выйти на оптимальную точку сброса.

Командир 2-го бомбардировочного тютая 4-го кокутая капитан-лейтенант Накагава вовсе не считал себя выбывшим из иг­ры. Теряя высоту, он попытался «помереть – так с музыкой», протаранив напоследок вражеский авианосец. Однако, к тому вре­ме­ни «Лексингтон» уже успел поднять с полётной палубы всё, что могло представлять опасность в случае попаданий, по­э­то­му был свободен как в манёвре на скорости в 30 узлов [55,6 км/ч], так и секторах, в которых могли работать его собственные средства ПВО ближнего радиуса, 28-мм зенитные автоматы и 12,7-мм пулемёты с водяным охлаждением. У храброго пилота на слабоуправляемом самолёте «не было ни одного шанса» – очереди зенитных автоматов и пулемётов буквально по­р­ва­ли бом­ба­р­ди­ро­в­щик, рухнувший в воду в 70 м за кормой авианосца. К тому времени истребители уже и 2-го дивизиона ус­пе­ли на­б­рать вы­со­ту и повредить ещё один «Мицубиси» G4М, но вся четвёрка всё же успела сбросить свои 8 бомб, которые легли очень да­ле­ко от маневрирующего авианосца.


Авиационные стрелковые боеприпасы сторон на начальный период Тихоокеанской войны


ОТБЗ
ОТБЗ
ОТБЗ
ТОФОФ-ТОФ-3
.30-06 «Спрингфилд» .50 «Браунинг»7,7×58 «Арисака»20×72RB «Эрликон»
  Калибр:7,62 мм12,7 мм7,7 мм20 мм
  Длина гльзы:63,35 мм99 мм58 мм72 мм
  Общая длина:84,84 мм138,4 мм82 мм142 мм
  Нач. Скорость:855 м/с890 м/с760 м/с600 м/с
  Дульная энергия:3600 Дж18 048 Дж3360 Дж22 680 Дж
  Тип боеприпаса: О - обычный, T - трассирующий, Б - бронебойный, З - зажигательный, ОФ - осколочно-фугасный

Уцелевшие японские бомбардировщики дали полный газ и пошли на снижение, пытаясь как можно быстрей набрать ма­к­си­ма­ль­ную скорость в попытке оторваться. Командир 2-го дивизиона и зам. командира 3-й истребительной капитан 3-го ра­н­га Дональд А. Лавлэйс сбил ещё одного японца, и одновременно с этим эскадрилья понесла первую потерю. Один из ис­т­ре­би­те­лей получил несколько 7,7-мм пуль в двигатель, потерял тягу и оказался в зоне поражения кормовой точки бо­м­ба­р­ди­ро­в­щи­ка, стрелок которой не упустил своего шанса. Получивший очередь 20-мм снарядов «Уайлдкэт» вспыхнул, однако раненому пи­ло­ту удалось покинуть самолёт, и вскоре он был подобран эсминцем «Паттерсон», отправленным для его спасения.

Между тем в дело вступил только что взлетевший капитан 3-го ранга Тач со своим ведомым, а старшего лейтенанта Эд­ва­р­да О'Хара опять не пустили пострелять – его звено снова было оставлено в резерве над соединением. Заходя на свою первую це­ль Тач увидел, как один из его подчинённых совершил классическую ошибку, ставшую для него роковой – лейтенант Джек Уи­л­сон, промахнувшись при стрельбе с упреждением, решил «действовать наверняка» и зашёл в хвост вражеской машине. Ко­р­мо­вой стрелок «Бетти» не мог упустить такую замечательную мишень, и уже второй «Уайлдкэт» рухнул вниз, теперь уже вме­с­те с пилотом. Как вспоминал впоследствии Джон Тач, в тот момент он был очень зол не столько на японца, сколько на своего пи­ло­та, забывшего всё, чему его учили и так глупо подставившегося. Впрочем, злость не помешала ему прицельно расстрелять двигатель бомбардировщика, только что сбившего американский самолёт, а в следующей атаке повредить ещё одну «Бетти», которая была добита его ведомым.



Вид из кормовой оборонительной точки «Мицубиси» G4М1, вооружённой 20-мм автопушкой обр. 99 мод. 1 на базе «Эрликон» FF

Истребителям было приказано возвращаться к соединению, тем более, что машины 2-го дивизиона после резкого набора вы­со­ты и последующего боя на полной тяге двигателей уже летели на последних каплях бензина. Однако в воздухе всё ещё на­хо­ди­лось три японских «подранка», оказавшихся в стороне от основного боя. Возможно, они смогли бы уйти или хотя бы по­пы­та­ть­ся сесть на воду, если бы не пилоты пикировщиков SBD-2 «Донтлесс», которые тоже решили поучаствовать в ме­ро­при­я­тии. Зам. командира 2-й разведывательной эскадрильи капитан-лейтенант Эдвард Аллен был среди тех 11 SBD, которым при­ш­лось срочно подняться в воздух, чтобы освободить палубу от заправленных машин. Заметив уходящие японские бом­ба­р­ди­ро­в­щи­ки, он спикировал на один из них и добил его из пары носовых 7,62-мм стволов. Вторую японскую машину пришлось ата­ко­вать более оригинальным способом – не успевая набрать высоту, Аллен просто пролетел под ней, дав своему стрелку-ра­ди­с­ту возможность расстрелять беззащитное «брюхо» японца из турельного 7,62-мм пулемёта. А последнему самолёту 2-го тю­тая откровенно не повезло, он успел отдалиться от американского соединения уже на 80 миль [148 км] и имел все шансы уце­леть, если б не нарвался на возвращавшийся из дальнего патрулирования «Донтлесс» тоже зам. командира, но уже 2-й бо­м­ба­р­ди­ро­во­ч­ной эскадрильи капитан-лейтенанта Уолтера Генри. Все 9 машин 2-го тютая были уничтожены.

Тем временем первый дивизион в составе 8 японских бомбардировщиков под командованием капитана 3-го ранга Такудзё Ито наконец нашёл американские корабли, и в 17.00 командир эскадрильи доложил об этом в Рабаул. Радар «Лексингтона» в свою очередь обнаружил новую групповую цель в 16.49 всего в 30 милях [55,6 км] от себя, то есть в момент, когда в воздух уже поднялись последние 4 истребителя. Однако из-за несовершенства техники, а также большого количества самолётов в воздухе – остатки первой волны «Мицубиси» G4М, 27 своих истребителей и пикировщиков, плюс пикировщики, возвращавшиеся из дальнего патруля – эта новая засечка далеко не сразу была идентифицирована, как самолёты противника. Вторично новая цель была обнаружена лишь в 17.00 на расстоянии всего 9 миль [16,7 км] от корабля, а в 17.02 наблюдатели на авианосце об­на­ру­жи­ли «строй из 6 или 8 бомбардировщиков» уже и визуально.

Даже в случае хорошо скоординированной атаки вторая группа «Бетти» не смогла бы появиться на сцене в настолько уда­ч­ный момент. 7 оставшихся «Уайлдкэтов» 1-го и 3-го дивизионов преследовали уже снизившиеся бомбардировщики из первой группы и серьёзно отдалились от соединения. 5 истребителей 2-го дивизиона, в свою очередь, выстроились в круг над ави­а­но­с­цем в ожидании посадки. Таким образом, единственными, кто стоял между «Лексингтоном» и приближающимися на высоте 3300 м японскими бомбардировщиками, было оставленное в резерве звено старшего лейтенанта Эдварда О'Хара. Ему наконец-то предоставилась возможность тоже немножко пострелять. Получив целеуказание два «Уайлдкэта» отправилось на перехват.



Порядок и направление атак старшего лейтенант Эдварда Г. О'Хара, 20 февраля 1942 г. (Реконструкция Джона Ландстрома)

В качестве первой жертвы О'Хара выбрал правое звено из трёх самолётов, атакуя сверху-справа он расстрелял правый дви­га­тель правого ведомого, а затем, аккуратно сместив прицел, также правый двигатель уже левого ведомого. Обе машины за­го­ре­лись, начали терять высоту и вывалились из строя. Стараясь не столкнуться со сбитыми им самолётами, старший лейтенат О'Хара проскочил сквозь японский строй и начал набирать высоту для нового захода уже с противоположной стороны. По­лу­чив время оглядеться, О'Хара не обнаружил своего ведомого – как оказалось, у того заклинили пулемёты и он был вынужден крутить фигуры высшего пилотажа в надежде, что перегрузки помогут передёрнуть затворы. Таким образом старший лей­те­нант остался единственным защитником «Лексингтона». Вторая атака была проведена уже не поперек строя, а по диагонали, слева-сзади. Первой очередью он поджёг левый двигатель крайнего левого самолёта 3-го неполного двухсамолётного звена, а за­тем, продолжая движение, также левый двигатель левого ведомого 1-го звена. Набирая высоту для следующего захода О'Ха­ра заметил, что на первом из подожжённых им во втором заходе самолёте сработала система пажаротушения, пламя исчезло, и оставляющая шлейф льющегося из пробитого бака бензина «Бетти» упорно нагоняет строй.

К этому моменту 5 оставшихся в строю японских бомбардировщиков уже почти достигли точки сброса и вокруг них на­ча­ли рваться снаряды 127-мм зениток «Лексингтона». Не обращая внимания на разрывы «Уайлдкэт» начал третий заход, на этот раз целью была выбрана командирская машина, на которой должен был находиться наиболее опытный бомбардир под­ра­з­де­ле­ния. О'Хара прицельно расстрелял левый двигатель «Бетти», причём настолько успешно, что огромный двухрядный 14-цилиндровый двигатель «Мицубиси Касэй» весом в три четверти тонны взрывом сорвало с креплений, и он улетел в сторону. Взрыв был настолько впечатляющим, что уцелевшие японские лётчики доложили затем о прямом попадании зенитного сна­ря­да в самолёт командира эскадрильи. Лишившуюся двигателя и части мотогондолы машину развернуло влево и она начала падать. Однако находившийся в ней главный бомбардир эскадрильи уже успел вывести подразделение в точку сброса, и через считанные секунды 4 оставшихся в строю «Мицубиси» G4М освободились от своих восьми 250-кг бомб, а старший лейтенант О'Хара тем временем атаковал свою шестую цель, но, выдав короткую очередь, пулемёты замолчали – у «Уайлдкэта» за­ко­н­чи­л­ся боекомплект (по 430 патронов на каждый из его 4-х 12,7-мм стволов).



«Мицубиси» G4М командира эскадрильи капитана 3-го ранга Такудзё Ито. Хорошо видно отсутствие левого двигателя с большей частью его мотогондолы, а также шлейф бензина из правого крыльевого бака. Съёмка с борта АВ «Лексингтон», 20 февраля 1942 г.

С момента первого захода и до окончания боезапаса прошло всего 4 минуты, и всё это время на «Лексингтоне» принимали истребители 2-го дивизиона. При этом авианосец не мог идти постоянным курсом на ветер, это превратило бы его в иде­а­ль­ную мишень для бомбардировщиков противника, поэтому пилотам (а также посадочному сигнальщику капитан-лейтенанту Дибреллу) пришлось задействовать весь свой опыт, чтобы посадить 5 машин на лётную палубу корабля, описывавшего ши­ро­кую циркуляцию на скорости 30 узлов [55,6 км/ч] с рулём, зафиксированным на 30°. В 17.09 последний самолёт коснулся па­лу­бы и Дибрелл едва успел покинуть свой пост на корме и прыгнуть в укрытие, когда за этой кормой начали рваться авиабомбы. Вторая группа сработала намного точней первой – ближайший взрыв поднял столп воды всего в 30 м от корабля и уходившие японские лётчики приняли это за прямые попадания.

А в это время мичман Ватанабэ, пилот самолёта командира эскадрильи смог каким-то чудом остановить падение по­те­ря­в­ше­го двигатель бомбардировщика, выровнять машину и направить её на американский авианосец. Но капитан «Лексингтона» уже мог маневрировать и развернул корабль кормой к приближающемуся самолёту. Тот уже входил в зону поражения сре­д­ств ПВО ближнего радиуса и на авианосце отчётливо видели отсутствие левого двигателя и две яркие «лычки» командира эс­ка­д­ри­льи на киле «Бетти». Японский пилот избавился от бомб в попытке облегчить самолёт, но трассеры 28-мм зенитных ав­то­ма­тов и 12,7-мм пулемётов уже сошлись на обречённой машине и в какой-то момент она перестала пытаться следовать за ук­ло­ня­ю­щи­м­ся «Лексингтоном» и, пролетев мимо корабля, упала в воду более чем в километре перед авианосцем.



«Мицубиси» G4М командира эскадрильи капитана 3-го ранга Такудзё Ито (хорошо видны две командирские «лычки» на киле) на бреющем полёте пытается совершить таран АВ «Лексингтон». Съёмка с борта авианосца, 20 февраля 1942 г.

Между тем пять «Бетти» всё ещё оставались в воздухе, три из них избежали атак Эдварда О'Хара, а две были им серьёзно по­в­ре­ж­де­ны. Один их тройки неповреждённых подвернулся ведомому Джона Тача лейтенанту Эдварду Селлстрому и был им сбит в 9 милях [16,7 км] от американского соединения. Четыре оставшихся машины двумя группами направились к Рабаулу, но одна из них была атакована SBD-2 «Донтлесс» всё того же зам. командира 2-й разведывательной эскадрильи капитан-лей­те­на­н­та Эдварда Аллена, который только что уже сбил двух «подранков» из первой группы. Расстреляв без видимого ре­зу­ль­тата боекомплект синхронных 7,62-мм пулемётов пилот не успокоился и продолжал преследовать выбранный им самолёт, ме­то­ди­ч­но заходя сбоку с тем, чтобы дать возможность поработать турельному пулемёту стрелка-радиста. Расстреляв и его бо­е­ко­м­п­лект (и удалившись уже на 150 миль [278 км] от «Лексингтона») разачарованный Аллен отвернул на авианосец.

На самом деле его усилия не пропали даром – у атакованной им неповреждённой машины был выбит правый двигатель и изрешечены топливные баки. В результате этот «Мицубиси» G4М с трудом дотянул до ближайшей земли, где был вынужден садиться на воду, что означало потерю самолёта. Такая же судьба постигла ещё одну «Бетти», повреждённую ещё во время пе­р­во­го захода Эдварда О'Хара. Выжившие члены экипажей обоих самолётов были поздней подобраны, а до родного аэ­ро­дро­ма дотянули лишь две из 17 вылетевших машин. Однако японцы не теряли надежды достать соединение противника если не с во­з­ду­ха, то хотя бы силами спешащего из Трука соединения надводных кораблей. Но для этого требовалась не терять аме­ри­ка­н­цев из вида. Для этих целей на поиск были отправны ещё одна летающая лодка «Каваниси» Н6К «Мэйвис» и раз­ве­до­ва­те­ль­ный гидросамолёт «Аити» Е13А «Джейк». Первая исчезла без следа, а второй всё же успел обнаружить 11-е оперативное со­е­ди­не­ние, доложить его координаты и курс, после чего также исчез на обратном пути. В американских записях отсутствуют ка­кие бы то ни было упоминания не только о сбитии этих самолётов, но даже об их обнаружении.

Уцелевшие японские лётчики оптимистично докладывали о бомбовых попаданиях в авианосец, таране авианосца и ещё од­но­го корабля, а также о восьми сбитых «Уайлдкэтах». Суммарные потери самих японцев за эти несколько часов составили 19 самолётов: 3 «Каваниси» Н6К, 15 «Мицубиси» G4М и 1 «Аити» Е13А. Общие безвозвратные потери лётного состава на­с­чи­ты­ва­ли 125 человек, из которых 34 были пилотами, включая вторых пилотов многомоторных машин и командира эскадрильи.* Од­на­ко этим последствия данной авантюры командира 24-й воздушной флотилии контр-адмирала Еидзи Гото не ог­ра­ни­чи­лись. Японскому командованию пришлось срочно перебрасывать в Рабаул не только 3-й дивизион значительно поредевшей бом­ба­р­ди­ро­во­ч­ной эскадрильи, но и дополнительно забрать туда часть сил 1-го кокутая (авиагруппы) из Голландской Ост-Индии. Кро­ме того, командующему 4-м флотом вице-адмиралу Иноуэ пришлось из-за отсутствия воздушной поддержки на 5 дней от­ло­жить запланированное на 3-е марта 1942 г. вторжение на северо-восточное побережье Новой Гвиней. Таким образом, ста­ра­ни­я­ми 3-й истребительной эскадрильи часть задач, поставленных перед 11-м оперативным соединением, была всё же вы­по­л­не­на, несмотря на отмену самого рейда.


Капитан 3-го ранга Джон С. Тач (F-1) и старший лейтенант Эдвард Г. О'Хара (F-13) на своих F4F-3 с нанесёнными на них флажками Императорского флота по числу сбитых самолётов противника (три и пять, соответственно). Пёрл-Харбор, апрель 1942 г.

Тем временем на «Лексингтоне» тоже подсчитывали потери и победы. Первые составили 2 истребителя, одного погибшего и одного раненого пилота. Побед же насчитали 17: 2 четырёхмоторных летающих лодки и 15 двухмоторных бомбардировщика неизвестной пилотам модели. Строго говоря, последних было лишь 13, хотя 2 севших впоследствии на воду «Мицубиси» G4М тоже можно к ним отнести. В результате на «счёт» капитана 3-го ранга Тача были записаны три вражеских самолёта (один ли­ч­но и два в составе звена), а на «счёт» старшего лейтенанта О'Хара – сначала шесть побед лично, однако сам он, в отличие от на­б­лю­да­в­ших с авианосца, был сильно не уверен в последней, поэтому количество было сокращено до пяти (в реальности 3 сби­тых и 2 серьёзно повреждённых). За каких-то четыре минуты боя 28-летний пилот не только спас свой корабль, но и заработал пра­во именоваться «асом». Что любопытно, несмотря на то, что «Уайлдкэт» О'Хары был единственной целью стрелков обо­ро­ни­те­ль­ных точек восьми японских бомбардировщиков (а в сумме это было, напомню, 32×7,7-мм пулемёта и 8×20-мм пушек), в его самолёте нашли лишь два попадания 7,7-мм пуль. Пробоин же от осколков «дружественного огня» 127-мм зениток «Лек­с­и­н­г­то­на» насчитали гораздо больше.

C «дружественным огнём» связана и известная байка (неизвестной степени достоверности), рассказанная сильно впо­с­лед­с­т­вии уже полным адмиралом Джоном Тачем. Согласно этой легенде, стрелки зенитных автоматов и пулемётов находились то­г­да в состоянии, изящно поименованном «a little trigger-happy», иными словами, у них очень чесались пальцы, лежащие на спу­с­ко­вых рычагах, что, в общем-то, неудивительно после двух бомбёжек и двух попыток тарана в течении нескольких минут. В результате, во время захода «Уайлдкэта» О'Хары на посадку, у одного из пулемётчиков нервы не выдержали, и он встретил при­бли­жа­ю­щий­ся самолёт длинной очередью, но к счастью не попал. Выбравшись из кокпита, пилот, не обращая внимания на обступивших его с поздравлениями коллег, медленно дошёл до левой кормовой пулемётной галереи, уставился на мо­ло­до­го морпеха-пулемётчика, а затем изрёк: «Сынок, если ты ещё раз начнёшь по мне палить, когда я уже выпустил шасси, – то мне придётся доложить об этом твоему командиру.» Чуть позже другие пилоты поинтересовались, понял ли он сам, что сказал? О'Хара задумался. «Да я не имел в виду, что по мне можно стрелять, если шасси не выпущено. Но это ведь могло заставить ме­ня уйти на второй заход, а я не люблю уходить на второй заход!»

* Для сравнения, потери лётного состава в ходе сражения при Мидуэе, «лишившего Японию большей части их первоклассных пилотов», насчитывали 110 человек, включая 66 пилотов.



Использованная литература:
1. Office of Naval Intelligence, “Early Raids in the Pacific Ocean. February 1 to March 10, 1942”, 1943.
2. U.S. Naval Institute, “The Reminiscences of Admiral John S. Thach, U.S. Navy (Retired)”, 1977.
3. John B. Lundstrom, “The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984.
4. Steve Ewing, “Thach Weave: The Life of Jimmie Thach”, 2004.

Posts from This Journal by “«Плетёнка Тача»” Tag

Comments

( 89 comments — Leave a comment )
nickdk80
Aug. 27th, 2016 06:26 am (UTC)

Прекрасно, как всегда!
Но есть вопрос:
"...а в следующей атаке повредить ещё одну «Бетти», которая была добита его ведомым."
Кто добил бомбер, если Уилсон был уже сбит на тот момент?
И всё-таки мотогОндола :)

midnike
Aug. 27th, 2016 06:41 am (UTC)
Уилсон не был его ведомомым "одним из подчинённых" -- как и все остальные пилоты эскадрильи.

>> И всё-таки мотогОндола

Бля, интересно, о чём я в тот момент думал. И ведь два раза! :)
(no subject) - nickdk80 - Aug. 27th, 2016 06:50 am (UTC) - Expand
darklighterr
Aug. 27th, 2016 06:47 am (UTC)
Typos, sir. Come in largre gruops.
harpercharles
Aug. 28th, 2016 11:39 am (UTC)
Чё?
(no subject) - darklighterr - Aug. 28th, 2016 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Aug. 28th, 2016 12:08 pm (UTC) - Expand
sergiovillaggio
Aug. 27th, 2016 07:20 am (UTC)
Нельзя ли попросить в продолжениях давать ссылки на предыдущие части.
midnike
Aug. 27th, 2016 07:26 am (UTC)
Обязательно добавлю, на предыдущих "многосерийках" уже сделал.
0mogol0
Aug. 27th, 2016 07:23 am (UTC)
>Аллен просто пролетел под ней, дав своему стрелку-ра­ди­с­ту возможность расстрелять беззащитное «брюхо» японца из турельного 7,62-мм пулемёта.
а можно чайниковский вопрос, если брюхо такое беззащитное, то почему снизу не атаковали чаще?
midnike
Aug. 27th, 2016 07:30 am (UTC)
Почему, атаковали, конечно. Но тут есть проблема во-первых со скороподъёмностью истребителя, а ещё с правильным опознанием типа машины, ибо можно нарваться, как случилось, например, с тем же одним из самых результативных японских истребителей Сабуро Сакаи:

"Они были похожи на «Уайлдкэты», и то, что они смыкают строй, означает — меня не видят. Если они продолжат лететь прежним курсом, я смогу внезапно атаковать их, подойдя сзади и снизу. Еще несколько секунд... Я смогу сбить по крайней мере 2 самолета при первом же заходе. Я сблизился, насколько это было возможно. И я попал в ловушку. Вражеские самолеты оказались не истребителями, а бомбардировщиками. Это были новые торпедоносцы «Авенджер», которые я раньше никогда не видел. Сзади они очень походили на «Уайлдкэты», но теперь я заметил, что они гораздо крупнее, имеют верхнюю турель и нижнюю огневую точку с таким же 12,7-мм пулеметом."
(no subject) - 0mogol0 - Aug. 27th, 2016 07:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - nickdk80 - Aug. 27th, 2016 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 27th, 2016 07:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - nickdk80 - Aug. 27th, 2016 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - gloire_bb - Aug. 27th, 2016 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 27th, 2016 08:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - gloire_bb - Aug. 28th, 2016 10:54 pm (UTC) - Expand
sergey_ilyin
Aug. 27th, 2016 09:10 am (UTC)
У японцев было __настолько__ плохо с авиапулеетами и воздушными стрелками? Истребитель атакует тройку бомберов в плотном строю - и привозит всего две пробоины?

И вот это "О'Хара прицельно расстрелял левый двигатель «Бетти», причём настолько успешно, что огромный двухрядный 14-цилиндровый двигатель «Мицубиси Касэй» весом в три четверти тонны взрывом сорвало с креплений, и он улетел в сторону" все-таки действительно похоже на прямое попадание зенитки.
midnike
Aug. 27th, 2016 09:36 am (UTC)
Дык даже не тройку, а _восьмёрку_, но с другой стороны -- даже пять огневых точек тоже не перекрывают всю сферу, даже при взаимной защите, мёртвые зоны всё равно остаются. Поэтому при атаке сверху серьёзную угрозу лишь башенки представляют. Остальное может работать, лишь когда истребитель после атаки строй сверху вниз проскакивает, но там такие угловые скорости в этот момент, что хрен прицелишься. В общем, выбор правильного ракурса очень многое решает. Ведь двоих подставившихся японские стрелки благополучно завалили.

А что касается двигателя... Возможно, конечно. Но, во-первых, прямое попадание крупнокалиберного зенитного настолько маловероятно, во-вторых -- 127-мм это 3,3 кг взрывчатки плюс кинетика 25-кг снаряда. Хватило бы, чтобы тот движок оторвало вместе с крылом :) Ну а 4 12,7-мм пулемёта -- это та ещё бензопила, плюс бронебойные и зажигательные пули. Попадание в карбюратор, циллиндры, бак рядом, лонжероны повредило, вибрация пошла вразнос плюс взрыв паров бензина -- так что вполне реально.
(no subject) - gur64 - Aug. 27th, 2016 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 27th, 2016 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_ilyin - Aug. 27th, 2016 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 27th, 2016 10:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - gloire_bb - Aug. 28th, 2016 11:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 29th, 2016 05:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - gloire_bb - Aug. 28th, 2016 11:03 pm (UTC) - Expand
mohanes
Aug. 27th, 2016 09:35 am (UTC)
Я обратил внимание, что на фото "Капитан 3-го ранга Джон С. Тач (F-1) и старший лейтенант Эдвард Г. О'Хара (F-13)..." американцы летят с открытыми фонарями. Есть множество аналогичных фотографий советских истребителей с открытыми фонарями и в 3/4 случаев это объясняется в тексте тем, что на советских истребителях стоял отвратительный плексиглас, которые легко тускнел на солнце. Через фонарь было нифига не видно, поэтому пилоты были вынуждены открывать фонарь, и летать "змейкой", что бы что-то видеть. Ну иногда ещё пишут, что фонари не всегда открывались в критический момент, и пилоты боялись не иметь возможности выпрыгнуть из горящей машины, что на Ла-5 в кабине было чудовищно жарко (пилот, фактически, упирался ногами в моторный отсек), а из двигателя Як-ов хлестало масло, заливая лобовое стекло, но это уже всё укладывается в последнюю четверть... А янки-то почему с открытыми фонарями летели?
midnike
Aug. 27th, 2016 09:50 am (UTC)
Ну, в данном случае это парадная фотка для журнала, а вообще часто и в бою летали с открытыми. Во-первых, проблема запотевания как фонаря, так и телескопического прицела при закрытом фонаре) при резкой смене высоты (то есть температуры, влажности и давления) -- известны случаи, когда атаки пикировщиков таким образом сорвались, они тупо нихрена не видели. Плюс как и у нас многие боялись, что сдвижной фонарь может заклинить и они не смогут покинуть самолёт, если что. Стрелкам-радистам так вообще с закрытым фонарём летать бессмысленно. Ну и искажения картины вокруг от гнутого плекса. Единственное, проблемы помутнения лобового стекла их точно не волновала, в 42-м у них почти везде там не плекс, а бронестекло стояло.
(no subject) - fatangryopossum - Aug. 27th, 2016 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_ilyin - Aug. 27th, 2016 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - fatangryopossum - Aug. 27th, 2016 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 29th, 2016 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vova_modelist - Aug. 29th, 2016 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 29th, 2016 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 30th, 2016 02:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_ilyin - Sep. 7th, 2016 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - vova_modelist - Sep. 10th, 2016 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Aug. 28th, 2016 11:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 28th, 2016 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Aug. 28th, 2016 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 29th, 2016 07:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 29th, 2016 07:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 29th, 2016 08:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - siberian_chem - Aug. 31st, 2016 04:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - sas1975kv - Aug. 29th, 2016 10:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 29th, 2016 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 30th, 2016 02:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - sas1975kv - Aug. 30th, 2016 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 30th, 2016 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - sas1975kv - Aug. 30th, 2016 07:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - sas1975kv - Aug. 30th, 2016 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - sas1975kv - Aug. 30th, 2016 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 30th, 2016 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 29th, 2016 07:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Aug. 29th, 2016 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 29th, 2016 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Aug. 29th, 2016 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Aug. 29th, 2016 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_ilyin - Aug. 27th, 2016 10:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 27th, 2016 10:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 29th, 2016 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 29th, 2016 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Aug. 28th, 2016 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 29th, 2016 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 29th, 2016 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 29th, 2016 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 29th, 2016 05:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 29th, 2016 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 29th, 2016 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Sep. 1st, 2016 10:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - serges_1955 - Sep. 1st, 2016 11:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_ilyin - Sep. 7th, 2016 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - serges_1955 - Sep. 8th, 2016 10:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_ilyin - Sep. 9th, 2016 07:43 am (UTC) - Expand
fatangryopossum
Aug. 27th, 2016 10:12 am (UTC)
Спасибо большое, как всегда интересно.

Еще чуточку очепяток выловил:
"вторая группа «Бетти» не смогла бы появится"(с)
"отправилось наперехват" (с)
"смог каким-то чудом.. ..выравнять машину"(с) - поломал голову, но вроде как тут корень "ровн" должен быть.

И пара моментов по стилистике:
"происходило то, что поздней назовут"(с) - Уместнее было бы "позднее".
"оставляющая шлейф из льющегося из пробитого бака бензина"(с) Первое "из" можно смело пропустить.

«a little trigger-happy»(с)
"Итчи Тригаз Фингаз Сэйлаз", ЕВПОЧЯ. )
midnike
Aug. 27th, 2016 10:58 am (UTC)
fixed, 10x
harpercharles
Aug. 28th, 2016 11:52 am (UTC)
Эх, вот есть у midnike пейсательский талант. Живо, бодро, интересно. С картинками!!!
u_boat_lab
Aug. 28th, 2016 10:02 pm (UTC)
Спасибо !!!
Отличные репортажи с места события...
Жаль, редко....
С У.
vova_modelist
Aug. 29th, 2016 06:12 pm (UTC)
Хорошо описано :). Прям кино можно снимать.

Все таки хорошо что у американцев была должность фотографа который в бою именно этим и занимался. Столько драматических фото получилось...
midnike
Aug. 30th, 2016 02:40 am (UTC)
Ну, меня эта фотка с оторванным движком тоже впечатлила. А ещё у Ландстрома есть фотка с "Лекса" на тему "война -- войной, а традиции -- это святое". "Лекс" идёт в этот рейд и по дороге, естественно, пересекает экватор. Со всеми вытекающими безобразиями :)

Кстати, спаибо за денежку.
(no subject) - vova_modelist - Aug. 30th, 2016 05:10 am (UTC) - Expand
sas1975kv
Aug. 30th, 2016 11:23 am (UTC)
>>* Для сравнения, потери лётного состава в ходе сражения при Мидуэе, «лишившего Японию большей части их первоклассных пилотов», насчитывали 110 человек, включая 66 пилотов.

Если уж придираться.
1) всё таки разница между пилотами палубных самолётов и базовыми большая
2) ЕМНИП это миф. И Паршал и Трулли разбирали. Единственным существенным фактором "лишившего Японию" чего либо была потеря четрыех АВ. Потери и самолётов он вообще не считал критичынми. Потери людей хоть и были существенными, но могли в приемлемое время компенсироваться организацией обучения (правда японцы почему-то не стали. Тема для отдельной монографии?). А вот АВ быстро построить не могли. Ну еще и тот факт что американцы строили больше и быстрее. IMHO только из-за "Hitler first" японцев не раскатали в блин в 1943, а отложили на год-полтора.
3) Над Гуадалканалом потери в пилотах были больше. Что базовой, что палубной.
midnike
Aug. 30th, 2016 02:07 pm (UTC)
Ну, я даже когда-то тоже на эту тему статью писал http://midnike.livejournal.com/1743.html
Но поскольку миф очень укоренился, то не ленюсь лишний раз повторять :)
(no subject) - midnike - Aug. 30th, 2016 03:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sas1975kv - Aug. 31st, 2016 06:35 am (UTC) - Expand
semen_serpent_2
Sep. 2nd, 2016 11:25 am (UTC)
Спасибо!
Очень интересно.
Раз уж тут принимаются редакционные замечания, то...
<Радар «Лексингтона» в свою очередь обнаружил новую групповую цель в 16.49 всего в 30 милях [55,6 км] от себя, то есть в момент, когда в воздух уже поднялись последние 4 истребителя>
Не лучше ли переставить
<Радар «Лексингтона» в свою очередь обнаружил новую групповую цель всего в 30 милях [55,6 км] от себя в 16.49, то есть в момент, когда в воздух уже поднялись последние 4 истребителя.>
siberian_chem
Sep. 12th, 2016 12:59 pm (UTC)
Кстати вот, спустя время на осознание и партию в WitP:AE, правильно ли я понимаю что на Лексе с огнём игрались. Зевнули налёт почти образцово, даже с радаром, и будь бетти нормально снаряжены - получили бы торпеду от первой группы и две-три от второй (т.к. сбивали то их уже на рубеже пуска и после)?
midnike
Sep. 12th, 2016 11:09 pm (UTC)
Насчёт первой группы -- маловероятно, я думаю. Их и так-то практически не подпустили к "Лексу", а в случае торпедников истребителям не требовалось бы тратить время на набор высоты, поэтому долбили бы всей кучей с самого начала. А вот то, что из второй группы 4-5 машин прорывались на дистанцию сброса -- это гарантировано. В случае же синхронной атаки обеих групп -- тут и говорить не о чем. Вариант с даже минимальным истребительным прикрытием ударников даже не обсуждаем. В этом случае "Лекс" получает гостинцы со 100% вероятностью. Доказано в Коралловом море и при Мидуэе.

Сам по себе радар -- далеко не панацея. Нормальную методику ПВО соединений американцы отработали где-то к середине-концу 1943-го, не раньше. А потом последовал ход конём в виде камикадзе, и всё пришлось опять полностью пересматривать.
( 89 comments — Leave a comment )