?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

U. S. Navy, U. S. Marine Corps, U. S. Army Air Force.

Американские первичные источники по сражению при Мидуэе.
Подборка основных документов, освещающих как планирование, так
и ход сражения с точки зрения участников с американской стороны.

Читать онлайн в оцифрованном виде у меня на сайте.  

Даже в самом блестящем и максимально добросовестном историческом исследовании автор расскажет вам лишь о том, что ему показалось важным. Соответственно, все его выводы также будут базироваться лишь на рассмотренных им фактах. При этом всегда существует вероятность, что какие-то важные детали будут им упущены или сочтены маловажными. Это не говоря уж о недобросовестных авторах, которые расскажут вам лишь о том, что подтверждает заранее придуманные ими «ко­н­це­п­ции», а неудобные факты будут в лучшем случае «забыты», а в худшем – безнадёжно перевраны. По большому счёту, еди­н­с­т­вен­ный способ составить действительно собственное представлении о каком-либо военно-историческом событии – это самому ознакомиться с источниками. Хотя это и требует гораздо больших затрат времени, чем прочтение чужого исследования. Также это требует определённой квалификации. Тут речь идёт не только о специфическом знании языка (той же военной те­р­ми­но­ло­гии и жаргона данного периода), но и о знании организационной структуры задействованных сил – хотя бы для того, чтобы знать какие документы те­о­ре­ти­че­с­ки должны иметься и где это искать.


Одно из моих любимых мест во всей Мидуэйской отчётности, фрагмент письма/предварительного отчёта командира 16-го оперативного соединения контр-адмирала Рэймонда Э. Спрюэнса от 8 июня 1942 г.: «В приложении также находится подборка радиопереговоров наших самолётов во время атак в субботу. Одно или два из них вряд ли пройдут цензуру, но я надеюсь, что ты, читая их, получишь такое же удовольствие, как и мы в тот момент. Они передают общую атмосферу атак того дня. В отсутствии противодействия истребителей и при падении эффективности зенитного огня, пилоты очевидно были в полном восторге от процесса.»

Поскольку сражение при Мидуэе с американской стороны очень хорошо документировано, то этот массив документов мо­жет служить хорошим примером того, как вообще была организована подобная отчётность в ВМС США во время Второй Ми­ро­вой вой­ны. В первую оче­редь это были рапорты о боевых действиях (Action Report), составляющие своеобразную «пи­ра­ми­ду», в соответствии с «це­по­ч­ка­ми ко­ма­н­до­ва­ния», где каждый рапорт в первую очередь базируется на рапортах командиров пре­ды­ду­щего уровня своей це­по­ч­ки. За исключением командиров высшего уровня, в рапортах которых может также со­де­р­жа­ть­ся информация, касающаяся пла­ни­ро­ва­ния операции. Итак:


УРОВЕНЬ 1: Рапорт командира, отвечающего за операцию в целом. В случае сражения при Мидуэе это:

  1. Рапорт главнокомандующего Тихоокеанским флотом США адмирала Честера У. Нимица от 28 июня 1942 г.

УРОВЕНЬ 2: Рапорты командиров оперативных соединений (ОС), участвовавших в сражении:

  1. Командира 4-го ОС (объединявшего силы обороны баз морской авиации на атоллах Мидуэй и Джонстон, а также силы об­о­ро­ны мелких островов в северной части Гавайского архипелага), командующего Гавайским пограничным районом и 14-м Военно-морским округом вице-адмирала Дэвида У. Багли от 26 июня 1942 г.
  2. Командира 7-го ОС (подводные лодки), командующего подводными силами Тихоокеанского флота США капитана 1-го ранга Роберта Г. Инглиша от 31 июля 1942 г.
  3. Командира 9-го ОС (патрульная авиация берегового базирования), командующего ПВО Тихоокеанского флота США и командира 2-го патрульного авиакрыла контр-адмирала Патрика Н. Беллинджера от 30 июня 1942 г.
  4. Командира 16-го ОС (авианосного) контр-адмирала Рэймонда Э. Спрюэнса от 8 июня 1942 г. (предварительный)
  5. Командира 16-го ОС (авианосного) контр-адмирала Рэймонда Э. Спрюэнса от 16 июня 1942 г.
  6. Командира 17-го ОС (авианосного) контр-адмирала Фрэнка Дж. Флетчера от 14 июня 1942 г.
  7. Командира приданных сил армейской авиации, командующего 7-м военно-воздушным соединением армии США генерал-майора Уиллиса Г. Хэйла от 17 июля 1942 г.

УРОВЕНЬ 3: Рапорты командиров соединений и оперативных групп (ОГ), входивших в вышеуказанные ОС:

  1. Командира авиабазы ВМС США на атолле Мидуэй капитана 1-го ранга Сирела Т. Симарда от 18 июня 1942 г.
  2. Командира ОГ-16.2 (эскорта 16-го ОС) контр-адмирала Томаса К. Кинкейда от 11 июня 1942 г.
  3. Командира ОГ-17.2 (эскорта 17-го ОС) контр-адмирала Уильяма У. Смита от 12 июня 1942 г.
  4. Командира 2-й эскадры эсминцев капитана 1-го ранга Джилберта С. Гувера от 4 июня 1942 г.
  5. Командира 6-й эскадры эсминцев капитана 1-го ранга Юджина П. Зауэра от 12 июня 1942 г.
  6. Командира 10-й эскадры эсминцев капитана 1-го ранга Александра Р. Эрли от 11 июня 1942 г.
  7. Командира 1-й эскадры торпедных катеров капитан-лейтенанта Клинтона МакКеллара от 9 июня 1942 г.

Обложка и одна из схем рапорта о боевых повреждениях CV-5 «Йорктаун»

УРОВЕНЬ 4: Рапорты командиров частей и кораблей, входивших в вышеуказанные ОС и ОГ:*

  1. Командира 6-го батальона БО морской пехоты полковника Гарольда Д. Шэннона от 13 июня 1942 г.
  2. Командира 22-й авиагруппы морской пехоты подполковника Айры Л. Каймса от 7 июня 1942 г.
  3. Начальника штаба 22-й авиагруппы морской пехоты майора В. Дж. МакКола от 7 июня 1942 г.
  4. Командира авианосца CV-5 «Йорктаун» капитана 1-го ранга Эллиота Букмастера от 18 июня 1942 г.
  5. СП командира авианосца CV-5 «Йорктаун» капитана 2-го ранга Ирвина Д. Уилтси от 16 июня 1942 г.
  6. Командира авианосца CV-6 «Энтерпрайз» капитана 1-го ранга Джорджа Д. Мюррея от 8 июня 1942 г.
  7. Командира авианосца CV-6 «Энтерпрайз» капитана 1-го ранга Джорджа Д. Мюррея от 13 июня 1942 г.
  8. СП командира авианосца CV-6 «Энтерпрайз» капитана 2-го ранга Т. П. Джеттера от 8 июня 1942 г.
  9. Командира авианосца CV-8 «Хорнет» контр-адмирала Марка А. Митшера от 13 июня 1942 г.
  10. Начальника штаба авиагруппы CV-8 «Хорнет» капитана 3-го ранга Джона Г. Фостера от 12 июня 1942 г.
  11. Рапорты командиров и старших помощников 8 крейсеров эскорта ОС-16 и ОС-17.*
  12. Рапорты командиров и старших помощников 14 эсминцев эскорта ОС-16 и ОС-17.*
  13. Рапорты о боевых походах 12 подводных лодок ОГ-7.1 (действовавших непосредственно в районе АБ Мидуэй)
    * Примечание: В случае боевых повреждений или потери корабля составлялся отдельный рапорт (Damage Report). В случае если ко­ра­бль понёс потери в личном составе или участвовал в спасательной операции, то к рапорту командира прилагался также рапорт на­ча­ль­ника медицинской службы корабля о погибших и пропавших без вести, состоянии раненых и спасённых. Также отдельным ра­по­р­том может идти представление к наградам, а особо отличившиеся военнослужащие обычно упоминаются в основном рапорте. В случае, если корабль вёл огонь (главным калибром, торпедами или средствами ПВО), то прилагаются также рапорты командиров данных БЧ, если говорить по-нашему. Примеры схем ведения огня из подобных рапортов приведены ниже:


УРОВЕНЬ 5: Рапорты командиров авиаэскадрилий берегового и палубного базирования:

  1. ИО командира 221-й истребительной эскадрильи морской пехоты капитана Кирка Армистида от 6 июня 1942 г.*
  2. ИО командира 241-й развед.-бомб. эскадрильи морской пехоты капитана Маршалла А. Тайлера от 12 июня 1942 г.*
  3. Командира 431-й бомбардировочной эскадрильи армии США подполковника Уолтера К. Суини от 7 июня 1942 г.
  4. Командира подразделения 69-й бомбард. эскадрильи армии США капитана Джеймса Д. Коллинза от 6 июня 1942 г.
  5. Командира подразделения 18-й развед. эскадрильи армии США капитана Джеймса П. Мьюри от 6 июня 1942 г.
  6. Командира 3-й истребительной эскадрильи («Йорктаун») капитана 3-го ранга Джона С. Тача от 8 июня 1942 г.
  7. Командира 5-й разведовательной эскадрильи («Йорктаун») кап.-лейтенанта Уоллеса К. Шорта от 7 июня 1942 г.
  8. Командира 6-й бомбардировочной эскадрильи («Энтерпрайз») кап.-лейтенанта Ричарда Г. Беста от 7 июня 1942 г.
  9. Командира 6-й разведовательной эскадрильи («Энтерпрайз») кап.-лейтенанта У. Е. Галлахера от 20 июня 1942 г.
  10. ИО командира 6-й торпедоносной эскадрильи («Энтерпрайз») ст. лейтенанта Роберта Е. Лауба от 4 июня 1942 г.*
  11. Командира 8-й бомбард. эскадрильи («Хорнет») капитана 3-го ранга Роберта Е. Джонсона от 7 июня 1942 г.
    * Как нетрудно догадаться, ИО (Acting Commander) пишут рапорты в случае гибели или ранения штатного командира подразделения.

Посадка повреждённого в бою истребителя F4F-4 с «Йорктауна» на палубу первого подвернувшегося авианосца. Обратите внимание на ха­ра­к­те­р­ные дымки у передних кромок плоскостей – от жёсткой посадки закоротило электроспуск пулемётов. В отчёте командира АВ «Хорнет» красочно описаны последствия воздействия бронебойных и зажигательных пуль 12,7-мм на надстройку авианосца. 5 трупов, 20 раненых.

УРОВЕНЬ 6: Рапорты, докладные и отчёты отдельных военнослужащих:

  1. Рапорт координатора авиации АБ ВМС Мидуэй капитана 2-го ранга Логана К. Рамсея от 15 июня 1942 г.
  2. Журнал радиопереговоров диспетчера истребителей боевого воздушного патруля ОС-16 и ОС-17 от 4 июня 1942 г.
  3. Отчёты 12 пилотов 221-й истребительной эскадрильи морской пехоты от 4-6 июня 1942 г.*
  4. Отчёты 19 пилотов 241-й разведовательно-бомбардировочной эскадрильи морской пехоты от 7 июня 1942 г.*
  5. Рапорт пилота 8-й торпедоносной эскадрильи лейтенанта Альберта К. Эрнеста от 23 июня 1942 г. (пилота еди­н­с­т­ве­н­но­го уцелевшего торпедоносца TBF-1 «Авенджер» из подразделения, действовавшего с АБ Мидуэй)
  6. Рапорт стрелка-радиста 8-й бомбар. эскадрильи («Хорнет») старшины 3-й статьи Лероя Кьюилена от 5 июня 1942 г. (единственного, кто слышал последние радиопереговоры полностью погибшей 8-й торпедоносной эскадрильи).
  7. 2 отчёта командира 3-й истребительной эскадрильи («Йорктаун») капитана 3-го ранга Дж. С. Тача от 4 июня 1942 г.* (о воздушном бое над вражеским соединением и об отражении атаки японских торпедоносцев).
  8. Рапорт зам. командира 44-й патрульной эскадрильи капитан-лейтенанта Уильяма Л. Ричардса от 18 июня 1942 г. (командира сводного подразделения из 4-х PBY-5A «Каталина», осуществившего ночную торпедную атаку).
  9. Отчёты 5 пилотов 51-й патрульной эскадрильи об обнаружении вражеских кораблей 3-5 июня 1942 г.*
  10. Журнал офицера связи армейской бомбардировочной авиации на АБ Мидуэй майора Дж. К. Уорнера (без даты).
  11. 2 отчёта пилотов B-26 «Мародёр» о боевых вылетах в роли торпедоносцев 4 июня 1942 г.*
  12. 51 отчёт о разведовательных и боевых вылетах пилотов B-17 «Флайинг Фортресс» в период 2-7 июня 1942 г.*
  13. * Примечание: Пилоты морской пехоты писали отчёты о боевых вылетах в свободной форме. В армейской авиации был разработан шаблон отчёта со стандартными пунктами. Лучше всего дело обстояло в авиации ВМС, там пилоты заполняли отпечатанную типографским способом анкету-опросник, хотя, за неимением бланков эта анкета вместе с ответами часто целиком печаталась на пишущей машинке. Примеры подобных отчётов на иллюстрации ниже, приведены в указанном порядке:


ПЛАНИРОВАНИЕ:

С документами на эту тему всё гораздо сложней. Потому как красивые карты с красивыми стрелочками и подписями во­е­но­на­чальников существуют лишь в воображении кинематографистов, а на самом деле данный процесс обычно происходит на уровне устных обсуждений, в лучшем случае – на уровне «рабочих записок», «меморандумов», а также радиограмм/те­ле­г­рамм ме­ж­ду различными штабами. Плюс данные разведки, не все из которых и сейчас доступны. В окончательном виде всё это при­ни­ма­ет форму оперативного плана с вытекающими из него боевыми приказами конкретным объединениям, соединениям, частям и подразделениям. В случае сражения при Мидуэе к по­до­б­ным документам можно отнести следующие:


  1. Переписка между Главкомом ТФ США адмиралом Честером У. Нимицем и Главкомом ВМС США адмиралом Эр­не­с­том Дж. Кингом за май 1942 г. (из так называемой «Nimitz Gray Book»)
  2. Меморандум об организации авиаразведки командующего ПВО Тихоокеанского флота США и командира 2-го па­т­ру­ль­ного авиакрыла контр-адмирала Патрика Н. Беллинджера от 23 мая 1942 г.
  3. Оперативный план №29-42 Главкома Тихоокеанского флота США адмирала Честера У. Нимица от 27 мая 1942 г.
  4. Письмо-инструкция Главкома Тихоокеанского флота США адмирала Честера У. Нимица от 28 мая 1942 г.
  5. Оперативный приказ №3-42 командира 6-го батальона береговой обороны морской пехоты полковника Гарольда Д. Шэннона от 30 мая 1942 г.
  6. Дополнительная разведсводка о предполагаемом составе вражеских сил Главкома Тихоокеанского флота США ад­ми­ра­ла Честера У. Нимица командирам ОС от 31 мая 1942 г.
  7. Оперативный план по организации авиаразведки в районе Мидуэя командира 44-й патрульной эскадрильи капитана 3-го ранга Роберта К. Брикснера от 1 июня 1942 г.

Вот как, например, была сформулирована основная задача американской операции при Мидуэе.

В списки выше вошла далеко не вся американская отчётность по сражению при Мидуэе, а лишь то, что уже имеется у ме­ня в наличии, в виде ксерокопий или сканов документов. Надо бы как-нибудь собраться и посчитать сколько уже тысяч стра­ниц набежало. К сожалению, для полного счастья кое-чего всё ещё не хватает. Ищем и обрящем, хотя часть важных до­ку­ме­н­тов (касающихся, в первую очередь, радиоразведки и криптоанализа) всё ещё засекречена, так как была передана в архив Аге­н­т­с­т­ва национальной безопасности (NSA), на который стандартные сроки секретности не распространяются.


ТЕКУЩАЯ ОТЧЁТНОСТЬ:

Приведённое выше относится к «разовой» отчётности, посвещённой конкретному событию, в данном случае – сражению при Мидуэе. Однако, кроме этого в объединениях, соединения, частях, подразделениях и на кораблях в постоянном режиме ве­дё­т­ся ещё и текущая отчётность. В общем виде она состоит из:


  1. Вахтенные офицеры кораблей в режиме реального времени ведут черновой вахтенный журнал (Deck Log), в который заносятся курс, скорость, обороты машины, давление в котлах, погодные условия, место в ордере и его тип, любые из­ме­не­ни­я этих характеристик а также другие важные события. Пример подобного журнала можно посмотреть здесь.
  2. Одновременно с этим ведётся штурманский журнал (Navigation Log), в котором отслеживается местоположение ко­ра­б­ля (теоретически с точностью до угловой минуты, то есть, плюс-минус морская миля).
  3. Подразделение связи корабля ведёт журнал принятых и переданных радиограмм.
  4. Авиационное подразделение корабля (как палубной авиации на авианосцах, так и катапультных разведчиков на кре­й­се­рах и линкорах) ведёт авиационный журнал (Aviation Log), где отмечается время взлётов и посадок самолётов.
  5. В конечном счёте основные данные из указанных выше журналов сводятся в журнал боевых действий (War Diary) ко­ра­б­ля. Пример подобного журнала можно посмотреть здесь.
  6. Аналогичным образом сводятся журналы боевых действий подразделений, частей, соединений и объединений (начиная с уровня отдельного батальона, эскадрильи или эскадры/отряда кораблей), за исключением, конечно, навигационной составляющей в случае сухопутных или авиационных. Здесь можно посмотреть примеры ЖБД авиабазы ВМС Мидуэй и 6-го батальона береговой обороны сил морской пехоты флота.
  7. Отдельно располагается массив текущей отчётности по материально-техническому снабжению.

P.S. Если кто осилил до этого места, то, подозреваю, что это было далеко не самым увлекательным чтивом в его жизни. Но мне просто захотелось показать кусочек «кухни». То, откуда странные люди, с умным видом вещающие вам про всякие сра­же­ния, черпают исходную информаци. А за компанию набросал черновик одного из разделов библиографии :)

Posts from This Journal by “Библиография” Tag

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
sovice_snezni
Jul. 7th, 2016 02:53 pm (UTC)
> Если кто осилил до этого места, то, подозреваю, что это было далеко не самым увлекательным чтивом в его жизни.

Наоборот. Всегда интересно - "откуда это известно" и "какова база для предположений". Плюс наглядная демонстрация, что "работа с документами" это не просто "я два десятка каких-то документов прочитал".
fatangryopossum
Jul. 7th, 2016 03:07 pm (UTC)
Спасибо за интересный материал.
Заранее оговорюсь, что плохо представляю принципы штабной работы..
В случае с рапортами, что означает термин "базируется" применительно к рапорту вышестоящего командира по отношению к нижестоящему? Рапорт каждого нового высшего звена обобщает сведения из нижестоящих источников, оставляя самое ценное для последующего высшего звена?
Иначе, КМК, если содержание рапортов дублирует друг друга с добавлением сведений на очередном уровне, то документооборот должен сильно усложняться.
Или там какие-то другие методы работы были?
midnike
Jul. 7th, 2016 03:53 pm (UTC)
>> Рапорт каждого нового высшего звена обобщает сведения из нижестоящих источников, оставляя самое ценное для последующего высшего звена?

Примерно так, но несколько сложней. В качестве примера можно рассмотреть командную цепочку авиации морпехов. В посте про капитана Флеминга (http://midnike.livejournal.com/25811.html) я рассказывал об атаке 241-й эскадрильи пикировщиков на крейсеры "Могами" и "Микума". Однако ИО командира возглавлял первую группу, которая ушла сразу после атаки. Поэтому про действия второй группы он знал лишь из отчётов входивших в неё пилотов. Не говоря уж о том, что "поле зрения" отдельного пилота-пикировщика крайне ограничено (ему тупо некогда башкой по сторонам крутить), и более-менее связную картину можно получить лишь сведя их наблюдения вместе. И то возникает куча неувязок.

Примерно та же история с 221-й истребительной эскадрильей, которая встречала японский налёт разбитая на отдельно действовавшие группы. Примерную общую картину можно было получить лишь сложив доклады выживших пилотов, при том, что из некоторых групп не осталось вообще никого.

Дальше всё это поступает уровнем выше, командиру и НШ 22-й авиагруппы. Они это суммируют и добавляют данные со "своей колокольни" (то, что они видели с земли, а также общую статистику, действия и потери наземных служб, расход боеприпасов и бензина и т. д.)

Дальше это поступает на уровень командира всей авиабазы Мидуэй, где добавляются данные других авиаподразделений, результаты работы средств ПВО, радаров, разрушения в результате бомбёжки и штурмовки авиабазы, ещё более широкую статистику по потерям и результатам атак, обобщённые данные материально-технического характера и т. д.

То есть на каждом этапе из данных предудущего уровня делается выжимка, они объединяются с такими же выжимками других подразделений, добавляются данные со своего уровня, и всё это подаётся на следующий. С каждым этапом теряя в детальности, естественно. Поэтому и интересно читать с самого низа :)
fatangryopossum
Jul. 7th, 2016 04:03 pm (UTC)
Ясно, спасибо за объяснение.
Только один вопрос остался: есть ли в этих цепочках рапортов какая-то аналитика в стиле "видел то-то и то-то, на основании чего предполагаю, что.." или же от респондентов требуют сугубо информацию? И на каких уровнях более или менее серьезная аналитика начинается?
midnike
Jul. 7th, 2016 04:14 pm (UTC)
Иногда предположений даже с избытком начиная с самого низу, типа:
The above victories do not include planes shot down by VMF-221's missing pilots, so it is safe to assume a like performance for 16 missing or wounded pilots, i.e: 15 bombers and 5 fighters; making the total victories of VMF-221, 23 bombers and 8 fighters, not including damaged planes. This estimate is further borne out by the difference in number of bombers observed at the scene of conflict and the total number of bombs dropped on Midway Islands.

Ну и всякие соображения и предложения по улучшению тоже с самого низа, начиная с уровня пилотов, типа:
The Zero Fighter is faster in level flight than the F2A-3. It is much more maneuverable than the F2A-3. It can out climb the F2A-3. It has more fire power than the F2A-3.
In general, the Japanese airplanes appear to be very vulnerable to 50 cal. gun fire. They burst into flame in nearly all cases upon receiving any bullets.
It is my belief that the use of incendiary bullets greatly increases the effectiveness of attack against Japanese aircraft.
fatangryopossum
Jul. 7th, 2016 04:22 pm (UTC)
Еще раз спасибо. Теперь вроде картина прояснилась.
v_zagloba
Jul. 7th, 2016 03:46 pm (UTC)
С аварийным самолетом фото известное, читал что там еще сын кого-то из адмиралов погиб на авианосце.
midnike
Jul. 7th, 2016 03:54 pm (UTC)
Сын командующего Атлантическим флотом в-адм. Ингерсолла.
harpercharles
Jul. 7th, 2016 03:47 pm (UTC)
Статья интересная, спасибо.

бронебойных и зажигательных пуль 12,7-мм
Я не уверен, но разве там не единым бронебойно-зажигательным выстрелом вся лента забивалась?

надстройку авианосца. 5 трупов, 20 раненых
Неужели надстройка не имела даже противопульного бронирования? Количество убитых и раненных просто ужасное!

Edited at 2016-07-07 03:48 pm (UTC)
midnike
Jul. 7th, 2016 04:03 pm (UTC)
>>Я не уверен, но разве там не единым бронебойно-зажигательным выстрелом вся лента забивалась?

Во-первых, таких тогда у них ещё не было. Полную "номенлклатуру" амерских 12,7-мм боеприпасов на тот момент можно глянуть у меня вот тут: http://midway1942.com/planes/arm_ammo.shtml

Во вторых, набивка была комбинированная, стандарт: My guns were loaded with 2 tracer, 2 armor piercing, 1 ball and 1 incendiary every six rounds.

>>Неужели надстройка не имела даже противопульного бронирования?

Неа, в основном нет. Это ж даже не крейсер. В отчёте особо отмечается, что пули спокойно прошили 1/4" (6,35 мм) профили несущих конструкций. Самое толстое, что было у них на пути.
harpercharles
Jul. 7th, 2016 04:24 pm (UTC)
1 ball

Ball это что? "Обычный" (не знаю, как правильно называется) выстрел?
midnike
Jul. 7th, 2016 04:33 pm (UTC)
Ага. Исторически осталось с тех времён когда мушкетная пуля действительно была просто свинцовым шариком :)
harpercharles
Jul. 7th, 2016 04:37 pm (UTC)
У нас они как, практические называются?
midnike
Jul. 7th, 2016 04:57 pm (UTC)
Не, "практическими" обычно называют учебные/тренировочные боеприпасы. А обыкновенная пуля -- она и есть обыкновенная :) В противоположность "специальным". Хотя есть ещё классификация по типу оболочки: безоболоченная (например у револьверов или мелкашки), полуоболоченная, цельнооболоченная, с сердечником и т. д.
harpercharles
Jul. 7th, 2016 05:00 pm (UTC)
Понятно, спасибо.
madrador23
Jul. 7th, 2016 09:13 pm (UTC)
Не могу согласиться с объединением терминов "учебные" и "практические" в одно целое по отношению к нашим боеприпасам. Возьмем снаряды, к примеру. Под "учебными" следует понимать выхолощенные изделия без взрывателей, пороха, ВВ и проч. Перед нами грубо говоря макет, муляж с весом и размерами боевого изделия. С практическими снарядами немного иначе - ими можно стрелять, но сами снаряды не имеют ВВ. Хотя в общем и "учебные" и "практические" изделия выполняют одну и ту же главную функцию: позволяют произвести обучение личного состава боевой части на материальной части без ограничений, связанных с использованием штатных снаряженных ВВ боеприпасов.
midnike
Jul. 7th, 2016 11:31 pm (UTC)
Принято, неправильно сформулировал :)
gur64
Jul. 10th, 2016 10:53 am (UTC)
Ну и дополнительно: ball ammunition - это боевые патроны, в отличие от холостых:)
thagastan
Jul. 7th, 2016 05:06 pm (UTC)
У нас 12,7х108 сразу получил пулю со стальным закаленным сердечником. Браунинг делался в конце ПМВ и имел пули с сердечником из свинца.
harpercharles
Jul. 7th, 2016 05:09 pm (UTC)
Спасибо за участие, но я не про конкретно 12,7 мм спрашивал, а вообще, как обычные выстрелы называются.
midnike
Jul. 7th, 2016 05:15 pm (UTC)
Но в любом случае про стрелковку и боеприпасы -- это лучше где-нибудь в http://mpopenker.livejournal.com спрашивать. Там тусуется народ, действительно в этой теме разбирающийся, а я так -- мимо проходил :)
citizenkane1941
Jul. 7th, 2016 03:55 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно!
Показывает как все непросто чтобы "копнуть глубже". Впечатлила история с "Уайлдкетом" - а какие-нибудь правила безопасности добавились, чтобы избежать подобного в будущем?
midnike
Jul. 7th, 2016 04:09 pm (UTC)
Re: Спасибо, очень интересно!
Ну, вообще это решалось обесточиванием цепи питания электроспуска. Но в данном случае повреждённый провод тупо коротнул на массу. Народу ещё повезло, что истребитель возвращался из боя и остатков БК хватило лишь на 2-сек очередь из 6 стволов.
madrador23
Jul. 7th, 2016 04:54 pm (UTC)
Вопрос по текущей отчетности. Вы привели примеры ЖБД разных частей. Сам вид документов, выполненных без единой помарки и исправлений в одном стиле, наводит на мысль, что это компьютерная перепечатка с оригиналов. Это делается для удобства восприятия текста, но для кого - для исследователей архивов или других желающих вникнуть в тему? Кем делается, где и с какой целью? Хранится отдельно от оригиналов? Поясните вот это как-то развернуто. В наших архивах чаще всего в ход идут сканированные версии оригиналов, гораздо реже рукописный текст переводят в удобочитаемую форму.
midnike
Jul. 7th, 2016 05:42 pm (UTC)
1. Все эти документы на моём сайте(а не только "текучка") -- это переведённые в текстовую форму (HTML) документы, изначально полученные, конечно, в виде ксерокопий и микрофильмов с оригиналов, заказанных в Госархиве США (NARA). В последнее время многие из них (как и у нас) стали доступны в виде сканов высокого разрешения.
2. Часть из них была набита в техт другими (например, часть рапортов "Энтерпрайза" имеется на сайте этого корабля), но бОльшую перевёл в текст уже я сам, где-то через OCR, а в случае низкого качества оригинала -- просто ручками.
3. Первоначально это делалось исключительно для себя, для удобства работы с этими документами, чтобы проще было искать по ключевым словам, цитаты делать и т. д.
4. Потом решил выложить их для общего доступа и чисто из эстетических соображений не просто в виде текста, а отформатировав так, чтобы было максимально похоже на оригиналы. Кроме того, в таком виде оно, как мне кажется, лучше воспринимается. Всё никак не соберусь обработать и добавить туда сами сканы для полного комплекта.
5. Пользуются все, кому интересно. От просто любопытствующих, до студентов-историков и курсантов военно-морских училищ (в основном, из англоязычных стран, включая Индию).
6. Что касается "чисто и без помарок" -- с пишмашинками в США было получше, чем у нас, поэтому большинство документов отпечатано на них и в большинстве случаев это делали подготовленные писари с рукописного черновика. За редким исключением, когда по машинописи сразу заметно, что это сам пилот чертыхаясь одним пальцем печатал :) Рукописное встречается в основном на всяких схемах, картах и т. д. Или ручная правка напечатанного текста.
7. Тот же Deck Log с "Хорнета" из примера -- оно вообще на типографском бланке печаталось.

madrador23
Jul. 7th, 2016 08:48 pm (UTC)
Огромное спасибо за работу! Не могу не выразить свое восхищение и уважение Вам лично. Кстати, пытаюсь читать тексты на оригинальном языке и просто заставляю себя продираться сквозь дебри сокращений, жаргонных слов и терминов, значения которых не понимаю. Чаще всего, разозлившись, плюю на это гиблое для меня дело - ведь это отдельный мир, живущий по своим законам. Быть может, найдете время помещать перевод на русский язык рядом с оригинальным текстом?
thagastan
Jul. 7th, 2016 05:07 pm (UTC)
Хорошо и ясно.
ecoross1
Jul. 7th, 2016 07:06 pm (UTC)
Спасибо!
( 28 comments — Leave a comment )