?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На родине авиации развитие её военно-морского направления начиналось до­ста­точ­но бурно. Вслед за первыми в истории взлётом аэроплана с корабля и посадкой на корабль флотом США в феврале 1911 г.  были проведены испытания первого ги­д­ро­са­мо­лё­та Глена Кёртиса. Самолёт совершил посадку у кормы крей­се­ра «Пен­силь­ва­ния», был поднят на борт, затем спущен обратно и совершил взлёт с воды. Организовавший все три испытания капитан 1-го ранга Вашингтон Чамберс смог убедить командование в перспективности новой техники, и в том же 1911 г. флот при­о­брёл свой первый аэроплан, а первые два морских офицера, включая самого Чамберса, прошли лётную подготовку. В 1912 г. была испытана первая ка­та­пуль­та, позволявшая запускать самолёты прямо с борта корабля.  

Уже не первые

В апреле 1914 г., состоялось первое боевое применение американской морской авиации. Прибывшие на борту линкора «Миссисипи» и лёгкого крейсера «Бирмингем» пять из двенадцати имевшихся к тому времени у флота аэропланов приняли участие в операции по захвату мексиканского порта Веракрус морской пехотой США. С началом Первой Мировой войны поступило предложение по примеру других стран переоборудовать какое-нибудь судно в плавбазу гидроавиации, однако аме­ри­кан­цы пошли своим путём – в ноябре 1915 г. состоялся первый запуск гидросамолёта с помощью катапульты, ус­та­нов­лен­ной на юте боевого корабля, броненосного крейсера «Северная Каролина». Впоследствии такими же устройствами были обо­ру­до­ваны ещё три крейсера, «Сиэтл», «Хантингтон» и «Монтана», но поскольку катапульты мешали работе кормовых башен ГК, то сразу после вступления США в Первую Мировую войну все они были демонтированы.


1. Первый «авианесущий» корабль флота США, броненосный крейсер «Северная Каролина» (ACR-12 North Carolina) с установленной на юте катапультой для гидросамолётов, 6 мая 1916 г. 2. Взлёт летающей лодки «Кёртис» AB-2 с катапульты «Северной Каролины», 12 июля 1916 г.

На момент вступления в войну в апреле 1917 г. воздушные силы флота США насчитывали всего 54 аэроплана, но уже через 19 месяцев, к моменту окончания Первой Мировой, их численность возросла до 2107 машин1, преимущественно британской и французской постройки – промышленность родины авиации при всей её мощи оказалась не готова производить самолёты в таких количествах. Однако флот США всё ещё не имел авианосцев, чьи достоинства и перспективы американские моряки, тесно сотрудничавшие со своими британскими союзниками, успели в полной мере оценить. Командованию флота подавались многочисленные предложения по поводу перестройки в авианосцы других кораблей и судов по примеру британского флота, но, в конце концов, это отставание было решено преодолеть с воистину американским размахом.

В сентябре 1918 г. Главный совет (General Board) флота США2 вынес на рассмотрение Министерства флота программу постройки сразу шести «плоскопалубных» авианосцев. Но этим амбициозным планам не суждено было сбыться – сначала министр флота Джозеф Дэниэлс решил отложить программу под предлогом отсутствия палубных самолётов собственной постройки (как мы помним, японцам это совершенно не помешало построить «Хосё»), а последовавшее вскоре окончание Первой Мировой войны поставило окончательную точку. Американский флот вынужден был пока довольствоваться по­лу­ме­ра­ми, давно пройденными их конкурентами в Великобритании и Японии – установкой взлётных платформ на башни главного калибра линкоров, а также перестройкой гражданского судна в плавбазу гидросамолётов.


Взлёт истребителя «Сопвич Кэмел» с платформы, установленной на 2-й башне ГК линкора «Техас» (BB-35 Texas), 10 марта 1919 г.

Следующая попытка была предпринята в 1920-21 гг., когда всё тот же Главный совет, теперь уже с одобрения Ми­ни­стер­ства флота, дважды пытался провести через Конгресс программу постройки четырёх авианосцев. Однако Америка уже всту­пи­ла в «линкорную гонку», охватившую все ведущие морские державы. В тех же 1920-21 гг. в США были заложены двенадцать кораблей водоизмещением более 40 000 т каждый – шесть линкоров типа «Южная Дакота» и шесть линейных крейсеров типа «Лексингтон», не считая других «традиционных» кораблей, так что на авианосцы попросту не нашлось денег.


Первый блин: «Лэнгли»

Единственное, на что Конгресс выделил финансирование, была недорогая перестройка в экспериментальный авианосец уже имеющегося судна. Этим судном стал угольщик «Юпитер» (Jupiter) 1913 г. постройки, водоизмещением 19 360 т, снаб­жён­ный – впервые в истории американского флота – турбоэлектрической силовой установкой. Не стóит думать, что для конверсии было использовано первое подвернувшиеся не особо ценное судно – в начале 1920-х гг. значительная часть флота США всё ещё использовала котлы с угольным питанием, так что специализированные угольщики были более чем востребованы. Основной причиной выбора именно «Юпитера» стали шесть угольных трюмов, занимавших бóльшую часть его корпуса, что значительно упрощало и удешевляло конверсию. Перестройка началась в марте 1920 г. и продлилась до 22 марта 1922 г., когда корабль был принят состав флота под новым именем «Лэнгли» (Langley – в честь американского астронома, физика, изобретателя и пионера авиации Сэмюэла П. Лэнгли), став также первым американским кораблём, получившим индекс CV перед номером корпуса.3


«Юпитер» (AC-3 Jupiter) до перестройки в авианосец. Хорошо видны механизмы для погрузки-разгрузки угля, расположенные над трюмами.

С угольщика было демонтировано оборудование для погрузки-разгрузки угля. Водоизмещение перестроенного корабля значительно уменьшилось и составило 14 100 т. Силовая установка мощностью 7200 лс, сообщавшая судну более чем скромную скорость в 15,5 узлов [28,7 км/ч] была оставлена без изменений, а дальность экономическим ходом составила 3500 миль [6500 км]. На месте носового угольного трюма было оборудовано хранилище авиабензина, в четвёртом был размещен погреб бо­е­при­па­сов, а также привод самолётоподъёмника, оставшиеся четыре трюма использовались для хранения самолётов. На быв­шей верхней палубе угольщика были установлены пиллерсы, на которых разместили полётную палубу размером 160×20 м. Надстройка и мостик остались на прежнем месте и оказались под полётной палубой довольно далеко от её носового среза, что серьёзно ухудшило обзор. Бронирование и противоторпедная защита у корабля отсутствовали, а его вооружение составили четыре 127-мм/51 орудия c максимальным углом возвышения в 20°.

Традиционно для ранних авианосцев не обошлось без экспериментов с системой отвода дыма. Первоначально он от­во­дил­ся из котельного отделения через две трубы – по одной с каждого борта. Труба правого борта представляла собой отверстие в борту, снабжённое форсунками для охлаждения отработанных газов, а левая располагалась вертикально за краем полётной палубы и во время полётов могла опускаться, отводя дым вниз. Специальный клапан позволял направлять дым в любую из труб, в зависимости от направления ветра. Данная схема себя не оправдала, и вскоре от трубы правого борта отказались, а слева сделали две шарнирно закреплённые трубы, которые во время полётов опускались в горизонтальное положение. Ещё одним оригинальным элементом конструкции была находившаяся на корме корабля голубятня, где жили почтовые голуби, использовавшиеся для связи самолётов с авианосцем.


Авианосец «Лэнгли» (CV-1 Langley) после переделки системы отвода дыма, хорошо видна полностью открытая «ангарная» палуба, 1927 г.

Но оригинальней всего была организована собственно авианосная составляющая «Лэнгли». Его авиагруппа насчитывала 30-40 машин, в зависимости от типа, но у корабля отсутствовали ангары – самолёты с демонтированными плоскостями хра­ни­лись в бывших угольных трюмах и поднимались оттуда с помощью двух кран-балок, расположенных под полётной палубой. После подъёма самолёты собирались на бывшей верхней палубе, после чего закатывались на платформу самолётоподъёмника, расположенную между двумя парами «самолётных» трюмов, и поднимались уже на полётную палубу. Кроме того авианосец был снабжён рас­по­ло­жен­ной в носовой части полётной палубы катапультой для запуска не имевших колёсного шасси ги­дро­са­мо­лётов, впо­след­ствии к ней была до­бав­ле­на ещё одна. Для подъёма гидросамолётов на борт на корабле были установлены два расположенных побортно подъ­ём­ных крана.

Однако несуразность конструкции «Лэнгли» сыграла и положительную роль. На британских авианосцах «второго по­ко­ле­ния» практически с самого начала придерживались концепции «чистой палубы», благо нормальные ангары и само­лё­то­подъ­ём­ники позволяли достаточно быстро опускать совершившие посадку самолёты в ангары, и также быстро поднимать машины на полётную палубу. Эта же схема была позаимствована и Императорским флотом. В то время как процедура подъёма са­мо­лёта из трюма первого американского авианосца на его полётную палубу – равно как и процедура спуска обратно – с учётом про­ме­жу­точ­ной сборки или разборки занимала десятки минут на каждую машину. По воспоминаниям служивших на «Лэн­гли» пилотов, одна только перегрузка самолёта с платформы самолётоподъёмника на бывшую верхнюю палубу (или на­о­бо­рот) могла занимать до 12 минут.


1. Сборка самолёта на платформе самолётоподъёмника «Лэнгли», вверху видны обе кран-балки для перемещения машин.
2. Парковка как собранных, так и разобранных самолётов на открытой «ангарной» палубе авианосца, машины стоят на люках трюмов.

Для сокращения этого времени часть самолётов можно было держать на бывшей верхней палубе корабля уже в соб­ран­ном виде, но в таком случае машины стояли на крышках люков трюмов, закрывая доступ к находившимся там самолётам. Ко­ман­до­ванию авианосца пришлось придумывать и отрабатывать сложные алгоритмы перемещения запаркованных на «ан­гар­ной» палубе машин с помощью кран-балок, а также при любой возможности использовать парковку на полётной палубе, что также требовало раз­ра­бот­ки алгоритмов их перемещения и «натаскивания» палубной команды на эти операции. В случае «Лэн­гли» это были всего лишь вынужденные меры, что называется «не от хорошей жизни», но именно они дали впоследствии толчок к разработке уникальной американской технологии палубных операций, обеспечившей серьёзные преимущества ави­а­нос­цам флота США.


17 октября 1922 г. капитан-лейтенант В. Гриффин на самолёте «Воут» VE-7SF совершил первый в истории флота США взлёт с палубы «настоящего» авианосца. Через девять дней капитан 3-го ранга Г. Шевалье на самолёте «Аэромарин» 39B со­вер­шил первую посадку на палубу «Лэнгли», а 18 ноября 1922 г. капитан 2-го ранга К. Уитинг впервые взлетел с авианосца при помощи катапульты. В последующие годы на «Лэнгли» испытывались различные типы аэрофинишёров и катапульт, на нём отрабатывались технологии взлётных и посадочных операций и т.д. Корабль участвовал в учениях и показательных вы­ступ­ле­ниях, не говоря уже о его роли в подготовке пилотов, составивших затем ядро американской палубной авиации.


«Лэнгли» (теперь уже AV-3 Langley) с грузом самолётов и летающих лодок после перестройки в авиатранспорт, 1938 г.

Следует помнить, что «Лэнгли», в отличие от его современников, японского «Хосё» и британского «Гермеса», никогда не планировали использовать в боевых условиях – для этого он был, как минимум, слишком тихоходным. Ещё во время раз­ра­бот­ки планов его конверсии он рассматривался ис­клю­чи­тель­но как недорогая экспериментальная платформа для отработки ави­а­нос­ных технологий. И в этом качестве корабль до­стой­но прослужил все 14 лет своей авианосной карьеры, пока 25 октября 1936 г. не встал на очередную перестройку. Спустя четыре месяца «Лэнгли» снова вернулся в строй, но теперь уже как ави­а­транс­порт, в качестве которого он и встретил свою гибель – 27 февраля 1942 г. во время перевозки истребителей на о. Ява ко­рабль был серьёзно повреждён японскими бом­бар­ди­ров­щи­ками, после чего был затоплен эсминцами эскорта.


<< Предыдущая глава   Следующая часть главы >>


1 Для сравнения, в распоряжении британской «Королевской военно-морской воздушной службы», что вела боевые действия уже четыре года, на тот момент находилось около 3000 самолётов.
2 Организованный в 1900 г. и состоявший из высокоранговых адмиралов высший совещательный орган флота США, фактически опре­де­ляв­ший как политику развития флота, так и стратегию его применения. До 1915 г. исполнял функции Генштаба флота, пе­ре­шед­шие за­тем в ведение Управления Главнокомандующего военно-морскими операциями (Office of Chief of Naval Operations). Существовал до 1951 г.
3 Аббреввиатура (Hull Classification Symbol), принятая во флоте США для обозначения авианосцев. Буква «C» в подобных сокращениях является обозначением класса крейсеров «Cruiser», а «V» означает «летательный аппарат тяжелей воздуха».

Posts from This Journal by “«Без права на победу»” Tag

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
midnike
Nov. 29th, 2014 03:26 am (UTC)
Гы! Никогда не обращал внимания, как оно по-русски пишется :) Спасибо.
thagastan
Nov. 29th, 2014 06:12 am (UTC)
Как-раз скорбный пример потери смысла в русском написании - исчезает квакер Пенн, исчезает его папа-адмирал (в честь которого и поименовали Лесную землю...).
midnike
Nov. 29th, 2014 06:33 am (UTC)
Но тем не менее, по-русски действительно положено с одной "н". Я и в предыдущем упоминании этого крейсера тоже исправил.
thagastan
Nov. 29th, 2014 06:34 am (UTC)
Это так...
Но смысл - жалко!
И английскую биографию, и латинский корень.
thagastan
Nov. 29th, 2014 06:15 am (UTC)
Очень интересная и поучительная история!
И погрузочные устройства на борту угольщика хороши - ушедший пласт технологии...
И история службы "Лэнгли" - воздушную мощь флота ковал экспериментальный корабль.
eugen_pinak
Nov. 29th, 2014 09:39 am (UTC)
*Ко­ман­до­ванию авианосца пришлось придумывать и отрабатывать сложные алгоритмы перемещения запаркованных на «ан­гар­ной» палубе машин с помощью кран-балок, а также при любой возможности использовать парковку на полётной палубе, что также требовало раз­ра­бот­ки алгоритмов их перемещения и «натаскивания» палубной команды на эти операции. В случае «Лэн­гли» это были всего лишь вынужденные меры, что называется «не от хорошей жизни», но именно они дали впоследствии толчок к разработке уникальной американской технологии палубных операций, обеспечившей серьёзные преимущества ави­а­нос­цам флота США.

А какие серьёзные преимущества по сравнению с японской палубной парковокой имела американская палубная парковка?
midnike
Nov. 29th, 2014 09:54 am (UTC)
Вообще-то об этом будет дальше и подробно :), но как минимум повышенную "вместимость" амерских авиков, заправку и перезарядку на палубе. Ну и вообще, на начальном периоде войны полноценной палубной парковки у японцев особо и не наблюдалось, если не считать перегруз самолётами по дороге к ПХ.
eugen_pinak
Nov. 29th, 2014 10:12 am (UTC)
*Вообще-то об этом будет дальше и подробно :), но как минимум повышенную "вместимость" амерских авиков, заправку и перезарядку на палубе.

Всё это было и у японцев - в чём превосходство американцев-то?

*Ну и вообще, на начальном периоде войны полноценной палубной парковки у японцев особо и не наблюдалось, если не считать перегруз самолётами по дороге к ПХ.

Вообще-то палубная парковка "наблюдалась" у японцев как минимум с середины 1930-х.
midnike
Nov. 29th, 2014 12:51 pm (UTC)
ОК, Жень, я запомнил твой вопрос. И он действительно хороший и важный. Так что давай я сначала сформулирую свои представления об этом деле в тексте, а потом мы уже предметно, с чувством, толком и расстановкой поругаемся? :)
eugen_pinak
Nov. 29th, 2014 12:59 pm (UTC)
Не вопрос :)
Тем более, что мне действительно интересны нюансы применения авианосцев США и чем они отличались от японцев.
midnike
Nov. 29th, 2014 01:06 pm (UTC)
В общем, я напишу про амеров, а ты мне расскажешь чего я не знаю про джапов :)
dims_son
Nov. 29th, 2014 12:05 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо.
ezyk091978
Nov. 29th, 2014 02:05 pm (UTC)
Кстати, брат Юпитера - Циклоп, считается одной из жертв Бермудского треугольника :)
goussack_andrew
Nov. 29th, 2014 03:36 pm (UTC)
"Класс крейсеров включал в себя пять подклассов кораблей первой линии: линейные крейсера (CC), крейсера (CA), лёгкие крейсера (CL), авианосцы (CV) и минные заградители (CM). Таким образом, согласно логике приказа №541 буква C происходит вовсе не от Carrier, как принято думать, а от Cruiser - в этом заключается первое маленькое открытие, сделанное в ходе ознакомления с темой. Другое открытие касается соседней буквы V, которую иногда расшифровывают как Vessel (CV = Carrier Vessel [2-1]) или aViation. На самом деле литера V была принята в том же приказе для обозначения летательных аппаратов тяжелее воздуха (в частности, VF = Fighting plane в отличие от ZR = Rigid dirigible - жёсткий дирижабль), при этом слово aviation в документе не встречается ни разу."
(c) navy-korabel
vova_modelist
Nov. 29th, 2014 04:17 pm (UTC)
В приличных кругах navy_korabela цитировать не прилично :). Он как обычно слышал звон но не знает где он. Про "С" он прав, а вот про "V" как он часто делает придумал сам. Буква "V" идет от французского "Voler" - летать.
goussack_andrew
Nov. 29th, 2014 04:53 pm (UTC)
к сожалению, в некоторых кругах и меня цитировать не прилично..
я же просто дал отсылку, откуда данную цитату и взял, ибо так принято. мог сразу бы на приказ сослаться, но в гугле меня забанили.
megadarkblack
Nov. 30th, 2014 11:00 pm (UTC)
откуда известно?

не в плане сомнений, просто интересен источник
vova_modelist
Nov. 30th, 2014 11:21 pm (UTC)
Если честно то изначального источника не нашел, но по всему интернету плавает именно так.
midnike
Nov. 30th, 2014 11:38 pm (UTC)
Обычно ссылаются вот на это:

A common question is "what does the 'V' stand for in CV or CVA or CVS or CVE?"

[Thanks to C. Bossie who provided much of the following answer.]

The following is taken from "United States Naval Aviation 1910-1995, Appendix 16: US Navy and Marine Corps Squadron Designations and Abbreviations":

On 17 July 1920, the Secretary of the Navy prescribed a standard nomenclature for types and classes of NAVAL VESSELs, including aircraft, in which lighter-than air craft were identified by the type "Z" and heavier-than air craft by the letter "V". The reference also speculates that: "The use of the "V" designation has been a question since the 1920s. However, no conclusive evidence has been found to identify why the letter "V" was chosen. It is generally believed the "V" was in reference to the French word volplane. As a verb, the word means to glide or soar. As a noun, it described an aeronautical device sustained in the air by lifting devices (wings), as opposed to the bag of gas that the airships (denoted by "Z") used. The same case may be regarding the use of "Z". It is generally believed the "Z" was used in deference to Count Ferdinand von Zeppelin. However, documentation has not been located to verify this assumption."
http://www.navweaps.com/index_tech/index_ships_list.htm
vova_modelist
Nov. 30th, 2014 11:47 pm (UTC)
Ясно. Полез в Google Books поискал за 20ые годы, думал может там что-то, но ничего не нашел.
midnike
Nov. 29th, 2014 04:44 pm (UTC)
Гм, и правда, согласно тому General Order No. 541 (1920) (http://www.history.navy.mil/danfs/genord_541.htm) CV относится к крейсерам. А вот насчёт _происхождения_ V и Z -- никаких подтверждений нет, их происхождение от французского и немецкого слов соответственно -- не более, чем предположения и прочие байки.
vova_modelist
Nov. 29th, 2014 04:05 pm (UTC)
Отлично, свершилось! Никогда даже не представлял на сколько криво все было на Лангли организовано :). Думал что просто самолеты хранились на главной палубе в открытую, а оно вон как... Теперь понятно о чем ты намекал :).

Кстати если интересно то есть статья про USS Jupiter от 1912го года в его бытие угольщиком.
midnike
Nov. 29th, 2014 06:21 pm (UTC)
Там всё ещё веселей -- ты на фотке обратил внимание на какой высоте платформа лифта? 8 футов от палубы как бы. И это самое нижнее положение :)

Вот оно же покрупней: http://www.navsource.org/archives/02/020110.jpg
А тут видны крышки люков в трюм: http://www.navsource.org/archives/02/020118.jpg
vova_modelist
Nov. 30th, 2014 03:10 am (UTC)
Ндааа... Я не знал что пределка была на столько кустарной. Надо будет побольше почитать про Лангли.
lastfire
Nov. 30th, 2014 06:53 pm (UTC)
Да уж, операции с самолетами как будто специально придумывались через ж... :)
С нетерпением ждем продолжения!
vova_modelist
Sep. 2nd, 2015 09:30 pm (UTC)
Вот кстати хорошее фото одной из посадочных систем на Лэнгли
http://www.history.navy.mil/our-collections/photography/numerical-list-of-images/nhhc-series/nh-series/NH-72000/NH-72945.html
midnike
Sep. 3rd, 2015 07:01 am (UTC)
Спасибо, отличная фотка.
( 27 comments — Leave a comment )