?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мидуэй: Цена поражения


Выжившие после успешной атаки японских авианосцев пилоты пикирующих бомбардировщиков SBD-3 вряд ли осознавали, что только что изменили ход истории. Их командиры, до четырёхзвёздных адмиралов включительно, тоже вряд ли понимали тогда, что ещё продолжающееся морское сражение за крохотный атолл уже стало поворотным пунктом всей Тихоокеанской войны. И уж точно ни те, ни другие не подозревали, каким количеством мифов со временем обрастёт то, что они только что сделали. Наиболее известным из них станет миф о результатах и последствиях сражения при Мидуэе:  

Самые невосполнимые потери Империя понесла в великолепно обученной элите палубной авиации. Из двух с половиной тысяч погибших японцев большинством оказались летчики двух дивизий [...] Первого воздушного флота – главного козыря в войне на Тихом океане. Именно Первый воздушный флот под командованием адмирала Нагумо обеспечил Японии полгода непрерывных побед на огромных пространствах от Перл-Харбора до Цейлона. [...] После Мидуэя этот козырь был бит, и Япония встала на путь, ведущий к окончательному поражению. [...] Преимущество в воздушных боях стало переходить к американцам, пока не достигло пика в 1944-45 годах, когда Япония, в качестве отчаянной меры была вынуждена пойти на использование камикадзе.
Андрей Мартьянов, сказка «Мидуэй» на сайте игры World of Warplanes, 5 июня 2012.
Я начал с этой цитаты вовсе не из желания поиздеваться над глубокоуважаемым gunter_spb – он всего лишь честно вос­про­из­вёл в своей сказке для пилотов старшего школьного возраста то, что все мы неоднократно встречали в исторических (а ещё чаще – околоисторических) книгах и статьях.  Пусть это и сказка, но она очень хорошо иллюстрирует расхожие представления об этом сражении, однако именно расхожие представления слишком часто имеют мало общего с реальностью.

По вполне понятным причинам, победители при Мидуэе поначалу достаточно смутно представляли себе уровень потерь, нанесённых ими противнику. В суммирующем рапорте Главкома Тихоокеанского флота США адмирала Честера У. Нимица от 28 июня 1942 г. оценка японских потерь выглядела следующим образом (Здесь и далее выделения в цитатах мои):
a) 4 АВ потоплено – «Акаги», «Кага», «Сорю», «Хирю» – с потерей всех самолётов и большого количества
    личного состава. Потери оцениваются в 275 самолётов, 2400 человек личного состава.
b) 2, возможно 3, ЛК повреждено. Один серьёзно.
c) 2 КРТ потоплено – «Могами», «Микума» – 3 или более повреждены, часть – серьёзно.
d) 1 КРЛ повреждён.
e) 3 ЭМ потоплено, ещё один – возможно потоплен.
f) 4 ТР получили попадания. 1 или более – возможно потоплены.
g) Оценочные общие потери в личном составе – 4800 человек.1

В реальности японцы потеряли четыре авианосца и один тяжёлый крейсер «Микума», плюс серьёзно повреждённый тяжёлый крейсер «Могами» и легко повреждённый танкер «Акебоно-Мару». Оценки же потерь в самолётах и личном составе японских авианосцев откровенно взяты с потолка – американские аналитики, готовившие эти цифры, просто использовали оценочные численности авиагрупп указанных авианосцев, а по личному составу похоже, что оценочные цифры экипажей этих кораблей были банально поделены на два. Поскольку по потерям лётного состава не имелось вообще никаких предположений, то об этом даже не упоминали.

1. Торпедоносцы «Накадзима» B5N2 прорываются через зенитный барраж, на заднем плане виден сбитый самолёт из этой группы.
2. Пикирующий бомбардировщик «Аити» D3A1 в окружении трассеров зенитных автоматов сбрасывает бомбу на авианосец «Йорутаун».

По окончании войны в руки американской разведки попал чудом сохранившийся «Подробный рапорт №6» Главкома Первого Воздушного флота вице-адмирала Тюити Нагумо от 15 июня 1942 г., из которого американцы смогли получить более точные цифры потерь соединения в самолётах и личном составе: около 250 самолётов из которых 44 потеряно в бою вместе с эки­па­жами, суммарные потери личного состава около 2155 человек.2 Отсюда можно было посчитать количество пилотов, погибших в воздухе, однако по-прежнему ничего не было известно о потерях пилотов в результате ударов по авианосцам. Единственным источником информации на эту тему стали проводившиеся осенью 1945 г. допросы японских военнослужащих, среди которых были и старшие офицеры потопленных авианосцев Первого Мобильного соединения. (Приведены фрагменты допросов, в скобках указаны должности, занимаемые этими офицерами во время сражения при Мидуэе):
Капитан 1-го ранга Т. Аоки (командир авианосца «Акаги»).
Вопрос: Сколько пилотов было спасено и сколько потеряно?
Ответ: Было потеряно 6 пилотов. Остальные подобраны эсминцами.
Капитан 1-го ранга Т. Амаги (зам. командира авианосца «Кага» по авиации).
Вопрос: Сколько пилотов было спасено?
Ответ: Около 40 пилотов. Около 50% пилотов было спасено.
Капитан 1-го ранга С. Кавагути (зам. командира авианосца «Хирю» по авиации).
Вопрос: Сколько членов экипажа и пилотов было потеряно на «Хирю»?
Ответ: Около 60 пилотов и 500 членов экипажа из 1500.
Капитан 1-го ранга Х. Охара (старший помощник командира авианосца «Сорю»).
Вопрос: Где вы находились во время сражения?
Ответ: [...] Около 700 членов экипажа погибло, включая около 30 пилотов.3
Даже если закрыть глаза на достаточно низкую достоверность этих цифр, приведённых спустя три с лишним года по памяти, то в самом оптимистическом (с американской точки зрения) варианте японские потери составили 130-140 пилотов. Получив эти данные американские специалисты почему-то не стали делать далеко идущих выводов о том, что поражение при Мидуэе полностью обескровило японскую морскую авиацию и тем самым обрекло Японию на автоматическое поражение в войне. Также, судя по всему, они достаточно скептически восприняли озвученную капитаном 1-го ранга Кавагути цифру потерь по «Хирю» – согласитесь, крайне сложно потерять 60 пилотов, изначально имея на борту лишь 57 одномоторных самолётов... Так или иначе, но в опубликованной в 1946 году обзорной работе «Кампании Тихоокеанской войны» была дана вполне взвешенная и реалистичная оценка как японских потерь при Мидуэе, так и той роли, которую они сыграли в дальнейшем ходе войны. Двумя годами позже, в подготовленном Военно-морским колледжем США детальном исследовании уже непосредственно по Мидуэю, эти выводы были повторены почти дословно:
Потеря четырёх их лучших авианосцев, вместе с потерей 250 самолётов и около 100 пилотов первой линии лишила их той мощной ударной силы, с которой они добились своих завоеваний, и которой планировали отразить попытки США контратаковать. [...] балланс сил на Тихом океане начал неуклонно смещаться в пользу США.
United States Strategic Bombing Survey (Pacific), “The Campaigns of the Pacific War”, 1946.
Потеря четырёх лучших авианосцев вместе с большим количеством их лучших пилотов лишила японский флот значительной и важной части их мощных авианосных сил.
Richard W. Bates “The Battle of Midway Including the Aleutian Phase, June 3 to
June 14, 1942. Strategical and Tactical Analysis”, U.S. Naval War College, 1948.

Из десяти торпедоносцев «Накадзима» B5N2, атаковавших авианосец «Йорутаун», лишь половине удалось вернуться на свой корабль.

К сожалению, я не могу с полной уверенностью сказать, кто именно первым решил воспользоваться шуткой великого русского полководца: «пиши больше – чего их, басурман, жалеть!» Самой ранней из известных мне работ, где встречаются радикально увеличенные Мидуэйские потери японских пилотов и, соответственно, сделанные из этого не менее радикальные обобщающие выводы, является опубликованная в 1950 году книга вице-адмирала Фредерика Шермана, известная нашим читателям под названиями «Американские авианосцы» (1956) или «Война на Тихом океане. Авианосцы в бою» (1999):
Когда они [японцы] у о. Мидуэй потеряли свое превосходство в авианосцах вместе с сотнями незаменимых квалифицированных летчиков, они потеряли господство на Тихом океане и в конечном счете проиграли войну.
Frederick Sherman, «Combat Command: The American Aircraft Carriers in the Pacific War», 1950.
Но и этого показалось мало, и никто иной, как Уинстон Черчилль – ещё пока не сэр и не Нобелевский лауреат – в вышедшем в том же 1950 году 4-ом томе своей эпопеи решил не мелочиться и радостно отправил на дно Тихого океана вообще весь лётный состав 1-й и 2-й дивизий авианосцев, то есть не только поголовно всех пилотов, но ещё и стрелков-радистов с бомбардирами за компанию. Возможно, дело здесь не во врождённой кровожадности  британского политика, а в всего лишь в том, что он элементарно дружил с арифметикой и понимал, что другим способом пресловутых «сотен» просто не получить:
Таким образом, последний из четырех авианосцев Нагумо был уничтожен, и вместе с ними погибли все их превосходно обученные экипажи самолетов. Они так и не были заменены. Так закончилась битва 4 июня, которую справедливо считают поворотным пунктом в войне на Тихом океане.
Уинстон Л. Черчилль, «Вторая Мировая война», Том IV. «Поворот судьбы», 1950.
Переходя из книги в книгу, тезис об обескровившем японскую морскую авиацию Мидуэйском падеже сотен незаменимых пилотов постепенно становился общепринятым, поэтому когда спустя десять лет он был повторён в книге, на обложке которой стояло имя наиболее авторитетного специалиста по войне на Тихом океане – это было восприято уже как некий «общеизвестный факт». И пусть единственным вкладом в эту книгу 75-летнего адмирала флота в запасе Честера У. Нимица было предисловие к ней – тем не менее, добивающий залп главным калибром был сделан, миф был окончательно канонизирован:
...потери японцев составили 3500 человек, в том числе несколько сотен первоклассных летчиков. Эта потеря явилась одной из самых важных. Возможно, именно она решила в конечном cчете судьбу Японии.
Elmer B. Potter, Chester W. Nimitz, «Sea Power», 1960.

Особую пикантность ситуации придаёт тот факт, что подобные оценки мы можем встретить лишь в работах, посвящённых либо Тихоокеанской войне в целом, либо Второй Мировой тоже в целом, плюс всякого рода работы, касающиеся прежде всего военной техники, где события боевого применения оной идут скорей фоном и просто списаны из работ двух первых категорий (ну и во всякого рода откровенно компилятивных поделках на указанные темы), в то время как ни в одном серьёзном иссле­до­ва­нии, посвящённом непосредственно Мидуэю, вы их не найдёте. Связано это с тем, что авторы этих работ4 слишком хорошо представляли как сам ход сражения, так и количество самолётов на борту Первого Мобильного соединения, а потому точно знали, что сотням погибших пилотов неоткуда было взяться просто физически. Однако, поскольку документально под­твер­ждён­ных цифр потерь (если не считать материалов допросов, приведённых выше) у них на руках не было, то заострять внимание на этом вопросе никто не спешил. Спорить с устоявшимся мнением – тем более, когда это мнение уже многократно проштамповано признанными авторитетами – себе дороже.

1. Пикирующий бомбардировщик «Аити» D3A1 под огнём американского истребителя. 2. Крыло сбитого над атоллом Мидуэй японского самолёта. 3. Сбитый зенитчиками авианосца «Йорутаун» торпедоносец «Накадзима» B5N2. 4. Повреждённый зенитчиками Мидуэя бомбардировщик «Аити» D3A1 в своём последнем пике. (Кадры из документального фильма Джона Форда «Battle of Midway» 1942 г. )

Ситуация изменилась лишь в конце 90-х годов, когда американские военные историки решили, наконец, обратить внимание на работы своих коллег по другую сторону Тихого океана (подробней об этом я писал в предыдущей статье). Оказалось, что в распоряжении японским историков имеются подробные рапорты авиагрупп японских авианосцев, принимавших участие в боевых действиях Мидуэйско-Алеутской операции, а также списки личного состава авиагрупп этих авианосцев. На основании этих документов были составлены подробные поимённые списки и отслежена судьба большинства пилотов и других членов экипажей. В сжатом виде данные по потерям пилотов при Мидуэе выглядят сейчас следующим образом:5

Авианосец Всего:
Самолётов на борту:*«Акаги» – 60«Кага» – 74«Хирю» – 57«Сорю» – 57248
Потеряно пилотов:Итого:
Атака Мидуэя:134210
Атаки «Йорктауна»:2323
Оборона соединения:245213
Погибли на корабле:367420
Всего пилотов:61339866
Общие потери АГ:**7217210110
* Включая 21 истребитель из 6-й авиагруппы, предназначавшихся для японской авиабазы на Мидуэе после его оккупации.
** Включая пилотов, стрелков-радистов и бомбардиров/наблюдателей.

Как мы видим, ни о каких «сотнях погибших пилотов» речи не идёт. Даже суммарные потери всего лётного состава с трудом переваливают за сотню (это подсчёты М. Хорана, в японских источниках встречается цифра 98). Кроме того хорошо видно, что бóльшая часть пилотов (46 из 66) погибли не под бомбами американских пикировщиков, а в воздухе, то есть они были бы точно так же потеряны даже в случае более благоприятного для японцев развития событий. Сравнительно низкое количество погибших на кораблях пилотов объясняется достаточно просто: наибольшие потери понесли те члены экипажей авианосцев, что либо находились вблизи первичных и вторичных взрывов (т. е. на ангарных палубах), либо принимали участие в попытках лик­ви­да­ции пожаров, либо оказались отрезанными от путей эвакуации. Ни в одну из этих категорий пилоты не входили. В момент атаки они находились большей частью в помещениях для инструктажа, а к действиям по борьбе за живучесть их не привлекали – для этого они, как минимум, слишком плохо разбирались в устройстве своих кораблей.

Бóльшая часть погибших при Мидуэе японских пилотов были сбиты американскими истребителями и зенитками.
1. Четыре торпедоносца «Накадзима» B5N2 прорываются через зенитный огонь к «Йорктауну». Ни один из них не переживёт этого боя.
2. Один из этой четвёрки уже в воде. Сбивший его истребитель «Грумман» F4F-4 (в кружке), чудом не попавший под зенитные залпы своих же кораблей, разворачивается для следующей атаки.

Теперь самое время сказать совсем уж крамольную вещь: американцы в сражении при Мидуэе потеряли гораздо меньше самолётов, но значительно больше пилотов, чем японцы: 186 человек лётного состава, из которых 94 были пилотами (включая 3-х вторых пилотов многомоторных машин).6 Однако никому почему-то не приходит в голову считать эти потери ката­стро­фи­чес­кими, а победу – пирровой, хотя пилоты у американцев тоже на деревьях сами собой не росли.

Поражение при Мидуэе действительно стало для Японии катастрофой. Но далеко не по причине катастрофических потерь лётного состава. Они действительно были серьёзными и по количеству, и по качеству, но в реальности были даже меньше суммы потерь во время рейда на Пёрл-Харбор и сражения в Коралловом море. Однако пилотов «первой линии», то есть прошедших полноценный трёхлетний курс подготовки, у японцев всё ещё хватало. А вот достаточного количества авианосцев уже не было... И – что ещё страшней – и не предвиделось: если на американских верфях на тот момент строилось 3 эскад­рен­ных и 9 лёгких авианосцев, то на японских лишь 1 эскадренный, 1 лёгкий и 1 перестраиваемый из пассажирского лайнера, которые никак не могли компенсировать потери 4-х эскадренных авианосцев. В результате японский флот потерял спо­соб­ность «проекции силы» при массированной поддержке с воздуха, а вместе с этим и стратегическую инициативу. Теперь японцам оставалось лишь реагировать на действия противника, и те остатки воздушного меча Империи, которым не нашлось места на палубах немногочисленных оставшихся авианосцев, оказались на береговых аэродромах и были втянуты в много­ме­сяч­ную мясорубку в небе Гуадалканала, окончательно перемоловшую кадровую авиацию Императорского флота. Блицкриг был остановлен, началась война на истощение. Война, в которой у Японии уже не было никаких шансов на победу.

1 Commander-in-Chief U.S. Pacific Fleet to Commander-in-Chief U.S. Fleet, Serial 01849, Subject: Battle of Midway, 28 June 1942.
2 Commander-in-Chief First Air Fleet, “Detailed Battle Report No. 6”, 15 June 1942.
3 United States Strategic Bombing Survey (Pacific), “Interrogations of Japanese Officials”, 1946.
4 Samuel E. Morison, “Coral Sea, Midway, and Submarine Actions, May 1942 - August 1942” 1949.
  Mitsuo Fuchida, Masatake Okumiya, “Midway: The Battle that Doomed Japan. The Japanese Navy's Story” 1955.
  Walter Lord, “Incredible Victory” 1967.
  Gordon W. Prange, Donald M. Goldstein, Katherine V. Dillon, “Miracle at Midway” 1982.
  Robert J. Cressman, “A Glorious Page in Our History: The Battle of Midway, 4-6 June 1942” 1990.
5 Jonathan B. Parshall, Anthony B. Tully, “Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway” 2005.
6 Robert J. Cressman “A Glorious Page in Our History: The Battle of Midway, 4-6 June 1942” 1990.

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
shokaku_2
Jan. 2nd, 2013 09:33 pm (UTC)
Большое спасибо за ваши тексты, всегда читаются с огромным интересом.

Признаюсь, у меня всегда было предубеждение против "демонизации" битвы у Мидуэя - как события, которое будто бы само по себе определило исход четырех лет война. Это, мягко, говоря, несерьезно.
midnike
Jan. 2nd, 2013 11:50 pm (UTC)
Ну, как бы оно на самом деле было тем самым переломным событием, а с другой стороны -- объяснять всё последующее исключительно последствиями Мидуэя... Как говорится "На каждый сложный вопрос всегда находится простой и понятный широкой публике неправильный ответ". Вот это он самый и есть. Тот же самый Гуадалканал мог минимум 3 раза накрыться медным тазом, ну и так далее. Как у нас после победы под Москвой случилась полная жопа лета-осени 42-го, и всё опять повисло на волоске.

Всё, что сделал Мидуэй -- это остановил блицкриг, ни больше, ни меньше. А причин поражения Японии, как вы сами понимаете -- такой воз и маленькая тележка... И найти их можно как сильно до, так сильно и после июня 42-го.
shokaku_2
Jan. 3rd, 2013 11:54 am (UTC)
Было бы безумием отрицать роль этого сражения... Ну вы поняли)
von_niflheim
Jan. 7th, 2013 11:05 am (UTC)
>>прошедших полноценный трёхлетний курс подготовки
>>не приходит в голову считать эти потери катастрофическими
Довоенное обучение японских летчиков широко распиарено хотя бы в мемуарах того же Сакаи, а как обстояли дела у американских летчиков перед войной и как менялось в ходе войны по длительности обучения, часам налета и числу подготовленных (Сакаи пишет, что японский флот в 1937 году выпускал сотню летчиков, было бы интересно сравнить)? Где об этом можно почитать, желательно в сети и на русском? Заранее спасибо.

Edited at 2013-01-07 11:17 am (UTC)
midnike
Jan. 7th, 2013 12:23 pm (UTC)
В общем да, распиарено, конечно. Частично -- не совсем заслужено. Там было несколько программ разной продолжительности. Три года -- это максимально, когда на входе 16-17 летний пацан после школы. И первый год они занимались исключительно физподготовкой и поднятием общего образовательного уровня. Как хорошо сказал один японский впоследствии адмирал: "вы не забывайте, что многие из нас впервые увидели двигатель внутреннего сгорания лишь придя во флот или армию". Второй год -- начиналась теоретическая подготовка уже собственно лётного дела, а реально летать они начинали лишь в конце второго года обучения (это довоенная программа). А у американцев тоже программы разные были, но бОльшая часть пилотов - 6-9 месяцев (оно там менялось постоянно). Но "на входе" у них были уже ребята лет 20-ти и старше, закончившие универ или колледж и прошедшие предварительную подготовку в них же, на специальных "военных кафедрах".

А почитать про подготовку японских пилотов -- на русский вроде переводили книжку "Imperial Japanese Naval Aviator 1937-45", сейчас гляну. Ага, вот она: http://mirknig.com/podval/1181225718-yaponskaya-imperatorskaya-voenno-morskaya.html, там PDF можно скачать.

Есть аналогичная книжка про американских пилотов "US Naval Aviator 1941-45", но её, вроде не переводили. Вот она на английском: http://mirknig.com/knigi/military_history/1181347510-us-naval-aviator.html

Если читаете на инглише, то очень рекомендую это: http://www.j-aircraft.com/research/jimlansdale/phval/phval_forward.html -- Kanbaku War Notes. Очень короткие мемуары пилота пикировщика служившего на "Акаги", в том числе достаточно подробно про обучение, что самое ценное -- от первого лица и на личном опыте.

Edited at 2013-01-07 03:50 pm (UTC)
(no subject) - midnike - Jan. 7th, 2013 02:44 pm (UTC) - Expand
taira_koremochi
Feb. 15th, 2013 09:05 pm (UTC)
Весьма интересно.

\\Теперь японцам оставалось лишь реагировать на действия противника, и те остатки воздушного меча Империи, которым не нашлось места на палубах немногочисленных оставшихся авианосцев, оказались на береговых аэродромах и были втянуты в много­ме­сяч­ную мясорубку в небе Гуадалканала, окончательно перемоловшую кадровую авиацию Императорского флота. \\

Где-то так и предполагал.
katmoor
Feb. 18th, 2013 10:48 am (UTC)
В момент атаки они находились большей частью в помещен
Но если это так,то до готовности к взлету японцам было еще далеко.
экипаж ведь занимает места не за минуту до взлета....
midnike
Feb. 18th, 2013 11:08 am (UTC)
Re: В момент атаки они находились большей частью в помещ
Так им и было до атаки далеко. Самолёты были ещё в ангарах. На полётных палубах было по два-три истребителя для смены боевого патруля.
Re: согласен - sas1 - Oct. 3rd, 2013 08:16 pm (UTC) - Expand
Re: согласен - eugen_verner - Jun. 8th, 2014 10:17 am (UTC) - Expand
patetlao
Feb. 27th, 2013 01:53 pm (UTC)
методикой великого русского полководца: «пиши больше
А зачем юмор Суворова выдавать за серьёзную вещь? И на этом основании, создавать самоуничижительные мифы?
armadillo1
Apr. 8th, 2013 10:46 am (UTC)
что были потеряны неисчислимые сотни - понятно, что был обычный оверклейм.
а вот что пилотов оставалось в достатке - сомнительно.
Подготовка у японцев была специфической, и всерьез палубник обучался уже на авианосце.
midnike
Apr. 8th, 2013 11:43 am (UTC)
Да в общем, я в курсе. Мы тут чуть выше эту тему уже поднимали : http://midnike.livejournal.com/1743.html?thread=5071#t5071

Надо будет отдельно на тему подготовки написать. Но в любом случае, просто сравните потери лётного состава за время Гуадалканала с этими 6-ю десятками при Мидуэе. Это был серьёзные удар по кадрам, но ещё далеко не смертельный.

(no subject) - panzer_papa - May. 21st, 2013 07:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - May. 21st, 2013 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - panzer_papa - May. 21st, 2013 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - May. 21st, 2013 10:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - panzer_papa - May. 21st, 2013 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - May. 21st, 2013 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - panzer_papa - May. 21st, 2013 01:08 pm (UTC) - Expand
sas1
Oct. 3rd, 2013 07:09 pm (UTC)
Очень интересный текст. Кстати, М. Морозов, в своей книге по Гудалканалу, тоже ЕМНИП писал о том, что японскую авиацию перемололи именно там.
midnike
Oct. 3rd, 2013 07:41 pm (UTC)
Тут я с ним совершенно согласен. Да и читал, конечно :)
cheshuevich4
Nov. 1st, 2014 04:07 pm (UTC)
Как у вас тут интересно! И даже справочный аппарат есть, просто замечательно!
misha_makferson
May. 26th, 2015 03:05 pm (UTC)
>согласитесь, крайне сложно потерять 60 пилотов, изначально имея на борту лишь 57 одномоторных самолётов.
А у японцев не было так сказать сменных пилотов? То есть самолёт прилетает с задания, лётчик спать, самолёт быстренько готовят к вылету, сменщик за штурвал и поехали.
midnike
May. 26th, 2015 04:48 pm (UTC)
Неа, запасные самолёты -- были, а вот пилоты все при деле. Во-первых, потому как пилот-палубник это штучный товар, а во-вторых -- специфика. Расстояния обычно большие, конвейера как на земле не получится, только у истребителей над самим авиком. А остальные -- максимум два вылета в день. Так что смысла просто нет. Да и самолёты обычно гробятся в бОльших количествах, чем пилоты.
7sergo8060
May. 31st, 2015 11:24 am (UTC)
248 при этом 21 не штатный, а по штату вроде 276 ? То есть к Мидуэй некомплект уже?
midnike
May. 31st, 2015 02:29 pm (UTC)
К Мидуэю у японцев случился кризис с производством палубных пикировщиков и торпедоносцев. Ещё в середине 41-го предприятия "Аити" и "Накадзима" прекратили производство D3A и B5N соответственно, и начали перестраивать сборочные линии на производство машин следующего поколения, D4Y и B6N. Однако с ними возникли проблемы с доводкой прототипов. Организовался провал в производстве.

Поэтому авианосцы "Акаги" и "Кага" несли уже меньше машин, чем при том же рейде на Пёрл-Харбор, за счёт сокращения пикировщиков и торпедников. Суммарно это составляло 18+18+18 на "Акаги", 18+18+27 на "Кага" и по 18+18+18 на "Сорю" и "Хирю" (на них оставался штат) -- это если только "родные" самолёты считать. При этом, вместо резервных машин (на которые в обычной ситуации пилотов не было) они несли 21 истребитель 6-й авиагруппы с пилотами. Отсюда и суммарная цифра. То есть за счёт "груза" из дополнительных истребителей, пилотов на борту было даже несколько больше, чем при полных штатных авиагруппах :)

Штатную численность авиагрупп на момент создания 1-го Воздушного флота (весна 41-го) можно посмотреть в табличке в конце вот этой главы: http://midnike.livejournal.com/12525.html (в скобках там указаны резервные машины без пилотов), подробный состав авиагрупп при Мидуэе есть у меня на сайте вот здесь: http://www.midway1942.org/order.shtml
( 32 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com