?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Часть VII | Часть VIII | Часть IX | Часть X

В день начала Тихоокеанской войны закончивший модернизацию АВ «Саратога» прибыл в Сан-Диего, чтобы забрать свою авиагруппу. Как уже говорилось, не­ко­м­п­лект матчасти 3-й истребительной составлял 45%. Но так или иначе, в бой ид­ти бы­ло надо, поэтому капитан-лейтенант Тач удовлетворился тем, что выбил се­бе ещё один самолёт, реквизировав единственный оставшийся на авиабазе «Уайлдкэт» – проходивший испытания XF4F-4, прототип следующей модели «Груммана», сна­б­жён­ной скла­ды­ва­ю­щи­ми­ся плоскостями, который пришлось срочно вооружать. Кроме «родной» ави­а­гру­п­пы на авианосец было также погружено 14 «Брюстер» F2A-3 «Буффало» и личный состав 221-й истребительной эскадрильи мор­с­кой пе­хо­ты, которые требовалось доставить в Пёрл-Харбор.  

По прибытии в главную базу Тихоокеанского флота США «Саратога» получила первый боевой приказ: доставить гар­ни­зо­ну атолла Уэйк, только что что успешно отразившему первый японский штурм, но потерявшему при этом бóльшую часть из имевшихся там 12 «Уайлдкэтов», подкрепление в виде той самой 221-й эскадрильи морской пехоты, а также обеспечить во­з­ду­ш­ное прикрытие выгрузки доставленных туда боеприпасов и эвакуации гражданского персонала. Что любопытно, по­те­ря­н­ные на Уэйке машины были для 3-й истребительной не совсем чужими, потому как на них стояли пулемёты, вы­ли­зан­ные и пристрелянные оружейниками Тача. Незадолго до начала войны их у него реквизировали, когда в срочном по­ря­д­ке пере­во­о­ру­жа­ли на «Уайлдкэты» 211-ю истребительную эскадрилью морской пехоты, отправляемую на Уэйк на борту АВ «Эн­те­р­пра­йз» (из-за чего, собственно, данный авианосец и не попал под раздачу в Пёрл-Харборе – в момент атаки он как-раз возращался с Уэйка, а вовсе не находился на неких мифических учениях, отосланный коварным Рузвельтом, «подставившим устаревшие ли­н­ко­ры»). А ору­же­й­ни­кам 3-й истребительной эскадрильи пришлось тогда в авральном режиме приводить в чувство но­ве­нь­кие 12,7-мм «Бра­у­ни­нги», только что доставленные с завода.


«Уайлдкэты» Уэйка. Как минимум 7 истребителей F4F-3 из состава 211-й эскадрильи морской пехоты, выведенные из строя как в ре­зу­ль­та­те японских бомбёжек, так и воздушных боёв. На переднем плане знаменитая машина с тактическим номером 211-F-11 капитана Ген­ри Т. Элрода, первого американского пилота, получившего высшую награду США – Медаль Почёта – во Второй Мировой (посмертно). Име­н­но на этом истребителе он ухитрился уничтожить японский эсминец «Кисараги» (водоизмещением 1800 т) со всем экипажем.

Во время короткой остановки на Гавайях капитан-лейтенант Тач не терял времени и выбил себе ещё два истребителя, на этот раз F4F-3A. Теперь его эскадрилья имела 13 «Уайлдкэтов» (уже трёх модификаций) при штате 18. По пути к Уэйку 14-е оперативное со­е­ди­не­ние, построенное вокруг АВ «Саратога», задержалось из-за необходимости дозаправки в море в условиях пло­хой погоды. Скорей всего, к счастью, потому как приди они вовремя, им бы пришлось встретиться со 2-й дивизией ави­а­но­с­цев Им­пе­ра­то­р­с­ко­го флота в составе «Сорю» и «Хирю», направленных к Уэйку после рейда на Пёрл-Харбор. И вряд ли это за­ко­н­чи­лось бы чем-нибудь хорошим для американцев. Так или иначе, операция была отменена, оставшийся без под­к­ре­п­ле­ний и снабжения Уэйк был со второй попытки захвачен японцами, а 221-я истребительная эскадрилья морской пехоты на об­ра­т­ном пути была доставлена на атолл Мидуэй, где она будет почти полностью уничтожена полугодом спустя.

11 января 1942 г. во время патрулирования АВ «Саратога» был торедирован японской подлодкой I-6. Японцы сочли ко­ра­бль (который они приняли за систершип «Лексингтон») потопленным. Однако, несмотря на то, что в результате попадания были затоплены три котельных отделения, несостоявшийся линейный крейсер не только остался на плаву, но и смог своим хо­дом пройти 420 миль [778 км] до Пёрл-Харбора. Там он оставил свою ави­а­г­ру­п­пу (а также четыре двухорудийные башни 203-мм главного калибра) и отправился на ремонт и модернизацию на западное побережье США. Авиагруппа «Саратоги», вклю­чая 3-ю истребительную эскадрилью, на какое-то время оказалась «безлошадной».

К тому времени командование ВМС, возглавляемое носившим пилотские «крылышки» адмиралом Эрнестом Кингом, ус­пе­ло принять меры по пополнению парка истребителей Тихоокеанского флота – у базировавшихся на Атлантическом по­бе­ре­жье 111-й и 121-й истребительных эскадрилий морской пехоты были реквизированы все имевшиеся у них «Уайлдкэты» (34 еди­ни­цы), которые и были отправлены на Тихий океан как авиатранспортами, так и на борту перегонявшегося с Атлантики АВ «Йорктаун». Таким образом, к началу февраля 1942 г. Тихоокеанский флот США, а также приданные ему силы морской пе­хо­ты располагали 89 «Уайлдкэтами» и 35 «Буффало» – всего 124 морскими истребителями, из которых далеко не все были бо­е­го­то­вы­ми. Тут можно вспомнить, что только на 6 японских авианосцах, принимавших участие в рейде на Пёрл-Харбор, на­с­чи­ты­ва­лось 126 «Зеро», и это не счи­та­я остальных авианосцев и истребительных частей берегового базирования.


АВ «Лексингтон» в конфигурации на начало войны, декабрь 1941 г.
(Антенна РЛС CXAM-1 замазана военной цензурой)

 

Однако, в результате 3-я истребительная эскадрилья впервые с лета 1941 г. была, наконец, укомплектована штатным ко­ли­чес­т­вом самолётов, хотя о резервных машинах пока приходилось лишь мечтать. Вторая половина января прошла в на­пря­жён­ных тренировках, как тактических, так и в стрельбе «по конусу», благо с авиабензином и обычными 12,7-мм патронами де­фи­ци­та не наблюдалось. Ну а кроме того, почти 37-летнему Джону Тачу, прослужившему к тому времени более 14 лет (не считая 4 лет училища в Ан­на­по­лисе) было присвоено, наконец, звание капитана 3-го ранга – продвижение по карьерной лестнице в ВМС США в мирное вре­мя было достаточно неторопливым, почти по 5 лет в каждом звании.

Поступление морпеховских F4F-3 позволило также решить ещё одну срочную задачу – перевооружить на них 2-ю ис­тре­би­тель­ную эскадрилью, базировавшуюся на АВ «Лексингтон», которая до сих пор летала на F2A-3 «Буффало». Однако это тре­бо­вало переподготовки пилотов, поэтому 26 января 1942 г. эскадрилья вернувшегося в базу корабля была отправлена на берег, а когда спустя 4 дня «Лексингтон» вышел в очередной поход, её место на авианосце заняла «безлошадная» 3-я истребительная капитана 3-го ранга Тача. В отличие от Императорского флота, американские палубные эскадрильи были полностью са­мо­сто­я­тель­ны­ми подразделениями, включавшими в себя как лётный, так и «наземный» состав авиамехаников, оружейников и т. д., что и позволяло быстро и безболезненно проводить при необходимости подобные «рокировки». Заодно им удалось из­ба­вить­ся и от со­м­ни­тель­ной боевой ценности прототипа XF4F-4 – его сбагрили 2-й истребительной в обмен на F4F-3 под предлогом того, что их механикам тоже будет полезно потренироваться в обращении со складывающимися плоскостями новой модели, которая вскоре поступит на вооружение.




Если целями предыдущих рейдов американских авианосцев были японские базы в центральной части Тихого океана, на Ма­р­ша­л­ловых островах и островах Гилберта, то теперь путь 11-го оперативного соединения, построенного вокруг АВ «Ле­к­с­и­н­г­тон» лежал южней экватора. Из-за быстро меняющейся обстановки цели похода постоянно пересматривались, и в конце ко­н­ц­ов 16 фе­в­ра­ля было решено нанести удар по ключевой точке юго-восточного сектора японского «оборонительного пе­ри­мет­ра», не­да­в­но захваченному японцами порту Рабаул на северном побережье острова Новая Британия. Исходя из того, что по да­н­ным раз­ве­д­ки японские авианосцы находились в тот момент в районе Голландской Ост-Индии, планировалось на рассвете 21 февраля вне­за­п­ным авиаударом подавить авиацию противника, и в случае удачного развития событий затем отправить тя­жё­лый кре­й­сер «Пенсакола» с парой эсминцев для артиллерийского обстрела порта и находящихся там кораблей и судов.

Однако, предоставленные австралийской разведкой данные о японских силах на острове к тому времени устарели. В ра­м­ках подготовки к дальнейшему продвижению на юг – на южное побережье Новой Гвинеи и Соломоновы острова – в Ра­ба­ул кро­ме всего прочего были переброшены два дивизиона базовых ударных самолётов (18 двухмоторных «Мицубиси» G4M1 «Бет­ти»*), а также ис­тре­би­те­ль­ная эскадрилья (16 «Мицубиси» А5М «Клод» и 10 «Мицубиси» А6М «Зеро»). Кро­ме того, пре­ды­ду­щие рейды аме­ри­ка­н­с­ких авианосцев заставили командование японского 4-го флота, отвечавшего за регион, всерьёз за­ду­ма­ть­ся о воз­мо­ж­но­сти подобных рейдов как на Рабаул, так и даже на главную базу флота на атолле Трук (Каролинские острова). Поэтому было серьёзно усилено дальнее патрулирование прилегающих акваторий, для чего в Рабаул был переброшен ещё и дивизион тяжёлых че­ты­рё­х­мо­то­р­ных летающих лодок «Каваниси» Н6К «Мэйвис».




В 10.30 20 февраля 1942 г. одна из этих лодок передала сообщение об обнаружении вражеского соединения, следующего ку­р­сом 315° на пеленге 75° и расстоянии 460 миль [852 км] от Рабаула. После чего летающая лодка грамотно скрылась в низкой облачности и продолжила наблюдение. К несчастью для командира данной «Мэйвис», старшего лейтенанта Набору Сакаи, об­на­ру­же­н­ные им корабли были оснащены такой полезной вещью, как радары ПВО. Причём два из них – АВ «Ле­к­си­н­г­тон» и КРТ «Пенсакола» – несли самые мощные на тот момент в американском флоте корабельные РЛС дальнего обнаружения типа CXAM-1 и CXAM ме­т­ро­во­го диапазона (200 МГц) и мощностью 15 кВт.

Но не надо забывать, что корабельные радары ПВО «первого поколения» были крайне примитивными. Всё, что видел опе­ра­тор радара – это всплески на экранчике осциллоскопа. Таким образом можно было определить дальность до цели те­о­ре­ти­че­с­ки с то­ч­но­с­тью ± 200 ярдов [0,1 мили, 183 м], а зная положение антенны – и пеленг на неё с точностью ± 3°. Далее диспетчер ис­тре­би­те­лей ПВО (fighter director officer) вручную** наносил точки на графический пла­н­шет, благодаря чему после серии за­се­чек появлялась возможность оп­ре­де­лить примерные курс и скорость цели, на что тра­ти­лось драгоценное время. Ещё одной проблемой было то, что данные РЛС не умели оп­ре­де­лять высоту цели – фактически её лишь при­ки­ды­вали, исходя из кривизны поверхности планеты: если цель об­на­ру­же­на на такой-то да­ль­но­с­ти, то она не может быть ниже такой-то высоты; и наоборот, если цель исчезла с радара, то, скорей все­го, она снизилась до высоты не более такой-то. Тео­ре­ти­че­с­ки, радар CXAM-1 был спо­со­бен обнаружить одиночную воз­ду­ш­н­ую вы­со­т­ную цель типа «бомбардировщик» на дальности в 70 миль [130 км]. Од­на­ко в ре­а­ль­но­сти японская летающая лодка с раз­ма­хом крыльев 40 м была обнаружена лишь на вдвое меньшей дальности.


1. Антенна РЛС CXAM-1, за ней – направленная антенна приводного радиомаяка. 2. Собственно радар: генератор си­г­на­ла, передатчик, при­ё­м­ник и контрольный блок с ос­ци­л­ло­с­ко­пом 3. Сигнал на ос­ци­л­ло­ско­пе типа «Scope A», где (а) излучённый импульс, (b) от­ра­жё­н­ный сигнал, (с) время, прошедшее меж­ду из­лу­че­ни­ем импульса и приёмом его отражения, а следовательно – расстояние до объекта.

Зато это произошло ещё за 15 минут до того, как старший лейтенант Сакаи передал своё сообщение. Немедленно после об­на­ру­же­ния в 10.15, с палубы авианосца были подняты три находившихся в боевой готовности двухсамолётных звена ис­т­ре­би­те­лей во главе с командиром 3-й истребительной эскадрильи, капитаном 3-го ранга Джоном Тачем. Диспетчер ис­тре­би­те­лей ПВО, отправил звено командира на перехват «бандита», оставив два остальных в резерве. Прибыв в рай­он цели, Тач об­на­ру­жил там низкую облачность с дождевыми шквалами. Он уточнил расположение радарного «контакта», после чего при­с­ту­пил к прочёсыванию облаков. Всё, чем могли ему помочь операторы радара и диспетчер, было уверение, что противник на­хо­дит­ся «где-то у него под юбкой». В какой-то момент командир 3-й истребительной даже увидел проскочившую под ним на вс­т­ре­ч­ном курсе огромную летающую лодку, после чего опять потерял вражеский самолёт. Но вскоре диспечер со­о­б­щил ему, что «контакт» пропал. Это могло означать лишь одно – тот снизился ниже облачности, чтобы глянуть, что там про­ис­хо­дит с об­на­ру­же­н­ны­ми им американскими кораблями.

С учётом расположения пулемётных точек летающей лодки, капитан 3-го ранга Тач принял решение атаковать сверху, с двух ракурсов. Он отдал команду «делаем вилку» и спикировал, выбрав своей целью правую пару двигателей на огромном кры­ле-парасоли. Очереди четырёх 12,7-мм пулемётов распороли обшивку плоскости и крыльевой бензобак, за самолётом по­тя­ну­л­ся шлейф бензина, а вот огня второго истребителя почему-то не было видно. Разворачиваясь для следующего захода Тач с удивлением обнаружил, что его ведомый, лейтенант Эдвард Селлстром слишком буквально понял его команду – он решил за­й­ти с другого борта, пролетев за кормой летающей лодки. Хвостовой стрелок «Мэйвис» ожидаемо поприветствовал данный ма­н­ёвр очередью 20-мм снарядов, от которых «Уайлдкэт» Селлстрома увернулся каким-то чудом. На следующем заходе Тачу удалось расстрелять двигатели и поджечь бензобак. Охваченая огнём 20-тонная машина начала падать. Командир 3-й ис­т­ре­би­те­ль­ной от­чёт­ли­во видел японских пилотов, не предпринимавших никаких попыток выпрыгнуть с парашютом. В 11.12 ле­та­ю­щая ло­д­ка во­ш­ла в воду со взрывом, дым от которого увидели даже с находящегося более чем в 30 милях [55,5 км] «Ле­к­с­и­н­г­то­на». Ка­пи­тан 3-го ранга Тач сбил свой первый вражеский самолёт.


Хвостовая точка летающей лодки была вооружена турельной версией той же автоматической пушки обр. 99 мод. 1, на базе ли­це­н­зи­он­но­го «Эрликон» FF, что стояли тогда на «Зеро». Кроме того, «Каваниси» Н6К была вооружена четырьмя 7,7-мм пулемётами обр. 92 (на базе ручного пулемёта «Льюис») – один в верхней башенке, два в бортовых блистерах и ещё один в носу. Бомбардировщики «Мицубиси» G4M1 «Бетти» имели тогда аналогичное оборонительное вооружение. Впоследствии бортовые и верхний пулемёты на этих самолётах также были заменены на 20-мм автоматические пушки обр. 99.

Не успели они вернуться на авианосец, как оператор радара доложил о новом «контакте». Это была ещё одна «Каваниси» H6K, патрулировавшая соседний сектор и получившая приказ изменить курс и уточнить данные об обнаруженном аме­ри­ка­н­с­ком соединении. На перехват этой цели было направлено второе дежурное звено, и в 12.18 с ней тоже было покончено. Этот са­мо­лёт даже не успел выйти на связь с базой. Всё это время третье звено оставалось в резерве, и командовавший им старший лей­те­на­нт Эдвард О'Хара очень расстроился, что его так и не пустили пострелять. Ме­ж­ду тем, внезапность операции была утеряна, и обеим сторонам предстояло решать, что делать дальше.

Командир 11-го оперативного соединения контр-адмирал Уильсон Браун прекрасно понимал, что за те 20 часов, что ос­та­ва­лись до выхода соединения на дальность атаки, японцы не только подготовят к торжественной встрече все имеющиеся в Ра­ба­уле силы, но ещё и успеют перебросить подкрепления с того же Трука. Поэтому он принял решение отказаться от рейда, но при этом продолжать, до наступления темноты, движение в сторону о. Новая Британия. С тем, чтобы японское командование обе­с­по­ко­и­лось ситуаций на юго-восточном фланге настолько, чтобы снять какие-то силы с западного направления, и тем ос­ла­бить давление на силы союзников, оборонявших Голландскую Ост-Индию. В чём, собственно, и заключалась цель операции. По­с­ле чего можно было и отступить.

Где-то его расчёты оправдались. Командующий японским 4-м флотом вице-адмирал Сигэёси Иноуэ действительно сфо­р­ми­ро­вал на Труке оперативное содениение из четырёх тяжёлых и двух лёгких крейсеров, плюс эсминцы эскорта, что должны были перехватить американское авианосное соединение в ночной торпедно-артиллерийской атаке. Но это было сделано за счёт собственых сил, без отвлечения задействованных на западном для японцев направлении. Однако эти корабли смогли бы при­быть в район Рабаула в лучшем случае через пару суток, а командующему 24-й флотилией морской авиации берегового ба­зи­ро­ва­ния контр-адмиралу Еидзи Гото, которому подчинялись переброшенные на Новую Британию самолёты, пришлось при­ни­мать решения типа «здесь и сейчас». Как уже говорилось выше, эти силы в виде свежесформированного 4-го кокутая (ави­а­гру­п­пы) состояли из неполной эскадрильи бомбардировщиков-торпедоносцев (третий дивизион занимался боевым ско­ла­чи­ва­ни­ем на Марианских островах) и эскадрильи истребителей.


«Мицубиси» G4M1 «Бетти» из состава 4-го кокутая 24-й воздушной флотилии. Рабаул (о. Новая Британия), февраль 1942 г.

Здесь можно напомнить, что «Мицубиси» G4M1 «Бетти» были теми самыми машинами, что не так давно впервые про­де­мо­н­с­т­ри­ро­вали всему миру, что морская авиация способна топить тяжёлые корабли, до линкоров включительно. Причём не вне­за­п­ным ударом в гавани, а маневрирующие на полном ходу в море и ведущие зенитный огонь. Но поскольку данные 18 бо­м­бар­ди­ро­в­щи­ков планировали применять в первую очередь по наземным целям, то в Рабаул не было доставлено не только са­м­ое грозное противокорабельное оружие – авиаторпеды, в наличие не имелось даже тяжёлых (500 или 800-кг) про­ти­во­ко­ра­бе­ль­ных бронебойных авиабомб. Однако, это было далеко не единственной проблемой. Вражеское соединение было обнаружено в 460 милях от Рабаула. То есть, 920 миль [1700 км] в экономичном режиме в оба конца, плюс набор высоты, плюс запас на 10-15 минут боя на полном газу. Это лежало за пределами возможностей не только устаревших «Мицубиси» А5М, но даже и «Зеро» без подвесных баков. А этих копеечных баков, как некоторые, наверное, уже догадались, в Рабауле также не нашлось.

Сложно сказать, какими именно соображениями руководствовался командир 24-й воздушной флотилии контр-адмирал Го­то, отправляя лишённые истребительного прикрытия и адекватного вооружения самолёты против вражеского соединения, в со­с­та­ве которого явно имелся как минимум один авианосец. Возможно, он переоценивал характеристики новейших машин, а также боевой опыт их пилотов и бомбардиров (все из них уже имели опыт этой кампании, в которой они участвовали с пе­р­во­го дня, большинство успело также повоевать в небе Китая). Возможно, на основании опыта войны в Китае, он сильно не­до­о­це­ни­вал возможности истребителей противника. А возможно, исходил из того, что осуждение за неудачные действия будет всяко меньше, чем за бездействие. Так или иначе, в 13.10, окончательно убедившись, что обе летающие лодки, обнаружившие аме­ри­ка­н­с­кое соединение, потеряны, контр-адмирал Гото отдал приказ.

17 бомбардировщиков «Мицубиси» G4M1 (у одной из машин возникли проблемы на взлёте), вооружённые парой ави­а­бо­мб калибра 250-кг каждый, и взглавляемые командиром эскадрильи капитаном 3-го ранга Такудзё Ито, поднялись в воздух. Я ни­где не нашёл упоминания о типе бомб, что несли эти самолёты, так что допускаю, что это также были даже не про­ти­во­ко­ра­бе­ль­ные «полубронебойные» обр. 99, а предназначенные для наземных целей тонкостенные фугаски обр. 98. Самолёты по­с­т­ро­и­лись подивизионно и взяли курс на северо-восток.

 * Здесь и далее я буду использовать привычную многим «именную» американскую систему обозначения японских самолётов, хотя в да­н­ном случае это является откровенным анахронизмом, так как эта система была введена лишь в 1943 г.

** Вскоре эта задача будет автоматизирована, и траектория движения цели будет рисоваться автоматически, электромеханическим гра­фо­по­с­т­ро­и­те­лем (плоттером), к разработке которого приложит руку молодой американский физик Ричард Ф. Фейнман.



Использованная литература:
1. Office of Naval Intelligence, “Early Raids in the Pacific Ocean. February 1 to March 10, 1942”, 1943.
2. U.S. Naval Institute, “The Reminiscences of Admiral John S. Thach, U.S. Navy (Retired)”, 1977.
3. John B. Lundstrom, “The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984.
4. Steve Ewing, Thach Weave: The Life of Jimmie Thach”, 2004.

Posts from This Journal by “«Плетёнка Тача»” Tag

Comments

( 59 comments — Leave a comment )
ivandalavia
Aug. 12th, 2016 02:51 am (UTC)
блин,прочитал запоем как в детстве мемуары наших военных летчиков учавствовавших в ВОВ.
спасибо огромное
midnike
Aug. 12th, 2016 05:11 am (UTC)
Спасибо, я очень старался :)
Evgeniy Kha
Aug. 12th, 2016 03:24 am (UTC)
очень интересно....
shkslj
Aug. 12th, 2016 04:36 am (UTC)
До сих пор не втыкаю смысла троек.

А вот в такой ситуации, ранее обсуждаемые бортовые котопульты былиб интересны.

Контакт, прогрев, пыщь пыщь и двойка в воздухе:)
midnike
Aug. 12th, 2016 05:07 am (UTC)
Да вы извращенец, батенька :)
(no subject) - shkslj - Aug. 12th, 2016 05:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 12th, 2016 05:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 12th, 2016 05:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 12th, 2016 05:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 12th, 2016 06:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 12th, 2016 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 12th, 2016 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 12th, 2016 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 12th, 2016 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 12th, 2016 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 12th, 2016 05:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Aug. 12th, 2016 06:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - harpercharles - Aug. 12th, 2016 06:08 am (UTC) - Expand
free_vortex
Aug. 12th, 2016 06:50 am (UTC)
на самом интересном месте!!! :(
shkslj
Aug. 12th, 2016 07:12 am (UTC)
Им долго лететь ещё:)
(no subject) - midnike - Aug. 12th, 2016 07:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - free_vortex - Aug. 12th, 2016 08:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 12th, 2016 11:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - gholam - Aug. 12th, 2016 07:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 12th, 2016 07:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - free_vortex - Aug. 12th, 2016 08:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - gholam - Aug. 12th, 2016 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - vova_modelist - Aug. 13th, 2016 06:42 am (UTC) - Expand
oldchg
Aug. 12th, 2016 08:04 am (UTC)
Спасибо, читал с интересом. Скажите, у летающей лодки против истребителя есть шансы в открытом бою?
gholam
Aug. 12th, 2016 09:14 am (UTC)
Летающие лодки бывают разные - например Saunders-Roe SR.A/1.

А по теме - есть весьма известный случай, патрульный Сандерленд лейтенанта австралийских КВВС Колина Уокера над Бискайским заливом встретил восьмёрку Ю-88. Завалил троих и добрался домой, хоть и расстреляный в хлам. Два месяца спустя, тот же экипаж (8 из 11) на новом Сандерленде доложил по радио что их атакует шёстёрка Ю-88 и это было последним сообщением - даже обломков не нашли.

Edited at 2016-08-12 09:27 am (UTC)
(no subject) - evilhotaru - Aug. 12th, 2016 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Aug. 12th, 2016 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 12th, 2016 02:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 12th, 2016 02:35 pm (UTC) - Expand
fatangryopossum
Aug. 12th, 2016 09:42 am (UTC)
Спасибо большое за почитать - как уже отметили в комментах, интересно, наглядно (особенно фотки радаров) и с интригой.)

из-за чего, собственно, данный авианосец и не попал под раздачу в Пёрл-Харборе(с)
Спасибо за эту подробность - действительно интересно узнать, "где носило" авики во время "ппц в ПХ".

отосланный коварным Рузвельтом,(с)
А что, конспирологи всё ещё этой стюардессой балуются?
midnike
Aug. 12th, 2016 02:47 pm (UTC)
"Лексингтон", кстати, ровно тем же самым занимался, тоже перевозил самолёты, но уже на Мидуэй. Причём японцы прекрасно знали, что авианосцев в Пёрл-Харборе нет -- им ежедневно поступали данные не только о количестве кораблей, но и даже о их расположении в гавани.

>> А что, конспирологи всё ещё этой стюардессой балуются?

"Эта музыка будет вечной"(с)
(no subject) - fatangryopossum - Aug. 12th, 2016 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 12th, 2016 04:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fatangryopossum - Aug. 12th, 2016 04:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 12th, 2016 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fatangryopossum - Aug. 12th, 2016 06:36 pm (UTC) - Expand
shkslj
Aug. 12th, 2016 11:12 am (UTC)
Былбы это симулятор, яб эксперименталку не отдал низачто:)
midnike
Aug. 12th, 2016 04:14 pm (UTC)
А смысл? Она ж от обычной "тройки" отличалась только складными плоскостями, то есть, бОльшим весом. Там даже вооружение ещё не было изменено.
(no subject) - shkslj - Aug. 12th, 2016 04:31 pm (UTC) - Expand
semen_serpent_2
Aug. 12th, 2016 12:51 pm (UTC)
<капитана Ген­ри Т. Элрода, первого американского пилота, получившего высшую награду США – Медаль Почёта – во Второй Мировой (посмертно)>
А разве его не после войны наградили?
midnike
Aug. 12th, 2016 02:53 pm (UTC)
Да, после войны, представление подписано уже Трумэном. Но считают обычно по дате подвига, за который представили к награде.
(no subject) - semen_serpent_2 - Aug. 12th, 2016 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Aug. 12th, 2016 03:19 pm (UTC) - Expand
pivnoy
Aug. 13th, 2016 03:16 pm (UTC)
Спасибо большое!!!
С нетерпением жду книгу!
pugachm74
Aug. 14th, 2016 06:57 pm (UTC)
спасибо за отличные статьи! читалось интересно и увлекательно!
технический вопрос,отчасти офтопом, можно?
мне как,не шибко грамотному в электронике,всегда было интересно,почему, имея радиопеленгаторы и "умея"(тут не совсем уверен)выделять характерный сигнал от рлс,не использовали помянутые пеленгаторы для получения пеленга на источник?
а уж на крупных(длинных) кораблях,где можно разместив пеленгаторы на оконечностях,получить и точку нахождения,сложив значения полученных пеленгов.
но к этой технологии обратились почему то только в конце 50-х,когда начали продумывать тему ракет против станций рлс
siberian_chem
Aug. 19th, 2016 06:08 am (UTC)
Если на фото дано окошко осциллоскопа с реальным или подобным реальному сигналом, то к теоретически возможной точности оператор подберётся хорошо если на порядок (т.е. будет ловить глазом 3-5% разницу в интервалах, если повезёт и экранчик будет хорошо разградуирован). :)

И уже абстрактно-интересно по поводу их радиоэлектроники, получалось ли в докомпьютерную эру хорошо (или хоть как нибудь) решать проблему накопления сигнала, чтоб хоть от шума отличать? (вдруг здесь кто рассказать сможет)
midnike
Aug. 19th, 2016 12:15 pm (UTC)
Я взял иллюстрацию из мануала по радарам, а там скан с хреновой полиграфии, так что, думаю, живьём оно получше выглядело, тем более, что визуально дисплей выглядит дюймов на 8-10 в диаметре. А поскольку заявлена точность до 200 ярдов (то бишь 0,1 мили) то там сетка должна была быть очень плотно отградуирована, как минимум, 5 делений на милю.

Основные ТТХ ранних (на 1943 г) радаров можно посмотреть здесь https://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/ref/Radar/Radar-1.html
А вот как там обработка отражённого сигнала работала -- я и не пытался вникать :) Хотя, можно, наверное, и схемы найти.
(no subject) - armadillo1 - Aug. 22nd, 2016 06:38 pm (UTC) - Expand
sas1975kv
Sep. 18th, 2016 04:53 pm (UTC)
Ув. midnike, можно поинтересоваться источником вот этих данных:

> К тому времени командование ВМС, возглавляемое носившим пилотские «крылышки» адмиралом Эрнестом Кингом, ус­пе­ло принять меры по пополнению парка истребителей Тихоокеанского флота – у базировавшихся на Атлантическом по­бе­ре­жье 111-й и 121-й истребительных эскадрилий морской пехоты были реквизированы все имевшиеся у них «Уайлдкэты» (34 еди­ни­цы), которые и были отправлены на Тихий океан как авиатранспортами, так и на борту перегонявшегося с Атлантики АВ «Йорктаун». Таким образом, к началу февраля 1942 г. Тихоокеанский флот США, а также приданные ему силы морской пе­хо­ты располагали 89 «Уайлдкэтами» и 35 «Буффало» – всего 124 морскими истребителями, из которых далеко не все были бо­е­го­то­вы­ми. Тут можно вспомнить, что только на 6 японских авианосцах, принимавших участие в рейде на Пёрл-Харбор, на­с­чи­ты­ва­лось 126 «Зеро», и это не счи­та­я остальных авианосцев и истребительных частей берегового базирования.

>Однако, в результате 3-я истребительная эскадрилья впервые с лета 1941 г. была, наконец, укомплектована штатным ко­ли­чес­т­вом самолётов, хотя о резервных машинах пока приходилось лишь мечтать. Вторая половина января прошла в на­пря­жён­ных тренировках,

Не то чтобы я берусь утверждать что машниы не перебрасывались на ТО, но просто есть данные что:
1) VMF-111 была вооружена F4F-3A. Была переброшена в Сан-Диего и в марте 1942 она уже была на Самоа. Есть вероятность что со всеми своими машинами. Правда Ентерпрайз получил в январе F4F-3A, возможно это они.
2) В VMF-121 было 21 машина + 2 резервных. Не маловато этого количества F4F-3 для того чтобы пополнить все эскадрильи АВ учитывая потери?
3) Последняя серия F4F-3 принявшие участие в боях (BuNo 3970-4057, 88 машин) была выпущена в июле-сентябре 1941.

По номерам конечно пробить тяжело, но создается впечатление что как бы дело не столько в переброске машин с атлантики, сколько в наконец-то поставках всех F4F-3 в части. Даже интересно почему они так долго туда "ползли".
midnike
Sep. 18th, 2016 06:33 pm (UTC)
Lyon and his counterpart at NAS San Diego, Cdr. Henry R. Oster, advised their superiors to transfer Grumman F4F-3s and F4F-3As from marine fighting squadrons [...] Thus on 26 December, Oster instructed VMF-111 and VMF-121 to turn in thirty-seven Grummans for shipment to Pearl. They arrived in January–February 1942 and were urgently required in bringing the fighting squadrons up to some semblance of authorized strength.

Mid-January at least saw the first arrival of replacement fighters for the fleet. Around 14 January a transport brought in seven disassembled F4F-3s and F4F-3As from the West Coast. Due in a few days were ten more F4F-3As from VMF-111 and 121 based at NAS San Diego. These airplanes would allow Fighting Three to operate at full strength of eighteen fighters and also permit Fighting Two to exchange its Brewster F2As for Grummans.

Meanwhile the Yorktown began loading thirty-two additional aircraft as cargo to be transported out to Pearl Harbor. These included twenty F4F-3s and F4F-3As taken from VMF-111 and VMF-121, urgently needed by the fleet.

"THE FIRST TEAM: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway" By John B. Lundstrom
(no subject) - sas1975kv - Sep. 19th, 2016 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Sep. 19th, 2016 02:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sas1975kv - Sep. 20th, 2016 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - sas1975kv - Sep. 20th, 2016 06:09 pm (UTC) - Expand
( 59 comments — Leave a comment )