?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Синхронный подъём в воздух «половинок» ударной авиагруппы требовал иде­аль­ной координации действий авианосцев дивизии. Теоретически, корабли могли на­хо­дить­ся при этом на значительном удалении друг от друга, осуществляя эту ко­ор­ди­на­цию по радио, но это демаскировало бы соединение, а кроме того, зна­чи­тель­но усложнило бы быстрое формирование единого строя в воздухе. Таким об­ра­зом, единственным реальным вариантом обеспечения согласованности действий ос­та­ва­лось размещение авиа­нос­цев на расстоянии уверенного визуального контакта. Од­на­ко такое расположение многократно повышало риск того, что крайне уязвимые ко­раб­ли могут быть выведены из строя одним-единственным удачным ударом вра­же­ской авиации или надводных сил.  

С другой стороны, пара расположенных рядом авианосцев могла объединить свои воздушные патрули и прикрывать со­е­ди­не­ние удвоенным количеством истребителей, а также оказывать взаимную поддержку зенитной артиллерией, да и ко­раб­ли эс­кор­та могли более эффективно прикрывать один уязвимый объект, не распыляя свои силы на два.

В конце концов, плюсы тесного построения победили минусы, но пока это касалось лишь построения внутри дивизий, са­ми же дивизии планировалось рассредоточивать. Именно по такой схеме проводились манёвры 1937 г., в которых участвовала 1-я дивизия авианосцев, состоявшая тогда из лёгких «Хосё» и «Рюдзё», и 2-я в составе «Кага» и «Акаги»1. Дивизии были при­да­ны разным флотам и действовали независимо друг от друга, выполняя собственные задачи. О массировании сил палубной ави­а­ции на более высоком уровне пока не задумывались, не видя в том особой необходимости. Но тут в вопросы военно-морского планирования вмешался неожиданный, и, казалось бы, совершенно «сухопутный» фактор.



Авианосец «Кага» с самолётами на лётной палубе и взлетевший с него ударный самолёт «Йокосука» B4Y у берегов Китая, 1937 г.
В кильватере авианосца (позади стойки шасси самолёта) виден штатный эсминец-«спасатель».

Этим фактором, о котором не стóит забывать, стал военный конфликт с Китаем. Ещё в начале 1932 г. авиагруппы «Хосё» и «Ка­га», а также плавбазы гидроавиации «Ноторо» приняли участие в боевых действиях во время так называемого «Шан­хай­ско­го инцидента». А спустя пять лет, 7 июля 1937 г. началась полномасштабная Японо-китайская война, в которой были за­дей­ство­ва­ны авиагруппы уже всех имевшихся на тот момент японских авианосцев, а также соединения морской авиации бе­ре­го­во­го базирования. Достаточно распространено мнение, что боевой опыт, полученный в ходе этого конфликта, никак не повлиял на развитие стратегии и тактики японской морской авиации применительно к войне на море, однако с этим трудно согласиться.


Боевой опыт

Уже первые опыты боевого применения бомбардировщиков Императорского флота продемонстрировали не­эф­фек­тив­ность бомбовых ударов малыми группами как с точки зрения их результативности, так и оборонительных возможностей под­раз­де­ле­ния в случае встречи с вражескими истребителями, так что вскоре минимальная численность ударных групп выросла до 27-36 машин. Одновременно с этим основной тактической единицей бомбардировщиков постепенно становилось уже не звено-сётай, а бо­лее крупное подразделение, аналог дивизиона – тютай из девяти самолётов.2 Всё это потребовало изменений в подготовке лётного состава в части, касающейся выполнения задач в составе достаточно большой группы.


Базовые бомбардировщики Императорского флота «Мицубиси» G3M в небе на Китаем.

Кроме того, именно первые, достаточно неутешительные, результаты бомбометания – как с горизонтального полёта, так и с пикирования – полученные в реальных боевых условиях, заставили соответствующих специалистов вплотную заняться раз­ра­бот­кой новых техник и тактик, повышающих точность, что и обеспечило впоследствии выдающуюся результативность бом­бар­ди­ров­щи­ков Императорского флота. Другим следствием этого же боевого опыта стали гораздо более реалистичные прогнозы эффективности авиаударов уже по надводным целям, что привело к выработке описанных выше «нормативов» численности ударных самолётов, необходимых для поражения целей типа «тяжёлый корабль».


Ещё одним важным открытием стала на практике осознанная необходимость истребительного прикрытия любых бом­бар­ди­ров­щи­ков, причём желательно на всём их маршруте. Сейчас это представляется чем-то совершенно очевидным, однако не стóит забывать, что в тот момент в Европе и США всё ещё господствовала концепция «бомбардировщик всегда прорвётся», что привело к серьёзной переоценке оборонительных возможностей как лёгких одномоторных, так и скоростных двухмоторных ма­шин. Опыт второй Японо-китайской войны был там полностью проигнорирован, и к тем же выводам пришли уже на ос­но­ва­нии собственных потерь в ходе начавшейся вскоре Мировой войны.

Как следствие, полноценные дальние эскортные истребители у других ведущих авиационных держав появятся не раньше 1943 г., в то время как дебютировавший ещё в начале японо-китайского конфликта новый японский морской истребитель «Ми­цу­биси» А5М уже обладал хорошей дальностью и штатно комплектовался подвесным баком. Однако опыт войны привёл к то­му, что в техзадании на проектирование его преемника требования по дальности были увеличены вдвое. В результате, уже в 1940 г. Императорский флот получил легендарный «Мицубиси» А6М «Зеро», обладавший, наряду с другими мно­го­чис­лен­ными достоинствами, феноменальной для одномоторного истребителя дальностью – 3100 км или до 8 часов полёта в эко­но­мич­ном режиме, что окончательно сняло проблему эскортирования ударных самолётов, включая двухмоторные бом­бар­ди­ров­щики берегового базирования.



1. Ударный самолёт «Накадзима» B5N1 в конфигурации горизонтального бомбардировщика. 2. Пикировщик «Аити» D3A1.

Там же, в небе Китая, прошло проверку в боевых условиях и следующее поколение палубных бомбардировщиков, цель­но­ме­тал­ли­чес­ких монопланов, заменивших стремительно устаревающие бипланы предыдущего поколения. В конце 1938 г. в юж­ном Китае состоялись первые боевые вылеты нового торпедоносца «Накадзима» B5N1, а годом позже – его мо­дер­ни­зи­ро­ван­ного варианта B5N2 c более мощным двигателем и улучшенной аэродинамикой, ставшего лучшим в мире самолётом своего класса начального периода Второй Мировой войны. В том же 1939 г. в небе Китая дебютировал и новый пикирующий бом­бар­ди­ровщик «Аити» D3A, не самый передовой самолёт этого класса с архаичным неубирающимся шасси, однако став­ший для Тихоокеанского ТВД таким же символом блицкрига, как и не менее архаичный «Юнкерс» Ju 87 в Европе.

Опыт боевого применения, полученный в ходе японско-китайского конфликта, лёг в основу техзаданий на разработку перспективных палубных бомбардировщиков. В 1938 г. была сформулирована спецификация «13-Си» на разработку пи­ки­ру­ю­ще­го бомбардировщика, а в следующем – «14-Си» на бомбардировщик-торпедоносец. В декабре 1940 г. в воз­дух поднялся первый прототип нового пикировщика «Йокосука» D4Y, а в марте 1941 г. – торпедоносца «Накадзима» B6N. По результатам испытаний было принято решение о массовом производстве этих машин с целью немедленного пере­во­о­ру­же­ния на них авиа­нос­цев «первой линии». Это перевооружение оптимистично планировали завершить уже к осени 1941 г., однако проблемы, воз­ник­шие при доводке новых самолётов, надолго задержали начало их серийного производства. В ре­зуль­та­те, авиация Им­пе­ра­тор­ско­го флота начала Тихоокеанскую войну имея на вооружении всё ещё современные и проверенные в боевых условиях, но уже начинающие устаревать палубные бомбардировщики.


Боевой опыт, полученный в ходе войны с более слабым противником, кроме очевидных плюсов – в первую очередь, срав­ни­тель­но низкой цены, которую за этот опыт приходится платить3 – имеет и не менее очевидные минусы. Отсутствие равного по силам противника порождает излишнюю самоуверенность, а также нежелание отказываться от привычных схем – зачем придумывать что-то новое, если и существующее неплохо работает. Более всего эти минусы коснулись истребительной ави­а­ции Императорского флота.



Основные противники японских истребителей в Китае: 1. И-15, СССР. 2. И-16, СССР. 3. «Кёртис» BF2C, США. 4. «Боинг» Р-26, США.
5. «Авро» 626, Великобритания. 6. «Глостер» SS.37, Великобритания. 7. «Фиат» CR.30 и CR.32, Италия. 8. «Девуатин» D.500, Франция.

За исключением немногочисленных советских, а затем американских «военных специалистов», воевавших на стороне Го­минь­дана, в кокпитах большинства противостоявших японцам истребителей находились слабообученные китайские пилоты. Да и сами эти истребители4 лишь на начальном этапе войны частично соответствовали уровню своего противника, а после де­бю­та новейших «Мицубиси» А6М «Зеро» весь оставшийся к тому времени парк истребителей ВВС Гоминьдана окончательно переместился в категорию «безнадёжно устаревшие». Сотня сравнительно современных «Кёртис» P-40, пилотируемых аме­ри­кан­ски­ми добровольцами из состава знаменитых «Летающих тигров», изменить ситуацию уже не могла, тем более что по­я­ви­лись они в Китае лишь в августе 1941 г., практически накануне Тихоокеанской войны.


Опыт Японо-китайской войны с одной стороны серьёзно повысил квалификацию самих пилотов-истребителей Им­пе­ра­тор­ско­го флота как в области собственно воздушного боя, так и в слётанности в составе звена, а с другой – никак не спо­соб­ство­вал (а возможно и препятствовал) поиску более современных тактических решений. В частности, на этот раз уже япон­ца­ми был полностью проигнорирован опыт Гражданской войны в Испании, Советско-финской войны и даже масштабной воз­душ­ной «Битвы за Британию», где немецкие и финские истребители продемонстрировали эффективность нового так­ти­чес­кого построения «четыре пальца» (Vierfingerschwarm), состоявшего из двух пар самолётов. На начало Тихоокеанской войны японские истребители продолжали использовать модифицированную – менее тесную и несимметричную – версию клас­си­чес­кого бри­тан­ского построения «Vic».5


Тактические построения истребителей: 1. Сётай истребителей Императорского флота. 2. Истребительный Vierfingerschwarm Люфтваффе.

Кроме того, большинство схваток истребителей в небе Китая сводились к ближнему бою на виражах (dogfight) в составе звена-сётая, причём в условиях качественного – а зачастую и количественного – превосходства, что также не способствовало разработке тактики коллективных действий в составе более крупного подразделения. Равно как и распространению так­ти­чес­ких приёмов типа «ударил-убежал» (hit-and-run) и подобных им. Словом, всему тому, с чем японским пилотам придётся вскоре стол­кнуть­ся. Ещё одним следствием подобного характера воздушных боёв стали технические требования, на основе которых про­е­кти­ро­ва­лись новые истребители – их основным методом применения видели именно манёвренный ближний бой на не­боль­ших ско­ро­стях, что оказалось далеко не самым актуальным в ходе Тихоокеанской войны.

Быстрое завоевание господства в воздухе имело ещё одно отрицательное следствие. Японские истребители продолжали сопровождать бомбардировщики, но теперь они делали это, в основном, в форме кансэцу энго, «непрямого эскорта», когда ис­тре­би­те­ли находились на значительном удалении и гораздо выше сопровождаемых ударных машин. Это позволяло японским пилотам-истребителям – воспитанным в уверенности, что их главной и первоочередной задачей является сбивать всё, что ле­та­ет – при любой возможности атаковать любую замеченную ими воздушную цель, вне зависимости от того, представляет ли она угрозу эс­кор­ти­ру­е­мым бомбардировщикам. Но если в Китае подобная вольность в большинстве случаев сходила с рук, то в небе над Тихим океаном последствия таких действий оказались гораздо неприятней.


Конечно же, боевой опыт, полученный во время «Китайского инцидента», был гораздо многообразней и не сводился лишь к описанным выше факторам – в данном случае я привёл только те из них, что оказали прямое влияние на ход сражения при Ми­дуэе. А общий же вывод сводится к следующему: то, в каком виде авиация Императорского флота – со всеми её до­сто­ин­ства­ми и недостатками – встретила Тихоокеанскую войну, во многом было обусловлено именно боевым опытом, по­лу­ченным за четыре предшествующих года японо-китайского конфликта.


Тактическая геометрия

Всё тот же опыт Японо-китайской войны наглядно показал, что некоторые задачи – в частности, крупные наземные цели – мо­гут потребовать концентрации большего количества палубных самолётов, чем способна обеспечить одна дивизия ави­а­нос­цев. Это сразу же вызывало те же проблемы с координацией, что и в случае двух кораблей одной дивизии, но в гораздо бóль­ших мас­шта­бах. Причём проблема со «складыванием всех яиц в одну корзинку» также никуда не исчезала – идея о не­об­хо­ди­мос­ти собрать в одном месте, на расстоянии визуального контакта, уже не два, а сразу четыре или даже шесть крайне уязвимых ко­раб­лей справедливо представлялась очень рискованной.

Считается, что решение этой проблемы было предложено в 1940 г. великолепным пилотом-истребителем и уже при­знан­ным спе­ци­а­лис­том по тактике морской авиации капитаном 2-го ранга Минору Гэнда. Сам он вспоминал, что эту мысль ему под­ска­за­ли кадры кинохроники – четыре американских авианосца, эффектно идущие в двух плотных кильватерных колоннах. В таком виде это построение не имело, конечно же, никакой практической ценности и было чисто парадным, выстроенным ис­клю­чи­тель­но для того, чтобы вся эта воплощённая в металле мощь попросту уместилась в кадре.

Идея капитана 2-го ранга Гэнда заключалась в использовании такого же строя «коробкой», но с увеличенными ин­тер­ва­ла­ми между кораблями. Эти интервалы должны были обеспечивать, с одной стороны, уверенный визуальный контакт и воз­мож­ность взаимного прикрытия зенитным огнём, а с другой – пространство для независимого маневрирования каждого из ави­а­нос­цев в случае вражеской атаки. Оптимальным интервалом были сочтены 7000 м, это расстояние, кроме того, позволяло груп­пам истребителей прикрытия (массирование авианосцев позволяло значительно увеличить их численность), штатно пат­ру­ли­ру­ю­щим квадранты соединения, в считанные минуты сконцентрироваться на угрожающем направлении. Каждый из ави­а­нос­цев имел идущий у него в кильватере штатный эсминец-«спасатель», а фронт и фланги «коробки» прикрывались приданными кораблями эскорта, обеспечивающими как защиту от вражеских кораблей и подводных лодок, так и обнаружение самолётов противника ещё на дальних подступах к собственно авианосцам. Последнее было крайне важной задачей ввиду отсутствия на тот момент у японцев корабельных радаров ПВО.


Капитан 2-го ранга Минору Гэнда и предложенная им схема организации рейдового соединения авианосцев.

Однако этот ордер предполагалось использовать лишь в случае крупных самостоятельных рейдовых операций против бе­ре­го­вых целей, и именно в таком строю авианосцы Императорского флота впоследствии атаковали Пёрл-Харбор, британские базы на Цейлоне, а также атолл Мидуэй. В случае же «генерального сражения» авианосцы планировалось использовать по­ди­ви­зи­он­но, по схеме «охват». Три дивизии авианосцев, каждая с собственным эскортом, выносились далеко перед ос­нов­ны­ми си­ла­ми флота в форме гигантской буквы «V». Две передовые дивизии, имевшие по фронту интервал от 300 до 500 миль, дол­жны были выходить на фланги флота противника (одновременно выполняя задачи разведки), в то время как третья рас­по­ла­га­лась в 150-250 милях позади них. Ни о какой тесной координации этих соединений речи уже не шло, и ударные группы каж­дой дивизии должны были в «дебютной части» сражения атаковать корабли противника самостоятельно, каждая со своего на­прав­ле­ния. По по­нят­ным при­чи­нам подобная схема так никогда и не была применена в боевых условиях.


Одновременно с этим специалисты Военно-морского колледжа подготовили проект «Дополнения к Боевому уставу: Воз­душ­ные операции», где уже официально постулировалось изменение принятых ранее принципов применения морской ави­а­ции. В частности, основной задачей объявлялось завоевание господства в воздухе, указывалось на важность нанесения вне­зап­но­го удара с воздуха до начала «генерального сражения», соответственно, первоочередными целями этого удара становились уже не линкоры, а авианосцы противника. Отдельное внимание в документе уделялось важности массирования воздушных атак с целью повышения их эффективности.

«Дополнение» так и не было в полном объёме включено в последнюю предвоенную редакцию Боевого устава флота 1940 г., однако Генеральный штаб официально разослал его в качестве руководящего документа всем подразделениям морской ави­а­ции и воздушным базам Императорского флота. Таким образом, все предпосылки к объединению морской авиации под еди­ным командованием к началу 1940 г. были созданы. Осталось сделать последний шаг – оформить это организационно.


Меч Империи

Может показаться, что создание первого в военно-морской истории авианосного объединения явилось закономерным ло­ги­чес­ким за­вер­ше­ни­ем описанной выше эволюции взглядов японских специалистов по морской авиации. Но в ре­аль­но­сти толчком к по­яв­ле­нию 1-го Воздушного флота послужили обстоятельства, слабо связанные как с теоретическими на­ра­бот­ка­ми, так и прак­ти­чес­ким – включая боевой – опытом в этом области, что накопили и обобщили упомянутые специалисты.


«Отцом» Первого Воздушного флота обычно считают Главнокомандующего Объединённым флотом адмирала Исо­року Ямамото. Однако на самом деле инициатором создании этого объединения был совсем другой человек – контр-адмирал Дзи­са­буро Од­за­ва, ранее бывший начальником штаба Объединённого флота и ставший 15 ноября 1939 г. командиром 1-й дивизии авиа­нос­цев, состоявшей на тот момент лишь из «Акаги» и ди­ви­зи­она эсминцев. В отличие от Ямамото, новый командир 1-й ДАВ до этого назначения не имел никакого отношения к авиации. Но уже ранней весной 1940 г., после первых совместных уче­ний с ре­ор­га­ни­зо­ван­ной 2-й дивизией авианосцев, состоявшей теперь из «Сорю», «Хирю» и дивизиона эсминцев, опыт­но­му офицеру стало ясно, на­сколь­ко сложно добиться ско­ор­ди­ни­ро­ванных действий кораблей и самолётов даже двух независимых авианосных сое­ди­не­ний. Наиболее очевидным решением этой про­бле­мы ему виделось объединение авианосных сил под единым ко­ман­до­ва­ни­ем, как для унификации боевой подготовки, так и для постоянной отработки совместных действий, как минимум на штабном уровне.

Контр-адмирал Одзава дважды обращался к Ямамото с предложением создать в составе  Объединённого флота отдельный «Воздушный флот», в который вошли бы не только авианосцы со своими авиагруппами, но и соединения морской авиации бе­ре­го­вого базирования. Однако, как он вспоминал впоследствии: «Мои рекомендации встретили серьёзное сопротивление, пре­жде всего штаба Объединённого флота и в особенности командующего 2-м флотом [вице-]адмирала Кога, который был ка­те­го­ри­чески против. Они аргументировали это тем, что имеется большая вероятность, что 1-й и 2-й флоты будут действовать на ТВД раздельно, и каждый из флотов будет нуждаться в собственной дивизии авианосцев для обеспечения истребительного при­кры­тия. Также они утверждали, что в случае необходимости концентрации всех авианосных сил для наступательных дей­ствий, временного объединения под командованием старшего из командиров дивизий авианосцев будет вполне достаточно». Данные аргументы очень хорошо демонстрируют ту более чем скромную роль, которую сторонники доминирующей в Им­пе­ра­тор­ском флоте «линкорной партии» отводили в тот период палубной авиации и её наступательным возможностям.


1. Инициатор создания 1-го Воздушного флота, командир 1-й дивизии авианосцев контр-адмирал Дзисабуро Одзава. 2 и 3. Про­тив­ники его инициативы: начальник штаба Объединённого флота контр-адмирал Сигэру Фукудомэ и командующий 2-м флотом вице-адмирал Минэити Кога. 4. Военно-морской министр адмирал Косиро Оикава, санкционировавший создание нового объединения в составе флота.

Всё это привело к тому, что Одзава пошёл на серьёзное нарушение субординации. В июне 1940 г. он, через голову своего непосредственного командования, отправил рапорты напрямую начальнику Генштаба и министру флота. В этих рапортах Од­за­ва не только предлагал реорганизацию морской авиации, но и настаивал на срочности подобных мер, обосновывая это не­об­хо­ди­мостью успеть завершить эти мероприятия до возможного вступления Японии в уже начавшуюся Мировую войну. Ад­ми­рал Ямамото формально отчитал своего инициативного подчинённого за нарушение процедуры, однако у того создалось впе­чат­ление, что Глав­ком Объе­ди­нён­ного флота с самого начала одобрял его идею, но при этом не хотел явно занимать чью-то сторону в воз­ник­шем в его шта­бе конфликте. Спустя полгода, в декабре 1940 г., после тщательной проработки вопроса в Уп­рав­ле­нии мор­ской авиации, Генштаб и Ми­ни­стер­ство флота официально одобрили предложения контр-адмирала Одзава. Ад­ми­рал Яма­мо­то прокомментировал это решение командования лаконичным «рад это слышать».


Первым, 15 января 1941 г., был образован Дай-дзуити коку кантай – 11-й Воздушный флот под командованием вице-ад­ми­рала Эйкити Катагири, в состав которого вошли восемь авиагрупп морской авиации берегового базирования, объединённых в три эквивалента дивизий авианосцев – 21-ю, 22-ю и 24-ю коку сэнтай, «воздушные флотилии». Спустя три месяца настала оче­редь па­луб­ной авиации, 10 апреля 1941 г. был образован Дай-ити коку кантай – 1-й Воздушный флот под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо, одновременно сменившего контр-адмирала Одзава на посту командира 1-й дивизии авиа­нос­цев.  В состав фло­та первоначально вошли 1-я («Акаги» и «Кага»), 2-я («Хирю» и «Сорю») и 4-я («Рюдзё») дивизии авианосцев. 25 августа 1941 г. в его состав была включена свежеобразованная 5-я дивизия авианосцев, первоначально состоявшая из только что принятого в состав флота авианосца «Сёкаку», к которому спустя месяц при­со­е­ди­нился его систершип «Дзуйкаку».


Штатный состав авиагрупп 1-го Воздушного флота на начало Тихоокеанской войны

1-я дивизия 2-я дивизия 4-я дивизия 5-я дивизия  
  Авианосцы: «Акаги» «Кага» «Сорю» «Хирю» «Рюдзё» «Сёкаку» «Дзуйкаку» Всего:
  Истребители: 18 (3) 18 (3) 18 (3) 18 (3) 20 (2) 18 (4) 18 (4) 128 (22)
  Пикировщики: 18 (3) 27 (3) 18 (3) 18 (3) 27 (4) 27 (4) 135 (20)
  Торпедоносцы: 27 (3) 27 (3) 18 (3) 18 (3) 14 (2) 27 (4) 27 (4) 158 (22)
  Всего: 63 (9) 72 (9) 54 (9) 54 (9) 34 (4) 72 (12) 72 (12) 421 (64)

Хотя сам вице-адмирал Нагумо ранее не имел никакого отношения к авиации и был назначен на должность командира 1-го Воздушного флота и 1-й дивизии авианосцев в порядке старшинства, его окружение составили ведущие специалисты Им­пе­ра­тор­ского флота в этой области.  Начальником штаба нового флота стал контр-адмирал Рюносукэ Кусака, спе­ци­а­ли­зи­ро­вав­шийся в мор­ской авиации ещё в Военно-морском колледже, и имевший опыт службы инструктором авиагруппы Ка­су­ми­гаура, командиром авианосцев «Хосё» и «Акаги», а также командиром 24-й воздушной флотилии. Авиационный отдел штаба возглавил упоминавшийся уже капитан 2-го ранга Ми­но­ру Гэнда. Сре­ди командиров авиагрупп и эскадрилий имелись ве­ду­щие специалисты в более узких областях. На «Акаги» это были ка­пи­тан 2-го ранга Ми­цуо Футида, чьими усилиями была су­ще­ствен­но повышена точность «горизонтального» бом­бо­ме­та­ния, и капитан 3-го ранга Сигэхару Мурата, разработавший, в том числе, методику применения авиаторпед в условиях мел­ко­водья. На «Сорю» – капитан 3-го ранга Такасигэ Эгуса, один из соз­да­те­лей японской тактики бомбометания с пикирования, и т. д. Теперь эти офицеры получили возможность обучать раз­ра­бо­тан­ным ими передовым методикам не только своих не­по­сред­ствен­ных под­чи­нён­ных, но и лётный состав соответствующих спе­ци­аль­нос­тей в масштабе всего 1-го Воздушного флота, чем они и занялись в рамках развернувшейся вскоре интенсивной под­го­тов­ки к рейду на Пёрл-Харбор.


Командование 1-го Воздушного флота на момент его образования: 1. Командующий флотом и командир 1-й дивизии авианосцев вице- адмирал Тюити Нагумо. 2. Начальник штаба флота контр-адмирал Рюносукэ Кусака 3. Командир 2-й дивизии авианосцев контр-адмирал Тамон Ямагути. 4. Командир 4-й дивизии авианосцев контр-адмирал Какудзи Какута.

Иногда можно встретить мнение, что 1-й Воздушный флот был создан под «Гавайскую операцию» адмирала Яма­мо­то, но, как мы видим, на самом деле этот процесс начался не по его инициативе и задолго до возникновения даже идеи данного рей­да. Задание пока только на изучение возможности подобной операции Главком Объединённого флота дал в январе 1941 г., когда решение о ре­ор­га­ни­за­ции морской авиации было уже принято. Более того, нельзя не согласиться со словами известного аме­ри­кан­ского историка Г. Пранджа: «Но если даже 1-й Воздушный флот и не создавался специально с прицелом на „Га­вай­скую операцию“, то сложно представить, как эта операция могла быть задумана – а тем более проведена – без его наличия».

Идея массирования палубной авиации, равно как и её материальное воплощение – сначала в виде дивизий авианосцев, а затем и Воздушного флота – была, без сомнения, революционным прорывом в военно-морской тактике и стратегии. Однако не стóит и переоценивать возможности 1-го Воздушного флота. Точней, не стóит переносить на него возможности «настоящих» ударных ави­а­нос­ных соединений, появившихся во второй половине Тихоокеанской войны.

1-й Воздушный флот образца 1941 г., состоявший лишь из авианосцев и эсминцев-«спасате­лей» (по одному на авианосец), ни в коей мере не был автономным объединением, способным к пресловутой «проекции силы» – продолжительным са­мо­сто­я­тель­ным наступательным дей­стви­ям на большом удалении от своих баз. Отсутствие соб­ственных, интегрированных в состав флота, кораблей эскорта, а так­же системы снабжения топливом, авиабензином и боеприпасами, делало его, по сути, объе­ди­не­нием «одного удара». Что, впро­чем, полностью соответствовало его изначальному предназначению – внезапному мас­си­ро­ван­ному удару по вражеским кораблям (в первую оче­редь – авианосцам) в «дебютной части» генерального сражения.

Однако – ирония истории – Тихо­оке­ан­ская война пошла совсем по другому сценарию, причём, во многом благодаря 1-му Воздушному флоту. Именно его ста­ра­ни­ями «решающее сражение» линейных сил, к которому столько лет готовился Им­пе­ра­тор­ский флот, стало невозможным, а ос­нов­ны­ми задачами авианосцев флота стали удары не по соединениям кораблей про­тив­ника, а по береговым целям: Пёрл-Харбор, Давао на Филиппинах, Уэйк, Рабаул, порт Дарвин в Австралии, Тринкомали и Коломбо на Цейлоне, Датч-Харбор на Алеутах и, наконец, крохотный тихоокеанский атолл Мидуэй.


 Итак, к осени 1941 г. «военно-воздушный меч Империи» был, наконец, выкован, заточен и изготовлен к бою. «Сталь» этого клинка была всё ещё очень далека от идеала. Не менее далека, чем сталь форменного офицерского меча кайгун-то обр. 97 мас­со­вой штам­пов­ки от стали настоящего тати ручной работы. Но не стóит забывать, что в остальных странах, имевших на тот момент авиа­нос­цы, ничего подобного 1-му Воздушному флоту не существовало пока даже на уровне голой идеи.


<< Предыдущая часть главы   Следующая глава >>


1 «Акаги» участвовал в этих манёврах лишь на картах, так как находился в тот момент на модернизации.
2 Численность тютая могла варьироваться, так в ходе рейда на Пёрл-Харбор горизонтальные бомбардировщики атаковали стоявшие в гавани американские линкоры, используя «точечную схему» – группы по пять самолётов. В марте 1942 г. стандартом для палубных тор­пе­до­нос­цев стали дивизионы из шести машин (трёх звеньев-сётаев из двух машин каждое), в то время как тютаи пикировщиков сохранили прежний состав – три звена по три самолёта.
3 За период с июля 1937 г. по декабрь 1941 г. авиация Императорского флота безвозвратно потеряла в Китае 1169 самолётов и 828 человек лётного состава. Значительная часть потерь (229 самолётов и 285 человек) пришлась на первые 4,5 месяца боевых действий, в ходе которых за­во­ё­вы­ва­лось господство в воздухе. Для сравнения, за весь 1941 г. в Китае было безвозвратно потеряно 166 машин и 27 человек лётного состава.
4 На вооружении истребительных частей ВВС Национально-революционной армии Гоминьдана в тот период находились: советские И-15 и И-16, американские «Кёртис» BF2C и «Боинг» Р-26, итальянские «Фиат» CR.30 и CR.32, британские «Авро» 626 и «Глостер» SS.37, французские «Девуатин» D.500 и др.
5 Впрочем, не они одни. Если в Великобритании и США перешли на «парную» схему уже в 1940-41 гг. (чему существенно по­спо­соб­ство­вал практический опыт, полученный в ходе «Битвы за Британию»), то в ВВС РККА этот процесс, как и в Японии, затянулся до 1943 г.

Posts from This Journal by “«Без права на победу»” Tag

Comments

( 68 comments — Leave a comment )
irkuem
Nov. 22nd, 2014 07:03 am (UTC)
Спасибо!
la_monde
Nov. 22nd, 2014 08:30 am (UTC)
Ждём продолжения.
midnike
Nov. 22nd, 2014 12:37 pm (UTC)
А куда ж я денусь :)
vova_modelist
Nov. 22nd, 2014 09:36 am (UTC)
Как обычно отлично. Следующим будет про американцев :)?
midnike
Nov. 22nd, 2014 10:13 am (UTC)
Угу, джапов наконец домучал :)
thagastan
Nov. 22nd, 2014 09:43 am (UTC)
Очень интересно. А от оформления - в восторге!

1. УКВ связь, видимо, при координации летных операций применяли ограниченно или вообще не применяли? Занятно, ведь именно японцы изобрели очень направленную Yagi-Uda antenna, у нас волновой канал.
Впрочем, вот Педивикия пишет:
Despite its being invented in Japan, many Japanese radar engineers were unaware of the design until very late in the war, partly due to rivalry between the Army and Navy. The Japanese military authorities first became aware of this technology after the Battle of Singapore when they captured the notes of a British radar technician that mentioned "yagi antenna". Japanese intelligence officers did not even recognise that Yagi was a Japanese name in this context. When questioned, the technician said it was an antenna named after a Japanese professor.
http://en.wikipedia.org/wiki/Yagi-Uda_antenna
2. А точность бомбометания - штука коварная. У нас, когда в 1944 году перешли на литье корпусов из сталистого чугуна, то у ФАБ-100сч чертежа 3-01282 пошли проблемы с креплением стабилизаторов. В результате 40% бомб кувыркалось или падало боком...
midnike
Nov. 22nd, 2014 10:12 am (UTC)
Угу, а первыми ту "антенну Яги" применили бриты и амеры на дециметровых surface-search радарах, включая авиационные. Джапы после войны по этому поводу жутко сокрушались.

А вообще даже УКВ, теоретически ограниченная прямой видимостью, тоже штука коварная. Амеры в начале войны ей широко пользовались, уверенные, что не демаскирует. А потом Хэлси будучи в рейде у Маркуса вроде, вдруг услышал по УКВ слишком активные переговоры пилотов, только собрался дать втык и тут до него дошло, что позывные не с его авиагрупп. А это на той же частоте добило из Пёрл-Харбора, где группа на "Лекс" кажется перелетала с берега. После чего сделали выводы. Ионосфера -- штука такая :)

А вообще, например на "Зеро" штатно были рации на 3.8-5.8 МГц, но на палубных бомберах УКВ для связи в группе уже было, 30-52 МГц
(no subject) - thagastan - Nov. 22nd, 2014 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Nov. 22nd, 2014 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - thagastan - Nov. 22nd, 2014 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Nov. 22nd, 2014 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - thagastan - Nov. 22nd, 2014 09:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Nov. 22nd, 2014 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - thagastan - Nov. 23rd, 2014 09:16 am (UTC) - Expand
taira_koremochi
Nov. 22nd, 2014 09:47 am (UTC)
Спасибо! Весьма информативно.
mohanes
Nov. 22nd, 2014 10:19 am (UTC)
Спасибо, очень интересно. Если позволите, вопрос.
Если я правильно понял схему, у немцев лидеры пар шли выше подчинённых, а у японцев лидер звена - ниже основного фронта. В этом был какой-то сакральный смысл?
midnike
Nov. 22nd, 2014 12:35 pm (UTC)
А вот фиг его знает, если совсем в деталях. Основной принцип -- командир отвечает за перед, ведомый (ые) -- за тыл группы и хвост командира. Находясь ниже командира проще отслеживать его манёвры. Находясь выше -- видеть его жестовые команды, что для японцев было актуально. Рации у них на морских истребителях на всех начиная с А5М были, но они ими старались не пользоваться. Тем более, что у них там только коротковолновки стояли. Ну а для чего нужна сама разница в эшелоне -- думаю и так понятно :)
(no subject) - 33samurai - Nov. 27th, 2014 05:14 am (UTC) - Expand
citizenkane1941
Nov. 22nd, 2014 11:24 am (UTC)
Как всегда отлично!
Ждемс продолжения. Особенно про роль Одзавы японских успехах, а то он больше известен по Марианской охоте и Лейте, где уже не мог проявить себя.
midnike
Nov. 22nd, 2014 12:25 pm (UTC)
Re: Как всегда отлично!
Ну, в этой книжке про Одзаву вряд ли уже будет. А так он очень даже неплохо себя проявил в начале войны, командуя южным экспедиционным флотом. От Принс оф Уэльс и Рипалс, через уничтожение флота ABDA и до рейда в Бенгальский залив, где его соединение параллельно с 1-м Воздушным неплохо порезвилось. А на 3-й флот с оставшимися авиками его поставили уже после Гуадалканала, когда ловить особо уже нечего было. Ну и напоследок он-таки выполнил задачу при Лейте -- Хэлси купился как последний пацан.

А так мужик интересный, после войны много толковых эссе написал. Кое-что вот в этом сборнике можно почитать: http://books.google.ru/books?id=jhsPIagDttMC&pg=PA80&lpg#v=onepage&q=Jisaburo%20Ozawa&f=false
Re: Как всегда отлично! - midnike - Nov. 22nd, 2014 12:39 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
midnike
Nov. 22nd, 2014 01:37 pm (UTC)
1. Ну, между "наёмником" и "добровольцем" до сих пор достаточно тонкая разница :) Если я правильно помню современное ооновское определение "наёмника" -- там подчёркивается, что вознаграждение должно _значительно_ превышать зарплату за аналогичную работу на родине. А деньги, что платили "Тиграм" были не сильно выше зарплат на аналогичных позициях в США.

2. Неа, чуток раньше. Уже при Мидуэе "Нагато" имел экспериментальный корабельный радар.
(Deleted comment)
(no subject) - midnike - Nov. 22nd, 2014 02:23 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - midnike - Nov. 22nd, 2014 03:03 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - midnike - Nov. 22nd, 2014 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vova_modelist - Nov. 22nd, 2014 07:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vova_modelist - Nov. 22nd, 2014 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Nov. 23rd, 2014 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vova_modelist - Nov. 23rd, 2014 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ijn_myoko - Nov. 23rd, 2014 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Nov. 23rd, 2014 06:25 pm (UTC) - Expand
ezyk091978
Nov. 22nd, 2014 02:18 pm (UTC)
Интереснее всего читать про эволюцию взглядов и воззрений на применение оружия :)

Насчет тактики "ударь и беги". У японцев попросту не было предпосылок к ее появлению, поскольку она возникает отнюдь не от хорошей жизни. Что у немцев в Испании, что у американцев на Тихом океане.

Кстати, первый звонок прозвучал для японцев на Халхин-Голе, когда И-16 начали отрываться в пикировании от Ki-27. Но тогда армия и флот предпочли закрыть на это глаза.
midnike
Nov. 22nd, 2014 02:32 pm (UTC)
>> Насчет тактики "ударь и беги". У японцев попросту не было предпосылок к ее появлению, поскольку она возникает отнюдь не от хорошей жизни.

Ну, я именно эту мысль и пытался донести :) Ребята расслабились и в результате отгребли. Для моей темы более важны даже не тактические приёмы истребителей, а эта их привычка к "непрямому эскорту". В своё время никак не мог понять, почему японские истребители -- вроде бы опытный народ, практически все с боевым опытом, командиры сётаев все гарантированно с опытом ещё с Китая -- при Мидуэе как минимум пару раз вели себя как полные идиоты. Пока не почитал про этот их унаследованный прикол. Скучно им было в Китае просто бомберы сопровождать. Пострелять охота было.
lastfire
Nov. 22nd, 2014 10:58 pm (UTC)
Классный материал, спасибо!
А функцию эсминца-спасателя можно пояснить? В прямом смысле вылавливать "купальщиков", или усиление ПВО или?
midnike
Nov. 23rd, 2014 06:05 am (UTC)
Именно вылавливать купальщиков :) То есть экипажи самолётов, которые могут оказаться вместе с машиной в воде в результате неудачного взлёта или посадки. Ну, или в случае сознательной посадки на воду при неисправном шасси или ещё каких неполадках, делающих невозможной посадку на палубу.

И вообще спасибо за вопрос, значит надо в тексте или в примечании пояснить, что означает термин.
(no subject) - lastfire - Nov. 24th, 2014 08:36 am (UTC) - Expand
ijn_myoko
Nov. 23rd, 2014 12:25 pm (UTC)
В подписи ко второй картинке опечатка-там, конечно же, не пикирующий бомбардировщик "Суйсэй" ("Йокосука" D4Y), а торпедоносец тип 96 ("Йокосука" B4Y).
midnike
Nov. 23rd, 2014 06:29 pm (UTC)
Блин, видимо я в тот момент думал, стОит ли втыкать фотки "Сусей" и "Тензан" :)
33samurai
Nov. 27th, 2014 05:05 am (UTC)
>Данные аргументы очень хорошо демонстрируют ту более чем скромную роль, которую сторонники доминирующей в Им­пе­ра­тор­ском флоте «линкорной партии» отводили в тот период палубной авиации и её наступательным возможностям.

А я ещё раз напомню тот банальный факт, что Воздушный флот появился лишь тогда, когда появилась матчасть под него. А, скажем, в начале 39-го, как Акаги, Рюдзё и Сорю не складывай, всё равно не получишь чего-либо, способного надёжно уничтожить американский флот. В противоположность этому, в начале 41-го, число авианосцев (адекватных для роли fleet carrier) сравнялось с числом линкоров.

Таким образом, ситуация с организацией авианосцев лишь отражала их действительные возможности, которые, в свою очередь, определялись численностью, прямо проистекающей из внешней политики.

Даже не совсем понимаю, что ещё должно было быть написано в документах, определявших реальное развёртывание в случае войны? Формировать соединение из недоступных кораблей и ставить ему задачи как если бы они у него были?
midnike
Nov. 27th, 2014 06:53 am (UTC)
Просто напоминаю, что 2-я дивизия была организована ещё в 1934. Тем не менее, идей объединения дивизий под единым командованием как-то не наблюдалось. В общем, не стоит подменять реальность общими рассуждениями, какими бы красивыми оные рассуждения не были.

Ну а насчёт способности "надёжно уничтожить американский флот" -- это даже не смешно. На такое и 1-й Воздушный образца декабря 41-го как-то и близко не способен был.
(no subject) - 33samurai - Nov. 27th, 2014 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moshushi - Nov. 28th, 2014 08:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - 33samurai - Nov. 28th, 2014 08:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - moshushi - Nov. 28th, 2014 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 33samurai - Nov. 28th, 2014 11:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Nov. 29th, 2014 12:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - 33samurai - Nov. 29th, 2014 05:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - moshushi - Dec. 1st, 2014 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 1st, 2014 10:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - moshushi - Dec. 1st, 2014 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 1st, 2014 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moshushi - Dec. 2nd, 2014 08:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 2nd, 2014 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - moshushi - Dec. 2nd, 2014 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 2nd, 2014 02:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moshushi - Dec. 2nd, 2014 03:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 2nd, 2014 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moshushi - Dec. 3rd, 2014 07:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - 33samurai - Dec. 1st, 2014 12:17 pm (UTC) - Expand
guest213
Nov. 29th, 2014 10:57 am (UTC)
>За период с июля 1937 г. по декабрь 1941 г. авиация Императорского флота безвозвратно потеряла в Китае 1169 самолётов и 828 человек лётного состава.

Нельзя ли уточнить, это общие потери или только боевые? Логично предположить, что общие, но я лично не в курсе, как у них учет потерь велся, так что хотелось бы прояснить этот момент.

P.S. Не думал, честно говоря, что Китай авиации флота так дорого обошелся. Интересно, сколько потеряла армейская авиация...
midnike
Nov. 29th, 2014 11:34 am (UTC)
Это общее число списанных машин, 554 destroyed and 615 badly damaged. То есть и то и другое может быть как от боевых повреждений, так и от аварийности.

Источник: "Sunburst: The Rise of Japanese Air Power, 1909-1941" by Mark E. Peattie, p. 123 со ссылкой на Кайгун Коку Гайси (История воздушных сил флота) и примечанием, что сюда не включены потери людей и техники из-за повысившейся аварийности из-за интенсификации учебного процесса в самой Японии.

По армейцам просто не интересовался, но из общих соображений -- должно быть меньше. Просто потому, что их там было и самих сильно меньше в воздухе, чем флотских.

Edited at 2014-11-29 11:38 am (UTC)
(no subject) - guest213 - Nov. 29th, 2014 10:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Dec. 1st, 2014 07:51 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
midnike
Dec. 4th, 2014 03:42 pm (UTC)
Re: Радиосвзяь
В комментах мы тут эту тему уже затрагивали. В общем, "всё не так однозначно" (с) :) Проблемы с этим были не только технические, но и физические. http://midnike.livejournal.com/12525.html?thread=285165#t285165
sidorenko_vl
Dec. 14th, 2014 10:22 am (UTC)
Немного замечаний/уточнений.

> Одновременно с этим основной тактической единицей бомбардировщиков постепенно становилось уже не звено-сётай, а более крупное подразделение, аналог дивизиона – тютай из девяти самолётов
* Для нашей авиации (и вообще русскоязычной терминологии) правильнее будет "аналог эскадрильи".

> Сейчас это представляется чем-то совершенно очевидным, однако не стóит забывать, что в тот момент в Европе и США всё ещё господствовала концепция «бомбардировщик всегда прорвётся», что привело к серьёзной переоценке оборонительных возможностей как лёгких одномоторных, так и скоростных двухмоторных ма­шин. Опыт второй Японо-китайской войны был там полностью проигнорирован
* Это какбэ всё так, но есть, как-минимум, два обстоятельства, одно из которых (первое) смягчающее.
1. Объективно, весьма затруднительно _оперативно_ использовать чужой военный опыт. Прежде всего потому, что отсутствует доступ к _достоверной_ информации _обоих_ воюющих сторон.
Даже если одна из воюющих сторон наш союзник, и честно делится (что ещё может быть под вопросом) с нами информацией, нет гарантии, что он не заблуждается, хотя бы и искренне.
Вот одна сторона нам рассказывают, что они перебили кучу вражеских самолётов (танков, подводных лодок и т.д.), а вторая сторона клятвенно заверяет, что утверждения первой стороны есть ЛПП, а их самолёты (подводные лодки, танки, солдаты и т.д.) падают исключительно по навигационным и техническим причинам. Причём, в гораздо меньшем количестве ;-)
2. Специфика восприятия Западом (в традиционном геополитическом смысле этого понятия) информации с Дальнего Востока. Представим, что к английскому военному атташе в Китае поступила информация о том, как группа китайских истребителей перехватила группу японских бомбардировщиков без эскорта и перестреляла половину (а то и почти всю). Предположим, что данная информация была подтверждена наземными наблюдателями, проверена атташе лично и передана в Лондон, как совершенно достоверная.
И вот сидит какой-нибудь маршал авиации, читает это и говорит: Да, конечно, я верю этому сообщению. Но не забывайте, дорогие сэры, что были сбиты паршивые японские бомбардировщики, которые суть _ухудшенные_ копии _устаревших_ западных машин. А вот наши новейшие скоростные бомбардировщики, сконструированные нашими передовыми английскими конструкторами, о-го-го! Какой им ещё нужен эскорт? Не смешите пуделя моей тётушки!

> 1938 г. была сформулирована спецификация «13-Си» на разработку
* Можно и так, но у военных чаще употребляется термин: "тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование".

> Словом, всему тому, с чем японским пилотам придётся вскоре столкнуться. Ещё одним следствием подобного характера воздушных боёв стали технические требования, на основе которых проектировались новые истребители – их основным методом применения видели именно манёвренный ближний бой на небольших скоростях,
* Хм... А как с этим согласуется выдача задания на проектирование будущих армейского "Сёки" и флотского "Райдэн"?

> Капитан 2-го ранга Минору Гэнда и предложенная им схема организации рейдового
* Не очень удачный оборот речи. В русскоязычной морской терминологии "рейдовый" традиционно означает "находящийся на рейде (якорной стоянке)", "имеющий отношение к рейду (якорной стоянке, порту)" и т.п.

> Однако этот ордер предполагалось использовать лишь в случае крупных самостоятельных рейдовых операций
* То же самое.
sidorenko_vl
Dec. 14th, 2014 10:23 am (UTC)
> В случае же «генерального сражения» авианосцы планировалось использовать по­ди­ви­зи­он­но, по схеме «охват». Три дивизии авианосцев, каждая с собственным эскортом, выносились далеко перед основными силами флота в форме гигантской буквы «V». Две передовые дивизии, имевшие по фронту интервал от 300 до 500 миль, дол­жны были выходить на фланги флота противника (одновременно выполняя задачи разведки), в то время как третья располагалась в 150-250 милях позади них. Ни о какой тесной координации этих соединений речи уже не шло, и ударные группы каждой дивизии должны были в «дебютной части» сражения атаковать корабли противника самостоятельно, каждая со своего направления
* У этой схемы были интересные альтернативы, как в плане вариантов "9-ступенчатой операции", так и в плане иной организации авианосных сил японского флота на период завершения "4-й программы по завершению подготовки флота к войне", предусматривающей распределение авианосцев между собственно АУС (Кидо бутай), Соединением ночного боя и Главными силами. Но это совершенно отдельная тема.

> На начало Тихоокеанской войны японские истребители продолжали использовать модифицированную – менее тесную и несимметричную – версию классического британского построения «Vic».
* Интересно, что при этом японские истребители без каких либо проблем использовали пары и четвёрки (последние - очень редко, но тем не менее). Причём, не вынужденно в бою потому, что второго ведомого сбили "и нас осталось только два, нас с тобою нае*али", а планово.
Например, при налёте на Пёрл-Харбор шестёрка истребителей с "Дзуйкаку", из состава 1-й УВ, делилась на _три_ звена по _две_ машины.
При налёте на Лаэ 17.01.42 девятка истребителей с него же делилась вообще интересно - "отряд контроля воздушного пространства" (в нашей терминологии это можно назвать "группой
зачистки") из двух звеньев по три и два истребителя, и "отряда эскорта" из двух звеньев по два.
Примеров в ЖБД авиагрупп можно и ещё накопать, Т.е. явление не каждодневное, конечно, но и не экзотика.

> В марте 1942 г. стандартом для палубных торпедоносцев стали дивизионы из шести машин (двух звеньев-сётаев).
* Да простится мне самоцитирование: "Примерно с февраля 1942 г. стандартная тактическая организация отрядов ударных самолётов [т.е. торпедоносцев-бомбардировщиков] была изменена: теперь в них входило 3 6-самолётных эскадрильи, делившихся на 3 2-самолётных звена" (с) "Драконы...", с.157.

Edited at 2014-12-14 10:26 am (UTC)
(no subject) - midnike - Dec. 15th, 2014 04:05 pm (UTC) - Expand
( 68 comments — Leave a comment )