?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«В богатых семьях принято выставлять в своих гостиных дорогие произведения ис­кусства. У этих произведений нет никакой практической ценности, но об­ла­да­ние ими даёт такую вещь, как престиж. Точно так же и линейные корабли уже не пред­став­ляют никакой практической ценности, однако флоты всего мира ко­пят их в максимально возможных количествах, и эти корабли остаются сим­во­лом, не­ким показателем военно-морского могущества. От вас, молодых ави­а­то­ров, никто не тре­бу­ет ставить под сомнение роль линкоров – просто думайте о них, как о про­из­ве­де­ниях искусства, украшающих гостиную нашего флота». Вице-адмирал Исо­ро­ку Ямамото, произнёс эти слова ещё в 1935 г., хотя на тот момент он всё ещё скорей выдавал желаемое за действительное.  

В поисках роли

В 1922 г., когда Императорский флот получил свой первый авианосец, а правительство страны приняло решение о пе­ре­строй­ке в авианосцы двух линейных крейсеров, роль палубной авиации всё ещё определялась британским опытом Первой Мировой и сводилась, в основном, к четырём задачам: разведка, корректировка артиллерийского огня, обнаружение под­вод­ных лодок и, соответственно, уничтожение вражеских самолётов, выполняющих аналогичные задачи. Материальное во­пло­ще­ние эта концепция обрела в виде первой авиагруппы «Хосё»: девять истребителей и шесть бомбардировщиков-торпедоносцев, чьи противокорабельные возможности всё ещё расценивались как крайне невысокие, поэтому как только на вооружение были приняты специализированные дальние разведчики – половина ударных самолётов была заменена ими. На втором японском авианосце «Акаги», принятом в состав флота спустя четыре с небольшим года, баланс слегка сместился, но и там бóльшая часть первой авиагруппы приходилась на разведчики и истребители – 32 машины этих типов на 28 ударных. Основной за­да­чей, которую палубные торпедоносцы отрабатывали в ходе учений Объединённого флота в 1928−1935 гг., была постановка ды­мо­вых завес для обес­пе­че­ния атак эсминцев и артиллерийского огня тяжёлых кораблей из-за завесы.



1. Палубный истребитель «Накадзима» A2N. 2. Палубный разведчик «Мицубиси» С1М.

1 апреля 1928 г. оба имевшихся на тот момент авианосца были объединены в первое японское авианосное соединение, дай-ити коку сэнтай, 1-ю дивизию авианосцев1. Однако это мероприятие преследовало тогда скорей административные цели, ни­ка­кой отработки совместных действий этих кораблей не планировалось, авианосцы ещё долго рассматривались не как са­мо­сто­я­тель­ная сила, а лишь как средство усиления, сами же корабли предполагалось поодиночке придавать разным объ­е­ди­не­ниям «традиционных» сил флота. Фактически, эта ситуация сохранялась до конца 1930-х – даже в период, когда начались из­ыс­ка­ния по мас­си­ро­ван­ному применению палубной авиации, сами авианосцы от­прав­ля­лись в резерв или на мо­дер­ни­за­цию, а также по­сто­ян­но переводились из одной дивизии в другую, зачастую состоявшую лишь из одного корабля.


Состав дивизий авианосцев Императорского флота в период с апреля 1928 г. по июнь 1942 г.



Между тем прогресс военной техники не стоял на месте. В 1929 г. «Мицубиси» заказала британской компании «Блэкбёрн Эйркрафт» разработку нового палубного ударного самолёта. В феврале 1930 г. одобренный прототип Т.7В был доставлен в Японию, где на его базе был создан и запущен в серийное производство бомбардировщик-торпедоносец «Мицубиси» B2M.

В 1930−1931 гг. на вооружение Императорского флота была принята первая линейка специализированных про­ти­во­ко­ра­бель­ных («полубронебойных», по американской классификации) авиабомб калибров 60, 250 и 500 кг с монолитными сталь­ны­ми корпусами. В 1931 г. на вооружение была принята пер­вая авиационная тор­педа собственной разработки, «45-см торпеда обр. 91», ставшая впоследствии (после нескольких модернизаций) лучшей авиа­тор­пе­дой Второй Мировой.



1. Палубный бомбардировщик-торпедоносец «Мицубиси» B2М. 2. Палубный пикирующий бомбардировщик «Аити» D1A

Кроме того, японские энтузиасты морской авиации, к которым относился и японский военно-морской атташе в Ва­шинг­то­не капитан 1-го ранга Исороку Ямамото, внимательно следили за развитием, прежде всего в США, нового типа боевых са­мо­лё­тов – пикирующих бомбардировщиков. «Авиационному лобби» удалось убедить командование Им­пе­ра­тор­ского флота, что этот тип машин является перспективным противокорабельным оружием, и в том же 1931 г. компания «Аити» заказала своему гер­ман­скому партнёру, компании «Хейнкель Флюгцойгверке», разработку палубного пикировщика, спо­соб­но­го также взле­тать как с катапульты, так и с поплавков. В 1934 г. на базе немецкого прототипа He 66, признанного более удачным, чем про­то­ти­пы японской разработки, было начато серийное производство первого японского пикирующего бомбардировщика D1A.

Таким образом, противокорабельные возможности японской палубной авиации к середине 1930-х серьёзно возросли, что немедленно сказалось на представлениях о задачах авианосцев, и, как следствие, на составе их авиагрупп. От спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных разведчиков было решено отказаться совсем, а общий баланс однозначно изменился в пользу ударных самолётов – пи­ки­ров­щи­ков и тор­пе­до­носцев/горизонтальных бомбардировщиков, причём с явным упором на последние. К этому же моменту в строй вошли ещё два авианесущих корабля, и была сформирована 2-я дивизия авианосцев.


Изменение состава авиагрупп авианосцев Императорского флота в период 1928−1941 гг.


 * На примере старейшего эскадренного авианосца «Акаги». Для периодов, когда корабль находился в резерве или на модернизации при-
    ведены данные по сравнимому по вместимости ангаров авианосцу «Кага».
** Резкое увеличение количества торпедоносцев в авиагруппе 1938 г. вызвано спецификой стоявших перед «Акаги» задач – поддержка сухо-
    путных войск в ходе японо-китайской войны. Собственно в ангарах авианосца помещалось не более 28 боеготовых и 4 резервных B4Y.

В начале 1930-х Боевой устав (Кайсэн ёмурэй) Императорского флота определял задачи ударной палубной авиации всё ещё достаточно расплывчато и лишь применительно к ключевому элементу японского военно-морского планирования – пре­сло­ву­то­му «ге­не­раль­ному сражению»: «Удары по главным силам противника (его боевой линии) должны быть по возможности ско­ор­ди­ни­ро­ва­ны по времени с решающим сражением флотов. […] удары по вражеским авианосцам должны наноситься в самом начале столкновения с тем, чтобы исключить их из последующего сражения надводных сил».

По понятным причинам флотские «традиционалисты» считали более важной первую задачу, удары по линкорам, в то время как сами авиаторы были уверенны в необходимости в первую очередь обеспечить господство в воздухе. Причём на­и­бо­лее радикальным и надёжным способом – путём уничтожения или хотя бы выведения из строя вражеских авианосцев ещё до того, как те смогут поднять в воздух свои самолёты.

В 1933 г. Генштаб Императорского флота предпринял попытку привести су­ще­ству­ю­щую военную доктрину в соответствие с возросшими возможностями морской авиации. Организованный им комитет после года об­суж­де­ний смог принять лишь «Про­ект наставления по воздушному бою» (Кокусэн ёму соан), компромиссный вариант, не устро­ивший ни одну из сторон, и о котором все постарались поскорей забыть. Таким образом, даже к началу Тихоокеанской войны в военно-морском флоте Япо­нии не существовало никаких утвёрждённых на уровне Генштаба директивных документов по стра­те­гии и тактике при­ме­не­ния морской авиации. Однако это не означает, что серьёзные изыскания в этой области не велись на более низком уровне.


Прорабатывавшиеся в авиационных отделах Генштаба и штаба Объединённого флота идеи всё дальше отходили от пред­шествующих представлений об авианосцах, как лишь о средстве усиления традиционных объединений флота во время гене­раль­ного сражения. Цели у палубной авиации оставались прежними – вражеские авианосцы, а затем линкоры – однако в авиа­нос­цах начинали видеть отдельную силу, способную самостоятельно действовать в качестве вынесенного далеко вперед аван­гар­да и обеспечивающую гос­под­ство в воздухе и выведение из строя части боевой линии противника ещё до начала сра­же­ния.

Одним из главных способов решить эти задачи виделось нанесение первого внезапного удара с дальности, недоступной палубной ави­а­ции вероятного противника – Ти­хо­оке­ан­ского флота США. Необходимость технического обеспечения этой идеи привела к тому, что уже в начале 1934 г., когда машины пре­ды­ду­щего поколения только начинали поступать на вооружение Им­ператорского флота, были подготовлены технические спецификации на новое поколение палубных самолётов, пре­ду­сма­три­вающие, кроме прочего, и серьёзное увеличение дальности.



1. Палубный истребитель «Мицубиси» А5М. 2 Палубный бомбардировщик-торпедоносец «Йокосука» B4Y.

К началу крупномасштабного военного конфликта с Китаем в 1937 г. японские авианосцы получили новый торпедоносец «Йокосука» B4Y, последний бомбардировщик-биплан, который видели их палубы. Другой новинкой стала действительно революционная машина, первый в мире цельнометаллический палубный истребитель-моноплан «Мицубиси» A5M. Одним из многочисленных достоинств са­мо­лё­та стала предусмотренная ещё при проектировании возможность установки подвесного бака. Таким образом, палубные ис­тре­би­тели получили, наконец, возможность не только прикрывать своё соединение, но и со­про­вождать к цели ударные ма­ши­ны практически на пределе их дальности. Ещё одно важное отличие этих машин за­клю­ча­лось в том, что с них на­чал­ся пе­ре­ход японской морской авиации на самолёты собственной разработки. На них всё ещё стояли лицензионные копии за­ру­беж­ных двигателей, да и японские конструкторы не стеснялись «заимствовать» удачные идеи своих ино­стран­ных коллег, но в целом, уже к середине 1930-х годов японская школа авиастроения достигла того уровня, когда могла отказаться от адаптации западных прототипов и самостоятельно создавать самолёты мирового уровня. Будущие противники Японии по Тихоокеанской войне парадоксальным образом «не замечали» этого факта вплоть до 7 декабря 1941 г.2


Однако, несмотря на все плюсы, которые давало преимущество в «длине руки», ключевой всё же стала идея массирования авианосцев. При этом не стóит думать, что эта мысль возникла в чьей-то отдельно взятой гениальной голове сразу в виде пол­но­стью оформленной перспективной концепции. Во-первых, это было мно­го­лет­ним процессом, шедшим эволюционно, ме­то­дом проб и ошибок. Во-вторых, этот процесс во многом объективно диктовался как специфически узкими задачами, по­став­лен­ными перед японской палубной авиацией, так и противокорабельными возможностями имевшихся самолётов. А также – как это ни тривиально – размерами лётных палуб авианосцев Императорского флота и технологиями палубных операций.


Тактическая арифметика

К концу 1930-х годов ударной авиации Императорского флота удалось существенно повысить точность бомбометания с горизонтального полёта. Процент попаданий с высоты 3000 м по неподвижной цели типа «крупный корабль» с начальных 10% был постепенно доведён до 33%, а к началу войны был перекрыт и этот  выдающийся для горизонтальных бомбардировщиков результат. Японские специалисты отдавали себе отчёт, что против активно маневрирующего корабля бомбардировки с го­ри­зон­таль­ного полета будут малоэффективны, однако отрабатывались и такие атаки, в особенности это касалась средних бом­бар­ди­ров­щиков морской авиации берегового базирования.


Основные характеристики первых модификаций 45-см торпеды обр. 91

  Moд. 1 Moд. 2  Мод. 3
. Разработка: 1931 г. 1940 г. 1941 г. 
Калибр: 450 мм
Длина: 5275 мм  5486 мм  5486 мм
Масса: 784 кг   935 кг   849 кг
Скорость: 41-43 узла
Дальность: 2000 м
Заряд ВВ: 150 кг 205 кг 240 кг
Высота сбр.: до 200 м
Скорость сбр.: 120 уз. 260 уз. 260 уз.
* На иллюстрации Модель 3 с увеличенной БЧ, облегченным танком для сжатого воздуха и стабилизаторами системы контроля вращения

Основным авиационным противокорабельным оружием для японцев оставались торпеды, поскольку лишь они были спо­соб­ны вывести из строя и даже потопить обе основные цели японской морской авиации – как авианосцы, так и линкоры. Им­пе­ра­тор­ский флот традиционно уделял повышенное внимание торпедному делу, и самолёты-торпедоносцы не были ис­клю­че­нием – уровень подготовки пилотов и характеристики 45-см торпеды обр. 91 обеспечивали недосягаемый для других флотов процент учебных попаданий. С появлением к началу войны третьей модификации этой торпеды, снабжённой системой кон­тро­ля вращения, значительно повысившей устойчивость торпеды на курсе, этот показатель приблизился к 90%. Но мас­тер­ство пилотов и совершенство оружия никак не снимали проблему уязвимости самих торпедоносцев на боевом курсе. Вы­нуж­ден­ный полёт по прямой на срав­ни­тельно малых скорости и высоте превращал самолёты в идеальные ми­ше­ни, сначала для ис­тре­би­те­лей про­тив­ника, а затем и для корабельной ПВО. И хотя японская торпеда выдерживала гораздо более высокие скорость и высоту сбро­са, чем современные ей авиаторпеды других флотов3, японские специалисты пред­по­ла­гали не менее чем трёх­крат­ное сни­же­ние процента попаданий в условиях «активного противодействия атаке».


«Накадзима» B6N на боевом курсе. Фотография очень наглядно демонстрирует условия, в которых приходилось действовать торпедоносцам.

Ещё одним фактором, значительно снижавшим гипотетическое количество попаданий, была принятая в Императорском флоте тактика «молота и наковальни». Атакующее подразделение торпедоносцев разделялось на две группы, заходившие с правой и левой скулы атакуемого ко­раб­ля, с тем, чтобы при попытке уклониться от торпед, сброшенных одной группой, ко­рабль неминуемо подставлял борт другой группе. Как нетрудно догадаться, наряду с плюсами – почти гарантированное по­ра­же­ние цели – эта тактика имела и минусы, половина сброшенных торпед заранее обрекалась на промах. Исходя из этих двух факторов, и была выведена минимально достаточная численность подразделения торпедоносцев, необходимого для обес­пе­че­ния трёх-четырёх попаданий, способных если и не потопить, то хотя бы вывести из строя тя­жё­лый корабль, снабжённый со­вре­мен­ной противоторпедной защитой – 18 машин.


Очевидным способом снизить потери торпедоносцев от вражеских истребителей было истребительное прикрытие удар­ной авиагруппы, и, с появлением «Мицубиси» A5M, обладавших достаточной дальностью, эта задача была решена. Од­на­ко ос­та­ва­лась ещё корабельная ПВО, которую в идеале следовало подавить, либо, как минимум, не дать ей сосредоточить огонь лишь на торпедоносцах.  Естественными исполнителями этой задачи виделись пикирующие бомбардировщики. И пусть их 250-кг бомбы не имели никаких шансов пробить палубы линкоров, рассчитанные на противодействие крупнокалиберным бро­не­бой­ным снарядам, им было вполне по силам поразить расчёты зенитных орудий и автоматов, расположенных по бóль­шей части в открытых установках. В случае же авианосцев, бронебойные бомбы пикировщиков уже представляли серьёзную угрозу кри­ти­чес­ким зонам кораблей, а фугасные могли не только подавить ПВО, но и повредить ещё одну, присутствующую лишь на авианосце, критическую зону – его полётную палубу и самолётоподъёмники.



Последствия попадания японской 250-кг фугасной авиабомбы в полётную палубу авианосца CV-5 «Йорктаун», 4 июня 1942 г.

Не следует думать, что пикирующие бомбардировщики были менее уязвимы. Им так же, как и торпедоносцам при­хо­ди­лось во время атаки достаточно продолжительное время двигаться с постоянной скоростью и по предсказуемой траектории. Как описывал это японский пилот-пикировщик Токудзи Иидзука: «зенитчику было достаточно прицелиться с упреждением по курсу пикирования и вести огонь, пока наш самолёт автоматически не встретится с его снарядами. При попытке уклониться от этих снарядов, бомба будет сброшена мимо цели». Единственным преимуществом была скорость – если у торпедоносцев на бо­е­вом курсе она составляла не более 160 узлов [296 км/ч], то стандартной скоростью пикирования были уже 240 узлов [445 км/ч]. Одним из способов сокращения потерь стала схема вооружения бомбардировщиков, треть машин – по одной в каждом звене-сётае – несла фугасные бомбы с установкой взрывателя на мгно­вен­ное (1/100 сек.) срабатывание. Эти самолёты шли в своих звеньях первыми, и именно они должны были, пусть и ценой потерь, по­дав­лять вражескую ПВО, «рас­чи­щая дорогу» как пикирующим следом товарищам, вооружённым уже бронебойными бом­ба­ми, так и торпедоносцам.

В Императорском флоте второй половины 1930-х точность бомбометания с пикирования по цели типа «маневрирующий корабль» сначала достигла, а затем и превысила 50%.4 Ожидаемые потери во время атаки составляли до 40% машин. Исходя из этих цифр, была выведена минимальная численность подразделения – на этот раз пикировщиков – необходимого для обес­пе­че­ния пяти-шести попаданий, которые считали достаточными как для подавления ПВО атакуемого корабля, так и для серь­ёз­но­го повреждения полётной палубы в случае авианосца. Эта численность составила всё те же 16−18 самолётов.


Таким образом, согласно японским представлениям второй половины 1930-х, для гарантированного выведения из строя тя­жё­лого корабля – с минимизацией при этом собственных по­терь – требовалась скоординированная одновременная атака эс­кад­рильи торпедоносцев, поддержанных эскадрильей пи­ки­ров­щи­ков и прикрытых адекватным – не менее половины эс­кад­рильи – количеством истребителей эскорта. Кроме того, тре­бо­ва­лось иметь в воздухе ещё и истребители «боевого воздушного патруля» для защиты самого авианосца и его соединения. В сум­ме это составляло не менее 48 машин – то есть, бóльшую часть авиагруппы эскадренного авианосца. Однако уве­ли­чив­ши­еся габариты и длина разбега самолётов привели к тому, что ни один авианосец уже не был в состоянии поднять в воздух такое количество машин за один взлётный цикл. При размещении всех этих самолётов даже на полётной палубе «Акаги» – самой длинной в Императорском флоте – на ней попросту не оставалось места для безопасного взлёта.5



Как выглялела бы полётная палуба авианосца «Акаги» при попытке поднять в воздух минимальную ударную группу из 48 самолётов, стоявших на вооружении в 1938 г. – 18 торпедоносцев «Йокосука» B4Y, 18 пикировщиков «Аити» D2A и 12 истребителей «Мицубиси» A5M.


С появлением самолётов следующего поколения задача стала бы ещё менее реальной в связи с увеличением габаритов и взлётного веса ма­шин. Такая же ударная группа, но уже состоящая из 18 «Накадзима» B5N, 18 «Аити» D3A и 12 «Мицубиси» A6M.

Одним из вариантов решения этой проблемы был подъём авиагруппы в два этапа. Но при этом самолёты, взлетевшие на первом этапе, вынуждены были бы не менее получаса кружить над авианосцем, дожидаясь взлёта машин второго этапа. Сжи­гая при этом драгоценное горючее, что уничтожало одно из основных преимуществ японских палубных самолётов – воз­мож­ность атаки с дальности, недоступной для палубной авиации вероятного противника. На это японцы пойти не могли, поэтому они остановились на другом варианте, атаке «волнами».

Этот вариант требовал задействования сразу нескольких авианосцев, в простейшем случае – обоих авианосцев дивизии. В этом случае с одного корабля поднимали в воздух эскадрилью торпедоносцев, в то время как с другого – эскадрилью пи­ки­ров­щи­ков. Кроме того каждый из авианосцев поднимал также по половине истребителей эскортной группы и боевого воз­душ­ного патруля. В общей сложности – не более 30-36 самолётов с каждого корабля, что без проблем могли себе позволить даже «сред­ние» авианосцы «Сорю» и «Хирю».



Даже небольшие «Сорю» и «Хирю» могли без проблем поднять в воздух свои «половинки» ударных авиагрупп. Показана примерная расстановка самолётов на палубе «Хирю» утром 4 июня 1942 г.: 18 торпедоносцев «Накадзима» B5N и 12 истребителей «Мицубиси» A6M.

Комбинированная ударная группа первой волны в едином строю отправлялась к своей цели, после чего на авианосцах на­чи­на­ли готовить к взлёту вторую волну, состоявшую теперь из эскадрильи пи­ки­ров­щиков с первого авианосца, и тор­пе­до­нос­цев – со второго, а также по половине истребителей эскорта с каждого. Спустя 30-40 минут вторая волна также в едином строю от­прав­ля­лась уже к своей цели. При использовании бóльшего количества авианосцев, схема усложнялась (могла превратиться в подивизионную), но принцип оставался тем же.6 Однако это решение порождало, в свою очередь, другую проблему.


<< Предыдущая часть главы   Следующая часть главы >>


1 Строго говоря, название этого соединения, 第一航空戦隊 (дай-ити коку сэнтай), в буквальном переводе означает «первая воздушная эс­кад­ра». Однако подавляющая часть японских документов была введена в военно-исторический оборот через американские переводы. А во флоте США соединение из двух и более кораблей традиционно называется «Division», в то время как термин «эскадра» (Squadron) обозначает объединение из двух и более дивизионов малых кораблей – эсминцев, подводных лодок и т.д. В результате, в англоязычной военно-исторической литературе японские коку сэнтай – «воздушные эскадры» превратились в «дивизии авианосцев» (Carrier Division) когда дело касается соединений авианесущих кораблей, и «воздушные флотилии» (Air Flotilla), в случае соединений морской авиации берегового базирования. В русскоязычной литературе традиционно используются эти кальки с английского, а не прямые пе­ре­во­ды ори­ги­наль­ных названий.
2 В американском официальном ежегодном дайджесте по морской авиации даже в 1939 году без тени сомнения писалось, что японцами «не был самостоятельно спроектирован ни один из самолётов, выпускающихся ими в настоящий момент для нужд вооружённых сил». В реальности единственным на тот момент японским военным самолётом ино­стран­ной разработки был производившийся по лицензии ле­ген­дар­ный аме­ри­кан­ский транспортник «Дуглас» DC-3.
3 Усиленная конструкция 45-см торпеды обр. 91 мод. 2 позволяла сбрасывать её с высоты до 200 м на скорости до 260 узлов [480 км/ч]. Од­на­ко в качестве оптимальных (с точки зрения точности и координации в группе) в палубной авиации Императорского флота были при­ня­ты 50-100 м высоты и 140-160 узлов [260-296 км/ч] скорости сброса.
4 По результатам учений Объединённого флота в 1939 г. она составляла уже 53,7%. Спустя два года, после перехода на новый бом­бар­ди­ров­щик «Аити» D3A, она достигла 55%. Внедрение новой тактики и методики бомбометания с пикирования позволило серьёзно улуч­шить и эти показатели. При потоплении в апреле 1942 г. британских крейсеров «Корнуолл» и «Дорсетшир», а также лёгкого авианосца «Гермес», в корабли попало до 90% бомб, сброшенных японскими пикировщиками.
5 Строго говоря, эту проблему теоретически можно было решить, поднимая стоящие первыми самолёты при помощи катапульт, од­на­ко катапульт на японских авианосцах не было, и прежде всего, из-за времени, требуемого для взлёта с их помощью. Цикл ката­пуль­ты из­ме­рял­ся минутами, в то время как с палубы самолёты могли взлетать с интервалом 15-30 секунд. Даже американцы, у которых ката­пуль­ты на эскадренных авианосцах имелись, начали их активно использовать лишь со второй половины Тихоокеанской войны, когда после перехода на более тяжёлые истребители столкнулись с той же проблемой, но уже в более острой форме.
6 В максимальном варианте эта схема была задействована всего один раз, когда во время рейда на Пёрл-Харбор с шести авианосцев Пер­­во­­го Мобильного соединения были подняты две ударных «волны» численностью 189 самолётов первая и 171 – вторая, плюс отдельная истребительная группа из 39 машин, прикрывавших поле боя, и ещё 6 истребителей, осуществлявших прикрытие соединения. В общей сложности за два взлётных цикла в воздух было поднято 405 палубных самолётов.

Posts from This Journal by “«Без права на победу»” Tag

Comments

( 67 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
ijn_myoko
Sep. 29th, 2014 03:51 am (UTC)
1. Название авианосца 大鷹 читается как たいよう-"Тайё".
2. Не совсем понял, почему 戦隊 должно означать "эскадра". БЯРС даёт значения (как морского термина) "дивизия" или "бригада".
midnike
Sep. 29th, 2014 10:39 am (UTC)
1. Да, конечно, тем более, что в предыдущем посте я よう везде транскрибировал правильно, а тут чего-то прохлопах, когда диаграмку рисовал :)

2. Как обяснили мне умные люди:

>> Японцы переводили свои термины с учётом терминологии конечного языка, поэтому "Дай-ити коку сэнтай" на английский (британский, естественно) официально переводилось, как "First Flying Squadron", а на французский - как "Premiere Division Aeronautique". "Суйрай сэнтай" официально переводился, как "Torpedo Squadron", а "сэнсуй сэнтай" - как "Submarine Flottila".

Причём для японцев все эти сэнтаи были, естественно, соединениями одного ранга, то есть система ближе именно к британской, где эскадра и флотилия тоже примерно одного ранга, в отличие от американской и русской систем. Где-то так :)
(no subject) - ijn_myoko - Sep. 29th, 2014 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Sep. 29th, 2014 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorenko_vl - Oct. 9th, 2014 03:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Oct. 1st, 2014 08:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugen_pinak - Oct. 1st, 2014 09:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Oct. 1st, 2014 09:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugen_pinak - Oct. 1st, 2014 10:11 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
gloire_bb
Sep. 29th, 2014 07:38 am (UTC)
Потерто
Nvm, мой фейл.

Edited at 2014-09-29 07:40 am (UTC)
(no subject) - midnike - Sep. 29th, 2014 10:46 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - midnike - Sep. 29th, 2014 12:11 pm (UTC) - Expand
citizenkane1941
Sep. 29th, 2014 06:00 am (UTC)
Как всегда отлично
Насчет примечания 2 - а в дайджесте указывались хоть модели "выпускающихся самолетов"? Или прямо указывалось - "а вот B4Y, разработанный "Хейнкелем" и т.п.? И на счет "Гермеса" - все-таки есть еще фото его гибели (кроме общеизвестного), по которым лучше видно, что он поймал больше 30 бомб? Уж больно много палубы в относительном порядке...
midnike
Sep. 29th, 2014 11:54 am (UTC)
Re: Как всегда отлично
1. Фиг его знает, если честно :) Цитируется по книжке, которая про разведку, в общем-то. "Combined Fleet Decoded" Прадоса.

Но я так подозреваю, что там была та же ситуация, что была и с советскими самолётами. Типа раз внешне похож на какой-то западный самолёт -- то фигли тут думать, скопировали, конечно. Разве эти тупые коммуняки могут что-то сами придумать, только воровать продвинутые западные технологии умеют. Ну и становится Су-27 "русским клоном F-15" :)

Некоторые в штатах на голубом глазу считали, что и "Зеро" был "срисован" с американсих то ли с Vought V-143, то ли с T-6 Texan . Так и не решили :)

2. По "Гермесу" -- точные данные могут быть только если его обследуют на дне, ясное дело. Потому как с теми же "Принц оф Уэлс" и "Рипалсом" выяснилось не так давно, что торедных попаданий было меньше, чем докладывали как японцы, так и выжившие офицеры кораблей. Так что нынешние цифры -- это некоторое среднее из цифр обеих сторон. А насчёт палубы -- по правому борту она там разнесена в хлам, а по оставшейся части дырок хоть и не видно (от бронебоек они вообще маленькие), но видны дымки от пожара в ангаре через эти дырки похоже.
(no subject) - ezyk091978 - Sep. 29th, 2014 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Sep. 29th, 2014 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ezyk091978 - Sep. 29th, 2014 04:42 pm (UTC) - Expand
Re: Как всегда отлично - thagastan - Sep. 29th, 2014 04:38 pm (UTC) - Expand
Re: Как всегда отлично - eugen_pinak - Sep. 29th, 2014 02:52 pm (UTC) - Expand
Re: Как всегда отлично - midnike - Sep. 29th, 2014 10:38 pm (UTC) - Expand
Re: Как всегда отлично - eugen_pinak - Sep. 30th, 2014 05:57 am (UTC) - Expand
Re: Как всегда отлично - midnike - Oct. 1st, 2014 08:47 am (UTC) - Expand
ecoross1
Sep. 29th, 2014 06:59 am (UTC)
Какие трогательные самолетики.
midnike
Sep. 29th, 2014 12:05 pm (UTC)
Это которые бипланчики, или которые толпами на палубе жмутся? :)
(no subject) - ecoross1 - Sep. 29th, 2014 12:07 pm (UTC) - Expand
vova_modelist
Sep. 29th, 2014 07:56 am (UTC)
Как всегда очень интересно и познавательно. Особенно понравилось про появление концепции массированного применения авианосцев.

Жду такого-же про американцев - уверен что узнаю много нового :).
midnike
Sep. 29th, 2014 11:57 am (UTC)
Самое весёлое у американцев -- это как уродская конструкция "Лэнгли" заставила их придумать чисто американскую школу палубных операций. Тоже ведь не от хорошей жизни вышло :)
(no subject) - vova_modelist - Sep. 29th, 2014 06:57 pm (UTC) - Expand
ezyk091978
Sep. 29th, 2014 08:47 am (UTC)
> Одним из вариантов решения этой проблемы был подъём авиагруппы в два этапа
Именно в этом, по-моему, кроется причина шараханий по ту сторону Тихого океана от "Лексингтонам" к кораблям меньшего водоизмещения.
midnike
Sep. 29th, 2014 11:59 am (UTC)
Да не, там причины в основном те же, что заставили японцев после "Акаги" и "Кага" построить "Рюдзё". Хотя нюансы тоже есть.
lastfire
Sep. 29th, 2014 10:33 am (UTC)
Спасибо за материал. Раньше не задумывался о причинах такого деления авиагрупп и сложностях с их подъемом.
Глава прервана на самом интересном месте :)
(no subject) - gripacywhamk - Sep. 29th, 2014 10:51 am (UTC) - Expand
thagastan
Sep. 29th, 2014 11:06 am (UTC)
Глянул пока одним глазом (не удержался, не дождался ухода со службы) - диаграммы "Состав дивизий авианосцев Императорского флота в период с апреля 1928 г. по июнь 1942 гг." и "Изменение состава авиагрупп авианосцев Императорского флота в период 1928−1941 гг." привели в восторг. Исключительно наглядны и информативны!!!
midnike
Sep. 29th, 2014 12:02 pm (UTC)
Причём если по авиагруппам я это примерно так в голове и держал, то по дивизиям и сам с этой диаграмы охренел, когда собрал в кучу данные и нарисовал. Я, конечно, и так знал, что их непрерывно тосовали, но не представлял до какой степени.
(no subject) - thagastan - Sep. 29th, 2014 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Sep. 29th, 2014 10:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - thagastan - Sep. 30th, 2014 07:27 am (UTC) - Expand
mohanes
Sep. 29th, 2014 12:51 pm (UTC)
Спасибо. Блестящая работа.
eugen_pinak
Sep. 29th, 2014 02:36 pm (UTC)
Хорошо написано. Но опять не могу обойтись без замечаний :)

Состав дивизий авианосцев Императорского флота в период с апреля 1928 г. по июнь 1942 гг.

Во-первых, после 1942 надо только одно "г", а во-вторых, сама таблица имеет только отдалённое сходство с реалом.

** Резкое увеличение количества торпедоносцев в авиагруппе 1938 г. вызвано спецификой стоявших перед «Акаги» задач – поддержка сухопутных войск в ходе японо-китайской войны. Собственно в ангарах авианосца помещалось не более 28 боеготовых и 4 резервных B4Y.

Это неверно. Увеличение количества торпедоносцев было вызвано спецификой планируемых действий "Акаги" в составе флота (могучий торпедный удар по американским линкорам). Из его самолётов, кстати, в ангарах помещались 35 операционнопригодных и 24 резервных торпедоносцев.

Однако японские специалисты отдавали себе отчёт, что против активно маневрирующего корабля горизонтальные бомбардировки практически бесполезны, поэтому их планировалось применять, прежде всего, по береговым целям.

Использование бомб с горизонтального полёта против больших кораблей в открытом море было нормой - смотри бой у Куантана.

Одним из способов сокращения потерь стала схема вооружения бомбардировщиков – вне зависимости от типа ата­ку­е­мо­го корабля, треть машин несла фугасные бомбы с установкой взрывателя на мгновенное (1/1000 сек.) срабатывание. Эти самолёты шли в авангарде подразделения, и именно они должны были, пусть и ценой потерь, подавлять вражескую ПВО, «рас­чи­щая дорогу» как пикирующим следом товарищам, вооружённым уже бронебойными бомбами, так и торпедоносцам.

Вообще-то эта система была введена аж после Мидуэя. До того такого разделения не было: либо все звенья несли одинаковые бомбы, либо все звенья имели одну машину с фугаской.

Этот вариант требовал задействования сразу нескольких авианосцев, в простейшем случае – обоих авианосцев дивизии. В этом случае с одного корабля поднимали в воздух эскадрилью торпедоносцев, в то время как с другого – эскадрилью пи­ки­ров­щи­ков.

А откуда эта инфа? А то я ни разу не встречал такой ударной организации японской ДАВ.

5 Строго говоря, эту проблему теоретически можно было решить, поднимая стоящие первыми самолёты при помощи катапульт, од­на­ко катапульт на японских авианосцах не было, и прежде всего, из-за времени, требуемого для взлёта с их помощью.

Самое интересное, что катапульты на авианосцах у японцев испытывались (на "Кага"), но в серию не пошли.
midnike
Sep. 29th, 2014 09:54 pm (UTC)
>> Во-первых, после 1942 надо только одно "г", а во-вторых, сама таблица имеет только отдалённое сходство с реалом.

Есть такое дело :) Это была первая версия, я по опорным точкам её делал -- просто чтобы самому прикинуть перемещения по дивизиям. Теперь закончил новую, в основном по TROMам, на что у Талли есть, так что теперь можешь пинать уже предметно.

Сразу говорю, что у меня там некоторые сомнения по "Хосё" (статус в 33-34 и непосредственно до и после модернизации 35-36) и по "Кага" тоже, относительно модернизации 38-го -- всё ли это время он в доке проторчал, или в резерве тоже был.

На остальное отвечу позже, а то мозги уже не работают :)

ЗЫ. Ну и соответственно, там с точностью до месяца, не более -- масштаб шибко маленький.

Edited at 2014-09-29 09:57 pm (UTC)
(no subject) - eugen_pinak - Sep. 30th, 2014 06:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Sep. 30th, 2014 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Oct. 1st, 2014 08:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugen_pinak - Oct. 1st, 2014 08:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Oct. 1st, 2014 09:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugen_pinak - Oct. 1st, 2014 10:04 am (UTC) - Expand
thagastan
Sep. 29th, 2014 04:44 pm (UTC)
Очень интересно!
Выстраивается (как и по рассказу о кислородных торпедах!) логика создания и применения оружия, откуда вытекают организация и штаты.

Вообще интересно - получается, что у нас бронебойные бомбы появились синхронно с японцами. Бекаури сделал БРАБ-220 образца 1930 года из полубронебойного 11-дм снаряда царских времен.
midnike
Oct. 1st, 2014 08:18 am (UTC)
Ну, у японцев БРАБы первого поколения очень извращённые были, каплевидной такой формы, похожие на миномётные мины. Потом плюнули и перешли на циллиндрические в конце 30-х :) Ракетные ускорители они тоже, кстати, к бомбам присобачивали во второй половине войны.
(no subject) - thagastan - Oct. 1st, 2014 05:14 pm (UTC) - Expand
33samurai
Sep. 29th, 2014 08:22 pm (UTC)
>хотя на тот момент он всё ещё скорей выдавал желаемое за действительное

Нет, просто он был в теме. Благотворное влияние британской школы.

"The most advanced thinkers in the Navy and those having the greatest personal experience at sea have come to the conclusion that the battleship is really dead. No one need fight a battleship except with submarine boats or destroyers, and the sole function of battleships in future wars is to be sunk. They can defend nothing day or night with any certainty."

>От спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных разведчиков было решено отказаться совсем, а общий баланс однозначно изменился в пользу ударных самолётов

Более чем двукратный рост мощности двигателя D1A по сравнению с C1M, обеспечивал возможность взлетать с большим взлётным весом, позволяя совмещать крупные бомбы и существенный запас топлива. И всё это в самолёте, меньшим чем торпедоносец. Соответственно, наращивание ударных возможностей не было следствием доктринальных сдвигов, а всего-лишь последствиями технического прогресса, позволившего усилить ударную мощь вспомогательных самолётов.

>Однако, несмотря на все плюсы, которые давало преимущество в «длине руки», ключевой всё же стала идея массирования авианосцев. При этом не стóит думать, что эта мысль возникла в чьей-то отдельно взятой гениальной голове сразу в виде пол­но­стью оформленной перспективной концепции.

Да просто не было у японцев ни в двадцатых, ни в начале тридцатых, большого числа авианосцев, чтобы их массировать. Крупный и быстрый был вообще один - Акаги. Кага был крупным, но слоупочным. Рюдзё был небольшим. И вот из этого почему-то делают далеко идущие выводы. Между тем, задачи, которые ставились перед авианосцами в данный период, всего лишь соответствовали их численности. И не следует их путать с общими представлениями, обеспечившими выделение денег на новые корабли сразу, как только позволила дипломатическая ситуация.
gloire_bb
Sep. 30th, 2014 08:23 pm (UTC)
>No one need fight a battleship except with submarine boats or destroyers
А при чём тут "Благотворное влияние британской школы", если это jeune ecole обыкновенный? =)
(no subject) - 33samurai - Oct. 1st, 2014 05:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Oct. 1st, 2014 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - 33samurai - Oct. 1st, 2014 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - midnike - Oct. 1st, 2014 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - 33samurai - Oct. 1st, 2014 12:41 pm (UTC) - Expand
sidorenko_vl
Oct. 9th, 2014 01:36 pm (UTC)
В порядке лёгкого придиразма:
- Кайсен ёмурэй - очепятка, надо Кайс_э_н ёмурэй;
- «Чер­но­вик наставления по воздушному бою» (Кокусэн ёму соан) - лучше "Проект", а то "Черновик" для официоза такого уровня, говорить как-то не принято;
- Таким образом, даже к началу Тихоокеанской войны в военно-морском флоте Япо­нии не существовало никаких утвёрждённых на уровне Генштаба директивных документов по стра­те­гии и тактике при­ме­не­ния морской авиации. - Хм... А как же 4-я редакция Кайсэн ё:мурэй (1940 г.) в которую были включены положения об использовании морской авиации?
- Строго говоря, название этого соединения, 第一航空戦隊 (дай-ити коку сэнтай), в буквальном переводе означает «первая воздушная эс­кад­ра». ... В русскоязычной литературе традиционно используются эти кальки с английского, а не прямые пе­ре­во­ды ори­ги­наль­ных названий. - Строго говоря, 戦隊 в буквальном переводе означает "боевой отряд". Что характерно, во времена русско-японской войны официально употреблялся именно этот перевод (по традиции, применительно к тем временам он продолжает употребляться и в современных исторических работах). А вот позднее этот японский термин стали переводить по разному: "дивизия" (иногда "бригада") применительно к боевому отряду линкоров или крейсеров, "эскадра" или "флотилия" применительно к торпедному боевому отряду ("эскадра эсминцев"). Бардак, одним словом...

Edited at 2014-10-09 01:37 pm (UTC)
midnike
Oct. 9th, 2014 02:29 pm (UTC)
>> лучше "Проект", а то "Черновик" для официоза такого уровня, говорить как-то не принято;

Принято, исправляю.

>> А как же 4-я редакция Кайсэн ё:мурэй

А где об этом можно поподробней? Я у Питти только про "Дополение к Боевому уставу: Воздушные операции" 1939 г. читал. "This statement, which served as an intermediate step on the way to a formal revision of the Battle Instructions [...] Measures to transform these principles into a formal revision of the Battle Instructions were incomplete at the opening of the Pacific War" Mark R. Peattie "Sunburst" p. 147. со ссылкой на "Кайгун гунсэмби" из серии "Сэнси Сёсо".

>> Бардак, одним словом...

В принципе, я эту сноску писал ислючительно для того, чтобы объяснить почему один и тот же термин в одних случаях переводится как "дивизия", а в других -- как "флотилия" :)
(no subject) - sidorenko_vl - Oct. 9th, 2014 04:07 pm (UTC) - Expand
nick_55
Oct. 9th, 2014 05:33 pm (UTC)
СУПу - очередное турсун-задэ! Этого Вашего поста в ленте нет, так бы и прохлопал.(
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 67 comments — Leave a comment )